Мудрый Юрист

Виды фрахтования на время по морскому праву

Игнатова Юлия Николаевна, аспирант кафедры гражданского и международного частного права ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия", г. Саратов.

Статья посвящена классификации договора фрахтования на время, а именно договору аренды морского судна с экипажем. Уделяется внимание вопросу, какие виды фрахтования на время предусмотрены в зарубежном и в национальном законодательстве. Предлагается своя классификация договора фрахтования на время.

Ключевые слова: фрахтование на время, тайм-чартер, аренда транспортных средств, экипаж, услуги по управлению и технической эксплуатации.

Types of time charter on the marine law

Yu.N. Ignatova

Article is devoted classification of the contract of chartering for the time, namely to the contract of rent of a sea vessel with crew. The attention to a question is paid, what kinds of chartering for the time is provided in foreign and in the national legislation. The classification of the contract of chartering for the time is offered.

Key words: chartering for the time, time charter, rent of vehicles, crew, services in management and technical operation.

Аренда морских судов осуществляется по договору фрахтования судна на время. Данная аренда регулируется нормами об аренде транспортных средств, содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) <1>, а также положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) <2>. Фрахтование судна на время различается по видам:

<1> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изм. от 01.01.2012) // СЗ РФ. N 5. Ст. 3301.
<2> См.: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изм. от 23.04.2012) // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
  1. Фрахтование тайм-чартер (time charter) - судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ).
  2. Фрахтование димайз-чартер (demise charter) - это вид чартера, договор найма судна, когда судовладелец передает его фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся его служащими; фрахтователь принимает на себя все расходы по судну, включая заработную плату экипажу, и расплачивается с судовладельцем ежемесячно <3>.
<3> См.: Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра-М, 2008. С. 62.
  1. Фрахтование бербоут-чартер (bareboat charter) - это договор фрахтования судна без экипажа. По этому договору судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ).
  2. Фрахтование дейли-чартер (daily charter) - это фрахтование занимает промежуточное положение между рейсовым фрахтованием и фрахтованием тайм-чартер. Судовладелец несет те же расходы, что и при рейсовом фрахтовании, за исключением оплаты портовых сборов, плат за услуги и агентирование. Расчеты осуществляются, исходя из ставки, установленной за сутки эксплуатации судна (раздельно на ходу и на стоянке). Этот вид фрахтования применяется, когда сложно определить продолжительность рейса и расходы по нему. Например, плавание в ледовых условиях, рейдовая погрузка-разгрузка.

В общем праве США чартеры разделены на две основные категории: димайз-чартер и недимайз-чартер <4>.

<4> См.: Дело Randy P. Forrester v. Ocean Marine Indem. Co., Arco Oil & Gas Co. [1993]. URL: www.uscourts.gov (перевод В.Б. Липавского).

Глагол "to demise" в английском языке означает "сдавать в аренду" <5>. Следовательно, первую группу составляют чартеры, являющиеся договорами аренды, вторую - чартеры, имеющие правовую природу оказания услуг <6>.

<5> См.: Оксфордский словарь английского языка. М.: Прайм, 2005. С. 69.
<6> См.: Липавский В.Б. Тайм-чартер: правовая природа и соотношение со смежными договорами // Хозяйство и право. 2002. N 10.

Тайм-чартер понимается как договор фрахтования, по которому судно используется в течение определенного промежутка времени для перевозки грузов. Перевозчик предоставляет фрахтователю вместимость судна, с тем чтобы тот использовал ее в своих целях. Фрахтователь несет расходы, связанные с каждым рейсом, и уплачивает перевозчику наемную плату (hire), рассчитанную, исходя из времени, в течение которого судно зафрахтовано <7>.

<7> Thomas J. Schoenbaum, 2 Admiralty and Maritime Law § 11-5 (2nd ed. 1994).

Различие между димайз- и тайм-чартером зависит от "степени контроля, сохраняемого судовладельцем". По димайз-чартеру судовладелец передает полное владение и контроль над судном фрахтователю, который в свою очередь набирает экипаж и обеспечивает содержание судна (отсюда термин "bareboat" - "пустое судно"). Следовательно, бербоут-чартерный фрахтователь является судовладельцем на период действия договора <8>.

<8> См.: Липавский В.Б. Указ. соч.

Недимайз-чартер, напротив, не предоставляет такой степени контроля фрахтователю. Тайм-чартер всего лишь наделяет фрахтователя правом использовать судно в течение определенного времени. Судовладелец сохраняет за собой владение и контроль над судном (Randy P. Forrester v. Ocean Marine Indem. Co., Arco Oil & Gas Co. [1993]).

По нашему мнению, во-первых, по тайм-чартеру судовладелец обязуется предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна, но контроль за экипажем остается у собственника данного судна. Так, капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. А по димайз-чартеру судовладелец передает судно фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся его служащими.

Во-вторых, по тайм-чартеру судовладелец сам несет все расходы по содержанию экипажа и оплачивает прочие постоянные издержки, например амортизационные издержки и т.д. Фрахтователь лишь принимает переменные издержки, такие, как, например, стоимость топлива. А по димайз-чартеру фрахтователь принимает на себя все расходы по судну, включая заработную плату экипажу, и расплачивается с судовладельцем ежемесячно.

В-третьих, по тайм-чартеру контроль над судном принадлежит собственнику данного судна. Капитан и другие члены экипажа подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа. Под судовождением понимается навигационное управление судном. Безопасное плавание судна и выполнение требований навигационного характера возможны лишь при применении капитаном и другими членами экипажа своих специальных знаний и опыта работы. Поэтому в навигационных вопросах экипаж судна подчинен судовладельцу, который обязан обеспечить безопасность мореплавания <9>. А фрахтователь лишь осуществляет коммерческую эксплуатацию судна. В договоре димайз-чартер фрахтователь осуществляет как полный контроль над судном и экипажем, так и его коммерческую эксплуатацию.

<9> См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания / Под ред. Г.Г. Иванова. М.: Спарк, 2000. С. 207.

Сходства данных двух договоров проявляются в том, что как при тайм-чартере, так и при димайз-чартере судовладелец предоставляет фрахтователю судно и услуги членов экипажа. Хотя по димайз-чартеру фрахтователь сам осуществляет контроль над экипажем, может уволить данный экипаж и нанять другой, в этом случае собственник судна может сохранить некоторый контроль над технической эксплуатацией судна, обязав фрахтователя оставить капитана судна и, например, старшего помощника, как отмечалось выше. Таким образом, можно предположить, что договор димайз-чартер является разновидностью договора аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, так же как и тайм-чартер.

В странах англосаксонской системы права в деле Per Mackinnon LJ in Re An Arbitration between Sea and Land Securities Ltd and William Dickinson Co. Ltd (The Alresford), [1942] <10> определяется, что соответствующие права и обязанности двух сторон в договоре фрахтования на время должны зависеть от его письменного условия, потому что нет специального закона, применимого к конкретной форме договора, известного как фрахтование на время.

<10> Per Mackinnon LJ in Re An Arbitration between Sea and Land Securities Ltd and William Dickinson Co. Ltd (The Alresford), [1942] 1 All ER 503 at p. 504.

Столетие назад фрахтование на время, а затем договор, известный как димайз-чартер, были соглашением, по которому фрахтователю было передано во владение судно судовладельца, а также его слуги и экипаж и парус для получения своей выгоды. Эта форма чартера была названа "димайз-чартер" и давно устарела. Современная форма фрахтования на время - это та, по которой одна сторона (судовладелец) в течение определенного периода времени обязуется с момента фрахтования предоставить судно, услуги экипажа и служащих для перевозки грузов, которые кладут на борту своего судна на время (фрахтователю).

В российском законодательстве такое понятие договора, как димайз-чартер, не предусмотрено. Договор димайз-чартер можно увидеть в международных конвенциях, которые ратифицировала РФ. Так, например, Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. <11>. Россия присоединилась к Конвенции 4 марта 1999 г. (Федеральный закон от 17.12.1998 N 184-ФЗ). Конвенция вступила в силу для России 5 сентября 2004 г. Данная Конвенция (п. 1 ст. 4) определяет виды требований к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна, которые обеспечиваются морским залогом в отношении судна.

<11> См.: Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. (Женева, 06.05.1993) // Бюллетень международных договоров. 2005. N 3. Ст. 41 - 49.

Таким образом, существует много точек зрения по поводу того, что договор димайз-чартер является разновидностью бербоут-чартера или наоборот. Но российское морское законодательство не проводит различия между этими договорами. Независимо от способа комплектования экипажа судна капитан судна и другие члены экипажа судна являются работниками фрахтователя и подчиняются ему во всех отношениях. При комплектовании экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должны соблюдаться правила ст. 56 КТМ о гражданстве членов экипажа судна <12>. Подводя итог, можно сделать вывод, что согласно КТМ РФ выделяется два вида договора аренды транспортных средств в морском праве РФ - это договоры тайм-чартер и бербоут-чартер. Другие виды договора фрахтования на время в российском законодательстве не предусмотрены.

<12> См.: Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Морские вести России, 2009. С. 204.

В Кодексе торгового мореплавания Украины от 16 января 2003 г. N 435-IV (далее - КТМ Украины) <13> аренда морских судов осуществляется по договору чартера (фрахтования) судна на определенное время. Если в КТМ РФ в разных главах содержатся понятия и особенности таких договоров, как тайм-чартер и бербоут-чартер, то в КТМ Украины данные виды содержатся в одной главе. Так, согласно ст. 203 КТМ Украины по договору чартера (фрахтования) судна на определенное время судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить судно фрахтователю для перевозки пассажиров, грузов и для других целей торгового мореплавания на определенное время. Предоставленное фрахтователю судно может быть укомплектовано экипажем (тайм-чартер) или не снаряжено и не укомплектовано экипажем (бербоут-чартер). В КТМ Украины, так же как и в КТМ РФ, в случае фрахтования судна по тайм-чартеру капитан и другие члены экипажа подчиняются распоряжениям фрахтователя по эксплуатации судна, за исключением распоряжений относительно судовождения, внутреннего распорядка на судне и состава экипажа.

<13> См.: Кодекс торгового мореплавания Украины от 16 января 2003 г. N 435-IV // URL: http://odeksy.com.ua.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в КТМ Украины содержатся такие же виды и особенности договора фрахтования судна на время, как и в КТМ РФ, а именно тайм-чартер и бербоут-чартер.

В КТМ Украины не выделяются различные подвиды договора тайм-чартер в отличие от бербоут-чартера. Так, если в ст. 223 КТМ РФ предусмотрен выкуп судна по бербоут-чартеру, то в КТМ Украины данному положению посвящена целая глава. Согласно ст. 215 КТМ Украины по договору лизинга судна владелец судна (лизингодатель) обязуется передать фрахтователю (лизингополучателю) судно без экипажа для использования в целях торгового мореплавания на определенное время, по истечении которого к лизингополучателю переходит право собственности на судно.

Особое место среди договоров аренды транспортных средств с экипажем занимает договор тайм-чартер. Э.Л. Лимонов выделяет несколько разновидностей данного договора: трип-чартер (trip charter), спейс-чартер (space charter), слот-чартер (slot charter). По договору трип-чартер фрахтователь оплачивает все портовые расходы (сборы, услуги, стивидорные операции, агентирование), а судовладелец - расходы по эксплуатации судна, включая содержание экипажа, топливо, ремонт и пр. Такая форма фрахтования используется, в частности, линейными компаниями, поэтому срок сделки устанавливается, как правило, не на календарной базе (количество месяцев, лет), а на оговоренное число круговых рейсов или даже на один рейс в одном направлении. Другая разновидность тайм-чартера - аренда части грузовместимости судна (спейс-чартер) или части его контейнеровместимости (слот-чартер). В этом случае фрахтователь помимо арендной платы оплачивает только расходы по привлечению, погрузке и выгрузке груза и расходы по аренде и эксплуатации контейнерного парка, а все остальные расходы по эксплуатации судна оплачивает судовладелец и затем учитывает их в арендной ставке. Слот-чартерные соглашения широко используются консорциумами для эксплуатации контейнеровозов вместимостью 3 - 6 тыс. TEU's <14>, а также океанскими линиями для аренды части вместимости фидерных контейнеровозов <15>.

<14> Двадцатифутовый эквивалент (TEU или teu от англ. twenty-foot equivalent unit) - условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. Часто используется при описании вместимости контейнеровозов и контейнерных терминалов // URL: http://ru.wikipedia.org.
<15> См.: Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Модуль, 2006. С. 95.

На наш взгляд, данная точка зрения является неверной, так как, во-первых, по договору тайм-чартер судовладелец обязуется предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов. Как уже было отмечено выше, фрахтователь по данному договору обладает и правом пользования, и правом владения судном. Соответственно, фрахтователю предоставляется право коммерческой эксплуатации судна. С.В. Асеев определяет слот-чартер как аренду контейнерной ячейки (секции) на судне-контейнеровозе <16>. Таким образом, предметом аренды по договору слот-чартер является определенная вместимость судна, т.е. у фрахтователя нет права коммерческой эксплуатации судна, например выбор портов захода судна, в частности портов погрузки и выгрузки. Он арендует только часть судна и будет обладать только правом пользования транспортным средством. Во-вторых, в российском праве нет понятия "слот-чартер" и также не содержатся нормы, которые регулировали бы условия договора слот-чартера. К данному договору неприменимы положения § 3 гл. 34 ГК РФ, гл. X и XI КТМ РФ. Таким образом, можно предположить, что слот-чартер будет регулироваться общими положениями об аренде, которые содержатся в § 1 гл. 34 ГК РФ. Можно сделать вывод о том, что слот-чартер является самостоятельным договором аренды транспортного средства или фрахтования судов на время с определенным набором условий. Данные условия определяются такой проформой, как стандартный слот-чартер "СЛОТХАЕ" (Standard Slot Charter Party "SLOTHIRE").

<16> См.: Асеев С.В. Правовые особенности аренды морских судов // Материалы научно-методической конференции ВГАВТ. Часть 1. 2005. С. 195 - 196.

С.В. Асеев определяет спейс-чартер как фрахтование части грузовой вместимости линейного судна на определенный период времени; рейсовый чартер на линейных условиях <17>. На наш взгляд, спейс-чартер является разновидностью договора слот-чартера. Он также относится к договору аренды транспортных средств, а именно аренды грузовместимости конвенциальных судов. В отличие от слот-чартера договор спейс-чартер заключается, когда у судовладельца арендуется только часть судна, а остальная часть остается свободной, тогда он может разделить грузовые помещения судна (трюмы, твиндеки) между несколькими фрахтователями для того, чтобы все судно было заполнено. В этом случае каждый фрахтователь не имеет отдельного права контроля, а будет действовать совместно с другими фрахтователями или от имени всех, если на то будет ими уполномочен.

<17> См.: Асеев С.В. Указ. соч. С. 195 - 196.

С.В. Асеев трип-чартер определяет как тайм-чартер на один рейс <18>. По нашему мнению, договор трип-чартер относится к рейсовому чартеру. Рейсовый чартер так и называется "trip charter" или "voyage charter". Это договор морской перевозки, по которому фрахтователю предоставляется все судно или часть судовых помещений. Груз размещается (крепится, сепарируется) по усмотрению капитана, который за это и отвечает, однако - если таковое указано в чартере - в конкретно поименованных судовых помещениях и не смешиваясь с иными грузами <19>.

<18> См.: Там же. С. 195 - 196.
<19> См.: Юридический словарь // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17910.

Можно прийти к выводу, что мнение Э.Л. Лимонова неверное по поводу того, что трип-чартер, слот-чартер и спейс-чартер являются разновидностью договора тайм-чартер. Слот-чартер и спейс-чартер относятся к самостоятельным договорам фрахтования судов на время. Они регулируются общими положениями об аренде, которые содержатся в § 1 гл. 34 ГК РФ. Их условия определяются проформой "SLOTHIRE". Трип-чартер относится к рейсовому чартеру.

В настоящее время известно более 400 проформ чартеров. Они разработаны Английской палатой судоходства, основанной в 1877 г., и Балтийским международным морским советом (БИМКО), основанным в 1905 г. <20>.

<20> См.: Калинин А.Г. Чартер. Природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами. М., 2001. С. 24.

Первая редакция проформы, регулирующей правоотношения в области чартерных договоров, была разработана Балтийским международным морским советом (в настоящее время именуется "Морской совет") еще в 1909 г. и пересматривалась в 1911, 1912, 1920, 1939, 1950, 1974 гг. Советом по документации Палаты судоходства Великобритании <21>, после чего действовала в постоянной редакции под названием "проформа "Балтайм".

<21> См.: Калпин А.Г. Договор аренды транспортных средств // Гражданское право. 2006. N 2. С. 11.

Тайм-чартер заключается на основании стандартных проформ, таких, как "Uniform Time-Charter (Box Layout "BALTIME 1939")" - стандартный тайм-чартер (боксовая форма 1974) "БАЛТАЙМ 1939" <22>; "Time-Charter. Government Form" - тайм-чартер. Правительственная форма <23>; Uniform Time-Charter Party "SUPPLYTIME 89" - стандартный тайм-чартер для судов, обслуживающих морские буровые установки "САППЛАЙТАЙМ 89" <24>, и многих других.

<22> См.: Проформы чартеров и коносаментов. Книга 4. СПб.: ЗАО "ЦНИИМФ", 1995. С. 495.
<23> См.: Там же. С. 495.
<24> См.: Там же. С. 495.

Подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к следующей классификации.

I. Аренда морского судна:

  1. Фрахтование на время по международному праву:

a) фрахтование тайм-чартер;

b) фрахтование димайз-чартер;

c) фрахтование бербоут-чартер;

d) фрахтование дейли-чартер.

  1. Фрахтование на время по национальному праву (по КТМ РФ):

a) фрахтование тайм-чартер;

b) фрахтование бербоут-чартер.

II. Аренда транспортных средств с экипажем по морскому праву:

  1. договор тайм-чартер;
  2. договор димайз-чартер.
  3. Тайм-чартер по морскому праву:

В зависимости от проформ:

a) стандартный тайм-чартер (боксовая форма 1974) "БАЛТАЙМ 1939";

b) правительственная форма тайм-чартера;

c) стандартный тайм-чартер для судов, обслуживающих морские буровые установки "САППЛАЙТАЙМ 89";

d) тайм-чартер для танкеров;

e) линейный тайм-чартер "ЛАЙНЕРТАЙМ";

f) универсальный рефрижераторный чартер "РИФТАЙМ";

g) универсальный тайм-чартер для контейнеровозов "БОКСТАЙМ";

h) универсальный тайм-чартер "ГАЗТАЙМ";

i) танкерный тайм-чартер "ИНТЕРТАНКТАЙМ 80";

j) стандартный тайм-чартер для судов, перевозящих химикаты наливом "БИМКЕМТАЙМ";

k) Time-charter "NYPE 93" - тайм-чартер "НАЙП 93".

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изм. от 23.04.2012) // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
  2. Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. (Женева, 06.05.1993) // Бюллетень международных договоров. 2005. N 3. Ст. 41 - 49.
  3. Кодекс торгового мореплавания Украины от 16 января 2003 г. N 435-IV // URL: http://kodeksy.com.ua.
  4. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000 // СПС "КонсультантПлюс".
  5. Дело Randy P. Forrester v. Ocean Marine Indem. Co., Arco Oil & Gas Co. [1993] // www.uscourts.gov (перевод В.Б. Липавского).
  6. Дело Per Mackinnon EJ in Re An Arbitration between Sea and Land Securities Ltd and William Dickinson Co. Ltd (The Alresford), [1942] 1 All ER 503 at p. 504 (перевод мой. - Ю.Н. Игнатова).
  7. Thomas J. Schoenbaum, 2 Admiralty and Maritime Law § 11-5 (2nd ed. 1994).
  8. Проформы чартеров и коносаментов. Книга 4. СПб.: ЗАО "ЦНИИМФ", 1995. 495 с.
  9. Липавский В.Б. Тайм-чартер: правовая природа и соотношение со смежными договорами // Хозяйство и право. 2002. N 10.
  10. Калпин А.Г. Договор аренды транспортных средств // Гражданское право. 2006. N 2. 46 с.
  11. Калинин А.Г. Чартер. Природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами. М., 2001. 24 с.
  12. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Морские вести России, 2009. 204 с.
  13. Асеев С.В. Правовые особенности аренды морских судов: Материалы научно-методической конференции ВГАВТ. Часть 1. 2005. 174 с.
  14. Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Модуль, 2006. 379 с.
  15. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра-М, 2008. 826 с.
  16. Оксфордский словарь английского языка. М.: Прайм, 2005. 679 с.
  17. Юридический словарь // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/17910.