Мудрый Юрист

Участие экспертов в процедурах закупки *

<*> Ribak K.E., Izbachkov Yu.S. Participation of experts in purchase procedures.

Избачков Юрий Сергеевич, независимый эксперт.

Рыбак Кирилл Евгеньевич, доктор культурологии.

Авторы с учетом деятельности учреждений культуры анализируют изменения, которые привносит Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части участия экспертов в процедурах закупки.

Ключевые слова: федеральная контрактная система, эксперт, экспертиза результатов закупки, одностороннее расторжение контракта.

Authors taking into account activity of cultural institutions analyze changes which are introduced by the Federal law of April 5, 2013 N 44-FZ "About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs", regarding participation of experts in purchase procedures.

Key words: federal contract system, expert, examination of results of purchase, unilateral cancellation of the contract.

1 января 2014 г. учреждения культуры почувствуют значительные изменения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС).

Сравнивая его с действующим 94-м Законом, мы уверенно можем сказать, что при внешнем сходстве ряда положений это принципиально иной Закон. Непосредственно процедуры аукционов, конкурсов - это теперь только части единого процесса, включающего планирование, общественное обсуждение <1> и исполнение контракта. Предполагается, что любую закупку можно будет отследить от этапа планирования до этапа исполнения контракта, все документы, касающиеся закупки, будут размещаться в единой информационной системе.

<1> Нормы, посвященные планированию, в основном вступят в силу с 1 января 2015 г., а нормы общественного обсуждения закупок - с 1 января 2016 г. Связано это в основном с необходимостью создания инфраструктуры и необходимостью принятия большого количества новых и внесения изменений в действующие нормативные акты.

Изменений в законодательстве много, но в данной статье мы бы хотели обратить внимание на введение института экспертов при проведении процедур закупок, обратив внимание на особенности, связанные с работой учреждений культуры.

Закон упоминает три случая участия экспертов:

  1. для обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора <2> участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям заказчик вправе привлекать экспертов (ст. 58 Закона о ФКС);
<2> Закон возвращает возможность предквалификационного отбора участников закупки. Упрощенно: заказчик в определенных случаях (закупка технической, технологически сложных, инновационных, высокотехнологичных или специализированных товаров, работ, услуг - далеко не редкие случаи в музейном, библиотечном, архивном, театральном деле) может установить единые и дополнительные требования для участников закупки. В течение 10 дней с момента вскрытия конвертов с заявками на конкурс с ограниченным участием заказчик проводит проверку на соответствие участников дополнительным требованиям, а потом в течение оставшихся 10 дней выбирается победитель среди участников, соответствующих требованиям.
  1. при приемке товаров, результатов работ, услуг в ходе исполнения контракта (ст. 94 Закона о ФКС);
  2. при одностороннем расторжении контракта по инициативе заказчика (ст. 95 Закона о ФКС).

Первый из упомянутых случаев - не новый. И раньше специализированные организации оказывали заказчикам такие дополнительные услуги в виде экспертных оценок заявок участников. Часто оформлялось это экспертными заключениями. Этим активно пользовались в спорных случаях, "подкрепляя" мнение членов комиссии экспертным заключением.

На втором и третьем случаях остановимся подробнее, но сначала ответим на вопрос: кто же эти эксперты?

Эксперт (экспертная организация) - это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора <3> деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом о ФКС.

<3> Обращаем внимание на договорный характер работы экспертов. Рекомендуем предусмотреть соответствующие средства для оплаты их услуг уже на 2014 г., тем более что в ряде случаев их привлечение обязательно в соответствии с Законом о ФКС.

Помимо требований обладания специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, к экспертам предъявляется еще ряд требований (ст. 41 Закона о ФКС).

К проведению экспертизы не могут быть допущены:

  1. физические лица, если они:

а) являются либо в течение менее двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являлись должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеют имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являются близкими родственниками с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим <4>, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоят с ними в браке;

<4> Закон вводит понятия контрактной службы и контрактного управляющего. Рассмотрение вопросов, связанных с ними, не является предметом настоящей статьи. Отметим лишь, что контрактная служба не обязательно должна быть структурным подразделением организации, а контрактным управляющим конкретной закупки может быть назначено лицо, которое будет "вести" проект от начала до конца. Но рекомендуем заранее осознать ответственность, которая будет возлагаться на контрактного управляющего, особенно применительно к проблемам, которые испытывали суды, разрешая дела о нарушении бюджетного законодательства и законодательства о размещении государственного заказа.
  1. юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
  2. физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо или косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

Эксперты не могут быть членами аукционной, конкурсной, единой и других подобных комиссий у данного заказчика.

Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы.

В случае выявления в составе экспертов лиц, которые не могут проводить экспертизу, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации. Обращаем внимание, что в данном случае обязанность лежит на заказчике. Полагаем, что с точки зрения противодействия коррупции это ключевое положение. Недобросовестным заказчикам не удастся полностью "прикрыться" заключением эксперта, а у контролирующих органов появится юридическая возможность ставить заключение экспертов под сомнение.

Результаты экспертизы оформляются в виде заключения <5>, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. Для проведения экспертизы эксперты имеют право <6> запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (в т.ч. относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта).

<5> Закон говорит о "заключении эксперта". Тут мы сталкиваемся с коллизией законов, на которую не все обратили внимание. Мы имеем в виду определение "подтверждения соответствия", которое дает Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании": "документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров". То есть в законодательстве уже существует процедура, в соответствии с которой заявитель может обратиться в орган по сертификации, который подтвердит соответствие его услуг условиям договора и выдаст "сертификат соответствия".

В общем, мы прогнозируем, что наряду с услугами экспертов, которые, безусловно, будут так или иначе продвигать специализированные организации, на этот рынок придут органы по сертификации, а также в некоторой мере независимые оценщики.

<6> Отметим, что Закон не конкретизирует содержание и форму экспертного заключения и не предполагает издания подзаконного нормативного правового акта по этому вопросу.

За представление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом обязанности уведомления заказчика о том, что не может проводить экспертизу, эксперт (экспертная организация), должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос ответственности экспертов представляет интерес ввиду возросшего значения экспертных заключений в процедурах закупки. На настоящий момент мы не находим в российском законодательстве норм, устанавливающих конкретную ответственность за перечисленные деяния. Имеющиеся ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации и ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) подразумевают другие случаи.

Наиболее вероятным в связи с этим представляется внесение изменений в КоАП РФ. Анализируя Закон о ФКС в целом, мы видим, что изменения в КоАП РФ коснутся не только введения ответственности экспертов, но и ряда других положений: нарушений при планировании закупок, их публичного обсуждения, неправомерных действий при исполнении контракта, действий, связанных с представлением информации общественным организациям. Последнее положение - представление информации и документов - неактуально для контролирующих органов, например, ФАС России активно применяет в своей деятельности ст. ст. 19.7.2 и 19.7.4 КоАП РФ. В отношении же иных субъектов закупок, которые вводит Закон о ФКС, - общественных организаций и тех же экспертов гарантий представления информации нет.

Полагаем, что самым распространенным случаем участия экспертов будет являться экспертиза поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (п. 1 ч. 1, ч. 5 ст. 94 Закона о ФКС).

В этой связи хотим обратить внимание на содержание ч. 3 ст. 94 Закона о ФКС:

"Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом".

Эта норма содержит ряд важных положений.

  1. Экспертиза проводится в обязательном порядке.
  2. Эксперты отбираются в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом о ФКС.
  3. Экспертиза хоть и является "экспертизой", но участие в ней экспертов не обязательно, а является правом заказчика. Заказчик может провести экспертизу собственными силами.

Однако ч. 4 ст. 94 Закона о ФКС в ряде случаев обязывает заказчика привлекать экспертов (экспертные организации) к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 и 27 части 1 ст. 93 Закона о ФКС.

Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами (экспертными организациями) экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом.

Эти положения Закона вступят в силу с 1 января 2014 г., поэтому учреждениям культуры заранее стоит проанализировать свои закупки и определиться, в каких случаях будет необходимо привлечение сторонних экспертов, а в каких можно будет обойтись собственными силами. И соответственно, предусмотреть средства на оплату услуг экспертов.

Но даже если учреждение культуры не планирует привлечения сторонних экспертов, мы рекомендовали бы выделить средства для обучения штатных работников вопросам проведения экспертизы, хотя бы в объемах, необходимых для получения начальных знаний, чтобы в случае претензий контролирующих органов можно было подтвердить, что эксперт обладает необходимыми знаниями и квалификацией. В этом случае наличие у эксперта соответствующего удостоверения или сертификата будет не лишним <7>.

<7> Конечно, когда встанет вопрос об экспертизе культурных ценностей, потребуется значительно более весомое подтверждение квалификации, но, зная, с какими проблемами в повседневной жизни сталкиваются музей, библиотеки, архивы, театры, мы предполагаем, что большая часть "экспертиз" будет связана с обычной хозяйственной деятельностью.

Для удобства восприятия информации в ч. 1 ст. 93 Закона о ФКС некоторые случаи мы вынесли в отдельную таблицу.

Пункт
                Краткое содержание                 
   Обязан ли   
заказчик
привлекать
экспертов?
(т.е. проводить
экспертизу не
своими силами)
  1  
Осуществление закупки товара, работы или услуги,   
которые относятся к сфере деятельности субъектов
естественных монополий в соответствии с
Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ
"О естественных монополиях"
      нет      
  2  
Осуществление закупки у единственного поставщика   
по указам, распоряжениям, поручениям Президента
Российской Федерации
     обязан    
  3  
Выполнение работы по мобилизационной подготовке в  
Российской Федерации
   обязан <8>  
  4  
Осуществление закупки товара, работы или услуги    
на сумму, не превышающую ста тысяч рублей
      нет      
  5  
Осуществление закупки товара, работы или услуги    
государственным или муниципальным образовательным
учреждением, государственным или муниципальным
учреждением культуры, уставными целями деятельности
которых являются сохранение, использование и
популяризация объектов культурного наследия, а
также иным государственным или муниципальным
учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и
отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный
парк, природный парк, ландшафтный парк, театр,
учреждение, осуществляющее концертную деятельность,
телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом
культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив)
на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей
      нет      
  6  
Работы или услуги, которые могут выполняться или   
оказываться только органом исполнительной власти
либо подведомственными ему государственным
учреждением, государственным унитарным предприятием
      нет      
  7  
Поставка российских вооружений и военной техники,  
которые не имеют российских аналогов
     обязан    
  8  
Услуги по водоснабжению, водоотведению,            
теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг
по реализации сжиженного газа), по подключению
(присоединению) к сетям инженерно-технического
обеспечения по регулируемым в соответствии с
законодательством Российской Федерации ценам
(тарифам), по хранению и ввозу (вывозу)
наркотических средств и психотропных веществ
      нет      
  9  
Возникновение потребности в определенных товарах,  
работах, услугах вследствие аварии, иных
чрезвычайных ситуаций природного или техногенного
характера, непреодолимой силы, возникновение
необходимости срочного медицинского вмешательства
     обязан    
  10 
Поставка культурных ценностей (в т.ч. музейных     
предметов и музейных коллекций, редких и ценных
изданий, рукописей, архивных документов (включая
их копии), имеющих историческое, художественное
или иное культурное значение), предназначенных
для пополнения государственных музейного,
библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и
аналогичных фондов
     обязан    
  11 
Производство товара, выполнение работы, оказание   
услуги осуществляются учреждением и предприятием
уголовно-исполнительной системы в соответствии с
перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным
Правительством Российской Федерации
     обязан    
  12 
Приобретение учреждением, исполняющим наказания,   
сырья, материалов, комплектующих изделий для
производства товара, выполнения работы,
оказания услуги в целях трудоустройства осужденных
     обязан    
  13 
Закупка произведений литературы и искусства        
определенных авторов (за исключением случаев
приобретения кинопроектов в целях проката),
исполнений конкретных исполнителей, фонограмм
конкретных изготовителей, если единственному лицу
принадлежат исключительные права или исключительные
лицензии на такие произведения, исполнения,
фонограммы
     обязан    
  14 
Закупка печатных изданий или электронных изданий   
определенных авторов у издателей таких изданий в
случае, если указанным издателям принадлежат
исключительные права или исключительные лицензии
на использование таких изданий, а также оказание
услуг по предоставлению доступа к электронным
изданиям для обеспечения деятельности
государственных и муниципальных образовательных
учреждений, государственных и муниципальных
библиотек, государственных научных организаций
     обязан    
  15 
Заключение контракта на посещение зоопарка, театра,
кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или
спортивного мероприятия
      нет      
  16 
Заключение контракта на оказание услуг по участию  
в мероприятии, проводимом для нужд нескольких
заказчиков, с поставщиком (подрядчиком,
исполнителем), который определен заказчиком,
являющимся организатором такого мероприятия
     обязан    
  17 
Заключение контракта театром, учреждением,         
осуществляющим концертную или театральную
деятельность, в т.ч. концертным коллективом
(танцевальным коллективом, хоровым коллективом,
оркестром, ансамблем), телерадиовещательным
учреждением, цирком, музеем, домом культуры,
дворцом культуры, клубом, образовательным
учреждением, зоопарком, планетарием, парком
культуры и отдыха, заповедником, ботаническим
садом, национальным парком, природным парком или
ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на
создание произведения литературы или искусства,
либо с конкретным физическим лицом или конкретным
юридическим лицом, осуществляющими концертную или
театральную деятельность, в т.ч. концертным
коллективом (танцевальным коллективом, хоровым
коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение,
либо с физическим лицом или юридическим лицом на
изготовление и поставки декораций, сценической
мебели, сценических костюмов (в т.ч. головных
уборов и обуви) и необходимых для создания
декораций и костюмов материалов, а также
театрального реквизита, бутафории, грима,
постижерских изделий, театральных кукол,
необходимых для создания и (или) исполнения
произведений указанными организациями
      нет      
  18 
Заключение контракта на оказание услуг по          
реализации входных билетов и абонементов на
посещение театрально-зрелищных, культурно-
просветительных и зрелищно-развлекательных
мероприятий, экскурсионных билетов и
экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности
      нет      
  19 
Заключение контракта на оказание услуг по          
осуществлению авторского контроля за разработкой
проектной документации объекта капитального
строительства, проведению авторского надзора за
строительством, реконструкцией, капитальным
ремонтом объекта капитального строительства
соответствующими авторами, на проведение
технического и авторского надзора за выполнением
работ по сохранению объекта культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации авторами проектов
     обязан    
  20 
Заключение контрактов на оказание услуг,           
связанных с обеспечением визитов делегаций
иностранных государств (гостиничное, транспортное
обслуживание, эксплуатация компьютерного
оборудования, обеспечение питания)
     обязан    
  21 
Заключение контрактов на поставки товара,          
выполнение работ, оказание услуг для обеспечения
деятельности объектов государственной охраны
     обязан    
  22 
Заключение контракта управления многоквартирным    
домом на основании решения общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме или
открытого конкурса, проводимого органом местного
самоуправления, управляющей компанией, если
помещения в многоквартирном доме находятся в
частной, государственной или муниципальной
собственности
      нет      
  23 
Заключение контракта на оказание услуг по          
содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых
помещений, переданных в безвозмездное пользование
или оперативное управление заказчику, если данные
услуги оказываются другому лицу или другим лицам,
пользующимся нежилыми помещениями
      нет      
  24 
Признание несостоявшимся определения поставщика    
(подрядчика, исполнителя) закрытым способом и,
как следствие, осуществления закупки у
единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
     обязан    
  25 
Признание несостоявшимися открытого конкурса,      
конкурса с ограниченным участием, двухэтапного
конкурса, повторного конкурса, электронного
аукциона, запроса котировок, запроса предложений и,
как следствие, принятие заказчиком закона решения
<9> об осуществлении закупки у единственного
поставщика (подрядчика, исполнителя)
     обязан    
  26 
Заключение контракта на оказание услуг, связанных  
с направлением работника в служебную командировку,
а также с участием в проведении фестивалей,
концертов, представлений и подобных культурных
мероприятий (в т.ч. гастролей) на основании
приглашений на посещение указанных мероприятий (к
таким услугам относятся: обеспечение проезда к
месту служебной командировки, месту проведения и
обратно, наем жилого помещения, транспортное
обслуживание, обеспечение питания)
      нет      
  27 
Заключение контракта на оказание услуг адвоката    
по назначению
      нет      
  28 
Осуществление закупок лекарственных препаратов,    
которые предназначены для назначения пациенту при
наличии медицинских показаний (индивидуальная
непереносимость, по жизненным показаниям) по
решению врачебной комиссии (на сумму, не
превышающую двести тысяч рублей)
     обязан    
<8> Возникает вопрос: должен ли эксперт обладать допуском к государственной тайне? Судя по всему, можно говорить о допуске по второй и третьей формам - наиболее типичные случаи для организаций культуры, осуществляющих мобилизационную подготовку.
<9> Такое решение заказчика согласовывается при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.

В обычной хозяйственной деятельности учреждений культуры наибольший интерес будут представлять случаи закупок на сумму не более 100 тыс. руб. и на сумму не более 400 тыс. руб. (п. п. 4 и 5 таблицы) <10>. В данном случае учреждения культуры могут провести экспертизу результатов закупки самостоятельно.

<10> Закон о ФКС ушел от квартальных ограничений по признаку одноименности товаров, работ, услуг, вместо этого указанные случаи закупок у единственных поставщиков ограничены соответственно пятью процентами средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и не более чем пятьюдесятью миллионами рублей в год и пятьюдесятью процентами средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и не более чем двадцатью миллионами рублей в год (п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о ФКС). С учетом отказа от использования критерия одноименности мы полагаем, что на практике могут возникнуть проблемы, связанные с расчетом предельных сумм. Мы рекомендуем в соответствующих контрактах указывать соответствующий пункт статьи Закона, на основании которого производится закупка. На практике это поможет снять ряд проблем с отнесением закупок к тому или иному виду.

Вызывает озабоченность обязанность заказчиков привлекать независимых экспертов для экспертизы поставки культурных ценностей (в т.ч. музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов. Сопоставляя объемы закупок для указанных фондов, предполагаем, что острее всего эта проблема коснется прежде всего музеев. Проблема усугубляется ограниченным количеством специалистов в конкретной области и трудностью подбора незаинтересованных экспертов. Соответственно, необходимо заранее подбирать экспертов, которые будут проводить экспертизу культурных ценностей.

Обращаем внимание, что проведение экспертизы может занять определенное время <11>, поэтому следует заранее позаботиться над оптимизацией положений контрактов, касающихся приема товара, выполненной работы или оказанной услуги. Особенно если в условиях ограниченного количества экспертов будет необходимо привлекать экспертов, проживающих в других населенных пунктах.

<11> По вопросу приемки товара, результата работ, услуг Закон о ФКС содержит еще одну важную норму (ч. ч. 6 и 7 ст. 94), в соответствии с которой по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Учитывая техническую сложность споров, связанных с поставкой некачественных товаров для государственных нужд (с учетом качества составления технических заданий), рекомендуем внимательно относиться к выбору эксперта (экспертной организации), в арбитражном суде, если компетентность и независимость эксперта не будут оспорены, заключение эксперта будет важным доказательством и позволит минимизировать временные затраты на разрешение спора.

В практике деятельности музеев мы сталкиваемся со случаями, когда при закупках культурных ценностей некоторые музеи проводят экспертизу закупаемых предметов своими силами, а потом данные экспертизы представляются в пакете документов для включения предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации. Очень часто таким заключением является заключение экспертной фондово-закупочной комиссии соответствующего музея. Такое экспертное исследование проводится до заключения договора купли-продажи. Закон о ФКС обязывает проводить еще одно исследование, но уже после того, как контракт заключен. При этом следует учитывать, что все время, пока проводится изучение предмета с целью определения необходимости его закупки, как правило, предмет находится в музее. И при заключении договора купли-продажи имеет место traditio brevi manu. Резонно возникает вопрос, зачем дважды проводить одну и ту же экспертизу?

Ранее вопрос проведения экспертизы не был урегулирован на уровне закона, в изменившейся ситуации, видимо, потребуется внесение изменений в подзаконные нормативные акты, посвященные включению предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Нам представляется более целесообразным внесение изменений в Закон о ФКС, предусматривающих соответствующее исключение из общего правила проведения экспертизы на этапе исполнения контракта.

Закон о ФКС предусматривает ситуацию, когда по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. В этом случае в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в т.ч. с указанием срока их устранения. Для учреждений культуры это удобная норма, т.к. на практике многие из них испытывают затруднения, связанные с определением сроков, которые необходимы для исправления недостатков товаров, работ, услуг.

И наконец, случаи одностороннего отказа от исполнения контракта <12>.

<12> Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" соответствующая возможность предоставлена государственным заказчикам и в настоящее время. Хотя Закон позволяет привлекать для проведения экспертизы экспертов, их статус он не устанавливает.

Закон о ФКС предусматривает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом.

При этом заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов (экспертных организаций) до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. ч. 8 и 10 ст. 95 Закона о ФКС). Мы настоятельно рекомендуем заказчикам проводить экспертизы. Такие случаи чреваты скандалами и длительными судебными разбирательствами, и подкрепление своей позиции заключением эксперта никогда не повредит.

Важно помнить, если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов (экспертных организаций), решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта (экспертной организации) будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Мы советуем заказчикам помнить, что, если они не проведут экспертизу сами, недобросовестные поставщики могут провести экспертизы сами или иным образом подтвердить соответствие своих действий контракту.

Еще раз обращаем внимание, что Закон о ФКС предусматривает право заказчика провести экспертизу "до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта". Полагаем, что экспертиза, проведенная после, также будет принята во внимание, но ее значение будет меньшим.

Закон содержит важную норму, касающуюся одностороннего отказа от исполнения контракта: заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о ФКС).

В ряде случаев поставщику будет технически сложно компенсировать затраты на проведение экспертизы и он может не уложиться в отведенные 10 дней. Если же экспертиза не проводилась, то компенсировать затраты нет необходимости, достаточно исправить нарушение. При этом заказчик будет поставлен в затруднительное положение, т.к. может своевременно не узнать об этом. Такие случаи на практике не редкость. К тому же проще ссылаться на выписку из лицевого счета, согласно которой платеж вовремя не поступил, чем документально фиксировать несвоевременность устранения недостатка.

В заключение еще раз отметим, что Закон о ФКС внесет большие изменения в практику размещения государственного заказа. К этим изменениям необходимо тщательно подготовиться, в т.ч. к активному взаимодействию с экспертами на стадии исполнения контракта.