Мудрый Юрист

Финансово-правовое регулирование выделения материальных и продовольственных ресурсов при ликвидации чрезвычайных ситуаций

Белхароев Хаджимурад Уматгиреевич, советник Управления федеральной поддержки территорий МЧС России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье автор раскрывает систему финансово-правового регулирования создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера и выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Ключевые слова: регулирование, резервы, ресурсы, жизнеобеспечение, финансирование.

Financial and legal regulation on the allocation of material and food resources for emergency response

Kh.U. Belkharoyev

The author discloses a system of financial and legal regulation, creation, storage, use and replenish reserves of material resources for the elimination of natural and man-made disasters and budget allocations from the reserve fund of the Government of the Russian Federation for the prevention and elimination of emergency situations and natural disasters.

Key words: regulation, reserves, resources, livelihoods, financing.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются, гарантируются и обеспечиваются защитой неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина. Обязанность органов государственной власти всех уровней - своей согласованной деятельностью обеспечивать реализацию конституционных прав и свобод гражданам, в том числе и по защите в чрезвычайных ситуациях и оказанию первоочередной помощи. Осуществление мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий являются предметом совместного ведения Российской Федерации и входящих в ее состав республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов.

Порядок создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера и выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлений Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задач органов государственной власти на всех уровнях. Целью жизнеобеспечения населения является удовлетворение физиологических, материальных и духовных потребностей населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными нормами.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся: обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и информационное обеспечение. Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет:

Решение об использовании резерва материальных ресурсов при ликвидации ЧС принимается органом, создавшим этот резерв. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" выпуск материальных ценностей из государственного резерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании запроса федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции координации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, на основании решения Правительства Российской Федерации. Восполнение в государственном резерве запасов указанных материальных ценностей обеспечивается за счет их получателей в установленные Правительством Российской Федерации сроки или в ином порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Использование резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС других уровней может осуществляться на безвозмездной или возмездной основе. Источники восполнения израсходованных материальных ресурсов указываются в решении органов о выделении материальных ресурсов из этих резервов.

Финансирование расходов, связанных с созданием, хранением, обслуживанием (перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний, технических проверок и защиты от биологических вредителей) и восполнением (освежением, заменой и т.п.) резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, осуществляется за счет средств создающих их органов.

В 2012 г. в субъектах Российской Федерации увеличились объемы резервов финансовых и материальных ресурсов, совершенствовалась нормативная правовая база, приняты новые и внесены изменения в действующие нормативные документы, оптимизировались номенклатура и объем резервов.

Таблица 1

Доля резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на душу населения, в среднем по Российской Федерации и федеральным округам

                 Наименование                 
 финансовые 
руб./чел.
 материальные
руб./чел.
Российская Федерация                          
   338,05   
    83,56    
Северо-Западный федеральный округ             
   409,70   
   269,28    
Уральский федеральный округ                   
   319,51   
    63,79    
Южный федеральный округ                       
   300,75   
    51,83    
Дальневосточный федеральный округ             
   269,34   
    48,90    
Приволжский федеральный округ                 
   204,19   
    42,86    
Сибирский федеральный округ                   
   125,33   
    40,25    
Центральный федеральный округ (без г. Москвы) 
   86,59    
    30,38    
Северо-Кавказский федеральный округ           
   45,58    
    24,16    
г. Москва                                     
  1873,38   
   426,19    

Рис. 1. Объем резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС по федеральным округам, млн. руб. Рис. 2. Фактическое наличие материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС по федеральным округам, млн. руб.

Резервы материальных ресурсов в 2012 г. неоднократно использовались на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС, в том числе при ликвидации аварий на объектах ЖКХ, на противопаводковые и противопожарные мероприятия и тушение лесных пожаров, на проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных работ и др., всего на сумму 157,421 млн. рублей.

В 2012 г. органами исполнительной власти 21 субъекта Российской Федерации (Республик Адыгея, Алтай, Чеченской, Чувашской Республик; Забайкальского, Камчатского, Ставропольского, Пермского краев; Амурской, Воронежской, Калужской, Кемеровской, Костромской, Курской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Сахалинской, Тульской, Ярославской областей; Ханты-Мансийского автономного округа) проведена работа по совершенствованию действующей нормативной базы в области создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС. Ими приняты новые и внесены изменения в действующие нормативные документы по созданию резервов материальных ресурсов. Указанные документы приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства, оптимизированы номенклатура и объем накопления материальных ресурсов в резервах.

Работа по созданию резервов в 2012 г. осуществлялась и на муниципальном уровне. В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС на общую сумму 10,01 млрд. рублей.

Анализ существующей нормативной базы и опыт, накопленный в ходе проверок состояния работы по созданию и использованию резервов на местах, показывают, что в субъектах Российской Федерации номенклатура и объем материальных резервов зачастую определяются без учета степени риска территорий и происходящих ЧС. Недостаточно накапливаются материальные ресурсы для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения; требуется совершенствование, доработка и изменение нормативной базы, не планируются и не выделяются средства из бюджетов на закупку ресурсов в резервы.

Кроме того, в 2012 г. Счетной палатой проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Анализ эффективности использования бюджетных средств, направляемых на создание, совершенствование и функционирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2011 году и истекшем периоде 2012 года". По результатам проверки было указано, что, несмотря на значительные темпы роста финансовых резервов и материальных ресурсов в целом по России, во многих субъектах Российской Федерации объем резервов финансовых ресурсов и объем материальных ресурсов, приходящийся на душу населения, являются неоправданно низкими.

Особое внимание работе по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС должно быть уделено в 2013 г. в Ленинградской области, а также в Архангельской области и Ненецком автономном округе. В Ленинградской области нормативные правовые акты по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций отменены в 2009 г., новые до настоящего времени не приняты.

В Ненецком автономном округе после передачи полномочий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Архангельскую область отменены все нормативные правовые акты, касающиеся создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС. Вместе с тем Архангельская область не приступила к созданию резервов материальных ресурсов на территории Ненецкого автономного округа. Таким образом, на территории Ненецкого автономного округа создание резервов материальных ресурсов не осуществляется и не выполняются требования Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Одновременно 15.02.2013 после метеоритного дождя, который сопровождался вспышкой и ударной волной на территории Челябинской области, выяснилось, что правовое регулирование по данному виду ЧС отсутствует, в законодательстве не предусмотрено оказание материальной помощи в данном конкретном случае. Соответственно, нужно вносить изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" в части указанного случая.

В связи с изложенным органам исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо постоянно проводить работу по следующим направлениям деятельности:

Литература

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 1. Ст. 3 (с изменениями по состоянию на 28 декабря 2010 г.).
  3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 35. Ст. 3648 (с изменениями по состоянию на 1 апреля 2012 г.).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 47. Ст. 5334.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 42. Ст. 4822 (с изменениями по состоянию на 22 ноября 2011 г.).
  6. Бюллетень о создании, наличии, использовании и восполнении резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. М.: РИО НЦУКС МЧС России, 2013. N 37. С. 5.
  7. Белхароев Х.У. Эффективность сотрудничества в гуманитарной сфере по оказанию продовольственной помощи при чрезвычайных ситуациях // Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации: Материалы VII научно-практической конференции; МЧС России 2010 г. М., 2010. С. 147.
  8. Белхароев Х.У. Правовая и экономическая поддержка населению и территориям, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций // "Черные дыры" в российском законодательстве. М., 2007. N 6. С. 424.