Мудрый Юрист

Некоторые конституционно-правовые аспекты формирования горской республики *

<*> Gumashvili L.E'. Some constitutional-law aspects of formation of the Mountain Republic.

Гумашвили Лабаз Элиозович, заведующий кафедрой правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического института, доцент, кандидат юридических наук.

В статье предлагается анализ конституционно-правового аспекта деятельности Союза объединенных горцев в 1917 - 1919 гг. В обстановке подготовки к установлению тоталитарной системы государственной власти он, как и Учредительное собрание России, стал препятствием и был обречен на поражение. Так и завершил свой путь данный институт политического творчества народов Северного Кавказа.

Ключевые слова: союз, республика, федерация, автономия, революция, переворот, правление.

The article offers the analysis of the constitutional-legal aspects of the activities of the Union of highlanders in 1917 - 1919. In the situation of the forthcoming establishment of a totalitarian system of state power, he, as the Constituent Assembly of Russia, became an obstacle and was doomed to failure. So completes the path of the Institute of political creativity of the peoples of Northern Caucasus.

Key words: Union, Republic, Federation, autonomy, revolution, coup d'etat, the management Board.

Политико-правовые события февраля 1917 г. на Северном Кавказе были встречены с воодушевлением. Отказ царя от престола и установление демократической республиканской формы правления в стране народами окраин воспринимались как революционные изменения. Передовая часть общества приветствовала падение колониального режима царской России. Дело в том, что территориально-политические единицы, существовавшие до Кавказской войны, получали возможность приобретения своего государственного статуса. Вместе с тем за время царского колониального правления (с названием "военно-народное") народы Северного Кавказа получили позитивный опыт совместной хозяйственной, культурной, административной деятельности. Положительные стороны такого сосуществования двигали их к формированию единого политического пространства. Хотя в период колониального правления народы Северного Кавказа были лишены, по существу, гражданских прав, разбиты на три изолированные друг от друга области (Кубанская, Терская и Дагестанская), управляемые военными начальниками, а их лучшие земли, леса, воды и другие природные богатства переданы пришлым колонистам и царской казне.

Вместе с тем для установления формы правления и выработки конституции был предусмотрен созыв Учредительного собрания в России, которое решено было сформировать на основе всеобщего избирательного права. Учредительное собрание должно было установить основы государственного устройства России, принципы землепользования, решить национальный вопрос и заключить справедливый мир, увенчать победившую революцию торжеством закона и порядка <1>.

<1> Всероссийское Учредительное собрание: (1917 г. в док. и материалах). М.; Л., 1930.

Все политические партии России поддерживали идею созыва Учредительного собрания. 2 марта 1917 г. Временное правительство провозгласило выборы в Учредительное собрание своей главной политической задачей <2>.

<2> Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. М.: Росспэн, 1997.

Тем временем на Северном Кавказе вначале формируются временные органы управления регионом. И к маю 1917 г. завершается подготовка к созданию постоянно действующих органов официальной власти Северного Кавказа, проводится первый съезд представителей народов края. Съезд полномочных представителей всех народностей Северного Кавказа призван был сделать легитимным формирование новых органов государственной власти. Каждый из народов избирал делегатов на Съезд путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, исходя из установленной квоты: по 1 представителю на 20 000 душ населения.

В соответствии с решением съезда каждый из союзных народов получал автономию в области внутренних народнохозяйственных интересов. Съезд принял Конституцию Союза объединенных горцев <3>.

<3> Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917 - 1918 гг.), Горская Республика (1918 - 1920 гг.): Док. и материалы / Отв. ред. А.И. Османов. Махачкала, 1994. С. 46.

Конституция Союза объединенных горцев, куда входили все горские племена Кавказа: Кабарда, Осетия, Ингушетия, Чечня, Карачай, Балкария, Черкесия и Дагестан, а также ногайцы и туркмены, представляла собой Основной Закон значительного количества населения, проживающего на огромной территории. При этом Союз являлся членом Кавказского мусульманского союза, созданного в апреле в Баку. Сформированные в то время общекавказские политические структуры: Съезд делегатов и Центральный комитет ставили перед собой задачу выработать единую программу политических акций в деле воссоединения страны в единое целое и защиты общих национальных, экономических и культурных интересов Северного Кавказа в новых условиях, созданных революцией.

В статье 10 Конституции было сказано: "Съезд делегатов является высшим распорядительным органом Союза, ему принадлежит высший надзор за союзным управлением, он определяет организацию и способ избрания союзных властей; определяет меры внутренней безопасности для поддержания спокойствия и порядка; избирает членов Центрального комитета и Духовного управления, разбирает окончательно все возникающие внутри союза вопросы; отменяет, в случае противоречия общесоюзным интересам, постановления народных и окружных собраний (советов); устанавливает обложение для общесоюзных нужд; утверждает отчеты Центрального комитета".

Центральный комитет управлял союзными делами, он следил за соблюдением союзной конституции и постановлений Съезда и принимал по собственной инициативе или по жалобе меры, необходимые, чтобы заставить соблюдать их; он заботился об обеспечении безопасности и спокойствия на территории Союза, наблюдал за защитой интересов Союза и предоставлял Съезду делегатов проекты и доклады; он осуществлял надзор за деятельностью должностных лиц. Все силы Союза, народная горская милиция и постоянная платная милиция находились в распоряжении Центрального комитета. Центральный комитет определял порядок формирования, обучения, снабжения, назначения и устранения начальников частей и вообще принимал все меры, необходимые для лучшей организации использования сил Союза.

Съезд высказался за необходимость переустройства России в федеративно-демократическую республику. Вместе с тем, как показывает анализ принятых в то время политико-правовых документов, федеративное устройство Российского государства понималось неодинаково. Так, например, одновременно с отмеченными выше событиями протекали политические процессы по формированию единого государственного образования Юга страны. Они завершены были Донским кругом проведением конференции, которая проходила в Екатеринодаре в два этапа: первая конференция состоялась 20 сентября 1917 г., а вторая, в расширенном составе, при участии представителей Дона, Кубани, Терека, северокавказских горцев, Дагестана, Калмыкии, Астрахани и Урала, проходила с 15 по 20 октября 1917 г.

Результатом конференции стало постановление о создании Юго-Восточного союза как государственно-территориальной единицы, управляемой на принципах конфедерации. Интересными были ее решения: 1) Доно-Кавказский союз состоит из самостоятельно управляемых государств: Всевеликого войска Донского, Кубанского войска, Астраханского войска, Терского войска и Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана, соединенных в одно государство на началах федерации; 2) каждое из государств, составляющих Доно-Кавказский союз, управляется во внутренних делах своих согласно с местными законами на началах полной автономии; 3) Доно-Кавказский союз имеет общую армию и флот. Командующий всеми вооруженными силами союза назначается Верховным Советом; 4) Доно-Кавказский союз имеет общие: монетную систему, кредитные билеты, почтовые и гербовые марки; общие тарифы: железнодорожные, таможенные и портовые, а также почтовые и телеграфные <4>.

<4> Тахо-Годи А. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала, 1927. С. 62 - 63.

Следовательно, речь шла не о едином российском государстве, а о некой конфедерации "суверенных государств", а также об автономии, контуры и рамки которой не были определены.

Весьма актуальным для региона являлся земельный вопрос, по которому Съезд народов Северного Кавказа вынес следующую резолюцию: 1. Чтобы все земли и леса, занимаемые горским населением Терской, Кубанской и Дагестанской областей, Ставропольской и Черноморской губерний, теперь же, не дожидаясь Учредительного собрания, были признаны собственностью перечисленных племен. 2. Чтобы земли, леса и воды, отнятые (царской) казной у горцев и прочих народностей, входящих в состав Союза объединенных горцев, были немедленно возвращены этим народам. 3. Чтобы все свободные земли крестьянского поземельного банка в пределах территории горского населения и смежных с ней поступили немедленно для обеспечения землею безземельных и малоземельных горцев прочих народностей, вступающих в Союз объединенных горцев. Съезд постановил ввести шариатские суды и учредил муфтият Северного Кавказа, избрав муфтия <5>.

<5> Музаев Т.М. Союз горцев. Русская революция и народы Северного Кавказа: 1917 - март 1918 г. Нальчик, 2012. С. 98.

Отмеченные выше решения подлежали утверждению Учредительным собранием, на которое возлагали большие надежды горцы и жители Юга страны. Однако Временное правительство не проявляло настойчивости в вопросе созыва Учредительного собрания, сроки выборов неоднократно переносились из-за организационных трудностей. Они проходили с 12 ноября 1917 г. до начала 1918 г. Приступив к работе, Учредительное собрание национализировало помещичью землю, призвало к заключению мирного договора, провозгласило Россию федеративной демократической республикой, тем самым отказавшись от монархической формы правления. Учредительное собрание отказалось рассматривать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая наделяла бы Советы рабочих и крестьянских депутатов государственной властью, тем самым сделало нелегитимными дальнейшие действия советов. В нарушение легитимного порядка оно было разогнано Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов рабочих и крестьянских депутатов.

Такой поступок вызвал провозглашение 11 мая 1918 г. в г. Батуми Декларации об объявлении независимости Республики Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана (Горской Республики) и направление ее центральным властям. В Декларации говорилось о том, что народы Кавказа закономерно избрали национальное собрание, которое, собравшись в мае-сентябре 1917 г., заявило об образовании Союза горцев Кавказа и вручило исполнительную власть настоящему Правительству, пользуясь признанным петроградским Правительством за всеми народами бывшей империи правом свободно создавать свою политическую будущность. При этом следует отметить, что были определены границы территории нового государства, а именно на севере те же самые географические границы, какие имели области и провинции Дагестана, Терека, Ставрополя, Кубани и Черного моря в бывшей Российской империи, с запада - Черное море, с востока - Каспийское море, на юге - граница, проходящая по реке Ингур, по Главному хребту Кавказских гор (по водоразделу) с включением в него Закатальского округа и Дагестанской области.

Политико-правовые действия в стране в дальнейшем приобрели конфронтационный характер. В конце 1918 г. сформирован был коалиционный кабинет Горской Республики, которому горский съезд (в Темир-Ханшуре - современный Буйнакск) вручил всю полноту власти от горского и казачьего населения. В январе 1919 г. Правительство создало военно-шариатские суды.

Однако данные процессы протекали на фоне большевизации Северного Кавказа, объявления о создании Терской Республики и развернувшихся военных действий за реальную государственную власть против белогвардейцев. В мае 1919 г., в условиях оккупации Дагестана войсками Деникина, во избежание кровопролития горское Правительство заявило о самороспуске и эвакуировалось в Тифлис.

Таким образом, Союз объединенных горцев Кавказа (Горская Республика) - орган политических усилий народов Северного Кавказа, практические шаги которого совершались с одобрения организаторов Учредительного собрания России, - был обречен на поражение. В стране готовился полномасштабный захват власти и демократические институты, порожденные февральскими событиями, не вписывались в новые структуры зарождающейся тоталитарной системы государственной власти.