Мудрый Юрист

К вопросу об определении субъектов общественного воздействия как основного средства исправления осужденных

Попова Елена Эдуардовна, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена вопросу определения субъектов общественного воздействия как средства исправления осужденного. Автор рассматривает проблему нормативного закрепления понятия общественности и круга субъектов общественного воздействия в законодательстве России и в практике деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Ключевые слова: общественность, общество, субъекты общественного воздействия, общественные организации, религиозные организации, трудовые коллективы, уголовное наказание.

On the issue of determination of subjects of social influence as a basic means of correction of convicts

E.E'. Popova

The article concerns the issue of determination of subjects of public influence as a means of correction of convicts. The author considers the problem of normative consolidation of the concept of sociality and the range of subjects of social influence in the legislation of Russia and in practice of institutions executing criminal punishments.

Key words: sociality, society, subjects of social influence, social organizations, religious organizations, labor collectives, criminal punishment.

Динамика правовых отношений связана, прежде всего с деятельностью их субъектов, поскольку именно "субъект права - одна из важных категорий юридической науки и практики. Без субъектов нет правовых отношений" <1>.

<1> Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 214.

Вполне объективно указывает Г.Н. Андреева на то, что необходимость привлечения широкого круга представителей общественности к работе с осужденными кроется в противоречивом характере уголовного наказания как мере государственного принуждения и мере, направленной на исправление преступников <2>. Методологические положения, подтверждающие необходимость связи с общественностью, высказал в свое время А.С. Макаренко. Он отмечал, что для воспитания правонарушителей недостаточно усилий одного только органа, исполняющего наказание, необходима постоянная связь с обществом. "Только через большой коллектив, интересы которого вытекают не из простого общения, а из более глубокого социального синтеза, возможен переход к более широкому политическому воспитанию, когда под коллективом подразумевается целое общество" <3>.

<2> Андреева Г.Н. Правовые основы участия негосударственных организаций в воспитательной работе с несовершеннолетними, отбывающими уголовное наказание в виде лишения свободы: Дис. ... к.ю.н. М., 1998. С. 15.
<3> Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. 5. С. 165.

Сегодня на новом этапе развития уголовно-исполнительной системы, который связан с реализацией административной реформы, исполнением новых видов наказаний, изменениями социально значимых характеристик личности осужденных, последовательным выполнением международных обязательств Российской Федерации, роль общественных, благотворительных, религиозных, правозащитных и иных организаций в реализации реформы уголовно-исполнительной системы представляется достаточно значимой и необходимой.

Общественное воздействие подразумевает (буквально): воздействие общества, общественности и т.д. на осужденного, их участие в процессе исправления последнего. Но тождественны ли понятия "общество", "общественность", "общественные организации", "представители общественности"?

Общество - понятие широкое и в обобщенном смысле представляет собой совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга <4>. В действующем российском законодательстве неоднократно упоминается понятие "общественность", "общественный" <5>, но как таковое нормативное закрепление понятия "общественность" отсутствует. В уголовно-исполнительном законодательстве и других нормативно-правовых актах наиболее часто используются такие словосочетания, как "общественный контроль", "общественные объединения", "общественные наблюдательные комиссии", "общественные работы", "общественное воздействие", "информирование общественности" и т.д. Международные правовые акты в сфере исполнения наказания также широко используют понятие общественности: "общественные организации", "социальные организации", "общество", "желательные отношения" <6>, но само определение "общественность" дается только в следующих международных документах (к сожалению, не относящихся к сфере исполнения наказаний) - в Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, а также в Конвенции по охране и использованию трансграничных водостоков и международных озер. Данные международные документы определяют общественность как "одно или несколько физических и юридических лиц, определяемые в соответствии с национальным законодательством или практикой их ассоциации, организации или группы" <7>. Еще один международный документ, который дает определение общественности, - это Конвенция Европейской экономической комиссии ООН "О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция)". В соответствии с положениями данной Конвенции общественность понимается как "одно или несколько физических или юридических лиц, их объединения, организации или группы, которые действуют в соответствии с национальным законодательством или практикой" <8>. Отсюда под общественностью может пониматься любой представитель общества - это может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо.

<4> Давыдов Ю.Н. Общество. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд. М.: Мысль, 2010. С. 132.
<5> См., напр.: Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012). Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей; Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате РФ" (ред. от 30.12.2012); Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 20.07.2012); Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (ред. от 06.12.2012); распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р "О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 31.05.2012); Приказ Генпрокуратуры РФ от 10.09.2008 N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению" (ред. от 22.04.2011); Указ Президента РФ от 01.02.2011 N 120 "О Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека" (ред. от 16.11.2012) (вместе с Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека); Приказ ФСИН от 26.01.2007 N 32 "О создании Общественного совета при ФСИН по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы" и другие // СПС "КонсультантПлюс"; URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2013).
<6> Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 г., и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его Резолюциях 663 C (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г.) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml (дата обращения: 15.02.2013).
<7> См.: п. 10 Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте; Общие положения Конвенции по охране и использованию трансграничных водостоков и международных озер // Официальный сайт Организации Объединенных Наций: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml (дата обращения: 15.02.2013).
<8> См.: ст. 2 Конвенции ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, от 25.06.1998 // Право на информацию: российское законотворчество о СМИ в 1999 - 2000 гг. в контексте западноевропейских стандартов свободы слова / Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера. Серия "Журналистика и право". Вып. 29; URL: http://www.medialaw.ru (дата обращения: 06.02.2013).

Анализ научной литературы показывает, что под общественностью понимается: "1) активная часть населения, выражающая свое мнение по поводу событий общественной жизни; 2) организованная часть населения (состоящая в различных негосударственных объединениях); 3) часть людей, склонных к общественной деятельности" <9>. В.Н. Шевченко определил общественность как слой людей, которые в общественной жизни принимают активно-созидательное участие и которые существенным образом оказывают воздействие на общественное мнение <10>. Д.Ф. Шашило под общественностью понимает депутатов местных органов власти, представителей общественных организаций, коллективов трудящихся и отдельных граждан, в той или иной форме принимающих участие в осуществлении общественного контроля за работой исправительных учреждений или проведении воспитательной работы по исправлению осужденных <11>. Такой же позиции придерживается Г.Н. Андреева, которая под общественностью понимает структурное образование, элементами которого являются: 1) трудовые коллективы; 2) добровольные объединения граждан и 3) граждане <12>. Представляется, что такой обобщенный подход к комплексному определению проблемы понятия общественности и субъектов общественного воздействия, участвующих в процессе исправления осужденных, наиболее верный.

<9> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1975. С. 400.
<10> Шевченко В.Н. Интеллигенция и общественность в истории российского общества // В диапазоне гуманитарного значения. Серия "Мыслители". Вып. 4. СПб., 2001; URL: http://www.anthropology/ru.
<11> Шашило Д.Ф. Участие общественности в деятельности ВТК. Рязань, 1974. С. 22.
<12> Андреева Г.Н. Правовые основы участия негосударственных организаций в воспитательной работе с несовершеннолетними, отбывающими наказание в виде лишения свободы: Дис. ... к.ю.н. М., 1998. С. 26 - 29.

В Федеральном законе от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5). Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками и созданная для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 2).

Кроме того, Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" определяет, что благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (ст. 6), а под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1).

Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" дает понятие религиозного объединения, которым признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: 1) вероисповедание; 2) совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; 3) обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (ст. 6).

Российское законодательство предусматривает и достаточно широкий спектр организационно-правовых форм, в которых может быть представлено общественное образование: 1) общественная организация; 2) общественное движение; 3) общественный фонд; 4) общественное учреждение; 5) орган общественной самодеятельности; 6) политическая партия <13>; 7) общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах Российской Федерации; 8) члены общественных наблюдательных комиссий <14>; 9) религиозные организации (объединения); 10) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; 11) казачьи общества; 12) некоммерческие партнерства, учреждения; 13) автономные некоммерческие организации; 14) ассоциации и союзы, а также другие формы, предусмотренные федеральными законами <15>.

<13> См.: ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 20.07.2012) // СПС "КонсультантПлюс"; URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.02.2013).
<14> См.: ст. 5 Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (ред. от 06.12.2011) // СПС "КонсультантПлюс"; URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.02.2013).
<15> См.: ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих партнерствах" (ред. от 11.02.2013 N 8-ФЗ) // СПС "КонсультантПлюс"; URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.02.2013).

Кроме того, общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения <16>.

<16> См.: ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 20.07.2012) // СПС "КонсультантПлюс"; URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.02.2013).

Уголовно-исполнительное законодательство не очерчивает четкого круга субъектов общественного воздействия. Уголовно-исполнительный кодекс РФ упоминает только некоторые формы общественных образований и представителей общественности, это: 1) общественные объединения; 2) межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 12, ч. 3 ст. 165 УИК РФ); 3) межгосударственные органы, занимающиеся защитой осужденных - иностранных граждан (ч. 9 ст. 12 УИК РФ); 4) религиозные объединения (ч. 4 ст. 14, ч. 7 ст. 158 УИК РФ); 5) депутаты; 6) общественные наблюдательные комиссии (члены общественных наблюдательных комиссий) (ч. 4 ст. 12, ч. 1 ст. 23, п. "д" ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 91 УИК РФ); 7) попечительский совет; 8) родительский комитет; 9) граждане (ст. 142 УИК РФ).

Из анализа сведений, предоставленных Научно-исследовательским институтом ФСИН России, в настоящее время с уголовно-исполнительной системой взаимодействуют более 198 общественных и религиозных организаций, а также 69 реабилитационных центров, из которых 16 работают на общественных началах.

По организационно-правовой форме распределение произошло следующим образом: попечительские советы - 20%, общественные объединения - 6,6%, религиозные объединения (организации, союзы) - 32,9%, общественные организации (учреждения) - 17,2%, общественные комитеты, центры - 8,6%, казачьи общества - 0,5%, некоммерческие партнерства (учреждения) - 2%, ассоциации, союзы, фонды - 22%, общественное движение - 1%, общественные советы - 15,2%, общественные палаты - 0,5%, комиссии по делам несовершеннолетних - 2,6%.

В настоящее время взаимодействие осуществляется по следующим направлениям: целевые программы - 7,5%, улучшение материально-технической базы исправительного учреждения - 8%, благотворительная (гуманитарная) помощь - 24,3%, подготовка к освобождению (социальная помощь освобождающимся) - 25,3%, оказание адресной помощи детям-сиротам - 3,5%, правовая поддержка (юридическая помощь) - 9%, психологическая помощь - 4%, патриотическое воспитание - 3%, духовно-нравственное воспитание - 15,6%, медико-социальные услуги - 4,5%, трудоустройство - 6,6%, религиозная деятельность (религиозное просвещение) - 19,2%, контроль - 3,54%, организация досуга, культурные и спортивные мероприятия - 34,4%, учебно-воспитательный процесс (образование) - 8,6%. Кроме того, с уголовно-исполнительной системой взаимодействуют 79 общественных наблюдательных комиссий (ОНК), в которых состоят 724 члена ОНК <17>.

<17> Общественная палата РФ. Сайт. Раздел: Места принудительного содержания. Официальный сайт (2008 - 2012) // URL: http://www.oprf.ru (дата обращения: 02.04.2013).

Учитывая все сложившееся многообразие субъектов общественного воздействия, которое предусмотрено и законодательством, и сложившейся практикой деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необходимо отметить, что полезность и необходимость участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, не вызывают сомнения. Скорее всего, здесь более применимы принципы "не навреди", "все, что не запрещено, то разрешено". Следовательно, жесткая регламентация круга субъектов этого вида правоотношений нецелесообразна, да и, наверное, невозможна.