Мудрый Юрист

Договор об оказании кинозрелищных услуг

Матвеев Игорь Валентинович, заместитель директора Института государственного управления и права по специальности "Юриспруденция", заведующий кафедрой гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО "Государственный университет управления", кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена вопросам правового регулирования в Российской Федерации отношений между зрителем и субъектами, осуществляющими на профессиональной основе демонстрацию кинофильмов. В статье утверждается тезис о договорной природе указанных отношений, которые представляют собой возмездные услуги, оказываемые потребителям. Особое внимание уделяется правовому статусу заказчика услуг (зрителя) и исполнителя услуг.

Ключевые слова: договор оказания возмездных услуг, кинозрелищная услуга, кинозрелищная организация.

Contract on rendering of cinema-entertainment services

I.V. Matveev

The article concerns issues of legal regulation in the Russian Federation of relations between the spectator and subjects effectuating on the professional basis demonstration of films. The article puts forward the thesis on the contractual nature of the said relations which are compensated services rendered to consumers. The special attention is drawn to the legal status of the customer (spectator) and the performer of services.

Key words: contract of rendering of compensated services, cinema-entertainment service, cinema-viewing organization.

Правоотношения, возникающие между кинозрителями и организациями, осуществляющими публичный показ кинофильмов, охватываются договором об оказании кинозрелищных услуг. Данный договор прямо не упомянут в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), однако он вполне укладывается в положения о возмездном оказании услуг (гл. 39 ГК РФ), а также, с учетом того что одной из сторон данного договора является физическое лицо, идущее в кинотеатр исключительно с личными целями, не связанными с осуществлением предпринимательской деятельности, к данному договору должны применяться нормы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями и дополнениями) <1>. Кроме того, сегодня продолжают действовать Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1264 "Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения" (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 859, от 01.02.2005 N 49, от 14.12.2006 N 767, от 10.03.2009 N 219) (далее - Постановление N 1264) <2> и Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 396 "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации" (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 859, от 26.01.2007 N 50) (далее - Постановление N 396) <3>.

<1> Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" // ВВС. 1992. N 15. Ст. 766; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1264 "Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения" (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 859, от 01.02.2005 N 49, от 14.12.2006 N 767, от 10.03.2009 N 219) // СЗ РФ. 1994. N 31. Ст. 3282.
<3> Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 396 "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации" (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 859, от 26.01.2007 N 50) // САПП. 1993. N 18. Ст. 1607.

Предметом рассматриваемого договора являются действия исполнителя по оказанию в присутствии заказчика кинозрелищной услуги, которая, исходя из смысла п. 4 Постановления N 1264, выражается в показе художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных кинофильмов, предназначенных для публичной демонстрации кинозрелищными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими прокатные удостоверения установленного образца, выданные в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с Постановлением N 396.

Сторонами договора по оказанию кинозрелищных услуг являются заказчик кинозрелищной услуги (зритель) и исполнитель соответствующей услуги (кинозрелищная организация или индивидуальный предприниматель) (п. 1 Постановления N 1264).

В качестве зрителя в данном договоре выступает исключительно физическое лицо. В тех случаях, когда организация покупает билеты в кинотеатр для своих работников с целью проведения корпоративного культпохода, она лишь представляет их интересы в соответствующем правоотношении, поскольку только физическое лицо, обладающее сознанием и интеллектом, будучи стороной данного договора, в состоянии осмыслить суть происходящего на киноэкране и оценить качество оказываемой услуги.

В определенных случаях в качестве зрителя может выступать лицо, не обладающее полной дееспособностью в силу возраста. В прокатном удостоверении к кинофильму согласно нормам Постановления N 396 могут быть указаны возрастные ограничения, которые применительно к заключению договора с лицом, не достигшим соответствующего возраста, могут быть определяющими.

В качестве исполнителя соответствующей услуги выступает либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. Деятельность по оказанию кинозрелищных услуг в настоящее время не подлежит лицензированию, однако на каждый кинофильм исполнитель соответствующей услуги обязан иметь в соответствии с Постановлением N 396 прокатное удостоверение, выданное Министерством культуры РФ, либо его нотариально заверенную копию. Сегодня на рынке оказания кинозрелищных услуг действуют как коммерческие организации в виде сетей кинотеатров, осуществляющих свою деятельность, как правило, в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью (например, ООО "Прокатная компания "Формула кино"), а также некоммерческие организации, такие, как бюджетные учреждения культуры - отдельные кинотеатры, не вошедшие в какую-либо сеть под эгидой общего юридического лица. Доля индивидуальных предпринимателей на рынке оказания рассматриваемых услуг незначительна.

Договор оказания кинозрелищных услуг является консенсуальным, двусторонне обязывающим (синаллагматическим), возмездным. Данный договор является договором присоединения, ибо потенциальный зритель не имеет возможности торговаться при покупке билета и устанавливать время сеансов кинофильма.

При этом право на выбор места в зрительном зале при покупке билета отнюдь не превращает рассматриваемый договор в договор присоединения, поскольку при отсутствии желаемого места зритель, скорее всего, откажется от заключения договора. Договор для заказчика потребительский, а для исполнителя предпринимательский.

Весьма интересной проблемой является вопрос о публичности договора оказания кинозрелищных услуг. Правовая природа складывающихся в нем отношений подсказывает, что он должен быть публичным во всех случаях, так как при наличии билетов на киносеанс исполнитель данной услуги не должен отказать в заключении данного договора. Но ввиду того что ст. 426 ГК РФ при определении публичного договора недвусмысленно говорит о необходимости исполнителя быть коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем, представляется, что в случае, когда услуги по демонстрации кинопродукции оказывает некоммерческая организация, рассматриваемый договор публичным не является, что, очевидно, не совсем соответствует существу складывающихся отношений между зрителем и юридическим лицом, осуществляющим кинопоказ.

Пункт 7 Постановления N 1264 устанавливает: "Договор на кинообслуживание считается заключенным с момента продажи билета. В билете должны быть указаны наименование исполнителя, посадочное место, дата и время начала сеанса, цена". То, что согласно вышеуказанной норме должно содержаться в билете, представляет собой не что иное, как существенные условия данного договора. На практике кинозрелищные организации также включают в билет информацию о названии кинофильма и номере (названии) зала, где осуществляется кинопоказ. Эти условия также приобретают характер существенных, если в одно и то же время в разных залах демонстрируются как разные, так и один и тот же кинофильм. Что касается цены билета (оказания кинозрелищной услуги), то она согласно п. 15 Постановления N 1264 устанавливается исполнителем услуги самостоятельно, если в нем не предусмотрено иное.

Исполнитель кинозрелищных услуг (подобно продавцу товаров в розницу) имеет перед зрителем преддоговорные обязанности, которые указаны в п. 13 Постановления N 1264. Так, он обязан предоставлять зрителям полную и достоверную информацию: о фильмах текущего и планируемого репертуара, в том числе указывать год выпуска, исполнителей главных ролей, имеющиеся возрастные ограничения допуска зрительской аудитории на просмотр кинофильма; о ценах на билеты; о расположении мест в зрительном зале (план); о времени начала и продолжительности сеанса; о дополнительных услугах, оказываемых зрителю, и ценах на них; о льготах, предоставляемых отдельным категориям зрителей в соответствии с действующим законодательством; о специальных сеансах для детей и порядке снижения цен на билеты на детские сеансы, устанавливаемом органами местного самоуправления.

Также исполнитель согласно п. 11 Постановления N 1264 обязан предоставлять зрителям возможность ознакомиться с Правилами по кинообслуживанию населения путем вывешивания их в удобном для обозрения месте.

Помимо этого исполнитель:

В соответствии с п. 21 Постановления N 1264 замена кинофильма в программе планируемого репертуара допускается в случае порчи или утери кинофильма.

Исполнитель имеет право на получение денежного вознаграждения за предоставленную услугу (п. 7, 8 Постановления N 1264); на проведение предварительной продажи билетов (п. 17 Постановления N 1264); на организацию предсеансового обслуживания зрителей (в том числе выступления музыкальных ансамблей, артистов-исполнителей, демонстрацию киножурнала) (п. 9 Постановления N 1264).

Согласно п. 23 Постановления N 1264 во всех случаях нарушения требований, предъявляемых к исполнителям кинозрелищных услуг по качеству и срокам оказания услуг, последние обязаны возмещать зрителям убытки в установленном порядке.

Правовое положение зрителей определено нормами раздела IV Постановления N 1264, согласно которому они имеют право на:

В свою очередь, зрители обязаны при посещении кинотеатра соблюдать правила работы исполнителя, общественный порядок, а также сохранять билет до окончания сеанса. Дети дошкольного и младшего школьного возраста допускаются на вечерние сеансы на фильмы, не имеющие возрастных ограничений, в сопровождении взрослых.

Администрация исполнителя вправе не допустить зрителя на просмотр или удалить из зала в случае нарушения зрителем общественного порядка и причинения вреда имуществу исполнителя.

В соответствии с п. 27 Постановления N 1264 зритель несет имущественную ответственность за причиненный по его вине ущерб исполнителю в порядке, предусмотренном законодательством.

Итак, по договору оказания кинозрелищных услуг исполнитель (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) обязуется осуществить демонстрацию кинофильма, а зритель (заказчик) обязуется оплатить эти услуги.