Мудрый Юрист

Правовая модель противодействия контрабанде в странах с буддийской системой права (опыт китайской народной республики)

Скачко Анна Владиленовна, доцент (Краснодарский университет МВД России), кандидат юридических наук.

В статье рассмотрена правовая модель противодействия контрабанде в Китае как важнейшего направления борьбы с преступностью, показаны особенности подхода к дифференциации уголовной ответственности за контрабандные преступления.

Ключевые слова: контрабанда, правовая модель, буддийская система права, наркотики, дифференциация уголовной ответственности.

Legal model of counteraction of smuggling in the states with Buddhist system of law (experience of the Peoples' Republic of China)

A.V. Skachko

In the article the legal model of counteraction to smuggling in China as most important direction of fight against crime is considered, features of approach to differentiation of criminal liability for illicit crimes are shown.

Key words: smuggling, legal model, Buddhist legal system, drugs, differentiations of criminal liability.

Противодействие контрабанде как направлению борьбы с преступностью всегда неразрывно связывают с проблемами обеспечения экономической безопасности при осуществлении внешней экономической деятельности. Стратегически важным направлением при этом является недопущение интервенций, как промышленного характера, так и материалов общеопасного характера (оружие, наркотики и т.д.). В системе правового обеспечения деятельности по противодействию преступным посягательствам на экономическую безопасность, связанным с нарушением таможенных отношений и прежде всего с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей, особое место занимают нормы уголовного законодательства. Вполне естественно, что подходы законодательных органов к регламентации уголовной, административной ответственности за таможенные правонарушения в разных странах отличаются. Анализ уголовного законодательства зарубежных стран показывает широкий разброс оценки законодателем степени общественной опасности преступлений контрабандного характера. В одних странах законодатель криминализировал более широкий круг деяний, в других - включил в уголовный кодекс только наиболее опасные для государства деяния. Соответственно мы наблюдаем и разный подход к дифференциации уголовной ответственности за данную группу преступлений. Как представляется, эти подходы предопределены многими обстоятельствами. Это связано и с уровнем экономического развития, сложившимися историческими традициями, и с культурой внешнеторговых отношений, их прочностью и состоянием доверия между партнерами, особенностью правовых систем и степенью влияния религиозных взглядов.

Особо жесткая правовая модель политики противодействия контрабандным преступлениям, особенно связанным с контрабандой наркотиков, сложилась в странах с буддийской системой права. Столь категоричную уголовную политику в отношении рассматриваемого вида преступлений обусловливают вполне объективные обстоятельства, так как, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности, Камбоджа, Китай, Лаос, Таиланд и Вьетнам являются основными источниками опиума и героина на мировом рынке <1>. Особо четко этот подход противодействия контрабандным преступлениям отражен в уголовном законодательстве Китайской Народной Республики. Законодатель посвятил регламентации ответственности за их совершение ст. ст. 151 - 156 УК с суровыми санкциями. Возможно, особенности подходов к решению проблемы противодействия данной группе правонарушений, особенно контрабанде наркотиков, ценных животных и произведенной из них продукции, во многом продиктованы влиянием религиозных догматов буддизма. В Уголовном кодексе КНР базовой является ст. 151 УК. В ней законодатель предусмотрел ответственность за различные виды контрабанды, сгруппировав их с учетом предмета преступления. При этом он соответствующим образом дифференцировал уголовную ответственность. Прежде всего рассмотрим каждую группу контрабандных действий, охарактеризованных в ст. 151 УК. В ч. 1 ст. 151 УК КНР сформулированы составы контрабанды оружия, боеприпасов, ядерных материалов или фальшивой валюты. Санкция данной нормы предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше семи лет и одновременно штрафа или конфискации имущества.

<1> Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.): Сборник документов / Сост. В.С. Овчинский. М.: Инфра-М, 2004.

Состав преступления, сформулированный в ч. 2 ст. 151 УК КНР, связан с контрабандой запрещенных государством к вывозу из страны культурных ценностей, золота, серебра и прочих драгоценных металлов, а также запрещенных государством ценных животных и произведенной из них продукции. Наказание определено в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет и штрафа, при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на срок до 5 лет и штраф; при особо отягчающих обстоятельствах - бессрочное лишение свободы или смертная казнь с конфискацией имущества.

Часть 3 ст. 151 УК КНР предусматривает ответственность за контрабанду запрещенных государством к вывозу из страны уникальных растений и продукции из них. Санкция данной нормы предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет и одновременно или в качестве самостоятельного наказания - штраф; при наличии отягчающих обстоятельств - лишение свободы на срок свыше пяти лет и штраф. Преступления, названные в ч. ч. 1, 2 ст. 151 УК, при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 4 ст. 151 УК) наказываются бессрочным лишением свободы или смертной казнью, также конфискацией имущества.

Законодатель КНР устанавливает суровую ответственность за контрабанду порнографических материалов как опасное посягательство против здоровья населения и нравственности (ст. 152 УК). Контрабанда, совершаемая с целью извлечения прибыли или распространения порнографических кинофильмов, видеокассет, аудиокассет, картинок, печатной продукции и иных порнографических материалов, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет и штрафом; при наличии отягчающих обстоятельств - лишением свободы на срок свыше десяти лет или бессрочным лишением свободы с конфискацией имущества.

Уголовный кодекс КНР устанавливает также ответственность организаций, участвующих в контрабанде рассмотренных видов. Наказание для юридических лиц предусмотрено в виде штрафных санкций. Руководители организаций, несущие непосредственную ответственность, и другие лица, несущие непосредственную ответственность и участвующие в контрабанде, отвечают в соответствии с санкциями соответствующих статей (ч. 5 ст. 151, ч. 1 ст. 152, ст. 153, ч. 5 ст. 347 УК КНР).

Статья 153 УК КНР устанавливает ответственность за контрабанду иных товаров и предметов, свободный оборот которых не ограничен, в зависимости от тяжести сопутствующих обстоятельств:

  1. контрабанда товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов, сумма подлежащих уплате налогов на которые составляет более 500 тыс. юаней, - наказывается лишением свободы на срок свыше десяти лет или бессрочным лишением свободы и штрафом от 2-кратного до 6-кратного размера сокрытых от уплаты налогов или конфискацией имущества. При наличии особо отягчающих обстоятельств наказание в виде бессрочного лишения свободы или смертной казнью, также конфискацией имущества;
  2. контрабанда товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов, сумма подлежащих уплате налогов на которые составляет более 150 тыс. юаней, но менее 500 тыс. юаней, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет и штрафом от 2-кратного до 6-кратного размера сокрытых от уплаты налогов. При наличии особо отягчающих обстоятельств наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или бессрочного лишения свободы и штрафа от 2-кратного до 6-кратного размера сокрытых от уплаты налогов или конфискации имущества;
  3. контрабанда товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов, сумма подлежащих уплате налогов на которые составляет более 50 тыс. юаней, но менее 150 тыс. юаней, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или краткосрочным арестом и штрафом от 2-кратного до 6-кратного размера сокрытых от уплаты налогов.

При совершении контрабандных преступлений неоднократно наказание определяется с учетом общей суммы подлежащих уплате налогов на совокупность всех контрабандных товаров и предметов (ч. 3 ст. 153 УК КНР).

Статья 154 УК КНР содержит понятия иных контрабандных действий, не связанных с ввозом и вывозом товаров, а представляющих собой реализацию контрабандных товаров. Это "самовольная реализация на внутреннем рынке с целью получения прибыли без санкции таможенных органов и без доплаты соответствующей суммы налогов, утвержденных к ввозу в страну с применением льготного налогообложения давальческого сырья, деталей для комплектации и сборки, являющихся предметом компенсационной торговли сырьем, запчастями, изделиями, оборудованием".

Пункт 2 ст. 154 УК КНР устанавливает ответственность "за самовольную реализацию на внутреннем рынке с целью получения прибыли без санкции таможенных органов и без доплаты соответствующей суммы налогов импортных товаров и предметов, в отношении которых было применено льготное налогообложение по пониженной ставке или которые были освобождены от налогообложения". Пределы наказуемости за совершение этих преступлений определяются санкциями ст. 153 УК КНР.

Законодатель в ст. 155 УК КНР квалифицирует как контрабанду деяния, сопряженные с ввозом в страну и вывозом из страны соответствующих товаров и предметов:

  1. незаконное приобретение непосредственно у контрабандистов товаров, запрещенных государством к ввозу в страну, или незаконное приобретение непосредственно у контрабандиста иных контрабандно завезенных в страну товаров и предметов в сравнительно крупных размерах;
  2. перевозка, покупка, перепродажа во внутренних морях и территориальных водах продукции, запрещенной государством к ввозу и вывозу из страны, или перевозка, покупка, перепродажа в сравнительно крупных размерах без наличия законного разрешения товаров и предметов, ввоз и вывоз из страны которых государством ограничен;
  3. ввоз из-за заграницы на территорию страны твердых отходов без проверки таможенных органов.

Ответственность за все перечисленные деяния наступает по соответствующим статьям (ст. ст. 151 - 154 УК КНР).

Пункт 3 ст. 155 УК КНР ("ввоз из-за заграницы на территорию страны твердых отходов без проверки таможенных органов") является по характеру отсылочным. Конкретизацию этот вид контрабандных действий получает в ч. 1 ст. 339 УК: "...незаконный ввоз в страну из-за рубежа твердых отходов для складирования, захоронения и размещения наказывается лишением свободы на срок до 5 лет или краткосрочным арестом и штрафом; - то же деяние, вызвавшее серьезное загрязнение окружающей среды и нанесшее значительный ущерб государственному или частному имуществу, - наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет и штрафом; - то же деяние, повлекшее за собой особо тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет и штрафом".

Часть 2 ст. 339 УК КНР устанавливает ответственность за самовольный ввоз в страну твердых отходов для использования их в качестве сырья без разрешения соответствующих руководящих органов Госсовета, приведший к серьезному загрязнению окружающей среды и нанесший значительный ущерб государственному или частному имуществу либо причинивший серьезный вред здоровью людей. Наказание за это предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 5 лет или краткосрочного ареста и штрафа; - то же деяние, повлекшее за собой особо тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет и штрафом.

Пособнические действия, оказываемые контрабандистам, оценены законодателем в отдельной уголовно-правовой норме. Так, ст. 156 УК КНР гласит: "Сговор с контрабандистом. Предоставление ему кредита, денежных средств, номера счета, чека, свидетельства или оказание ему транспортных услуг, услуг по хранению и почтовой пересылке рассматривается как участие в групповой контрабанде".

Статья 157 УК КНР в первой части устанавливает ответственность за вооруженное прикрытие контрабанды. Это преступление, как отмечено в статье, наказывается самыми суровыми из мер наказания, предусмотренных частями первой и четвертой ст. 151 УК: бессрочным лишением свободы или смертной казнью, также конфискацией имущества. Часть 2 ст. 157 УК КНР регламентирует ответственность за препятствование задержанию контрабандистов посредством угроз и насилия. В этом случае совершенное деяние подлежит квалификации по совокупности преступлений как контрабанда и препятствование работникам государственных органов в выполнении их обязанностей в соответствии с законом (ст. 277 УК).

Особое внимание китайский законодатель уделил регламентации ответственности за контрабанду наркотиков, что отражает позицию нетерпения и полного осуждения вплоть до физического уничтожения и потребителей, и распространителей наркотиков как вероотступников <2>. Характерной чертой подхода является то, что контрабандные действия рассматриваются вместе с торговлей, перевозкой, производством наркотиков независимо от их количества. Статья 347 УК КНР устанавливает за контрабанду при наличии квалифицирующих обстоятельств наказание в виде лишения свободы на срок пятнадцать лет, пожизненного лишения свободы либо смертной казни с конфискацией имущества. В качестве квалифицирующих обстоятельств в законе признаны прежде всего объемы наркотиков: контрабанда опиума свыше одной тысячи граммов, пятидесяти граммов и более героина либо метиламфетамина, других наркотиков в большом количестве; руководство группой по контрабанде, торговле, перевозке, производству наркотиков; вооруженное прикрытие контрабанды, торговли, перевозки, производства наркотиков; сопротивление с применением насилия проведению досмотра, задержанию, аресту при отягчающих обстоятельствах; участие в организованной международной торговле наркотиками <3>.

<2> Хасянов А.Ж. ОАЭ: Борьба с международным наркотрафиком // "КонсультантПлюс". 2009.
<3> См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. СПб., 2001.

Часть 3 ст. 347 УК КНР за контрабанду опиума свыше 200 г, но менее 1000 г; свыше 10 г, но менее 50 г и более героина либо метиламфетамина или других наркотиков в сравнительно крупном объеме устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок свыше 7 лет и штрафа. В ч. 4 ст. 347 УК КНР установлена ответственность за контрабанду опиума в количестве менее 200 г; менее 10 г героина либо метиламфетамина; других наркотиков в небольшом объеме. Наказание за это предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 3 лет или краткосрочного ареста и штрафа. При наличии отягчающих обстоятельств наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет и штрафа. В ч. 6 ст. 347 УК законодатель уделил особое внимание регламентации ответственности за использование, подстрекательство к контрабанде несовершеннолетних. За эти деяния установлены максимально суровые наказания из числа предусмотренных ст. 347 УК КНР - лишение свободы на срок пятнадцать лет, пожизненное лишение свободы либо смертная казнь с конфискацией имущества. При совершении контрабандных преступлений неоднократно наказание определяется исходя из общего объема наркотиков (ч. 7 ст. 347 УК КНР).

Законодатель КНР отдельно в ст. 349 УК регламентирует ответственность за "покрывательство преступных элементов, занимающихся контрабандой наркотиков, предоставление убежища преступным элементам, укрывательство наркотиков". Наказание за это предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 3 лет или краткосрочного ареста или надзора. При наличии отягчающих обстоятельств наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет. В ч. 2 ст. 349 УК КНР предусмотрена уголовная ответственность специальных субъектов, т.е. "лиц, занимающихся розыском наркотиков, или иных работников государственных органов, покрывающих преступных элементов, занятых контрабандой наркотиков". Эти лица "несут максимально суровое наказание из числа предусмотренных в части первой настоящей статьи". В случае установления факта предварительного сговора этих лиц с контрабандистами наркотиков (ч. 3 ст. 349 УК) следует квалификация по совокупности ст. 349 и ст. 347 УК КНР.

Уголовный кодекс КНР предусматривает повышенную ответственность при специальном рецидиве. Статья 356 УК устанавливает, что лица, ранее осужденные за контрабанду наркотиков, и вновь совершившие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, наказываются максимально суровым наказанием, предусмотренным соответствующей статьей УК.

В ст. 411 УК КНР законодатель еще раз возвращается к регламентации уголовной ответственности специальных субъектов. Работники таможенных органов, из корыстных побуждений попустительствующие контрабанде, при отягчающих обстоятельствах наказываются лишением свободы на срок до 5 лет или краткосрочным арестом; при особо отягчающих обстоятельствах наказываются лишением свободы на срок свыше 5 лет.

Как видим, перечень ценностей, взятых уголовным законом под охрану, достаточно широк: это интересы в области общественной безопасности и здоровья населения, кредитно-денежной системы, флоры, фауны. При этом лакмусовой бумажкой общей жесткости по отношению к контрабандной преступности является отношение законодателя к наказуемости контрабанды наркотиков. Проблемы экономической безопасности являлись и являются приоритетными для этого государства. В этом смысле законодательство Китайской Народной Республики вызывает уважение. На обеспечении экономической безопасности государства сфокусированы правовые механизмы, организационные и тактические методы и средства, вплоть до проведения публичной смертной казни.