Мудрый Юрист

Роль и значение взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ *

<*> Karnovich S.A. The role and importance of the interaction of the investigator with operating units in the investigation of crimes related to illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances.

Карнович Сергей Анатольевич, начальник ФГКОУ ВПО "Восточно-Сибирский институт МВД России".

В статье рассматриваются вопрос о роли и значении взаимодействия следователя с органами дознания в процессе выявления, раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также организация данного взаимодействия.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, наркоситуация, незаконный оборот наркотиков, расследование преступлений, взаимодействие, следователь, оперативный сотрудник, правоохранительные органы.

The article discusses the role and importance of interaction with the investigator's investigative bodies in the process of identification, detection and investigation of crimes related to illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, as well as the organization of the interaction.

Key words: narcotic drugs, psychotropic substances, the drug situation, drug trafficking, crime investigations, the interaction, the investigator, operations officer, law enforcement agency.

При всех положительных примерах практики противодействия незаконному обороту наркотиков (НОН) и резонансных фактах изъятия сотен килограммов наркотиков наркоситуация в РФ продолжает оставаться сложной и говорить о стабилизации ситуации, связанной с НОН, преждевременно. Учитывая ежегодно усиливающуюся наркотизацию общества, следует признать, что деятельность правоохранительных органов в данном направлении недостаточно эффективна. По данным МВД, в 2012 г. выявлено 219 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 1,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года [1], и данная тенденция на увеличение ежегодная. Более того, за совершение наркопреступлений ежегодно к уголовной ответственности привлекаются свыше 100 тысяч человек. Следует прибавить к этому числу контингент уже находящихся в местах лишения свободы - это 147 тысяч наркопреступников, 113 тысяч осужденных за наркопреступления, отбывающих срок условно, а также до 150 тысяч человек, привлеченных к административной ответственности за наркотики. В итоге текущее количество наказанных в стране за наркотики составляет 500 тысяч человек [2].

Несмотря на то что главная роль в борьбе с НОН возложена на Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), которая ориентирована прежде всего на расследование преступлений по линии НОН, совершенных в организованных формах, противодействие наркопреступности остается одним из основных направлений деятельности ОВД. Согласно ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями УК РФ, устанавливающими уголовную ответственность за незаконный оборот наркотиков.

Вопросы взаимодействия правоохранительных органов и служб при расследовании преступлений всегда являлись и являются приоритетными в процессе раскрытия практически каждого преступления. Вопросам взаимодействия следственных и оперативно-розыскных подразделений посвящено немало работ [3; 4; 5], вместе с тем данная тема остается достаточно актуальной в свете активно обсуждаемого вопроса создания единого органа по расследованию преступлений [6].

Основное ядро взаимодействия - обмен информацией и своевременное, а главное, с соблюдением законности, ее закрепление. Взаимодействие невозможно без информационной составляющей, так как одним из эффективных путей укрепления законности и правопорядка является своевременное, полное и достоверное информационно-справочное обеспечение деятельности правоохранительных органов [7]. Не исключение - преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, более того, это одна из важных и необходимых составляющих раскрытия и расследования данных преступлений. Безусловно, речь прежде всего идет о взаимодействии следственных и оперативных подразделений. Многолетний опыт раскрытия и расследования преступлений, связанных с НОН, показывает, что связь "следователь - оперативник" - это залог успешного раскрытия и судебной перспективы уголовного дела. Общеизвестно, что основная масса уголовных дел по факту НОН возбуждается на основании материалов, полученных в ходе проведения ОРМ. В качестве наиболее эффективных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 Федерального закона N 144 "Об ОРД") для выявления и документирования преступлений данной категории можно выделить следующие: опрос, наведение справок, проверочная закупка, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Таким образом, очевиден факт, что одними лишь процессуальными средствами практически невозможно расследовать преступления. Поэтому на оперативные подразделения в соответствии с законом возлагается обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Наличие специфической оперативно-розыскной функции органов дознания и несвойственность таковой органам следствия обусловливают необходимость их взаимодействия [8]. Такое взаимодействие регламентировано УПК РФ (ст. ст. 40, 38, 144, 146, 157, 163, 164, 210) и Федеральным законом "Об ОРД" (ст. ст. 7, 8, 11), а также соответствующими ведомственными приказами.

Взаимодействие следственных и оперативных аппаратов является важнейшим условием эффективного выполнения стоящих перед ними задач. Особую значимость взаимодействие приобретает там, где процесс раскрытия и расследования преступлений сопровождается активным противодействием заинтересованных лиц [9]. Учитывая тот факт, что незаконный оборот наркотиков по прибыльности занимает лидирующее место среди всех преступлений, участники НОН готовы противодействовать расследованию всеми способами и методами, и прежде всего путем тщательной конспирации.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что при расследовании преступлений по линии незаконного оборота наркотиков принципиально важное значение имеет не только взаимодействие внутригосударственных служб и подразделений, но и межгосударственное взаимодействие. Стратегия деятельности оперативных и следственных подразделений должна быть направлена на выявление и ликвидацию международных преступных организаций по торговле наркотиками путем непрерывных, многоплановых и координированных расследований. Не секрет, что для международного наркобизнеса Россия остается в числе стран, где происходит апробация новых технологий и способов доставки наркотиков на рынок сбыта. Не вызывает сомнений, что взаимодействие с иностранными компетентными органами является одним из наиболее сложных аспектов в работе следователя [10], и конечно же, данная тема - предмет самостоятельного исследования. О роли и значении межгосударственного взаимодействия по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков заявил Министр внутренних дел России В.А. Колокольцев в г. Иркутске 18 июня 2013 г. на заседании объединенной коллегии министерств внутренних дел Союзного государства России и Белоруссии: "...отчетливо прослеживается взаимосвязь между наркоманией и общей уголовной преступностью. Так, по оценкам специалистов, около 70% корыстно-насильственных и корыстных преступлений совершается с целью получения денежных средств для приобретения наркотиков. Не менее остро этот вопрос стоит и в Белоруссии. Поэтому необходимо улучшить качество оперативной работы и своевременный обмен упреждающей информацией" [11].

Кроме того, следует уделять особое внимание организационным вопросам взаимодействия, так как именно позиция руководителей соответствующих служб и органов имеет определяющее значение. Данному вопросу неоднократно уделялось внимание в литературе. Так, С.А. Тишков, анализируя эффективность деятельности ОВД по раскрытию и расследованию преступлений, помимо проблем законодательного, кадрового и материально-технического характера особое значение уделяет упущениям и недостаткам организационного характера [12]. Известен факт, что сотрудники оперативных и следственных подразделений не всегда в должном объеме выполняют комплекс действий, необходимых для достижения определенной цели. Так, оперативники отдельное поручение выполняют, не выходя из своего кабинета, а следователи не всегда принимают своевременно процессуальное решение. Быстрое раскрытие преступлений и качественное их расследование видятся только при успешном взаимодействии следователя и оперативного сотрудника, осуществляемом в рамках совместно выработанного, конкретного, согласованного и аргументированного плана [13]. Таким образом, деятельность следователя должна быть плановой. При всей очевидности данного факта, к сожалению, не всегда уделяется должное внимание разработке согласованных планов следственных и оперативно-розыскных мероприятий в рамках расследуемого уголовного дела. Безусловно, ключевая роль в согласованности данных планов отводится руководителям ОВД [14].

Справедливо заметил С.А. Янин, что организация взаимодействия - это одна из важнейших задач следователя, так как его деятельность по надлежащей организации первоначального этапа расследования является залогом эффективности деятельности ОВД в противодействии незаконному обороту наркотиков [15].

Учитывая, что предварительное расследование уголовных дел о НОН - трудоемкий процесс, требующий от следователя при проведении следственных действий должного уровня знаний в области криминалистки и уголовного процесса, успешное расследование данных преступлений возможно лишь при тесном взаимодействии с оперативными и экспертно-криминалистическими подразделениями. Это позволяет провести всестороннее и объективное расследование в полном объеме, а именно привлечь к уголовной ответственности всех соучастников НОН, а не только тех, у кого при задержании обнаружены и изъяты наркотические средства или психотропные вещества, что, к сожалению, зачастую делается в целях быстрее повысить статистические данные о выявленных преступлениях.

В заключение следует констатировать: материалы судебно-следственной практики свидетельствуют о том, что тесное взаимодействие всех правоохранительных служб, нестандартный подход к раскрытию и расследованию преступлений, эффективное использование технического потенциала, строгое соблюдение закона позволяют добиться должных результатов в ликвидации наркогруппировок, изобличении и привлечении к уголовной ответственности лиц, занимающихся наркобизнесом.

Литература

  1. Состояние преступности в России за 2012 г. Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/presscenter/ statistics/reports/ item/209743.
  2. Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на Всероссийской научно-практической конференции "К 10-летию создания ФСКН России. Новое законодательство и вопросы правоприменительной практики в борьбе с наркопреступностью". Официальный сайт ФСКН России. URL: http://fskn.gov.ru/includes/ periodics/speechesJast/ 2012/1126/130121484/ detail.shtml.
  3. Кривенко А.И. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: Монография. М., 2006.
  4. Нечаев В.В. Организационно-правовые основы взаимодействия органов предварительного следствия и органов дознания: Монография. М., 2007.
  5. Плеснева Л.П. Правовые и организационные основы взаимодействия следователя с органами дознания: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
  6. Козлов В.Ф. К вопросу о понятии взаимодействия следственных и оперативно-розыскных подразделений при расследовании преступлений // Оперативник (сыщик). 2010. N 4. С. 16.
  7. Прохорова М.И., Полещук О.В. Некоторые аспекты информационно-справочного обеспечения процесса раскрытия и расследования преступлений // Российский следователь. 2010. N 9. С. 2.
  8. Плеснева Л.П. К вопросу о соотношении уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности как методологической основе взаимодействия следователя с органами дознания // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: Сб. научных трудов. М. - Иркутск: РПА Минюста России, 2011. Вып. 8. С. 266 - 268.
  9. Замылин Е.И. О взаимодействии следственных и оперативных аппаратов в условиях активного противодействия расследованию преступлений // Вестник криминалистики. 2009. Вып. 3(31). С. 117.
  10. Нурбеков И.М. Криминалистические аспекты взаимодействия с иностранными компетентными органами при расследовании преступлений международного характера // Библиотека криминалиста. 2011. N 1. С. 117.
  11. Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/document/1053381.
  12. Тишков С.А. Проблемы организации взаимодействия на первоначальном этапе расследования преступлений // Организация деятельности органов предварительного следствия и дознания в системе МВД России: управленческие и криминалистические проблемы: Сб. материалов всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. М.: Академия управления МВД России, 2012. Ч. 1. С. 153.
  13. Пушкарев В.В., Федяева Н.В. Особенности расследования серий квартирных краж: Учеб. пособие. Волгоград: ВА МВД РФ, 2010. С. 62.
  14. Грибунов О.П. К вопросу о проблемах раскрытия и расследования корыстно-насильственных преступлений на первоначальном этапе расследования // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: Сб. научных трудов. М. - Иркутск: РПА Минюста России, 2009. Вып. 6. С. 160.
  15. Янин С.А. Организация первоначального этапа расследования незаконного сбыта наркотических средств и психотропных веществ // Организация деятельности органов предварительного следствия и дознания в системе МВД России: управленческие и криминалистические проблемы: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. М.: Академия управления МВД России, 2012. Ч. 1. С. 271.