Мудрый Юрист

Общественное самоуправление как ресурс модернизации системы местного самоуправления в современной России *

<*> Kholopov V.A. Public self-government as the resource for the modernization of local government in modern Russia.

Холопов Владимир Анатольевич, профессор кафедры государственного и муниципального управления и экономической теории РГРТУ, заместитель Председателя городской Думы, главы муниципального образования г. Рязани.

В статье рассматриваются функции, механизмы и формы деятельности институтов общественного самоуправления как ресурса модернизации системы местного самоуправления в современной России, а также определяются факторы, обеспечивающие эффективную работу институтов общественного самоуправления в рамках управления местным сообществом.

Ключевые слова: местное самоуправление, общественное самоуправление, общественные объединения, территориальное общественное самоуправление, муниципальное управление, местное сообщество.

The article deals with the functions mechanisms and forms of institutions of public self-government, as the resource for the modernization of local government in Russia, and it is also identified the factors that ensure effective operation of institutions of public authorities, in the management of the local community.

Key words: local government, public self-government, public societies, territorial self-government, municipal government, local community.

Одним из веских доказательств эффективности власти служит наличие у нее легитимности, основным содержательным элементом которой является поддержка власти народом. Осознанное активное участие граждан в целях выражения своих интересов возможно в первую очередь в рамках институтов общественного самоуправления.

Во все времена люди самоорганизовывались и объединялись в различные коллективы для самостоятельного осуществления своих насущных забот и интересов, обеспечения своей жизнедеятельности.

Общественное самоуправление - это проявление общественной активности граждан, формы коллективного объединения людей, посредством которых они добровольно и безвозмездно участвуют в решении конкретных дел местных сообществ. Оно представляет собой систему управления общественными делами, построенную на основе самоорганизации, самодеятельности и саморегулирования.

Общественное самоуправление - это одна из разновидностей и производных народовластия и в то же время важный фактор его становления и развития.

На каждом этапе исторического развития меняются характер и масштабы общественного самоуправления граждан. Благоприятные объективные и субъективные факторы функционирования народовластия способствуют росту политического сознания и политической культуры населения и, как следствие, оказывают продуктивное влияние на увеличение общественного самоуправления.

Понятия "местное самоуправление" и "общественное самоуправление" не тождественны. Местное самоуправление - это форма публичной власти населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Общественное самоуправление - это самоорганизация, самодеятельность граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив и общих целей.

В советской научной литературе проблемам самоуправления уделялось большое внимание учеными разных направлений. При этом исследовалась диалектика управления и самоуправления через призму демократизации государственной жизни. В 90-е гг. акцент научного интереса переместился в сферу проблем местного самоуправления, в то время как вопросы общественного самоуправления в свете современных преобразований государственности и общественного устройства России пока не получили должного внимания.

Как уже отмечалось, общественное самоуправление подразделяется на ряд видов: социально-классовое, политическое, профессиональное, конфессиональное, территориальное и т.д., в зависимости от того, какая социальная общность является основой такого самоуправления.

По целям, ради достижения которых они создаются гражданами и (или) юридическими лицами, их можно подразделить на четыре группы: для осуществления общественно полезных целей в различных областях жизнедеятельности людей; для участия в политической деятельности; для удовлетворения своих потребностей; для благотворительной деятельности.

Общественные объединения и организации, хотя и создаются гражданами в порядке самоорганизации, самодеятельности и саморегулирования, однако могут образовываться и действовать только в рамках соответствующих федеральных и региональных законов и разработанных на их основе собственных уставов.

Так, правовое положение политических и других общественных объединений регулируется Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. Предметом регулирования данного Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение путем создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений <1>.

<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1998. N 30. Ст. 3608.

Под общественными объединениями понимаются добровольные, самоуправляющиеся, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан (не менее трех физических лиц), объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе. Они могут создаваться и функционировать в рамках следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан; участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации; участие в организации и деятельности указанных органов. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в т.ч. политической партии) и общественное движение (для политического движения).

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Местное общественное объединение - это объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах муниципального образования. Таким образом, на территории муниципального образования могут одновременно действовать как местные общественные объединения, так и организации, отделения федеральных, межрегиональных и региональных общественных объединений.

Наличие в муниципальном образовании дееспособных, авторитетных общественных объединений - условие для формирования дееспособного местного сообщества и развития народовластия.

Важную роль в этом процессе играют органы общественной самодеятельности. Ими являются не имеющие членства общественные объединения, цель которых - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. К ним относятся: советы трудовых коллективов, родительские комитеты, комитеты по защите прав потребителей, советы библиотек и клубов, штабы по охране общественного порядка и т.д.

Все более активные позиции на местном уровне в России занимают профсоюзы и другие профессиональные общественные объединения.

Профессиональное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан в профессиональные, трудовые, творческие, научно-технические союзы и коллективы как по месту работы и службы, так и в пространственных сообществах граждан <2>.

<2> Пылин В.В. Народовластие в системе местного самоуправления. СПб., 1998. С. 205.

Профсоюзы, будучи добровольными общественными объединениями граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемыми в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов, являются самым массовым отрядом общественного самоуправления.

В системе общественных объединений широко представлены объединения социального профиля.

Социальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан в различные потребительские товарищества и кооперативы на основе общности интересов для реализации общих целей в области жилищно-коммунальных, культурно-бытовых и иных социальных вопросов.

На местах в настоящее время действует огромное множество самоуправленческих объединений, созданных гражданами ради удовлетворения своих потребностей. Среди них наиболее массовое развитие получили садово-огороднические товарищества, жилищно-строительные и дачные кооперативы, гаражные и лодочные кооперативы, потребительские общества, товарищества собственников жилья.

Потребительские кооперативы создаются на основе: добровольности; членства, порождающего права, обязанности и ответственность как пайщиков, так и самого кооператива; объединения членами кооператива своих имущественных взносов (паев) для создания кооператива и в качестве основного источника финансирования его деятельности; некоммерческого характера деятельности, служащей исключительно цели удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков; свободы выхода из кооператива с возвращением паевого взноса; наличия у кооператива правоспособности юридического лица.

Многие органы местного самоуправления, руководствуясь принципами удовлетворения интересов и потребностей населения, активно содействуют таким объединениям и кооперативам: выделяют землю, оказывают помощь в строительстве дорог и электрификации, помогают организовать торговое и медицинское обслуживание, заботятся об охране общественного порядка.

Формой общественного самоуправления являются и различные фонды. Фонд - это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели.

К концу 1996 г. в России было зарегистрировано в качестве юридических лиц более 400 тысяч негосударственных организаций. На душу населения их приходится не меньше, чем в любой другой стране мира, за исключением, быть может, США. Однако экспертные оценки, произведенные в нескольких регионах России, включая Москву, показывают, что действительно активно работают 15 - 20 процентов зарегистрированных негосударственных организаций (из их числа исключаются политические, религиозные и спортивные организации). Около четверти руководителей этих организаций регулярно получают вознаграждение за свою деятельность <3>.

<3> Бородкин Ф.М. Родится ли из созвучий единая мелодия? // Муниципальная власть. 1998. N 2. С. 6.

Среди причин и мотивов создания различных структур общественного самоуправления граждан выделяются, с одной стороны, частая неэффективность существующих органов (как государственных, так и муниципальных), а с другой - открывающаяся для людей возможность реализовать свой опыт, имеющийся социальный потенциал и энергию.

В системе общественного самоуправления особое место занимает территориальное общественное самоуправление. Оно рассматривается сегодня как самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Порядок его организации и осуществления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление населения в России уходит своими корнями в глубь веков. Наиболее ярким и эффективным его проявлением были сельские общества и общины. В XIX в. сельские общества были образованы в деревнях государственных крестьян в 1837 г., а после крестьянской реформы 1861 г. - и в селениях помещичьих крестьян, освобожденных от крепостной зависимости.

В российских городах с 1917 г. широкое развитие стали получать домовые комитеты. 19 августа 1924 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Положение об аренде и жилищной кооперации. Предусматривалось, что жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы) организуются с целью использования муниципальных домовладений, которые передаются им внаем органами местного хозяйства. Органами управления ЖАКТов являлись общие собрания их членов, а также правление, избираемое общим собранием. Для контроля избиралась ревизионная комиссия.

Изъятие во второй половине 30-х гг. из владения населения основного предмета и средства самоуправления - жилого фонда и финансов - предопределило господство административных методов управления в этой сфере. Вследствие этого здесь на долгие годы снизилась активность граждан.

Лишь в 1957 г. Совет Министров СССР разрешил организацию жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) на основе выдачи банковских ссуд. Тогда же были восстановлены домовые комитеты. С этого времени началось возрождение активности граждан по месту жительства <4>.

<4> Ковалев В.Т. Территориальное самоуправление граждан: опыт и тенденции // Советы и перестройка: Сб. науч. тр. М.: ВЮЗИ, 1990. С. 6 - 15.

Конституция РСФСР 1978 г. в ст. 144 установила, что местные Советы народных депутатов развивают общественную самодеятельность населения. В соответствующих законах РСФСР о районном Совете, о городском Совете, о поселковом, сельском Совете имелись статьи, содержащие положения о том, что местные Советы народных депутатов руководят органами общественной самодеятельности населения.

В развитие указанных положений законов РСФСР о местных Советах народных депутатов Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 сентября 1985 г. было утверждено Положение об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР. Этим Положением общественные сельские, уличные, квартальные комитеты в населенных пунктах РСФСР определялись органами общественной самодеятельности населения, образуемыми по территориальному принципу, в целях активного содействия Советам народных депутатов в широком привлечении граждан к участию в решении вопросов местного и общегосударственного значения.

К основным полномочиям указанных общественных комитетов относились:

В эти годы многие местные Советы большое внимание уделяли развитию деятельности общественных домовых, уличных, квартальных и сельских комитетов, многие из которых работали инициативно и плодотворно <5>.

<5> Пылин В.В. Указ. соч. С. 210 - 211.

В современной России система территориального общественного самоуправления включает в себя: общие собрания (сходы); конференции жителей; территориальные референдумы; опросы населения; иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, других сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.).

Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления. Их выборы могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях жителей соответствующей территории, а также на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам в ходе муниципальных выборов на срок полномочий представительного органа муниципального образования либо другой срок.

В отличие от общественных объединений органы территориального общественного самоуправления осуществляют свою деятельность исключительно в пределах части территории муниципального собрания или населенного пункта. Они объединяют население не на основе членства, а на основе совместного решения различных социальных проблем, возникающих у жителей, проживающих на определенной территории.

Органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих полномочий, устанавливать сферы совместной компетенции по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления.

Наличие реальных полномочий у институтов общественного самоуправления, обеспеченных финансами и организационно-правовым контекстом, а также неформальный подход к взаимодействию с ними со стороны органов МСУ сможет обеспечить эффективное их участие в реализации интересов местного сообщества в рамках муниципальных образований различного уровня.