Мудрый Юрист

Цели антикоррупционного мониторинга как диагностического инструмента региональной антикоррупционной политики: сравнительно-правовое исследование

Кабанов Павел Александрович - доктор юридических наук, профессор, директор НИИ противодействия коррупции.

В работе с использованием сравнительно-правового инструментария исследуются декларируемые и достижимые цели регионального антикоррупционного мониторинга. Автором вскрываются очевидные противоречия между региональным антикоррупционным законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами, регулирующими организацию и проведение регионального антикоррупционного мониторинга, связанные с постановкой целей. Характеризуя состояние целеполагания в сфере правового регулирования организации и проведения регионального антикоррупционного мониторинга, автор обнаружил, что в одних субъектах РФ цели антикоррупционного мониторинга, заложенные в региональном антикоррупционном законодательстве, по объему и содержанию значительно шире, чем в подзаконных нормативных правовых актах, в других - противоположная ситуация - цели антикоррупционного мониторинга, закрепленные в подзаконных нормативных правовых актах, по объему и содержанию шире, чем в региональном антикоррупционном законодательстве. В связи с этим автором сделан вывод о том, что необходима унификация региональных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение регионального антикоррупционного мониторинга, в том числе и при определении основных целей организации и проведения антикоррупционного мониторинга.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, причины коррупции, коррупциогенные факторы, мониторинг коррупции, антикоррупционный мониторинг, мониторинг.

The goals of anti-corruption monitoring as a diagnostic instrument of regional anticorruption policy: comparative legal study

P.A. Kabanov

The article contains analysis of declared and achievable goals of regional anti-corruption monitoring with the use of comparative legal instruments. The author uncovers the obvious contradictions between the regional anti-corruption legislation and by-laws regulating organization and holding of regional anti-corruption monitoring related to goal-settings. Characterizing the goal-setting in the legal regulation and holding regional anti-corruption monitoring, the author found out that while in some constituent subjects of the Russian Federation the goals of anti-corruption monitoring as provided by the regional legislation are expressed broader than in the by-laws, in other constituent subject the situation is the opposite, when the goals anti-corruption monitoring in the by-laws are broader than the goals in the regional anti-corruption legislation. Due to the above-mentioned matters, the author comes to a conclusion that the norms of regional legal acts on organization and holding anti-corruption monitoring need to be unified, including the sphere of main goals of organization and holding of such monitoring.

Key words: corruption, fighting corruption, causes of corruption, corruption - generating factors, corruption monitoring, anti-corruption monitoring, monitoring.

Последовательное, системное, наступательное и рациональное противодействие коррупции, свидетельствующее о необратимости этого процесса, невозможно без диагностики происходящих процессов в обществе. В качестве средства такой диагностики российское региональное законодательство закрепило антикоррупционный мониторинг. Закрепление в антикоррупционном законодательстве и подзаконных нормативных правовых актов антикоррупционного мониторинга - начальный и важнейший организационно-правовой этап в процессе использования этого измерительного инструмента результативности региональной антикоррупционной политики. Однако, как любое мониторинговое исследование, антикоррупционный мониторинг должен иметь свои цели и задачи, которые могут отражаться в региональном антикоррупционном законодательстве и/или подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих его организацию и проведение. Обычно региональные правотворческие органы при подготовке нормативных правовых актов используют уже разработанные наукой положения. Необходимо отметить, что в современной российской специальной литературе в качестве целей антикоррупционного мониторинга указывается на выявление закономерностей изменения состояния коррупции для обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ и антикоррупционных мер <1>. Безусловно, это узкий подход к содержанию основных целей регионального антикоррупционного мониторинга, который нуждается в качественном научном обновлении и расширении.

<1> Бикеев И.И., Бикмухаметов А.Э., Газимзянов Р.Р. и др. Коррупция и антикоррупционная политика: Терминологический словарь / Под общ. ред. Г.И. Райкова, П.А. Кабанова, Д.К. Чиркова. М., 2010. С. 83; Хазанов С.Д. К вопросу о формировании механизмов оценки эффективности мер противодействия коррупции в Российской Федерации // Следователь. 2013. N 1. С. 58 - 59; Павленко О.В. Антикоррупционный мониторинг - необходимое условие антикоррупционных мероприятий // Следователь. 2013. N 4. С. 51.

Как нам представляется, антикоррупционный мониторинг - это измерительный инструмент состояния коррупции, ее причин и эффективности принимаемых антикоррупционных мер. Следовательно, его основная цель должна быть несколько иной - точность или объективность, насколько это возможно в современных условиях, измерения состояния коррупции, ее причин и результативности, принимаемых антикоррупционных мер для последующей корректировки региональной и/или муниципальной антикоррупционной политики.

Как нам представляется, при организации и осуществлении регионального антикоррупционного мониторинга можно выделить цели-направления и цели-задачи. Цели-направления - это деятельность субъектов антикоррупционного мониторинга, направленная на достижение определенного результата, заложенного в региональном антикоррупционном законодательстве. Цели-задачи - это деятельность субъектов антикоррупционного мониторинга, направленная на достижение результата на данный момент благодаря наличию у организаторов и исполнителей необходимых ресурсов и условий. Иногда такие цели регионального антикоррупционного мониторинга именуют промежуточными или просто - задачами.

Обратившись к сравнительно-правовому анализу регионального антикоррупционного законодательства, мы обнаруживаем, что оно, как правило, содержит в себе указание на цели-направления регионального антикоррупционного мониторинга. Из всей совокупности исследованных нами действующих антикоррупционных законов субъектов РФ в 53 или 63,9% из них имеется прямое указание на цели-направления этого диагностического инструмента антикоррупционной деятельности.

Как показывает практика регионального законотворчества, основными рациональными целями антикоррупционного мониторинга, закрепленными в региональном антикоррупционном законодательстве, являются: обеспечение оценки эффективности (результативности) антикоррупционных мер (мер антикоррупционной политики и/или антикоррупционных программ) и обеспечение разработки и реализации антикоррупционных программ (планов противодействия коррупции). Достижение первой цели предусмотрено в 46 или 55,4% всех действующих региональных антикоррупционных законов, а достижение второй цели закреплено в 36 или 43,4%.

Однако в региональном антикоррупционном законодательстве, помимо указанных нами выше целей антикоррупционного мониторинга, встречаются и иные рациональные цели. Такими целями обычно признаются:

<2> Закон Владимирской обл. от 10.11.2008 N 181-ОЗ "О противодействии коррупции во Владимирской области" (ред. от 11.03.2011) // Владимирские ведомости. 2008. 19 ноября.
<3> Закон Калужской обл. от 27.04.2007 N 305-ОЗ "О противодействии коррупции в Калужской области" (ред. от 10.11.2009) // Весть. 2009. 3 июня.
<4> Закон Нижегородской области от 07.03.2008 N 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области" (ред. от 07.02.2011) // Правовая среда. 2008. 20 марта.
<5> Закон Амурской обл. "О мерах по противодействию коррупции в Амурской области" от 08.04.2009 N 191-ОЗ (ред. от 05.07.2010) // Амурская правда. 2009. 15 апреля.
<6> Закон Санкт-Петербурга от 11 ноября 2008 г. N 674-122 "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге" // Санкт-Петербургские ведомости. 2008. 28 ноября.
<7> Закон Республики Ингушетия от 04.03.2009 N 8-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Ингушетия" // Ингушетия. 2009. 12 марта.
<8> Закон Чеченской Республики от 21 мая 2009 г. N 36-РЗ "О противодействии коррупции в Чеченской Республике" // Вести республики. 2009. 10 июня.
<9> Закон Чувашской Республики от 04.06.2007 N 14 "О противодействии коррупции" (ред. от 19.11.2010) // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2007. N 5. Ст. 253.
<10> Закон Республики Бурятия от 16.03.2009 N 701-IV "О противодействии коррупции в Республике Бурятия" (ред. от 11.03.2011) // Собрание законодательства Республики Бурятия. 2009. N 1-2(118-119).
<11> Закон Ивановской обл. от 18.06.2009 N 61-ОЗ "О противодействии коррупции в Ивановской области" (ред. от 16.12.2009) // Ивановская газета. 2009. 19 июня.
<12> Закон Курганской обл. от 03.03.2009 N 439 "О противодействии коррупции в Курганской области" (ред. от 04.05.2010) // Новый мир. 2009. 11 марта.
<13> Закон Тульской обл. от 12.11.2008 N 1108-ЗТО "Об отдельных мерах по противодействию коррупции в Тульской области" (ред. от 07.10.2009) // Тульские известия. 2008. 20 ноября.<14> Закон Ярославской обл. от 09.07.2009 N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области" (ред. от 28.12.2010) // Губернские вести. 2009. 13 июля.<15> Закон Республики Карелия от 23.07.2008 N 1227-ЗРК "О противодействии коррупции" (ред. от 03.03.2010) // Карелия. 2008. 5 авг.
<16> Закон Волгоградской обл. от 13.07.2009 N 1920-0Д "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области" (ред. от 20.04.2011) // Волгоградская правда. 2009. 22 июля.
<17> Закон Псковской обл. от 17.07.2008 N 784-оз "О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской обл. и органах местного самоуправления" (ред. от 31.12.2010) // Псковская правда. 2008. 24 июля.
<18> Закон Вологодской обл. от 09.07.2009 N 2054-ОЗ "О противодействии коррупции в Вологодской области" (ред. от 27.09.2010) // Красный Север. 2009. 18 июля.<19> Там же.
<20> Закон Иркутской обл. от 13.10.2010 N 92-ОЗ "О противодействии коррупции в Иркутской области" // Областная. 2010. 20 октября.
<21> Закон Челябинской обл. от 29.01.2009 N 353-ЗО "О противодействии коррупции в Челябинской области" (ред. от 24.12.2009) // Южноуральская панорама. 2009. 13 февр.
<22> Областной закон Ленинградской обл. от 8 февраля 2010 г. N 1-оз "О противодействии коррупции в органах государственной власти Ленинградской области и органах местного самоуправления Ленинградской области" // Вестник Правительства Ленинградской обл. 2010. 13 февр.
<23> Закон Алтайского края от 03.06.2010 N 46-ЗС "О противодействии коррупции в Алтайском крае" // Сборник законодательства Алтайского края. 2010. Июнь. N 170. ч. 1. С. 22.
<24> Закон Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3610 "О противодействии коррупции в Красноярском крае" (ред. от 10.06.2010) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 27.07.2009. N 37(333).
<25> Закон Ставропольского края от 04.05.2009 N 25-кз "О противодействии коррупции в Ставропольском крае" (ред. от 24.12.2010) // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2009. N 14. Ст. 8301.<26> Закон Республики Башкортостан от 13.07.2009 N 145-з "О противодействии коррупции в Республике Башкортостан" (ред. от 18.03.2011) // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2009. N 17(311). Ст. 1087.<27> Там же.<28> Закон Пермского края от 30.12.2008 N 382-ПК "О противодействии коррупции в Пермском крае" (ред. от 10.05.2011) // Собрание законодательства Пермского края. 25.02.2009. N 2. II часть.<29> Там же.
<30> Закон Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3610 "О противодействии коррупции в Красноярском крае" (ред. от 10.06.2010) // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 27.07.2009. N 37(333).
<31> Закон Республики Тыва от 07.07.2008 N 856 ВХ-2 "О мерах по противодействию коррупции в Республике Тыва" (ред. от 20.12.2010) // Тувинская правда. 2008. 21 августа.
<32> Закон Республики Хакасия от 04.05.2009 N 28-ЗРХ "О противодействии коррупции в Республике Хакасия" (ред. от 23.12.2010) // Вестник Хакасии. 2009. 8 мая.
<33> Закон Оренбургской обл. от 15.09.2008 N 2369/497-IV-ОЗ "О противодействии коррупции в Оренбургской области" (ред. от 17.11.2010) // Южный Урал. 2008. 27 сентября.
<34> Закон Липецкой обл. от 07.10.2008 N 193-ОЗ "О предупреждении коррупции в Липецкой области" (ред. от 18.08.2010) // Липецкая газета. 2008. 17 октября.

Учитывая диагностический инструментальный характер антикоррупционного мониторинга, можно предположить, что в большинстве региональных антикоррупционных законов, точно сформулирована одна из основных его целей - измерение результативности мер противодействия коррупции. В меньшей степени региональные законодательные (представительные) органы обратили внимание на две другие основные цели - измерение (оценка) состояния коррупции и оценку причин коррупции в регионах и муниципальных образованиях. Остальные цели антикоррупционного мониторинга, предусмотренные региональным антикоррупционным законодательством, являются дополнительными или факультативными. Однако следует иметь в виду, что целеполагание антикоррупционного мониторинга содержится не только в региональном антикоррупционном законодательстве, но и в подзаконных нормативных правовых актах, направленных на его правовое регулирование, организацию и проведение в субъектах РФ. Необходимо уточнить, что такое правовое регулирование возможно не только на региональном, но и на муниципальном уровне.

Анализ подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и осуществление антикоррупционного мониторинга в субъектах РФ, показал, что в них по-разному обозначаются его основные цели. В одних региональных нормативных правовых актах ставится одна основная(главная) цель, в других - несколько самостоятельных целей. В нормативных правовых актах, где указывается одна основная цель, преобладает указание на реализацию федерального и регионального антикоррупционного законодательства (Республика Татарстан <35>, Ярославская <36> и Смоленская <37> области), либо федеральных и региональных подзаконных нормативных правовых актов по противодействию коррупции (Липецкая <38> и Оренбургская <39> области). В тех случаях, когда в нормативном правовом акте ставится несколько целей, то наибольшее количество раз упоминается цель объективной оценки антикоррупционных мер (антикоррупционной политики) в субъекте РФ. Как одна из основных целей антикоррупционного мониторинга она предусмотрена в подзаконных нормативных правовых актах Республики Дагестан <40>, Удмуртской Республики <41>, Республики Якутия <42>, Республики Калмыкия <43>, Калининградской <44>, Новосибирской <45>, Калужской <46>, Ростовской <47> и Ивановской <48> областях, Красноярского <49> и Пермского <50> краев.

<35> Указ Президента Республики Татарстан от 23 марта 2011 г. N УП-148 "О мерах по организации и проведению мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан по реализации антикоррупционных мер на территории Республики Татарстан" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2011. N 11. N 18. Ст. 0636.
<36> Указ Губернатора Ярославской обл. от 7 июня 2012 г. N 256 "Об осуществлении антикоррупционного мониторинга соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции" // Документ-Регион. 2012. 13 июня.
<37> Распоряжение Администрации Смоленской обл. от 01.04.2010 N 369-р/адм "Об утверждении Порядка проведения в Смоленской обл. антикоррупционного мониторинга".
<38> Постановление администрации Липецкой обл. от 30 октября 2009 г. N 370 "О регулярном антикоррупционном мониторинге" // Липецкая газета. 2009. 11 декабря.
<39> Указ Губернатора Оренбургской области от 09.03.2010 N 36-ук "О создании совета по антикоррупционной политике при Губернаторе Оренбургской области" // Оренбуржье Официальное. 2010. 23 марта.
<40> Постановление Правительства Республики Дагестан от 20 апреля 2012 г. N 119 "О порядке осуществления антикоррупционного мониторинга" // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2012. N 8. Ст. 312.
<41> Распоряжение Президента Удмуртской Республики от 15 октября 2012 г. N 299-РП "О порядке проведения антикоррупционного мониторинга".
<42> Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2012 г. N 389 "Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционного мониторинга в Республике Саха (Якутия)" // Якутские ведомости. 2012. 8 сентября.
<43> Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 8 июня 2012 г. N 108-р "О Методике осуществления антикоррупционного мониторинга эффективности системы противодействия коррупции в органах исполнительной власти Республики Калмыкия, руководство деятельностью которых осуществляется Правительством Республики Калмыкия" // http://www.cormpcii.net/mdex.php?option=com_content&view=artide&id=126%3A--8--2012--n-108-&catid=35%3A2011-08-09-10-50-12&Itemid=27.
<44> Постановление Правительства Калининградской обл. от 23 мая 2012 г. N 350 "О порядке проведения антикоррупционного мониторинга" // Калининградская правда. 2012. 30 мая.
<45> Постановление Правительства Новосибирской обл. от 20 октября 2011 г. N 458-п "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга" (в ред. от 18 июня 2012 г. N 299-п) // Сборник нормативных правовых актов органов государственной власти Новосибирской области. 2011. N 4 (16). Ч. 1. Ст. 1078.
<46> Распоряжение руководителя администрации Губернатора Калужской обл. от 02.03.2009 N 116-ра "О проведении ежегодного антикоррупционного мониторинга".
<47> Постановление Правительства Ростовской обл. от 19 апреля 2012 г. N 300 "О порядке осуществления комиссией по противодействию коррупции в Ростовской обл. антикоррупционного мониторинга" // Наше время. 2012. 3 мая.
<48> Постановление Правительства Ивановской обл. от 23.11.2010 N 412-п "Об организации проведения социологических исследований среди различных социальных слоев населения в целях оценки уровня коррупции в Ивановской обл. и эффективности принимаемых антикоррупционных мер" // Собрание законодательства Ивановской обл. 2010. 30 ноября. N 46(515).
<49> Указ Губернатора Красноярского края от 5 августа 2010 г. N 146-УГ "О проведении антикоррупционного мониторинга" // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2010. 16 августа.
<50> Указ Губернатора Пермского края от 25 февраля 2011 г. N 14 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга в Пермском крае" // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов Губернатора Пермского края, Правительства Пермского карая, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2011. 7 марта.

В процессе сравнительно-правового анализа целей антикоррупционного мониторинга, заложенного в региональном антикоррупционном законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах, направленных на его организацию и проведение, выяснилось, что в значительной мере они не совпадают. В одних субъектах РФ цели антикоррупционного мониторинга, заложенные в региональном антикоррупционном законодательстве, по объему и содержанию значительно шире, чем в подзаконных нормативных правовых актах, в других - наоборот, цели антикоррупционного мониторинга, предложенные в подзаконных нормативных актах, по объему и содержанию шире, чем в региональном антикоррупционном законодательстве. Так, в соответствии с содержанием ст. 10 Закона Республики Дагестан "О противодействии коррупции в Республике Дагестан" в этом субъекте РФ в качестве целей антикоррупционного мониторинга предусмотрено получение данных о состоянии коррупции, коррупциогенных факторах и мерах реализации антикоррупционной политики. Вместе с тем в Постановлении Правительства Республики Дагестан "О порядке осуществления антикоррупционного мониторинга" указано, что целью антикоррупционного мониторинга в Республике Дагестан является оценка эффективности антикоррупционной политики, реализуемой на территории Республики Дагестан <51>. В результате принятия подзаконного нормативного акта не законодательных целей регионального антикоррупционного мониторинга оказались - оценка состояния коррупции и коррупциогенных факторов. Аналогичные противоречия усматриваются нами и в таких субъектах РФ, как: Республика Татарстан, Калининградская, Оренбургская, Липецкая, Владимирская и Свердловская области, а также г. Санкт-Петербург.

<51> Постановление Правительства Республики Дагестан от 20 апреля 2012 г. N 11 "О порядке осуществления антикоррупционного мониторинга" // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2012. N 8. Ст. 312.

Вместе с тем, как мы уже указывали выше, встречаются случаи, когда цели антикоррупционного мониторинга сформулированы в подзаконном нормативном правовом акте несколько шире, чем в региональном антикоррупционном законодательстве. Так, в соответствии с положениями ст. 8 Закона Республики Карелия "О противодействии коррупции" целью антикоррупционного мониторинга является измерение эффективности мер по реализации антикоррупционной политики <52>. Вместе с тем в Постановлении Правительства Республики Карелия "О Порядке проведения антикоррупционного мониторинга" предусмотрено несколько целей:

<52> Закон Республики Карелия от 23.07.2008 N 1227-ЗРК "О противодействии коррупции" (ред. от 03.03.2010) // Карелия. 2008. 5 авг.
  1. установления факторов, оказывающих влияние на ситуацию в сфере противодействия коррупции, и их оценки;
  2. реализации неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению коррупционных проявлений;
  3. информирования органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и населения о результатах, полученных при проведении антикоррупционного мониторинга <53>. Близкие по содержанию противоречия правотворческого характера встречаются в нормативных правовых актах, регулирующих организацию и проведение регионального антикоррупционного мониторинга в Ярославской и Калужской областях.
<53> Постановление Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2009 г. N 321-П "О Порядке проведения антикоррупционного мониторинга" // Собрание законодательства Республики Карелия. 2009. N 12 (ч. II). Ст. 1491.

Следует отметить, что в некоторых субъектах РФ цели антикоррупционного мониторинга, заложенные в региональном антикоррупционном законодательстве, соответствуют целям, указанным в подзаконных нормативных актах полностью (Ивановская, Ростовская и Нижегородская области, Республика Удмуртия), с небольшими уточнениями или корректировкой (Пермский и Красноярский края, Республика Якутия). Выявленные нами противоречия регионального правотворчества обусловлены тем, что их разработчики по-разному воспринимают цели регионального антикоррупционного мониторинга и специфику его правового регулирования, организации и осуществления.

В практике правового регулирования антикоррупционного мониторинга встречаются и нарушения норм юридической техники. Так, в Указе Губернатора Свердловской области, регулирующем вопросы организации и проведения регионального антикоррупционного мониторинга, в качестве цели выделено "обеспечение непрерывного наблюдения за реализацией мер по профилактике коррупции и осуществления мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений" <54>. Здесь очевидно, что при подготовке нормативного правового акта правотворческий орган нарушил юридическую правотворческую технику, он в одном предложении фактически дублирует одно и то же положение, не подозревая того, что профилактика коррупции, в соответствии с федеральным антикоррупционным законодательством, и есть устранение причин и условий коррупционных правонарушений <55>.

<54> Указ Губернатора Свердловской обл. от 13 марта 2009 г. N 229-УГ "О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Свердловской области" // Областная газета. 2009. 20 марта; Указ Губернатора Свердловской обл. от 3 ноября 2010 г. N 971-УГ "О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Свердловской области" // Собрание законодательства Свердловской обл. 2011. N 11-3 (2010). Ст. 1827.
<55> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

Из приведенного выше можно сделать вывод о том, что региональные органы государственной власти по-разному определяют цели антикоррупционного мониторинга. При этом они, как правило, игнорируют положение о том, что антикоррупционный мониторинг - это всего лишь измерительный инструмент, который призван отслеживать качественные и количественные показатели (динамику и состояние) коррупции, ее причин и условий (коррупционных и/или коррупциогенных факторов), а также результативность антикоррупционной деятельности уполномоченных на то органов и должностных лиц, а также институтов гражданского общества и всего населения. Именно в этом его предназначение, а декларируемые в нормативных правовых актах цели регионального антикоррупционного мониторинга - это лишь основные направления деятельности (цели непрерывного действия), которые могут привести к наступлению желаемого результата путем постоянной ориентации поведения субъектов этой деятельности. Поэтому цель организации и проведения регионального антикоррупционного мониторинга выступает в роли стержня, вокруг которого формируются процедурные и технологические аспекты его результативного осуществления. В связи с этим становится очевидным, что необходима унификация региональных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение регионального антикоррупционного мониторинга, в том числе и при определении основных целей антикоррупционного мониторинга.

Библиографический список

  1. Бикеев И.И., Бикмухаметов А.Э., Газимзянов Р.Р. и др. Коррупция и антикоррупционная политика: Терминологический словарь / Под общ. ред. Г.И. Райкова, П.А. Кабанова, Д.К. Чиркова. М., 2010.
  2. Павленко О.В. Антикоррупционный мониторинг - необходимое условие антикоррупционных мероприятий // Следователь. 2013. N 4.
  3. Хазанов С.Д. К вопросу о формировании механизмов оценки эффективности мер противодействия коррупции в Российской Федерации // Следователь. 2013. N 1.
  4. Стороженко И.В. Антикоррупционный мониторинг организации экономического сотрудничества и развития: публично-правовой аспект организации противодействия криминальным формам коррупции // Административное и муниципальное право. 2010. N 6. С. 35 - 36.

References (transliteration)

  1. Bikeev I.I., Bikmuhametov A.E., Gazimzyanov R.R. i dr. Korrupciya i antikorrupcionnaya politika: Terminologicheskiy slovar' / Pod obsch. red. G.I. Raykova, P.A. Kabanova, D.K. Chirkova. M., 2010. S. 83.
  2. Pavlenko O.V. Antikorrupcionnyy monitoring - neobhodimoe uslovie antikorrupcionnyh meropriyatiy // Sledovatel'. 2013. N 4.
  3. Hazanov S.D. K voprosu o formirovanii mehanizmov ocenki effektivnosti mer protivodeystviya korrupcii v Rossiyskoy Federacii // Sledovatel'. 2013. N 1.
  4. Storozhenko I.V. Antikorrupcionnyy monitoring organizacii ekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitiya: publichno-pravovoy aspekt organizacii protivodeystviya kriminal'nym formam korrupcii // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2010. N 6. S. 35 - 36.