Мудрый Юрист

Новый закон "о бухгалтерском учете" как следствие перехода на международные стандарты финансовой отчетности

Сотнева Юлия Дмитриевна, преподаватель кафедры учета, статистики и аудита Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России, старший консультант, Группа компаний "ИНТАЛЕВ".

В связи с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности в 2012 г. возникла необходимость создания законодательной основы приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями Международных стандартов. В статье рассматриваются основные новшества ФЗ от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в условиях необходимости составления отчетности по МСФО. Сделан вывод о том, что Закон установил основные принципы регулирования бухгалтерского учета и роль МСФО в российской правовой системе, а также стал правовой основой для дальнейшего сближения двух систем учета.

Ключевые слова: новый Закон "О бухгалтерском учете"; Международные стандарты финансовой отчетности; финансовая отчетность.

New Federal law "On accounting" as a consequence of IFRS introduction

Y.D. Sotneva

Sotneva Yuliya Dmitrievna, Lecturer, Department of Accounting, Statistics and Audit, Moscow State Institute of International Relations, Senior Consultant, INTALEV Group.

In connection with the IFRS introduction in 2012, the need of developing the legislative basis for the convergence of international financial reporting standards and Russian accounting standards hasemerged. In the present work major differences in the Law "On accounting" are examined in the view of requirement of IFRS reporting. It is concluded that new Federal law N 402-FZ "On accounting" has set key principles of accounting and the role of IFRS in Russian legislation system and has become a legislative basis for further convergence of two systems.

Key words: new federal law on accounting; International financial reporting standards; financial statements.

Сегодня чрезвычайно актуальны вопросы приведения системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями Международных стандартов. С этим, несомненно, связаны и последние преобразования в бухгалтерском учете, а именно вступление в силу Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1> (далее - Закон N 402-ФЗ).

<1> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

Переход на Международные стандарты финансовой отчетности в России имеет давнюю историю. Еще в начале 90-х гг. при реформации бухгалтерского учета и разработке национальных положений по бухгалтерскому учету использовался международный опыт.

В 1994 г. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ была принята Программа реформирования системы бухгалтерского учета, в соответствии с которой переход на МСФО должен был осуществляться поэтапно до 2000 г. В рамках этой Программы был принят ряд положений по бухгалтерскому учету, в основе которых лежали Международные стандарты финансовой отчетности, а также разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

В 1998 г. последовало дальнейшее реформирование бухгалтерского учета, в результате была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 <2>. В деловой оборот вошли концептуальные основы МСФО, такие, как учетная политика как инструмент построения учета и формирования отчетности отдельной организации, приоритет содержания над формой, существенность, осторожность.

<2> СЗ РФ. 1998. N 11. Ст. 1290.

Новым шагом в реформировании бухгалтерского учета в России послужила Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Минфина от 1 июля 2004 г. N 180 <3>.

<3> СПС "КонсультантПлюс".

В дальнейшем Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. N 440 был утвержден План Министерства финансов Российской Федерации на 2012 - 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности <4>.

<4> СПС "КонсультантПлюс".

Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации" <5> был определен механизм признания и принятия Международных стандартов финансовой отчетности в России. Правовой основой стал Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" <6> (далее - Закон N 208-ФЗ), который установил основные требования и правила перехода на МСФО.

<5> СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1385.
<6> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4177.

На данный момент в России введены 63 стандарта МСФО: 37 Международных стандартов финансовой отчетности и 26 Разъяснений к ним, утвержденных Приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н <7>.

<7> СПС "КонсультантПлюс".

Несмотря на то что Закон N 208-ФЗ определил ключевые требования перехода на МСФО, нигде более законодательно даже не было установлено, что вообще означает Международный стандарт финансовой отчетности и как связаны международный учет и национальный учет на основе ПБУ.

Ответом на эти вопросы послужил новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Он закрепил основные принципы регулирования бухгалтерского учета и роль МСФО в регулировании учета в России.

Закон N 402-ФЗ определяет Международный стандарт как стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта. Также в Законе даны другие определения, которые соответствуют положениям МСФО, например определение отчетного периода - "период, за который составляется бухгалтерская отчетность".

Следует отметить, что Закон N 402-ФЗ не включает МСФО в систему регулирования российского бухгалтерского учета, а устанавливает в соответствии со ст. 20 применение Международных стандартов как основу разработки федеральных и отраслевых стандартов.

Федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов. Программа должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, Международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета. На Министерство финансов РФ и Центральный банк Российской Федерации возложено участие в разработке Международных стандартов.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта Международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта.

В Законе N 402-ФЗ несколько сократился по сравнению с Законом N 129-ФЗ состав обязательной годовой бухгалтерской отчетности. Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ в нее будут входить бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. В то же время согласно стандарту МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" в полный комплект финансовой отчетности входят отчет о финансовом положении на дату окончания периода, отчет о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата за период, отчет об изменениях в собственном капитале за период, отчет о денежных потоках за период и примечания, состоящие из краткого обзора основных положений учетной политики и прочей пояснительной информации. Если компания применяет учетную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности или если она расклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности, то она также составляет отчет о финансовом положении на начало предшествующего периода.

Стоит заметить, что аудиторское заключение более не входит в состав обязательной отчетности, так же как и по Международным стандартам финансовой отчетности. Тем не менее это не исключает обязательность его составления в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <8>.

<8> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15.

Для наглядности комплекты финансовой отчетности по двум системам можно представить в форме таблицы.

Таблица

Финансовая отчетность по МСФО и РСБУ

                МСФО               
                 РСБУ                
Отчет о финансовом положении       
Бухгалтерский баланс                 
Отчет о совокупном доходе          
Отчет о финансовых результатах       
Отчет об изменениях в собственном  
капитале
Приложения                           
Отчет о денежных потоках           
Отчет о финансовом положении на    
начало предшествующего периода
Примечания к финансовой отчетности,
включающие существенные положения
учетной политики и прочие
пояснительные примечания
Аудиторское заключение,              
подтверждающее достоверность
бухгалтерской отчетности, если она
подлежит обязательному аудиту (не
входит в комплект обязательной
годовой отчетности)

Источник: составлено автором.

Стоит также отметить, что в системе МСФО в отличие от РСБУ нет определенных форматов отчетности. Они разрабатываются организациями самостоятельно, а в российской системе они утверждаются Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" <9>.

<9> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 35.

Если сравнивать каждую форму отчетности, то можно увидеть следующие различия. В отчете о финансовом положении организация может отражать активы и обязательства в порядке их ликвидности, а не с делением на текущие и долгосрочные. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны подразделяться на краткосрочные и долгосрочные, а также РСБУ не предусматривает возможности расположения активов и обязательств в порядке убывания ликвидности. Согласно п. 99 МСФО (IAS) 1 все статьи доходов и расходов организация может представлять либо в одном отчете о совокупном доходе, либо в двух отдельных отчетах - в отчете о прибылях и убытках и в отчете о совокупном доходе, который начинается с показателя прибыли или убытка и содержит компоненты прочего совокупного дохода. В отчете о совокупном доходе компании могут представлять расходы по функциям. Однако если принимается решение об отражении расходов по функциям, то согласно п. 104 МСФО (IAS) 1 в примечаниях к финансовой отчетности необходимо раскрыть информацию по содержанию. В отчете о финансовых результатах расходы должны классифицироваться по функциям, а в примечаниях - по содержанию.

В новом Законе "О бухгалтерском учете" также вводятся особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, а также особенности процесса составления первой бухгалтерской отчетности. Оба этих момента раскрыты в МСФО (IFRS) 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность" и МСФО (IFRS 1) "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности".

В заключение можно сделать вывод, что процесс сближения двух систем учета, который начался еще в начале 90-х гг., продолжается и по сей день. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", несомненно, закрепил место МСФО в общей системе учета в России и стал правовой основой для дальнейшей конвергенции и сближения национальных стандартов бухгалтерского учета и Международных стандартов финансовой отчетности.