Мудрый Юрист

Новый этап развития правового регулирования бухгалтерского учета

Голованов Георгий Русланович, кандидат юридических наук.

Котович Станислав Стефанович, юрист.

В настоящей статье представлено исследование вопроса правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности. В основу исследования положен анализ законодательных и иных нормативных правовых актов, а также правовых позиций Верховного Суда РФ и Федерального арбитражного суда Московского округа.

Ключевые слова: бухгалтерский учет; бухгалтерская (финансовая) отчетность; экономический субъект; федеральные и отраслевые стандарты; правила бухгалтерского учета.

A new stage of development of the legal regulation of accounting and reporting

G.R. Golovanov, S.S. Kotovich

Golovanov Georgy Ruslanovich, PhD.

Kotovich Stanislav Stefanovich, Lawyer.

This paper presents a study on the legal regulation of accounting and reporting. The research is based on analysis of legislative and other regulatory legal acts, as well as the legal positions of the Supreme Court of the Russian Federation and the Federal Arbitration Court of the Moscow District.

Key words: accounting; accounting (financial) statements of the economic entity; federal and industry standards; accounting rules.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1>. С этой же даты утратил силу ранее действовавший в сфере регулирования бухгалтерского учета и отчетности Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон "О бухучете").

<1> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

В соответствии с Пояснительной запиской к проекту Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - Пояснительная записка) проект был разработан с целью устранения устаревших норм, неэффективных положений и пробелов Федерального закона "О бухучете", выявленных в результате анализа практики его применения. Исходя из этого, основная идея проекта Федерального закона "О бухгалтерском учете" состояла в приведении норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов таким образом, чтобы данная система обеспечивала формирование и раскрытие надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, финансовом результате их деятельности и изменениях в их финансовом положении.

Для правовой системы Российской Федерации принятие Федерального закона "О бухгалтерском учете" должно означать дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области.

В сфере же экономики Федеральный закон "О бухгалтерском учете" призван создать необходимую основу для улучшения инвестиционного климата в стране, повышения прозрачности деятельности экономических субъектов, снижения необоснованных издержек экономических субъектов на ведение разных видов учета и отчетности <2>.

<2> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О бухгалтерском учете" // СПС "КонсультантПлюс".

Целями Федерального закона "О бухгалтерском учете" являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Бухгалтерским учетом согласно данному Федеральному закону признается формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных данным Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными этим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, т.е. систематизированной информации о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Деятельность по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности регулируется Федеральным законом "О бухгалтерском учете", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" регулирование бухгалтерского учета осуществляется также посредством федеральных и отраслевых стандартов, устанавливающих минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

При этом согласно ст. 30 Федерального закона "О бухгалтерском учете" до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета, к которым отнесены Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные указанными органами до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Однако следует учитывать, что указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О бухгалтерском учете".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О бухгалтерском учете" положения данного Федерального закона распространяются на экономических субъектов, к которым относятся коммерческие и некоммерческие организации; государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Центральный банк РФ; индивидуальные предприниматели, а также иные указанные в данном Федеральном законе лица.

Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" указанные лица обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При этом обращаем внимание, что, в отличие от Федерального закона "О бухучете", который предусматривал освобождение организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанности вести бухгалтерский учет, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" такого освобождения не предусматривает.

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" устанавливает право индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой (адвокаты, нотариусы), а также находящихся на территории Российской Федерации филиалов, представительств или иных структурных подразделений организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, не вести бухгалтерский учет, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта, которым признается лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта, т.е. объектами, о которых формируется информация, являются факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств); активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами. Таким образом, перечень объектов бухгалтерского учета является открытым.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Согласно Федеральному закону "О бухучете" первичные учетные документы принимались к учету, если они были составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Только если необходимый документ отсутствовал в таких альбомах, он мог быть составлен организацией самостоятельно. В соответствии с положениями Федерального закона "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Отметим также, что в настоящее время экономические субъекты имеют право составлять первичные учетные документы в электронном виде, подписывая их электронной подписью.

Следовательно, с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) <3>.

<3> Информация Министерства финансов РФ N П3-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СПС "КонсультантПлюс".

Учитывая изложенное, экономические субъекты вправе самостоятельно принимать оптимальные для них формы первичных учетных документов. При этом подходы к разработке таких форм у экономических субъектов могут быть разными.

В соответствии с требованиями Федерального закона "О бухгалтерском учете" данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Требования к таким регистрам и порядок их оформления схожи с теми, которые предъявляются к первичным учетным документам. В частности, их формы утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета. Они также могут составляться в электронном виде при наличии электронной подписи. При этом каждый регистр бухгалтерского учета должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ст. 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Первичные учетные документы, а также регистры бухгалтерского учета являются основой для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерской (финансовой) отчетностью признается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Федеральным законом "О бухгалтерском учете" предусмотрена обязанность экономического субъекта по составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период, которым является календарный год. Исключение сделано для вновь созданных, а также, что является новым по сравнению с Федеральным законом "О бухучете", для реорганизуемых и ликвидируемых юридических лиц.

Кроме того, Федеральным законом предусмотрено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, экономическим субъектом составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность. Данная отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Ранее согласно Федеральному закону "О бухучете" бухгалтерская отчетность помимо подписи руководителя должна была содержать подпись главного бухгалтера. В настоящее время этого не требуется.

Считаем необходимым обратить внимание на то, что положение о подписании бухгалтерской (финансовой) отчетности руководителем экономического субъекта вызывает неоднозначное толкование в части возможности передачи руководителем хозяйствующего субъекта принадлежащего ему права подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу.

Указанный вопрос, по мнению авторов настоящей статьи, имеет важное практическое значение.

Некоторые авторы, рассматривавшие Федеральный закон "О бухгалтерском учете" как до вступления его в законную силу, так и после, указывают, что право подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта принадлежит его руководителю. При этом вопрос о возможности передачи руководителем экономического субъекта указанного права иному лицу ими не ставился и не рассматривался <4>.

<4> См.: Диркова Е. Закон N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете": Инструкция по применению // Консультант. 2013. N 5; Михайлов Ю. Новый Закон о бухгалтерском учете (Комментарий к Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете") // Налоговый вестник: комментарии к нормативным правовым документам для бухгалтеров. 2012. N 2; Подкопаев М.В. Комментарий к Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Акты и комментарии для бухгалтера. 2012. N 7, 8; Симонова Л.Ю. Закон "О бухгалтерском учете": читаем, изучаем, сравниваем // Бюджетный учет. 2012. N 2; Щербачева Е.Н. На смену долгожителю. Комментарии к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации". 2012. N 2.

В то же время по данному вопросу существуют две диаметрально противоположные точки зрения.

Так, согласно мнению Д.Ю. Штрибу, анализировавшему положение п. 5 ст. 13 Федерального закона "О бухучете", аналогичное положению ч. 8 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", формулировка Федерального закона "О бухгалтерском учете" о подписании бухгалтерской отчетности руководителем организации (применительно к первой подписи) не подлежит расширительному толкованию и не подразумевает возможность передачи (делегирования) полномочий (обязанностей) иному лицу <5>. При этом автор в подтверждение своей позиции приводит судебную практику Федерального арбитражного суда Московского округа.

<5> См.: Штрибу Д.Ю. Закон "О бухгалтерском учете": вопросы и ответы // СПС "КонсультантПлюс".

Так, при анализе нормы п. 5 ст. 13 Федерального закона "О бухучете" суд пришел к выводу, что руководитель организации не вправе делегировать право подписи бухгалтерской (финансовой) отчетности другим лицам, поскольку подписание бухгалтерской и иной документации является прямой, непосредственной обязанностью руководителя, которая осуществляется лично и не может быть передана другому лицу <6>.

<6> См.: Постановление ФАС Московского округа от 26 декабря 2001 г. по делу N КА-А41/7661-01 // СПС "КонсультантПлюс".

Однако существует и иная позиция. Так, к примеру, В. Дубинин при анализе той же нормы Федерального закона "О бухучете" указывает, что "директор компании может передать свои полномочия на подписание бухотчетности другим сотрудникам. Для этого нужно: издать приказ о назначении лица, ответственного за подписание бухотчетности; выдать сотруднику доверенность на право подписи бухгалтерской отчетности" <7>.

<7> Дубинин В. Бухгалтерский баланс за 9 месяцев 2012 года // Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия". 2012. N 39.

Аналогичного мнения, но уже при анализе нормы ч. 8 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", придерживается Ю.М. Лермонтов <8>.

<8> См.: Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СПС "КонсультантПлюс".

Однако указанными авторами не приводится правовое обоснование изложенной ими позиции, в связи с чем полагаем необходимым более внимательно рассмотреть данный вопрос.

Во-первых, следует обратить внимание, что в подтверждение своего вывода о невозможности передачи руководителем организации права подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности Федеральный арбитражный суд Московского округа приводит норму Федерального закона "О бухучете" в достаточно вольном толковании. Так, указанная норма в интерпретации суда приобретает следующую формулировку: "Бухгалтерская отчетность подписывается лично руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации". В то же время норма действовавшего ранее Федерального закона "О бухучете" не содержала слова "лично". Таким образом, в рассматриваемом случае речь может идти о подмене понятий, используемых в Законе.

Во-вторых, если согласиться с мнением суда и представить, что ситуация обстоит именно таким образом, что бухгалтерскую (финансовую) отчетность вправе подписывать только руководитель экономического субъекта, в таком случае как быть в ситуации, когда руководитель экономического субъекта в силу объективных, не зависящих от его воли причин (скажем, в силу болезни, длительной командировки или отпуска) не имеет возможности исполнять свои полномочия и вынужден наделить ими иное лицо (на основании приказа либо доверенности)?

По нашему мнению, Федеральный закон "О бухгалтерском учете", устанавливая положение, согласно которому бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта, не исключает и не ограничивает возможность передачи такого права другим лицам. Норм, указывающих на личное, непосредственное подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности руководителем экономического субъекта, в Законе не содержится.

Кроме того, отношения, связанные с распределением полномочий (передачей прав и обязанностей) между работниками организации, являются корпоративными, следовательно, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, а не Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования через созданные ими органы государственной власти, органы местного самоуправления.

В силу ст. 3 Гражданского кодекса РФ (далее - Кодекс) гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса.

Федеральными законами от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <9> (далее - Федеральный закон об АО), от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <10> (далее - Федеральный закон об ООО), принятыми в соответствии с Кодексом, установлено, что руководство текущей деятельностью указанных обществ осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.

<9> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
<10> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

При этом согласно ст. 69 Федерального закона об АО по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Статьей 42 Федерального закона об ООО также предусмотрено, что общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.

Как было указано выше, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" признает таких управляющих руководителями экономических субъектов, несмотря на то что они исполняют переданные им по договору полномочия единоличного исполнительного органа.

Федеральным законом об ООО установлено, что единоличный исполнительный орган вправе выдавать доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия.

Право представительства по доверенности предусмотрено гл. 10 Кодекса. Так, в соответствии со ст. 185 Кодекса доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Таким образом, гражданское законодательство предусматривает возможность передачи полномочий единоличного исполнительного органа (как нескольких в совокупности, так и любого в отдельности) другому лицу по доверенности.

Следовательно, полномочие руководителя хозяйствующего субъекта на подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть передано иному лицу в силу гражданского законодательства.

В то же время следует иметь в виду, что ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период согласно ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" несет единолично руководитель экономического субъекта <11>.

<11> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС "КонсультантПлюс".

Также представляет интерес с правовой точки зрения вопрос, связанный с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами малого предпринимательства.

Как уже было указано выше, бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом "О бухгалтерском учете", в соответствии с требованиями, установленными данным Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете" годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Таким образом, из перечня составляющих бухгалтерской (финансовой) отчетности исчезли аудиторское заключение и пояснительная записка, ранее являвшиеся ее неотъемлемой частью в силу Федерального закона "О бухучете".

Однако тот факт, что аудиторское заключение теперь не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным. При этом представлять аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы с 1 января 2013 г. не требуется.

Для субъектов малого предпринимательства федеральными стандартами устанавливаются упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В то же время организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общеустановленном порядке.

Напомним, что к субъектам малого предпринимательства относятся организации, соответствующие условиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <12>.

<12> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

Ввиду отсутствия в настоящее время федерального стандарта по указанному вопросу субъектам малого предпринимательства при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности надлежит руководствоваться соответствующими приказами Министерства финансов РФ <13>.

<13> См.: Приказ Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 35.

Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 25 января 2013 г. N ММВ-7-6/34@ <14>.

<14> Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2013 г. N ММВ-7-6/34@ "Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме" // СПС "КонсультантПлюс".

Приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. N 66н утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (с 1 января 2013 г. - отчет о финансовых результатах <15>), а также формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств).

<15> Информация Министерства финансов РФ N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

При этом предусмотрено, что организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую (финансовую) отчетность по упрощенной системе, а именно в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах) включаются показатели только по группам статей без их детализации по статьям; в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (отчету о финансовых результатах) приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Из указанного следует, что приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (отчету о финансовых результатах) являются обязательными частями бухгалтерской (финансовой) отчетности. В связи с этим сложно признать безупречным с позиции права утверждение о том, что решение вопроса о включении в бухгалтерскую (финансовую) отчетность субъекта малого предпринимательства отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (отчету о финансовых результатах) наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности <16>. То есть решение вопроса о включении в бухгалтерскую (финансовую) отчетность субъекта малого предпринимательства указанных приложений определяется этим субъектом самостоятельно.

<16> Информация Министерства финансов Российской Федерации N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" // СПС "КонсультантПлюс".

Вместе с тем правовой анализ приведенных выше положений дает основания полагать, что в силу требования нормативного правового акта, каковым является Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. N 66н, субъекты малого предпринимательства обязаны составлять указанные выше приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (отчету о финансовых результатах).

Обращаем также внимание на отсутствие в приведенном Приказе критериев, позволяющих определить, какая же информация является наиболее важной. Однако отсутствие таких критериев в приказе может привести в отдельных случаях к возникновению судебных споров между экономическими субъектами, представившими бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и контролирующими органами. Так, не включенная в бухгалтерскую (финансовую) отчетность информация, не признаваемая экономическим субъектом особо важной, может быть расценена таковой контролирующим органом.

При этом следует иметь в виду, что за непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы налогоплательщики несут ответственность в соответствии со ст. 126 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, по итогам налоговой проверки должностные лица экономических субъектов могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.6 ("Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля") либо ст. 15.11 ("Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности") Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, вопрос о выработке четких требований (критериев) к содержанию приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетности должен являться предметом более пристального рассмотрения при совершенствовании нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в частности при разработке и принятии соответствующего федерального стандарта.

Библиографический список

  1. Диркова Е. Закон N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете": Инструкция по применению // Консультант. 2013. N 5.
  2. Дубинин В. Бухгалтерский баланс за 9 месяцев 2012 года // Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия". 2012. N 39.
  3. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
  4. Михайлов Ю. Новый Закон о бухгалтерском учете (Комментарий к Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете") // Налоговый вестник: комментарии к нормативным правовым документам для бухгалтеров. 2012. N 2.
  5. Подкопаев М.В. Комментарий к Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Акты и комментарии для бухгалтера. 2012. N 7, 8.
  6. Симонова Л.Ю. Закон "О бухгалтерском учете": читаем, изучаем, сравниваем // Бюджетный учет. 2012. N 2.
  7. Штрибу Д.Ю. Закон "О бухгалтерском учете": вопросы и ответы // СПС "КонсультантПлюс".
  8. Щербачева Е.Н. На смену долгожителю. Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации". 2012. N 2.