Мудрый Юрист

Тенденции развития законодательства об экологическом предпринимательстве

Бобкова А.Г., заведующая кафедрой хозяйственного права Донецкого национального университета, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии правовых наук Украины.

Среди всех видов предпринимательства отдельное место занимает экологическое, необходимость развития которого возрастает с каждым годом. Это обусловлено особенностями такого предпринимательства, среди которых: а) производство продукции, выполнение работ или оказание услуг специального (природоохранного) назначения инновационного характера; б) непосредственная связь такого предпринимательства (его результатов) с обеспечением экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды; в) осуществление в соответствии с общими правилами для предпринимательской деятельности и направленность на соблюдение установленных экологическим законодательством требований; г) повышенный риск убыточности из-за длительного периода окупаемости вложенных инвестиций и др.

В настоящее время субъекты предпринимательства чаще, чем раньше, готовы заниматься экологическим предпринимательством, однако его осуществление на общих условиях с учетом перечисленных особенностей сопряжено с рядом проблем, требующих решения на законодательном уровне.

Необходимость такого решения обусловлена тем, что сегодня в Украине и других странах-импортерах сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Так, в Украине отдельные положения об экологическом предпринимательстве имеются в нескольких законах экологического законодательства ("Об экологической экспертизе", "Об отходах", "Об объектах повышенной опасности", "Об экологическом аудите" и др.) и хозяйственного законодательства ("Об инвестиционной деятельности", "Об энергосбережении", "О нефти и газе", "О теплоснабжении", "Об электроснабжении", "О концессиях", "О трубопроводном транспорте", "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности", "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" и др.), но целенаправленно ни один нормативно-правовой акт не содержит даже общих принципов относительно экологического предпринимательства.

В научной литературе этому предпринимательству уделяется все больше внимания различными специалистами. Особую активность в этом вопросе следует отметить представителей экономической науки (Е.В. Варенникова, Л.Г. Мельник, Н.П. Казаков, Е.Ю. Какутич, В.Я. Шевчук, Ю.Н. Навроцкий, И.В. Патока, Ю.Н. Саталкин, Л.П. Уразова, Г.И. Шоган и многие другие), которые многократно ставили вопрос о необходимости законодательного обеспечения осуществления такого предпринимательства.

При этом в юридической науке экологическому предпринимательству уделяется незначительное внимание, в частности, вопросам правового регулирования экологического предпринимательства в Российской Федерации посвящена диссертация С.В. Злобина, ряд правовых аспектов осуществления такого предпринимательства (понятие, планирование, контроль, управление, информационное обеспечение и др.), как в рамках хозяйственного, так и экологического права рассмотрены автором этой публикации. В то же время исследования требуют и ряд других правовых аспектов режима экологического предпринимательства, среди которых центральное место должны занять и исследования направлений развития законодательства об этом предпринимательстве.

Вышеизложенное указывает на актуальность заявленной темы статьи, целью которой является обоснование тенденций развития указанного законодательства.

Одним из главных вопросов, требующих решения на законодательном уровне, является определение понятия экологического предпринимательства как специфического вида, для которого целесообразно установить специальный правовой режим.

В настоящее время в различных источниках предлагается несколько таких определений. Один из вариантов закреплен в Модельном законе об основах экологического предпринимательства, согласно которому экологическое предпринимательство - производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая деятельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, имеющая целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов <1>. Такое определение может быть взято за основу при уточнении нормативного определения, однако в нем не учтено такое целевое назначение рассматриваемого предпринимательства, как экологическая безопасность, что имеет существенное значение.

<1> Модельный закон об основах экологического предпринимательства, принят на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление N 15-6 от 13 июня 2002 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.levonevsky.org/bazazru/texts17/txt17321.htm.

Под экологической предпринимательской деятельностью понимается общественно значимая, самостоятельная, инициативная деятельность лиц, связанная с осознанным принятием на себя потенциального риска наступления невыгодных последствий в сфере производства продукции природоохранного назначения, заключающаяся в проведении научно-исследовательской, кредитно-финансовой деятельности, выполнении экологически значимых работ и оказании услуг, направленная на получение прибыли (дохода) <2>. При этом дополнительной конкретизации требует такой элемент определения, как "осознанное принятие на себя" относительно субъекта предпринимательства - юридического лица, а также вопрос о соотношении риска в сфере производства продукции при выполнении экологически значимых работ и оказании услуг.

<2> Злобин С.В. Правовое регулирование экологического предпринимательства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н.: спец. 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Волгоград, 2011 [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-ekologicheskogo-predprinimatelstva-v-rossiiskoi-federatsii.

Под экологическим предпринимательством понимается и уставная деятельность независимо от формы собственности - выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг, обеспечивающих соблюдение установленных действующим законодательством природоохранных требований <3>, однако таким определением существенно сужается перечень видов такого предпринимательства, что вряд ли оправданно.

<3> Торопецкий А.И. Методические подходы к экономической оценке рынка экологических товаров, работ и услуг (на примере Московского региона): Дис. ... к.э.н.: 08.00.05. М., 2003. 149 с.

Предлагается определение экологического предпринимательства и как инновационной деятельности субъектов хозяйствования по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг специального (природоохранного) назначения, направленной на обеспечение экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов, повышения уровня охраны окружающей среды с целью получения прибыли <4>. При этом важно уточнить, что к продукции, работам, услугам природоохранного назначения относится продукция, работы, услуги, которые прямо или косвенно способствуют улучшению или сохранению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов. Работы природоохранного назначения включают в себя все виды предпринимательской деятельности, связанные с использованием продукции природоохранного назначения. Услуги природоохранного назначения представляют собой деятельность, результаты которой обеспечивают использование продукции природоохранного назначения <5>.

<4> Бобкова А.Г. До питання господарського керiвництва екологiчним пiдприемництвом // Право Украiни. 2010. N 8. С. 26 - 32.
<5> Купалова Г.I. Екологiчне пiдприемництво як невiд'емна складова сталого розвитку Украiни // Вiсник Киiвського нацiонального унiверситету iменi Тараса Шевченка. 2011. N 26. С. 35 - 39.

Вышеуказанное может составить основу для законодательного определения понятия экологического предпринимательства, которым будут предопределяться и другие правовые аспекты его осуществления.

При разработке предложений по совершенствованию правового регулирования экологического предпринимательства целесообразно исходить из того, что основной тенденцией развития законодательства о таком предпринимательстве является обеспечение ему специального правового режима, т.е. закрепленного в законодательстве режима организации и осуществления этого предпринимательства, с использованием поощрений и ограничений для субъектов хозяйствования на условиях экологического партнерства, который вводится для реализации государством целей экологической политики.

В этом направлении среди вопросов, требующих закрепления на законодательном уровне, можно назвать: виды такого предпринимательства и порядок их установления; правовой статус субъектов этого предпринимательства; экономико-правовой механизм его осуществления (финансирование, налогообложение, кредитование, субсидирование, ценообразование, государственный заказ и т.п.); средства и формы государственного и местного регулирования этого предпринимательства, ответственность и др.

При решении указанных вопросов целесообразно учесть уже установленные законодательством особенности относительно отдельных видов такого предпринимательства, в частности, деятельности, связанной со сбором и заготовкой отдельных видов отходов, утилизацией отходов и уменьшением объемов их образования, относительно которых соответствующие положения представлены в Законе Украины "Об отходах". Так, представляют интерес предусмотренные ст. 40 этого Закона меры стимулирования хозяйственной деятельности, среди которых: а) льготы относительно налогообложения прибыли от реализации продукции, изготовленной с использованием отходов; б) приоритетное государственное кредитование; в) специальные государственные субсидии на уменьшение процентов за банковские кредиты, связанные с инвестициями, которые направляются на утилизацию отходов и изготовление соответствующего оборудования; г) дотации из государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов для перевозки отходов (вторичного сырья) или полуфабрикатов, полученных из этих отходов; д) информация относительно технологических возможностей утилизации отходов; е) дотации из фондов охраны окружающей природной среды и других источников; ж) льготы относительно пополнения оборотных средств предприятий, учреждений и организаций - субъектов хозяйственной деятельности, которые осуществляют сбор и заготовку, обработку (переработку) и утилизацию отходов как вторичного сырья, при условии целевого использования этих средств для приобретения и переработки таких отходов.

Для обеспечения системности правового регулирования указанных отношений целесообразно следующее.

Во-первых, внести изменения в Закон Украины "О приоритетных направлениях развития науки и техники", а именно: закрепить такое направление развития науки и техники, как "экологическое предпринимательство", которое более содержательно будет отражать первоочередные задачи государства на современном этапе и станет основанием для разработки и выполнения Кабинетом министров Украины с привлечением Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук, центральных органов исполнительной власти соответствующей государственной программы, решение вопросов государственного заказа на экологическую продукцию (работы, услуги), информационного и материально-технического обеспечения соответствующих научных исследований и научно-технических разработок.

Во-вторых, целесообразно законом Украины утвердить Национальную программу содействия развитию экологического предпринимательства в Украине, направленную на реализацию государственной политики по решению экологических, экономических и социальных проблем, задачами которой должны быть: 1) совершенствование нормативно-правовой базы по экологически ориентированной предпринимательской деятельности (Хозяйственный кодекс Украины, Закон Украины "Об охране окружающей среды", Налоговый кодекс Украины, Закон Украины "Об инновационной деятельности" и др., принятие Закона Украины "Об экологическом предпринимательстве"); 2) создание финансово-кредитной и инвестиционной поддержки экологического предпринимательства; 3) создание инфраструктуры развития такого предпринимательства (информационного и консультационного обслуживания, организации сбыта природоохранной продукции (товаров, работ), начало подготовки и переподготовки соответствующих специалистов и т.д.).

В-третьих, необходимо внести изменения и дополнения в ряд законов. Так, целесообразно в Хозяйственном кодексе Украины закрепить право государства предоставлять дотации и другие средства государственной поддержки экологическому предпринимательству (часть первая ст. 16) и включить такое предпринимательство в направления инновационной деятельности (часть вторая ст. 327).

Закон Украины "Об охране окружающей среды" необходимо дополнить отдельной статьей (ст. 41-1) "Экологическое предпринимательство", в которой дать определение такого предпринимательства, закрепить право Кабинета министров Украины определять критерии и перечень его видов, предусмотреть возможность поддержки такого предпринимательства государством и органами местного самоуправления и др.

В Законе Украины "Об инновационной деятельности" целесообразно дополнить часть первую ст. 16 относительно признания инновационным предприятия (объединения предприятий) какой-либо формы собственности, если более чем 50% объема его продукции (в денежном эквиваленте) за отчетный налоговый период - инновационные продукты и (или) инновационная продукция природоохранного назначения.

В Законе Украины "О государственно-частном партнерстве" важно определить экологическое предпринимательство сферой применения такого партнерства (часть первая ст. 4) и распространить на этот вид предпринимательства положения указанного Закона относительно использования земельных участков, финансирования, предоставления государственной поддержки, гарантий прав частных партнеров и т.д.

Одновременно целесообразно внести соответствующие изменения и в другие нормативно-правовые акты, среди которых: Налоговый кодекс Украины, Законы "О государственном бюджете", "О местном самоуправлении", "О плате за землю" и др.

Особое внимание необходимо уделить разработке Закона Украины "Об экологическом предпринимательстве", целью которого должно быть определение такого предпринимательства как приоритетного направления экономического развития государства; формирование правовых, организационных, экономических основ экологического предпринимательства как особенной отрасли экономики; обеспечение стабильности условий такого предпринимательства и др. В таком Законе необходимо закрепить основы государственной политики в бюджетной, кредитной, ценовой, страховой, регуляторной и других сферах государственного регулирования относительно стимулирования производства природоохранной продукции и развития экологического рынка, а также обеспечения рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.

При разработке этого Закона за основу целесообразно взять Модельный закон об основах экологического предпринимательства, в частности относительно: определения его понятия, получения статуса субъекта такого предпринимательства, компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в сфере экологического предпринимательства, основных направлений государственной поддержки этого предпринимательства, управления формированием рынка продукции (работ, услуг) природоохранного назначения, основ нормативного регулирования такого предпринимательства и др.

Таким образом, вышеприведенные тенденции развития законодательства об экологическом предпринимательстве, разработка и внедрение представленных предложений будут способствовать развитию такого предпринимательства, использованию его потенциальных возможностей, превращению его в действенный механизм решения экологических, экономических и социальных проблем, насыщению отечественного рынка качественными товарами и услугами.