Мудрый Юрист

Об основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий

Батурин Сергей Сергеевич, старший лейтенант полиции, адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России (Хабаровск).

Автор рассматривает основания проведения оперативно-розыскных мероприятий и разъясняет их правовые особенности. Правильная и единообразная регламентация осуществления мероприятий правоприменителем необходима, так как будет способствовать соблюдению конституционных прав граждан при проведении ОРМ.

Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия, правовые основания, сущностные признаки.

About the basis of operative-research measures realization

S.S. Baturin

The author examines the reasons of operative-research measures and explains their legal features. The proper and uniform regulation of measures realization by law-enforcer is necessary because it will contribute to the observance of constitutional rights of citizens during the ORM.

Key words: operative-research measures, legal basis, essential features.

Правильное толкование правоприменителем оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий важно не только для обеспечения законности и обоснованности их проведения, но и для дальнейшего использования результатов этих мероприятий. Это обусловлено тем, что законодатель в ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" перечислил лишь основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, не раскрывая их сущности, и тем самым предоставил правоприменителю право самостоятельно толковать и применять данные правовые нормы при принятии решения о проведении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий.

Сущность оперативно-розыскных мероприятий состоит в использовании субъектами оперативно-розыскной деятельности приемов и методов, присущих этому процессу <1>. Однако возможность осуществления конкретных оперативно-розыскных мероприятий законодатель связывает с определенными основаниями и условиями их проведения. Следовательно, для правильного осуществления оперативно-розыскных мероприятий необходимо выявить сущностные признаки и назначение последних, а также дать анализ правовой регламентации их осуществления.

<1> Основы оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Е. Чечетина. Барнаул, 2007. С. 77.

В соответствии с ФЗ "Об ОРД" обозначенный вид специфической правоохранительной деятельности осуществляется именно посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий. Значит, сам законодатель указывает на то, что оперативно-розыскные мероприятия охватывают значительную частью всей оперативно-розыскной деятельности, выступают ее "основой и содержанием" <1>, а также на то, что "основным способом собирания оперативно-розыскной информации является осуществление оперативно-розыскных мероприятий" <2>. Большинство задач, стоящих перед оперативными подразделениями, выполняются именно посредством проведения сменяющих и дополняющих друг друга оперативно-розыскных мероприятий.

<1> Железняк Н.С. "Черные дыры" и "белые пятна" ФЗ "Об ОРД": юридические и лингвистические аспекты: Моногр. / Н.С. Железняк, А.Д. Васильев. Красноярск, 2009. С. 10.
<2> Осипенко А.Л. Снятие информации с технических каналов связи в сети Интернет // Оперативник (сыщик). 2010. N 2. С. 36.

Первым в перечне оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий законодатель не зря назвал наличие возбужденного уголовного дела, тем самым придав ему первостепенное значение. Ведь именно в рамках уголовного судопроизводства лицо, виновное в совершении преступления, привлекается к уголовной ответственности, что напрямую вытекает из задач оперативно-розыскной деятельности. Однако привлечение к уголовной ответственности возможно только путем раскрытия преступления, т.е. установления лица, совершившего преступление, путем сбора доказательственной информации, для чего и предназначена оперативно-розыскная деятельность с комплексом оперативно-розыскных мероприятий. Вне всякого сомнения, раскрытие преступления возможно лишь при согласованном проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В связи с этим особое значение приобретают обеспечение следователя необходимой оперативно-розыскной информацией и наиболее целесообразное и эффективное ее использование в интересах уголовного судопроизводства, особенно при расследовании сложных, замаскированных и многоэпизодных преступлений <1>, так как "оперативно-розыскные данные, вовлеченные в процесс доказывания, позволяют в более короткие сроки и без нарушения законодательства получить процессуальные доказательства" <2>. В данном случае оперативно-розыскные мероприятия значительно повышают эффективность следственных действий, они направлены на собирание информации по возбужденному уголовному делу <3>, которое является необходимым основанием их проведения.

<1> Осипов Д.В., Кузнецова Н.А. Организация и формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания // Процессуальная деятельность милиции: Материалы науч.-практ. конф. (ВНИИ МВД России, ноябрь 2005 г.). М., 2006. С. 59.
<2> Мерецкий Н.Е. Проблемы использования непроцессуальных данных в расследовании преступлений // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с преступностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (17 - 18 мая 2007 г.) / Под ред. Е.П. Кима, А.А. Михайличенко. Хабаровск, 2007. С. 167 - 170.
<3> Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Учеб. / Под общ. ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши. М., 2009. С. 84.

Уголовное дело - это частный жизненный эпизод, требующий конкретных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, определяемых оперативно-следственной ситуацией по расследуемому преступлению. В свою очередь, для проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 ФЗ "Об ОРД" необходимо возбужденное уголовное дело, причем только такое, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также судебное решение. Проще говоря, уголовное дело, находящееся в производстве у дознавателя, основанием для осуществления обозначенных мероприятий не является. Значит, наличие возбужденного уголовного дела - это общее основание процессуального характера для осуществления оперативно-розыскных мероприятий по факту совершения общественно опасного уголовно наказуемого деяния. В деле фиксируется и накапливается информация, полученная с помощью уголовно-процессуальных средств, которая может служить основанием для оперативно-розыскных действий, в том числе негласного характера.

Следующее процессуальное основание проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с ч. 3 ст. 7 ФЗ "Об ОРД" - поручение следователя, которое требует судья, санкционирующий мероприятие. Этот процессуальный документ имеет большое значение для проведения оперативно-розыскных мероприятий, особенно ограничивающих конституционные права граждан. Часть 4 ст. 8 ФЗ "Об ОРД" закрепляет, что прослушивание телефонных и иных переговоров допускается в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких. Если речь идет о преступлении, то должно быть возбуждено уголовное дело по факту совершения уголовно наказуемого общественно опасного деяния, так как именно в рамках уголовного дела лица подозреваются и обвиняются в совершении преступления и дается его уголовно-правовая квалификация.

Кроме того, п. 1 ч. 2 ст. 8 указывает, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно. В этой норме опять упоминается о противоправном деянии, требующем предварительного следствия, которое осуществляется только в рамках уголовного дела. Значит, именно уголовное дело является основанием для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а не поручение следователя. Поэтому было высказано вполне логичное мнение, что поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий - это лишь "процессуальная форма взаимодействия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство и оперативно-розыскную деятельность, предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством" <1>, соответственно, получение данного процессуального документа необходимо рассматривать в качестве повода, а не основания проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, А.Е. Чечетин предлагает выделить в ФЗ "Об ОРД" отдельную статью под названием "Поводы для осуществления оперативно-розыскных мероприятий", куда отнести поручение следователя (органа дознания) <2>. В этом документе должны перечисляться фактические основания проведения оперативно-розыскных мероприятий <3>, обстоятельства уголовного дела, а также те фактические данные, которые необходимо добыть в ходе оперативно-розыскной деятельности <4>. Бесспорно, что раскрытие преступления только уголовно-процессуальными мерами довольно затруднительно, а в некоторых случаях просто невозможно, что и побуждает следователя давать поручение с указанием интересующих его вопросов, требующих разрешения по расследуемому уголовному делу.

<1> Основы оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие. С. 85.
<2> Чечетин А.Е. Проект законодательного регулирования оперативно-розыскных мероприятий // Полицейское право. 2006. N 4. С. 84.
<3> Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Под ред. А.Е. Чечетина. 12-е изд., перераб. и доп. Барнаул, 2007. С. 95.
<4> Федоров А.В., Шумилов А.Ю. Основания уголовно-правового характера для проведения оперативно-розыскных мероприятий // Оперативно-розыскная деятельность: Учеб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М., 2011. С. 329.

По мнению В.Г. Боброва, сам факт возбуждения уголовного дела уже является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, однако в ФЗ "Об ОРД" поручение названо самостоятельным основанием; это противоречие необходимо устранить <1>. Данная точка зрения, как нам кажется, не совсем верна. Уголовное дело, конечно, выступает основанием для проведения всех оперативно-розыскных мероприятий, однако поручение служит процессуальным сигналом для проведения каких-либо мероприятий с целью разрешения вопросов, интересующих лицо, ведущее предварительное расследование.

<1> Бобров В.Г. Проблемы совершенствования оперативно-розыскного законодательства // Проблемы совершенствования оперативно-розыскного законодательства (материалы круглого стола, посвященного 10-летию принятия Федерального закона "Об ОРД") / Под ред. В.И. Елинского. М., 2005. С. 40.

В ходе осуществления следователем следственных действий и иных процессуальных мер накапливается информация, которой оперативные сотрудники не могут владеть в полном объеме ввиду ее обширности и по роду своей деятельности. В поручении указываются лишь дата и уголовная статья возбужденного уголовного дела, его фабула, а также вопрос, требующий разрешения оперативным подразделением. Этот документ необходим для процессуализации оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий, выбор же конкретных мероприятий является прерогативой оперативных подразделений. Следователь вправе ставить только задачу, устанавливать сроки выполнения поручений, но не может давать указаний о характере, организации и тактике проводимых в ходе выполнения поручения оперативно-розыскных мероприятий <1>.

<1> Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М., 2006. С. 295.

Кроме того, при проведении оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица, совершившего преступление, на орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, возлагается обязанность информировать следствие лишь о полученных результатах оперативно-розыскных мероприятий, но не об их проведении <1>. К примеру, преимуществом осуществления оперативно-розыскного мероприятия "прослушивание телефонных переговоров" перед следственным действием "контроль и запись телефонных переговоров" является то, что при ознакомлении с материалами уголовного дела по окончании предварительного следствия сторона защиты не сможет затребовать материалы, полученные в результате этого мероприятия, так как не будет знать о факте его проведения. В соответствии с п. 4 ст. 5 ФЗ "Об ОРД" лицо, которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. О какой конспирации и сохранении государственной тайны может идти речь, если следователь в поручении будет указывать наименование конкретных оперативно-розыскных мероприятий? В этом случае сторона защиты имеет право затребовать и ознакомиться с данными материалами и оспорить основания проведения. Если же вся доказательственная база по уголовному делу получена на основании результатов этого мероприятия, факт проведения которого будет признан незаконным, то же самое произойдет и с другими доказательствами, в том числе процессуальными. Поэтому исключать поручение из перечня оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий нецелесообразно, ведь необходим документ, сигнализирующий о ходе предварительного расследования и направляющий деятельность оперативных подразделений.

<1> Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Вступ. ст. В.Д. Зорькина. М., 2006. С. 148.

По мнению некоторых авторов, устное указание (поручение) следователя, дознавателя, прокурора не является основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий <1>. Как верно отмечает В.Г. Бобров, раскрытие преступлений - одна из обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Поэтому для раскрытия преступления зачастую необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению предварительного следствия фактическими данными, имеющими доказательственное значение, а также другими материалами, которые могут быть использованы в изобличении преступников. Выполнение этой обязанности не может ставиться в зависимость от решения следователя и от наличия (отсутствия) его поручения <2>. Неужели оперативному сотруднику, чтобы провести опрос, отождествление личности, наведение справок для установления преступника, необходимо письменное указание следователя? Эти мероприятия могут проводиться по личной инициативе оперативника в связи с поступившей оперативно-розыскной информацией по конкретному преступлению. Для ее проверки и реализации совсем не обязательно ждать процессуального документа от лица, ведущего предварительное расследование. Ведь основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий является не только наличие возбужденного уголовного дела или поручение следователя, но и "собственное усмотрение оперативного работника, основанное на сведениях криминального характера" <3>.

<1> Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Вступ. ст. В.Д. Зорькина. С. 149.
<2> Бобров В.Г. Указ. соч. С. 40.
<3> Климов И.А., Синилов Г.К., Сазонова Н.И. Еще раз о необходимости совершенствования в сфере оперативно-розыскной деятельности // Проблемы совершенствования оперативно-розыскного законодательства (материалы круглого стола, посвященного 10-летию принятия Федерального закона "Об ОРД"). С. 18.

Кроме того, следователь может и не знать об оперативно-розыскной информации, которая поступила оперативному сотруднику, и специфике более эффективных способов ее проверки и дальнейшего использования в ходе расследования. Поэтому правомерно проведение любых оперативно-розыскных мероприятий без отдельного поручения следователя по инициативе оперативного работника, в том числе по приостановленным уголовным делам, когда следственные действия проводиться не могут <1>. К примеру, срок предварительного расследования уголовного дела, по которому осуществление предварительного следствия обязательно, составляет два месяца, а срок проведения прослушивания телефонных переговоров - шесть месяцев. Неужели необходимо прекращать осуществление данного мероприятия из-за приостановления уголовного дела? Это абсолютно нецелесообразно, так как сроки и основания осуществления и прекращения оперативно-розыскных мероприятий регламентируются оперативно-розыскным законодательством, а не уголовно-процессуальным. Для правоприменителя важно лишь уяснить сущность и значение каждого из рассмотренных процессуальных оснований.

<1> Чечетин А.Е. Теоретические и правовые проблемы оперативно-розыскных мероприятий: Моногр. Барнаул, 2005. С. 171.

Осуществление конкретных оперативно-розыскных мероприятий оперативными подразделениями предусматривает "обязательность соблюдения ими определенных оснований" <1>, закрепленных в ФЗ "Об ОРД", что выступает их отличительным признаком. Ведь неправомерное осуществление оперативно-розыскных действий ведет к признанию их результатов незаконными, а также к наступлению ответственности в зависимости от нарушенной нормы Закона.

<1> Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: теория и практика: Моногр. / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2004. С. 69.

Данные, признаваемые основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий, могут быть получены в рамках уголовного судопроизводства, в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также не процессуальным и не оперативно-розыскным путем <1>. Если ранее не известное лицо через несколько дней после совершения дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб человек, не скрывая своей личности, позвонило в орган внутренних дел и добровольно сообщило свои данные, то к какому виду отнести эту информацию? Эти данные получены не в ходе процессуальной или оперативно-розыскной деятельности, а в ходе гласного содействия гражданина с активной жизненной позицией. Причем эта информация, оформленная только как сообщение о преступлении, потребует не меньшей предварительной проверки, чем любое другое заявление (сообщение) о преступлении. Ведь одно лишь "получение информации" не обеспечивает безопасность общества и государства, поскольку такая информация требует не только проверки на предмет достоверности, но и определенных действий в случае ее подтверждения <2>.

<1> Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб. С. 288.
<2> Железняк Н.С. О законодательной регламентации задач оперативно-розыскной деятельности в профильных законах некоторых стран // Актуальные проблемы уголовного права и правоприменительной практики: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. С.Д. Назаров. Красноярск, 2007. С. 47.

Отдельные исследователи эти данные относят к сведениям, поступившим в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, причем полагают, что они относятся к основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 7 ФЗ "Об ОРД" <1>. Однако такая информация может поступать относительно противоправного деяния, по которому уже возбуждено уголовное дело. Проведение оперативно-розыскных мероприятий допускается при наличии сведений, указывающих на признаки преступного деяния либо на лиц, в какой-либо форме проявивших преступные намерения. Вопрос заключается лишь в том, каким способом она получена, ведь от этого зависит объем мероприятий, которые можно осуществлять для ее проверки. В большинстве случаев для проверки такого рода информации проводятся оперативно-розыскные мероприятия, не требующие какого-либо санкционирования.

<1> Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Науч.-практ. коммент. / Под ред. А.Е. Чечетина. 10-е изд., перераб. и доп. Барнаул, 2005. С. 85.

Ряд исследователей полагают, что ч. 2 ст. 7 ФЗ "Об ОРД" определяет основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, не связанных с выявлением и раскрытием преступлений. Значит, оперативно-розыскные действия, осуществляемые по этим основаниям, не обеспечивают достижение уголовно-правовых целей и решение уголовно-процессуальных задач <1>.

<1> Гусев В.А. Обжалование действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Законность. 2012. N 1. С. 44.

На наш взгляд, данная точка зрения может быть подвергнута критике. Так, п. 1 ч. 2 ст. 7 ФЗ "Об ОРД" предусматривает основание проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанное с наличием сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Достаточность данных - категория оценочная, следователь самостоятельно определяет, достаточно ли имеющихся сведений для возбуждения уголовного дела, исходя из своего жизненного и профессионального опыта. Большинство следователей под достаточными данными понимают информацию, которая достоверно свидетельствует обо всех элементах состава преступления <1>. Если нет этих достаточных данных, значит, именно на их поиск и направлены оперативно-розыскные действия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, поскольку в соответствии со ст. 144 УПК РФ по каждому поступившему заявлению (сообщению) о преступлении должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности для принятия одного из названных решений. Следовательно, этот пункт оснований осуществления оперативно-розыскных мероприятий направлен на выполнение задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных п. 1 ст. 2 ФЗ "Об ОРД", а также на достижение задач уголовного закона.

<1> Клещев С.В. О некоторых вопросах проверки сообщения о преступлении // Рос. следователь. 2010. N 14. С. 10.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 7 ФЗ "Об ОРД" основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий может быть наличие сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания. Если лицо скрывается от органов дознания или следствия, то оно признается подозреваемым или обвиняемым, в отношении его ведется уголовное преследование в связи с расследуемым уголовным делом. Значит, осуществляется деятельность, направленная на решение уголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач. Если же лицо скрывается от суда, то оно считается обвиняемым, которому предъявлено обвинение, т.е. имеется уголовное дело. Следовательно, и это основание проведения оперативно-розыскных мероприятий связано с решением задач оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, большинство оперативно-розыскных мероприятий направлены на выявление и раскрытие преступлений, т.е. имеют ярко выраженную поисковую направленность. Основанием для их осуществления могут служить как сведения, полученные в процессуальном порядке, так и оперативные данные. Следовательно, правовая регламентация оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий имеет смешанный характер.

Также весьма важно отметить, что осуществляться оперативно-розыскные мероприятия в полном объеме могут только специально уполномоченными субъектами - "оперативно-розыскными подразделениями правоохранительных органов, их руководителями и должностными лицами, именно они наделены необходимыми полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий и выступают при этом главными источниками активности" <1>. В соответствии с ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Данная норма разграничивает дознание как вид процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, при этом последние не относятся к уголовному судопроизводству, а представляют собой самостоятельный вид правоохранительной деятельности <2>. В силу п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь полномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Логический анализ этих двух норм позволяет сделать вывод, что ни следователь, ни дознаватель не имеют права осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по уголовным делам, находящимся у них в производстве, они проводят следственные и иные действия. На наш взгляд, это объясняется и тем, что лица, ведущие предварительное расследование, должны оценивать результаты оперативно-розыскной деятельности объективно, всесторонне и непредвзято.

<1> Чечетин А.Е. Структурный анализ оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник (сыщик). 2006. N 1. С. 37.
<2> Борисов А.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 72.

Сегодня разрешение проблем, связанных с эффективной реализацией оперативно-розыскного законодательства, имеет существенное значение для государства и общества, поскольку влияет как на общую криминогенную ситуацию в стране, так и на уровень криминализации общества в целом, а значит, и на качество и уровень защищенности законных прав и интересов граждан <1>. Поэтому мы надеемся, что предложенный анализ проведения оперативно-розыскных мероприятий поможет правоприменителю избежать неоднозначного толкования правовой регламентации их осуществления, что будет способствовать соблюдению конституционных прав граждан при осуществлении ОРМ.

<1> Гулягин А.Ю. Обеспечение законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности средствами прокурорского надзора // Рос. следователь. 2012. N 12. С. 47.

Bibliography

Bobrov V.G. Problemy sovershenstvovaniya operativno-rozysknogo zakonodatel'stva: Materialy kruglogo stola, posvyashhennogo 10-letiyu prinyatiya Federal'nogo zakona "Ob ORD" / Pod red. V.I. Elinskogo. M., 2005.

Borisov A.B. Kommentarij k Ugolovno-processual'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii. 4-e izd., pererab. i dop. M., 2010.

Chechetin A.E. Proekt zakonodatel'nogo regulirovaniya operativno-rozysknyx meropriyatij // Policejskoe pravo. 2006. N 4.

Chechetin A.E. Strukturnyj analiz operativno-rozysknyx meropriyatij // Operativnik (syshhik). 2006. N 1.

Chechetin A.E. Teoreticheskie i pravovye problemy operativno-rozysknyx meropriyatij: Monogr. Barnaul, 2005.

Federal'nyj zakon "Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti": Nauch.-prakt. komment. / Pod red. A.E. Chechetina. 10-e izd., pererab. i dop. Barnaul, 2005.

Fedorov A.V., Shumilov A.Yu. Osnovaniya ugolovno-pravovogo xaraktera dlya provedeniya operativno-rozysknyx meropriyatij // Operativno-rozysknaya deyatel'nost': Ucheb. / Pod red. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinskogo, A.Yu. Shumilova. M., 2011.

Gulyagin A.Yu. Obespechenie zakonnosti pri osushhestvlenii operativno-rozysknoj deyatel'nosti sredstvami prokurorskogo nadzora // Ros. sledovatel'. 2012. N 12.

Gusev V.A. Obzhalovanie dejstvij organov, osushhestvlyayushhix operativno-rozysknuyu deyatel'nost' // Zakonnost'. 2012. N 1.

Kleshhev S.V. O nekotoryx voprosax proverki soobshheniya o prestuplenii // Ros. sledovatel'. 2010. N 14.

Klimov I.A., Sinilov G.K., Sazonova N.I. Eshhe raz o neobxodimosti sovershenstvovaniya v sfere operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Problemy sovershenstvovaniya operativno-rozysknogo zakonodatel'stva: Materialy kruglogo stola, posvyashhennogo 10-letiyu prinyatiya Federal'nogo zakona "Ob ORD" / Pod red. V.I. Elinskogo. M., 2005.

Kommentarij k Federal'nomu zakonu "Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti" / Pod red. A.E. Chechetina. 12-e izd., pererab. i dop. Barnaul, 2007.

Kommentarij k Federal'nomu zakonu "Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti" / Vstup. st. V.D. Zor'kina. M., 2006.

Mereckij N.E. Problemy ispol'zovaniya neprocessual'nyx dannyx v rassledovanii prestuplenij // Aktual'nye problemy teorii i praktiki bor'by s prestupnost'yu v Aziatsko-Tixookeanskom regione: Sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (17 - 18 maya 2007 g.) / Pod red. E.P. Kima, A.A. Mixajlichenko. Xabarovsk, 2007.

Osipenko A.L. Snyatie informacii s texnicheskix kanalov svyazi v seti Internet // Operativnik (syshhik). 2010. N 2.

Osipov D.V., Kuznecova N.A. Organizaciya i formy vzaimodejstviya organov predvaritel'nogo sledstviya i doznaniya // Processual'naya deyatel'nost' milicii: Materialy nauch.-prakt. konf. (VNIIMVD Rossii, noyabr' 2005 g.). M., 2006.

Osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennix del: Ucheb. / Pod obshh. red. Yu.A. Agafonova, Yu.F. Kvashi. M., 2009.

Osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti: Ucheb. posobie. 3-e izd., dop. i pererab. / Pod red. A.E. Chechetina. Barnaul, 2007.

Teoriya operativno-rozysknoj deyatel'nosti: Ucheb. / Pod red. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinskogo, G.K. Sinilova. M., 2006.

Zaxarcev S.I. Operativno-rozysknye meropriyatiya: teoriya i praktika: Monogr. / Pod red. V.P. Sal'nikova. SPb., 2004.

Zheleznyak N.S. "Chernye dyry" i "belye pyatna" FZ "Ob ORD": yuridicheskie i lingvisticheskie aspekty: Monogr. / N.S. Zheleznyak, A.D. Vasil'ev. Krasnoyarsk, 2009.

Zheleznyak N.S. O zakonodatel'noj reglamentacii zadach operativno-rozysknoj deyatel'nosti v profil'nyx zakonax nekotoryx stran // Aktual'nye problemy ugolovnogo prava i pravoprimenitel'noj praktiki: Mezhvuz. sb. nauch. tr. / Otv. red. S.D. Nazarov. Krasnoyarsk, 2007.