Мудрый Юрист

Дисциплинарная ответственность на государственной гражданской службе

Грабовский Иван Аксентьевич, профессор кафедры трудового и предпринимательского права НИУ "Белгородский государственный университет", кандидат юридических наук.

Лиликова Оксана Сергеевна, доцент кафедры трудового и предпринимательского права НИУ "Белгородский государственный университет", кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются особенности применения дисциплинарной ответственности к государственным гражданским служащим, проводится теоретический анализ разграничения служебных и трудовых отношений в случаях применения дисциплинарных взысканий, а также сроки их применения.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, государственная служба, трудовые отношения.

Disciplinary responsibility at the state service

I.A. Grabovskij, O.S. Lilikova

The article considers the peculiarities of application of disciplinary responsibility to state civil servants, makes theoretical analysis of delimitation of official and labor relations in cases of application of disciplinary sanctions as well as the terms of application thereof.

Key words: disciplinary responsibility, state service, labor relations.

В вопросах обеспечения служебной дисциплины нормы трудового законодательства устанавливают особенности регулирования труда на государственной гражданской службе. В частности, ст. 11 ТК РФ <1> предусматривает "на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе...". Порядок применения дисциплинарных взысканий к государственным служащим предусмотрен трудовым законодательством с учетом специфики действия Федерального закона о государственной службе N 79-ФЗ <2>. Вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности в юридической литературе достаточно подробно исследованы. Так, например, С.Н. Братусь отмечал: "...дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом ответственности, порожденным трудовыми правоотношениями" <3>. Как известно, служебная дисциплина - это обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента. Это предполагает добросовестное исполнение своих служебных обязанностей по замещаемой должности и соблюдение установленных в государственном органе правил служебной дисциплины.

<1> См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 29.12.2012) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
<2> См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<3> Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юридическая литература, 1976. С. 6.

Дисциплина труда и служебная дисциплина имеют общие правила по их соблюдению и применению в государственном органе. Дисциплина труда и служебная дисциплина обязывают работников и государственных гражданских служащих подчиняться установленным правилам внутреннего трудового распорядка или служебного регламента.

А.В. Пятаков писал: "...чем выше уровень понимания людьми своих обязанностей и необходимости соблюдения правовых норм, тем меньше случаев ответственности за противоправное поведение" <4>. Федеральный закон о государственной службе регулирует вопросы обеспечения служебной дисциплины и применения дисциплинарных взысканий, которые вытекают из действующих норм трудового законодательства. Следует согласиться с мнением В.М. Манохина, что "именно дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности госслужащих" <5>. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение должностного проступка в Законе о государственной гражданской службе раскрывается не полностью.

<4> Пятаков А.В. Укрепление трудовой дисциплины (правовые проблемы). М., 1979. С. 135 - 136.
<5> Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1996. С. 155.

Наиболее полное определение должностного проступка дано в Дисциплинарном уставе таможенной службы <6>. Устав относит к грубым нарушениям служебной дисциплины также: прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин; появление на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; несоблюдение ограничений, установленных для государственных служащих, и т.д.

<6> См.: Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" (в ред. от 30.09.2012) // СЗ РФ. 1998. N 47. Ст. 5742.

Таким образом, под дисциплинарным проступком следует понимать противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Причем противоправностью в данном случае будет считаться действие или бездействие, нарушающее требования закона или подзаконных актов, устанавливающих служебные обязанности, а также служебную дисциплину.

Л.А. Сыроватская определяла юридическую ответственность, в том числе и в трудовом праве, как обязанность лица, нарушившего норму, претерпевать те неблагоприятные последствия, которые содержатся в санкции правовой нормы <7>. Считаем, что данное определение применимо и к служебной ответственности госслужащих, поскольку она охватывает весь состав дисциплинарного и служебного проступка.

<7> См.: Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник. 2-е изд. М.: Юрист, 1998. С. 158.

Трудовое законодательство, как известно, закрепляет только три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. В то же время Закон о государственной службе (ст. 57) расширяет данный перечень, устанавливая дополнительно предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы. Кроме этого, Закон о государственной службе также предусматривает иной порядок применения иных взысканий, по сравнению с нормами Трудового кодекса РФ. В случае привлечения к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 193 ТК РФ устанавливаются сроки проведения служебной проверки и применения дисциплинарного взыскания в пределах одного месяца. Вместе с тем ст. 58 Закона о государственной гражданской службе предусматривает, что применению дисциплинарного взыскания к государственному гражданскому служащему предшествует служебная проверка. При этом в соответствии со ст. 59 вышеназванного Закона представитель нанимателя государственного органа организует служебную проверку с участием должностных лиц этого органа. По результатам служебной проверки, которая может осуществляться продолжительностью до одного месяца, составляется письменное заключение, на основании которого представителем нанимателя принимается решение о наложении взыскания.

На практике срок служебной проверки иногда не соблюдается, по его истечении представитель нанимателя юридически утрачивает возможность применения дисциплинарного взыскания. Поскольку данный пресекательный срок не подлежит изменению, предлагается сократить срок служебной проверки с таким расчетом, чтобы у представителя нанимателя была реальная возможность применить соответствующее решение о привлечении к служебной ответственности в пределах этого срока.

В отличие от поощрений, которые могут применяться в различных сочетаниях, меры дисциплинарного воздействия применяются за один дисциплинарный проступок, который может повлечь за собой наложение одного-единственного дисциплинарного взыскания по выбору представителя нанимателя. Однако, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине гражданского служащего возложенных на него должностных обязанностей продолжалось, несмотря на ранее наложенное дисциплинарное взыскание, допустимо применить к нему новое дисциплинарное взыскание, в том числе увольнение (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ) <8>.

<8> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 6.

Таким образом, основания и порядок применения дисциплинарных и служебных взысканий несущественно отличаются, за исключением видов взысканий и сроков их применения.