Мудрый Юрист

Информационно-психологический аспект правового воздействия в сфере научной деятельности

Берг Людмила Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Уральской государственной академии (Екатеринбург).

Автор представляет оригинальную концепцию исследования информационно-психологического аспекта правового воздействия в сфере научной деятельности.

Ключевые слова: правовая политика, информационный аспект правового воздействия, информационно-психологический аспект правового воздействия, правосознание, правовые стимулы и ограничения.

Information and psychological aspect of legal influence in scientific activities

L.N. Berg

The author presents the original concept of the study of information and psychological aspects of legal influence in the field of scientific activities.

Key words: legal policy, information aspect of the legal impact, information and psychological aspect of the legal impact, legal conscience, legal incentives and constraints.

Информационное воздействие права основано на том, что право является одной из разновидностей социальной нормативной информации. С помощью юридических норм до участников общественных отношений доводится позиция государства о требуемом, дозволенном или запрещенном поведении, сообщается о средствах достижения необходимых результатов, о последствиях нарушения норм <1>.

<1> Кудрявцев Ю.В. Нормы советского права как средство управления (информационный аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1977; Он же. Нормы права как социальная информация. М., 1981. С. 16.

Для организации дальнейших рассуждений уточним, что норма права - это прежде всего информация. Информационная сущность права выступает "движущей силой" в области внедрения информационных технологий в правовую сферу. Именно это свойство юридической нормы и дает праву возможность выполнять информационную функцию, делает его как нельзя более "удобным" для процессов информатизации. Норма права, таким образом, выступает источником информации, и оказывать влияние она начинает только после того, как о ней и ее содержании станет известно. Вместе с тем следует подчеркнуть, что поведение личности определяется не самой нормой права и не информацией о ней (ее содержании), а сложившимися представлениями о юридических нормах, т.е. правосознанием <1>.

<1> Сатолина М.Н. Основные понятия эффективности правовых норм // Вести Академии наук БССР. Сер. Общественные науки. 1987. N 3. С. 43 - 44.

Напомним, что правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной, научной, иной юридической деятельности, а наиболее ярким отличием одного вида правовой информации от другого является наличие либо отсутствие нормативности (наличие норм права) <1>. Все типы правовой информации необходимы для нормального функционирования правовой системы государства, но обладают совершенно разными свойствами; эти различия необходимо учитывать при планировании и разработке всех информационных процессов <2>.

<1> Кутафин О.Е., Копылов В.А. Проблемы становления информационного права в России // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информ. работы. 1999. N 8. С. 20.
<2> Берг Л.Н. Юридическая наука как фактор правового прогресса // Юрид. наука и образование. 2011. Вып. 4. С. 216.

Еще одно соображение: основная цель информационного воздействия права на общественные отношения - формирование единого информационно-правового пространства государства для создания оптимальной системы доведения до сведения всех слоев общества содержания норм права и, таким образом, наиболее полного удовлетворения потребностей в правовой информации, обеспечения эффективной управленческой, правотворческой и правоприменительной деятельности, формирования правосознания, правовой культуры, интеграции в мировое информационное пространство <1>, в том числе в сфере научной деятельности.

<1> Сатолина М.Н. Синергетический подход к решению проблемы доступа к государственной информации: потребность или необходимость? // Право и Интернет: Интернет-конф. (31 октября 2006 г.).

Кроме того, информационное воздействие права направлено на то, чтобы законодательные, правоприменительные органы постоянно обновляли запас знаний в области правовой информации для принятия верных управленческих решений, разработки оптимальных норм права, вынесения справедливых судебных решений.

Подчеркнем, что информационное значение права признается юридической наукой, но оценивается учеными по-разному, внимание уделяется разным аспектам информационной роли права. Можно выделить следующие аспекты в контексте их воздействия на правосознание: культурно-воспитательный, цивилизационно-познавательный, консультативно-разъяснительный, качественно-оценочный, прогностический, нормативный, властно-принудительный, реализационно-применительный, защитно-восстановительный, карательно-исполнительный.

Приведенные аспекты сориентированы на правосознание как явление многогранное и многосложное <1>, что подтверждается подробной разработкой отдельных вопросов, связанных с анализом правового сознания <2>. Так, А.А. Ушаков информационный аспект права обосновал с точки зрения накопления в правовой науке знаний о закономерностях развития общества и государства <3>. Данную оценку правовой информации в ее сравнении с другими информационными потоками можно признать всеохватывающей, поскольку при этом речь идет не только о полном объеме правовой информации, сформированной на правовом пространстве страны.

<1> Бутько Л.В. Информационное значение права и правовой реальности в контексте их воздействия на правосознание // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. N 5. С. 25.
<2> Белканов Е.А. Эволюция понятия правосознания в российской юриспруденции XX века // Эволюция российского права: тезисы докладов VIII Всерос. науч. конф. молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 23 - 24 апреля 2010 года). Екатеринбург, 2010. С. 7.
<3> Ушаков А.А. О диалектике содержания и формы в праве, гносеологической функции права и категориях правового познания // Учен. зап. Пермского ун-та. 1968. N 199. С. 331.

Прогностический аспект информации о праве неоднократно подчеркивал в своих работах С.С. Алексеев. "Первостепенное значение, по мнению ученого, принадлежит ключевому звену - самому факту должного осознания того, что человечество вступает в новую полосу бытия права, в новую эру права, и отсюда - более высокой и более значимой ступени правовосприятия и правового мышления, а следовательно - самой трактовки всего комплекса юридических институтов, принципов и идеалов, тенденций и перспектив их развития" <1>.

<1> Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. М., 2000. С. 187.

Напомним, ученые неоднократно обращали внимание на особое значение юридической практики, содержащей информацию о проблемах правоприменения. Ее тоже следует оценивать в контексте информационного значения права. При этом невозможно переоценить информационную роль юридической практики в решении проблем совершенствования норм права, институтов и отраслей права, а главное - в деле формирования профессионального правосознания. Именно по этим причинам В.П. Реутов предлагал адресовать ее в первую очередь законодателю. Цель такой передачи следует усматривать в необходимости не только формирования профессионального правосознания членов законодательствующего собрания, но и повышения законотворческого мастерства <1>.

<1> Реутов В.П. О разграничении функции права и правового регулирования // Правоведение. 1974. N 5. С. 25.

Мнения ученых об информационном значении права обобщил В.Н. Кудрявцев, подчеркнув его значение для формирования правосознания. "Если исходить из того, что юридически значимое поведение человека всегда регулируется его сознанием, то информационная роль права заключается прежде всего в том, чтобы внести в сознание человека такую информацию, которая будет им учитываться при определении целей, средств и результатов своего поведения" <1>.

<1> Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978. С. 74.

Достижение всех целей, перечисленных в высказываниях цитируемых авторов, обеспечивается таким инструментом, как правосознание индивида. Отметим, что указанные телеологические установки не утрачивают актуальности и в настоящее время. Вся информационно-правовая деятельность должна быть организована и осуществляться так, чтобы обеспечить достижение этих целей, поскольку правовая информация представляет собой, по справедливому замечанию В.Г. Афанасьева, "средство ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением" <1>.

<1> Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. С. 134.

Таким образом, разработки ученых, посвященные информационному значению права, появившиеся в юридической литературе в 70-е гг. прошлого столетия <1>, создали необходимую базу для современных его оценок, носящих комплексный характер. Поэтому в последнее время информационное значение права оценивается с позиций его понимания как социально-нормативной, регулятивной системы, имеющей информационную структуру и содержание. Здесь нужно заметить, что состояние права и правовых явлений в современном информационном пространстве оценивается также в контексте процессов интеграции, конвергенции, дифференциации, глобализации, конституционных преобразований, происходящих не только в России, но и во всем мире.

<1> Журавлев Г.Т. Социальная информация и управление идеологическим процессом. М., 1973. С. 122.

Наиболее масштабными для правовой материи оказались результаты конвергенции, существенно изменившие содержание и суть правовой информации. Вначале они проявили себя в обособлении на мировом пространстве правовых семей, затем конвергенция привела к взаимопроникновению в национальные правовые системы инонациональных норм и институтов, к возрастанию роли судебной практики.

На современном этапе следует согласиться с оценкой конвергенции, данной С.С. Алексеевым. По его утверждению, "проходящая в настоящее время правовая конвергенция представляет собой нечто единое с формированием "права цивилизованных народов", и с этой точки зрения - общую для всех этих процессов исходную "причину" мирозданческого порядка - глобальный перелом в развитии человеческой цивилизации, развитие и утверждение цивилизаций либерального типа и, значит, современного гражданского общества, центром и смыслом которого являются человек, его достоинство и высокое положение в социальной системе, его неотъемлемые права" <1>.

<1> Алексеев С.С. Указ. соч. С. 169.

Следовательно, влияние на сознание человека трансформации информационного пространства в целом и правовой информации в частности нужно признать имеющим место и учитывать этот факт при выборе видов правовой информации, способов и форм ее передачи, под воздействием которой осуществляется формирование правосознания. Все, что происходит в информационном пространстве, объединяющем разнообразные информационные потоки, оказывает влияние на состояние правового сознания. Эта зависимость проявляется через взаимосвязь информационного пространства и правового пространства <1>.

<1> Бутько Л.В. Указ. соч. С. 21.

Надо сказать, что информационное воздействие права выражается в том, что право, являясь источником информации, "сообщает" людям, какие общественные отношения и как регулируются действующим позитивным правом, как государство оценивает те или иные поступки людей, какие из них дозволяет, какие запрещает, какие предписывает. Ценностно-ориентационное воздействие права проявляется в идеологическом, воспитательном воздействии. Позитивное право способно формировать в сознании людей определенный образ поведения, ориентировать их на совершение одних поступков и несовершение других.

Надо заметить, что информационное и ценностно-ориентационное воздействие права может осуществляться как одновременно с его регулирующим воздействием, так и предшествовать ему, а информационное воздействие может иметь место даже тогда, когда регулирующее воздействие права уже прекратилось. Когда нормативный правовой акт действует, то содержащиеся в нем нормы оказывают и регулирующее, и информационное, и ценностно-ориентационное воздействие. Когда нормативный правовой акт принят и официально опубликован, но в силу еще не вступил, содержащиеся в нем нормы оказывают только информационное и ценностно-ориентационное воздействие. Когда же нормативный правовой акт утратил силу и перестал регулировать общественные отношения, то содержащиеся в нем нормы способны оказывать лишь информационное воздействие <1>.

<1> Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. Тема "Правовое регулирование и его механизм" // Сибирский юрид. вестн. 2003. N 2. С. 3 - 8.

Сходной позиции придерживаются С.Г. Чубукова и В.Д. Элькин, которые при рассмотрении информационного аспекта замечают, что правовое воздействие возможно представить в виде реализации совокупности информационно значимых функций, происходящей в определенной последовательности:

  1. постановка целей регулирования в области права (естественно, происходит на основе имеющейся, осмысленной информации о состоянии объекта управления - общественных отношений);
  2. получение и восприятие поступающей правовой и иной информации, ее регистрация, хранение и обработка (в соответствии с поставленными целями собирается, систематизируется, анализируется информация о состоянии общественных отношений в наиболее полном виде);
  3. принятие определенного юридического решения (создание новой правовой информации);
  4. передача и использование социально-правовой информации.

Таким образом, все стадии процесса правового воздействия суть информационные процессы <1>.

<1> Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учеб. пособие / Под ред. М.М. Рассолова, В.Д. Элькина. М., 2004. С. 91.

Подчеркнем, что просто информация (объем данных), информирование не несут в себе обязательства следовать содержанию информации. Телеологическая установка права - регулирование, соответственно, регулирования нужно добиваться даже путем психологического воздействия (имеющего оттенок силового, насильственного, но с положительным влиянием давления), направленного на результат - достижение конкретного правового поведения. Такое понимание свидетельствует о том, что правовая информация подается в такой форме, что само ее содержание может воздействовать на сознание лица, информацию получающего. Правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется преимущественно на информационном уровне. Однако информация бывает разная: описательного характера (дескриптивная) и сугубо управленческая, нормативная, предписывающая (прескриптивная) <1>. В данном случае информационный аспект нельзя оторвать от психологического, ибо право как знаковая система способно регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация воспринята сознанием личности и трансформировалась в мотив ее деяния. Назначение разных правовых средств как раз и состоит в том, чтобы информировать субъектов о возможностях выбора вариантов поведения в рамках права, воздействовать на их интересы в определенном направлении, склонить к тому или иному поступку <2>.

<1> Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 1998. N 3. С. 134.
<2> Там же.

В то же время "под информационно-психологическим воздействием понимается особая, специфическая форма социальной активности одного индивида (или группы), направленная на психику другого индивида или группы, которая в своей произвольной форме (т.е. при намеренном воздействии) исходит из определенного мотива и преследует цель изменения или укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других психологических явлений" <1>. Именно в этом отличие процесса информационно-психологического воздействия от процесса информирования. Чистое информирование не имеет целью влияние, изменение взглядов и поведения объекта воздействия (индивида, группы, общества).

<1> Куликов В.Н. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования. Иваново, 1982. С. 5 - 11.

Здесь нужно уточнить, что информационно-психологическое воздействие на личность осуществляется не только через право, но и через политику, экономику, культуру, тем не менее именно правовое воздействие выступает основным для становления социально приемлемой личности, которая осознает себя участником правовых отношений, соблюдает права окружающих и умеет отстаивать собственные.

В более широком контексте информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической среды государства, психику и поведение политической элиты, населения.

Отличительный признак информационно-психологического воздействия права на общественные отношения состоит в том, что правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами.

Например, Н.И. Матузов и А.В. Малько полагают, что в информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а конкретные меры информационно-психологического воздействия, в них содержащиеся, - субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания, которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правовые стимулы и правовые ограничения.

В рамках нашего предмета исследования рассмотрим конкретные меры информационно-психологического воздействия в сфере научной деятельности, проанализировав нормативные положения Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" <1>. Для функционирования науки объемлющий ее правовой контекст играет значительную роль. В качестве примера приведем такие аспекты, как общий правовой статус научного работника, его права и обязанности, правовое регулирование взаимоотношений научного работника и руководства учреждения, где он работает, юридические гарантии в отношении деятельности научного работника и результатов его труда (прежде всего академические свободы и защита интеллектуальной собственности).

<1> Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в ред. от 3 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

Важно то, что правовым параметрам присущ элемент консерватизма. Соответственно, основные ориентиры правового пространства задают достаточно стабильные рамки для функционирования той или иной общественной сферы на относительно длительные периоды. Внутренние установки научного познания, наоборот, более подвижны, подлежат открытому и постоянному обсуждению и корректировке в рамках научной рациональности. Разумеется, общие правовые ориентиры и внутренние потребности научного продвижения могут вступать в разного рода конфликты. Так, устаревшие нормативные правовые акты могут резко замедлить и затруднить научную деятельность. Недостаточное внедрение научных результатов в практику тоже может быть вызвано именно правовыми ограничениями. Общеизвестно, что бюрократическая система барьеров в советский период не позволяла отечественной науке гибко и оперативно создавать и трансформировать научно-исследовательские проекты, а также эффективно использовать научные достижения <1>.

<1> Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М., 2005. С. 325.

В Японии еще в начале 1960-х гг. были введены правовые стимулы для кооперации индустриальных фирм с целью поддержки крупных научно-технологических проектов. Тем самым была создана возможность для государственных структур и предпринимательских сфер быстро концентрировать усилия в перспективных направлениях. Это стало одной из причин стремительного развития японской экономики. В США в это же время, напротив, продолжало действовать антитрестовское законодательство, фактически содержащее правовые ограничения, способствовавшее разобщению национальных усилий. Лишь в 1980-е гг. под давлением конкуренции со стороны Японии был принят пакет законодательных актов, установивших правовые стимулы для объединения фирм, стремящихся поддерживать научно-техническую модернизацию, прежде всего Закон о национальных кооперативных исследованиях 1984 г. <1>, который уменьшил административные барьеры для проведения совместных (кооперативных) федеральных и промышленных исследований, что привело к образованию нескольких сотен консорциумов, занимающихся НИОКР. Кроме того, новое законодательство обеспечивало расширение сотрудничества индустрии с университетской наукой и поощряло научно-технические новации в промышленности. В итоге была обеспечена правовая поддержка научной деятельности. Результаты быстро проявились в виде прорывного развития американской науки и технологии конца 1980-х - 1990-х гг. <2>.

<1> National Cooperative Research Act of 1984; Public Law 98-462.
<2> Ушаков Е.В. Указ. соч. С. 325.

Несмотря на наличие в России достаточно большого количества нормативных правовых актов, предметом регламентации которых являются отношения в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, многие теоретические и практические вопросы остаются неразрешенными. Это объясняется тем, что отношения, связанные с осуществлением научной деятельности, - достаточно новые для российского правопорядка, вследствие чего до настоящего момента четкой стратегии комплексного регулирования научной деятельности с сопутствующим правовым и доктринальным закреплением не выработано: отсутствует нормативная база, регулирующая вопросы внедрения в производство инноваций, определения роли государства в научной деятельности.

Правовая политика, связанная с регулированием данной сферы, в целом носит бессистемный, декларативный характер, не уделяется должного внимания проблеме соотношения публично-правовых и частноправовых начал, отсутствуют действенные правовые механизмы реализации развития научной деятельности <1>. В данных условиях полагаем важным представить свои предложения о правовых формах и методах стимулирования научной деятельности.

<1> Худокормова О.И. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 4 - 5.

Итак, если под "стимулом" понимать побуждение к действию, заинтересованность в совершении чего-нибудь, побудительную причину <1>, то правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

<1> Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998. С. 667; Современный словарь иностранных слов. М., 1999. С. 581.

А.В. Малько выделяет следующие признаки правовых стимулов:

  1. они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда - в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
  2. сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;
  3. обозначают собой положительную правовую мотивацию;
  4. предполагают повышение позитивной активности;
  5. направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей <1>.
<1> Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. С. 135 - 136.

Рассмотрим более подробно формы проявления правовых стимулов. В частности, правовые поощрения - это форма и мера юридического одобрения добровольного, правомерного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Признаки правовых поощрений:

  1. сопряженность с добросовестным правомерным поступком, связанным со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающим основанием для применения поощрения;
  2. добровольность, ибо в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства поступок, но не обязательный для каждого отдельного субъекта (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий);
  3. юридическое одобрение добровольного заслуженного поведения в форме вознаграждения (для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения - юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависящими от степени заслуг);
  4. выгодность их как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их);
  5. выполнение функции юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и т.п. <1>.
<1> Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учеб. пособие. М., 2010. С. 110.

Правовая льгота - это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, необходимые им для наиболее полного и качественного осуществления своих должностных обязанностей.

Например, в соответствии с поправками к Федеральному закону "О содействии развитию жилищного строительства" <1> научные работники, объединившись в кооператив, могут претендовать на получение участка под строительство жилья не через аукцион, а бесплатно. Получить земельный участок можно только в том случае, если кооператив уже собрал достаточный объем паевых взносов. Доля расходов на землю в себестоимости жилья составляет, по экспертным оценкам, 6 - 13% для многоквартирных домов и от 25% и выше - для "малоэтажек". Если земля станет бесплатной, это заметно уменьшит расходы научных работников, приобретающих квартиры через кооператив. Списки участников кооперативов будут формироваться по месту работы, должны утверждаться федеральными органами государственной власти и быть доступны для всех желающих.

<1> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3617.

Далее рассмотрим правовое ограничение - это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.

Исходя из сформулированного определения, А.В. Малько выделяет следующие признаки правовых ограничений:

  1. устанавливают неблагоприятные условия для осуществления собственных интересов;
  2. устанавливают юридические обязанности, запреты, наказания и т.п.;
  3. обозначают отрицательную правовую мотивацию, предполагают снижение негативной активности;
  4. направлены на защиту общественных отношений <1>.
<1> Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко: В 2 т. М., 1998. Т. 2: Теория права. С. 483, 484, 496, 497.

Нетрудно заметить, что большинство перечисленных признаков раскрывают информационный, идейно-психологический, мотивационный аспекты действия правовых ограничений <1>. Правовые ограничения прав и свобод наиболее тесно связаны с предоставляемыми действующим законодательством субъектам отношений возможностями <2>. Следует отметить, что именно в данном аспекте исследуется понятие ограничения прав представителями как теоретико-правовой, так и отраслевых наук, в том числе цивилистической <3>.

<1> Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: круглый стол журнала "Государство и право" // Государство и право. 1998. N 7. С. 26, 27.
<2> Гражданское право современной России. Очерки теории: Науч. изд. / Под ред. Н.М. Коршунова. М., 2006. С. 394.
<3> Шумилов Ю. Основания ограничения права частной собственности в публичных интересах // Право и жизнь. 2009. N 6. С. 23.

В качестве примера правового ограничения в сфере научной деятельности можно привести запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, установленный для федеральных органов исполнительной власти, который действовал до 1 января 2012 г. <1>. Запрет исключал возможность распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в том числе предоставленными федеральным государственным учреждениям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук, созданным такими академиями организациям, и расположенными в границах населенных пунктов. Совершенно понятно, что данное ограничение не способствует значительной коммерциализации деятельности государственных и муниципальных учреждений науки, а также их конечной приватизации путем превращения в обычных частных собственников своего имущества, что вряд ли соответствует основным целям их деятельности и конституционным задачам создавшего их государства (ст. 43 Конституции РФ) <2>.

<1> Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 763 // СЗ РФ. 2008. N 14. Ст. 1424.
<2> Суханов Е.А. О юридических лицах публичного права // Вестн. гражданского права. 2011. N 2; СПС "КонсультантПлюс".

Bibliography

Afanas'ev V.G. Social'naya informaciya i upravlenie obshhestvom. M., 1975.

Alekseev S.S. Pravo na poroge novogo tysyacheletiya: nekotorye tendencii mirovogo pravovogo razvitiya - nadezhda i drama sovremennoj ehpoxi. M., 2000.

Belkanov E.A. Ehvolyuciya ponyatiya pravosoznaniya v rossijskoj yurisprudencii XX veka // Ehvolyuciya rossijskogo prava: tezisy dokladov VIII Vseros. nauch. konf. molodyx uchenyx i studentov (Ekaterinburg, 23 - 24 aprelya 2010 goda). Ekaterinburg, 2010.

Berg L.N. Yuridicheskaya nauka kak faktor pravovogo progressa // Yurid. nauka i obrazovanie. Vyp. 4. 2011.

Butko L.V. Informacionnoe znachenie prava i pravovoj real'nosti v kontekste ix vozdejstviya na pravosoznanie // Nauka i obrazovanie: xozyajstvo i ehkonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2012. N 5.

Chubukova S.G., Ehlkin V.D. Osnovy pravovoj informatiki (yuridicheskie i matematicheskie voprosy informatiki): Ucheb. posobie / Pod red. M.M. Rassolova, V.D. Ehl'kina. M., 2004.

Grazhdanskoe pravo sovremennoj Rossii. Ocherki teorii: Nauch. izd. / Pod red. N.M. Korshunova. M., 2006.

Krysin L.P. Tolkovyj slovar' inoyazychnyx slov. M., 1998.

Kudryavcev V.N. Pravo i povedenie. M., 1978.

Kudryavcev Yu.V. Normy prava kak social'naya informaciya. M., 1981.

Kudryavcev Yu.V. Normy sovetskogo prava kak sredstvo upravleniya (informacionnyj aspekt): Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1977.

Kulikov V.N. Psixologicheskoe vozdejstvie: metodologicheskie principy issledovaniya. Ivanovo, 1982.

Kutafin O.E., Kopylov V.A. Problemy stanovleniya informacionnogo prava v Rossii // Nauchno-texnicheskaya informaciya. Ser. 1. Organizaciya i metodika inform. raboty. 1999. N 8.

Malko A.V. Stimuly i ogranicheniya v prave // Pravovedenie. 1998. N 3.

Malko A.V. Teoriya gosudarstva i prava v sxemax, opredeleniyax i kommentariyax: Ucheb. posobie. M., 2010.

Obshhaya teoriya gosudarstva i prava: Akademicheskij kurs: V 2 t. / Pod red. M.N. Marchenko. M., 1998. T. 2: Teoriya prava.

Principy, predely, osnovaniya ogranicheniya prav i svobod cheloveka po rossijskomu zakonodatel'stvu i mezhdunarodnomu pravu: kruglyj stol zhurnala "Gosudarstvo i pravo" // Gosudarstvo i pravo. 1998. N 7.

P'yanov N.A. Konsul'tacii po teorii gosudarstva i prava. Tema "Pravovoe regulirovanie i ego mexanizm" // Sibirskij yurid. vestn. 2003. N 2.

Reutov V.P. O razgranichenii funkcii prava i pravovogo regulirovaniya // Pravovedenie. 1974. N 5.

Satolina M.N. Osnovnye ponyatiya ehffektivnosti pravovyx norm // Vesti Akademii nauk BSSR. Ser. Obshhestvennye nauki. 1987. N 3.

Satolina M.N. Sinergeticheskij podxod k resheniyu problemy dostupa k gosudarstvennoj informacii: potrebnost' ili neobxodimost'? // Pravo i Internet: Internet-konf. (31 oktyabrya 2006 g.).

Shumilov Yu. Osnovaniya ogranicheniya prava chastnoj sobstvennosti v publichnyx interesax // Pravo i zhizn'. 2009. N 6.

Sovremennyj slovar' inostrannyx slov. M., 1999.

Suxanov E.A. O yuridicheskix licax publichnogo prava // Vestn. grazhdanskogo prava. 2011. N 2.

Ushakov A.A. O dialektike soderzhaniya i formy v prave, gnoseologicheskoj funkcii prava i kategoriyax pravovogo poznaniya // Uchen. zap. Permskogo un-ta. 1968. N 199.

Ushakov E.V. Vvedenie v filosofiyu i metodologiyu nauki. M., 2005.

Xudokormova O.I. Pravovoe regulirovanie innovacionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2010.

Zhuravlev G.T. Social'naya informaciya i upravlenie ideologicheskim processom. M., 1973.