Мудрый Юрист

Оптимальная стратегия участия Российской Федерации в формировании глобального режима управления ресурсами питьевой воды

Куденеева Юлия Сергеевна, аспирант МГИМО(У) МИД России.

На сегодняшний день на фоне повышения значимости "водного вопроса" в мировой политике водная дипломатия становится важнейшим элементом внешнеполитической стратегии государств. Более того, очевидно, что в контексте постепенного формирования глобального режима в области использования чистой воды большое внимание будет уделяться водной политике тех стран, которые наиболее обеспечены питьевой водой. Это предоставляет им ощутимые преимущества перед государствами, испытывающими водный стресс, а также накладывает определенные обязательства в области не только внешней политики, но и внутренней.

Ключевые слова: управление водными ресурсами, международный режим водопользования, гидрополитика, Форум "Чистая вода", НП "Российское водное общество", дефицит чистой воды, международное водное сотрудничество.

Optimal strategy of participation of the Russian Federation in formation of the global regime of management of drinking water resources

Yu.S. Kudeneeva

Today in the context of "water issues" rising importance in the world politics water diplomacy is becoming the key element of foreign political strategy of many states. Moreover, water policy of the most water - abundant countries is evident to become the most important while global regime in water use is forging. This provides that countries with obvious benefits that other states do not have due to water stress and obligations both in the field of internal and foreign policy.

Key words: water resources governance, water use international regime, hydropolitics, Forum "Clean water", Russian water association, freshwater deficit, international water cooperation.

Российская Федерация обладает уникальным водно-ресурсным потенциалом, который составляет 1/5 общемировых запасов пресной воды. Объем возобновляемых водных ресурсов России составляет 10% мирового речного стока (2-е место в мире после Бразилии). На территории РФ находится крупнейшее озеро мира Байкал, которое в 1996 г. было включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В отличие от многих государств мира, физический дефицит пресной воды не затронет Россию даже в долгосрочной перспективе. Тем не менее, несмотря на наличие значительного водного потенциала, можно констатировать, что на сегодняшний день в России наблюдается кризис управления водопользованием. К основным его проявлениям можно отнести: 1) неравномерное распределение водных ресурсов на территории страны, которое приводит к их дефициту в отдельных регионах; 2) нерациональное использование водных ресурсов; 3) несоответствие качества питьевой воды, потребляемой значительной частью населения, гигиеническим нормативам.

В целом к ключевым проблемам политического и управленческого характера на водном направлении в России относятся недостаточное финансирование водной отрасли, нечеткая нормативно-правовая база, институциональная разрозненность и отсутствие самостоятельного органа, осуществляющего водную политику, а также менталитет населения, характеризующийся отношением к воде как к бесконечному и широко распространенному ресурсу <1>. Тем не менее, несмотря на очевидные проблемы водохозяйственной отрасли России, следует отметить, что за последние пять лет произошел ряд позитивных изменений, в частности, оформление нормативно-правовой базы государственной политики в области управления водными ресурсами. На сегодня российская политика на водном направлении определяется следующими документами: 1) Водный кодекс РФ <2>; 2) Водная стратегия РФ <3>; 3) Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" <4>, - а также двумя Федеральными целевыми программами: "Чистая вода" <5> и "Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012 - 2020 гг." <6>.

<1> Белозеров В.К. Страсти по воде // Россия в глобальной политике. Май - июнь 2009 г. N 3. URL: http://www.globalaffairs.ru/ number/n_13209.
<2> Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/ 2006/06/08/voda-kodeks.html.
<3> Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р. URL: http://www.mnr.gov.ru/ regulatory/ detail.php?ID=128717.
<4> Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/ 2011/12/08/ voda-site-dok.html.
<5> Федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 гг. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092. URL: http://fcp.economy.gov.ru/ cgi-bin/cis/fcp.cgi/ Fcp/ViewFcp/View/2013/393/.
<6> Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 гг.". Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350. URL: http://fcp.economy.gov.ru/ cgi-bin/cis/fcp.cgi/ Fcp/ViewFcp/View/2013/403/.

Помимо национального запроса на реформирование водохозяйственного комплекса стимулом к радикальным изменениям и реализации конкретных мер на водном направлении в России стали внешние угрозы, вызванные повышением опасности вмешательства во внутренние дела страны по причине неадекватного управления ценным ресурсом. В целом проблема нарастающего дефицита пресной воды в мире, связанная с отсутствием эффективных механизмов ее управления, представляет для России как новые вызовы, так и возможности.

Во-первых, одним из наиболее актуальных вопросов российской гидрополитики является управление ресурсами крупнейшего резервуара пресной воды в мире - озера Байкал. В 2008 г. по инициативе Группы компаний "МЕТРОПОЛЬ" был учрежден Фонд содействия сохранению озера Байкал (ФССОБ). Очевидно, что России необходимо не допустить возникновения претензий международного сообщества по поводу управления и сохранения экологически благоприятной обстановки озера Байкал, так как это может крайне неблагоприятно сказаться на имидже страны на международной арене и ее возможности самостоятельно управлять природными ресурсами.

Во-вторых, вызовом российской водной дипломатии является опасность военно-политической, социально-экономической и экологической дестабилизации в соседних с Россией регионах и странах из-за обострения водных противоречий. В частности, уже сегодня острый дефицит водных ресурсов наблюдается в Центральной Азии - зоне традиционных стратегически важных интересов России ввиду геополитических, исторических и экономических причин.

Водные противоречия в приграничных регионах, в том числе в Центральной Азии, КНР, странах ЕС и Закавказья, требуют от России постоянного наращивания двустороннего и многостороннего сотрудничества. На сегодня в стране имеется 70 трансграничных рек. В целом РФ в рамках водной дипломатии делает акцент на заключении двусторонних соглашений о рациональном управлении и использовании водных объектов. Так, на 2013 г. ею подписаны девять таких соглашений: с Белоруссией, Казахстаном, КНР, Монголией, Украиной, Финляндией, Эстонией, Азербайджаном и Абхазией. В соответствии с этими соглашениями в большинстве случаев создаются двусторонние комиссии, реализующие сотрудничество в области рационального использования трансграничных объектов. Помимо двусторонних соглашений Россией подписано трехстороннее Соглашение "О регулировании водного режима озера Инари" с Норвегией и Финляндией. Таким образом, гидрополитика России характеризуется созданием системы двусторонних договоренностей с преимущественно приграничными государствами о рациональном использовании пресной воды.

В-третьих, перед Россией возникает проблема противодействия гидротерроризму - использованию водохозяйственной инфраструктуры в качестве основной мишени террористических групп. Обычно в этом контексте приводится пример г. Москвы, которая представляется привлекательной для террористов ввиду общего количества населения и его высокой концентрации <7>.

<7> Белозеров В.К. Страсти по воде // Россия в глобальной политике. Май - июнь 2009 г. N 3. URL: http://www.globalaffairs.ru/ number/n_13209.

Итак, общемировые тенденции в области развития методов управления водными ресурсами, а также активный процесс формирования глобального режима в области использования пресной воды требуют от России продуманных, грамотных и адекватных действий по формированию внешнеполитической стратегии, направленной на всестороннее участие в системе международного водного сотрудничества как с ведущими международными организациями, так и с государствами.

Тем не менее, помимо новых вызовов и угроз, вызванных дефицитом пресной воды в мире, ввиду богатого ресурсного потенциала перед Россией возникает целый ряд возможностей увеличить свой вес в мировой политике и экономике. Так, как отмечает В.И. Данилов-Данильян, для стран, испытывающих дефицит воды, наиболее эффективным способом ослабить его станет не ввоз воды, а импорт водоемкой продукции, прежде всего зерна <8>. Таким образом, для реализации своего водного потенциала России следует внедрять водоемкие технологии.

<8> Данилов-Данильян В.И. Водные ресурсы России и мир // Экология и жизнь. 2009. N 6(91). С. 51 - 53.

Без сомнения, внедрение водоемких технологий и продажа данной продукции приведет к широкомасштабной перестройке всей мировой экономики. При анализе перспектив выхода России на рынок этих технологий исследователями отмечается, что экспорт водоемкой продукции не только сможет обеспечить масштабные финансовые поступления в бюджет страны, повышение уровня ее социально-экономического развития, но и рост удельного веса РФ в мировой экономике <9>. Помимо экспорта водоемкой продукции, учитывая наработки российских предприятий оборонной промышленности, Россия обладает значительным потенциалом в области создания уникальных опреснительных установок, которые позволяют получать дистиллированную воду из морской в промышленных объемах.

<9> Проблема пресной воды. Глобальный контекст политики России // Экспертно-аналитический доклад Института международных исследований МГИМО(У) МИД России. МГИМО-Университет, 2011. 87 с.

Кроме этого, наличие значительных запасов пресной воды на фоне ее дефицита в ряде регионов может стать новым организационным ресурсом России наряду с постоянным членством в Совете Безопасности ООН. Это возможно при условии активного вовлечения России в процесс выработки международно-правовых, институциональных и политических основ глобального режима использования чистой воды, а также координации позиций с другими государствами, богатыми пресной водой (Канадой, Бразилией). В целом сегодня Россия постепенно становится заметным участником процессов международного сотрудничества в области повышения эффективности водопользования и предотвращения водных конфликтов, что проявляется как на официальном, так и неправительственном уровне. Так, с 2009 г. в России проводится международный форум "Чистая вода", который традиционно собирает более 2000 участников из различных стран мира. В ноябре 2012 г. прошел третий форум, где обсуждались все вопросы управления пресной водой, его финансирования. Кроме этого, в 2012 г. российская делегация не просто впервые приняла участие в 6-м Всемирном водном форуме в Марселе, но и подготовила одну из наиболее информативных экспозиций. Более того, по окончании форума Российское водное общество выступило с инициативой организации 8-го Всемирного водного форума в 2018 г. Кроме этого, в конце 2013 г. в Москве планируется проведение конференции "Международное измерение водной политики России" в рамках 4-го международного форума "Чистая вода", участниками которой должны стать представители НП РВО, Государственной Думы, министерств и ведомств РФ, а также таких международных организаций, как ПРООН, ЕЭК ООН, ЕБРР, Всемирного банка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на фоне распространения дефицита пресной воды в мире Россия активно наращивает усилия по совершенствованию своей гидрополитики, что неизбежно сказывается на повышении социально-экономического развития страны и укреплении ее позиций на международной арене. Тем не менее в стране все еще наблюдается кризис управления водными ресурсами, что может привести к внешнему вмешательству и попыткам интернационализации регулирования водопользования в РФ.

Итак, проблема нехватки пресной воды в ряде регионов мира как представляет для России вызов ее национальной безопасности, так и открывает большие возможности реализации природного потенциала страны. Это априори определяет необходимость активного участия России в процессе формирования глобального режима в области управления пресной водой, что потребует от страны проведения грамотной и инициативной внешней политики.

Список литературы

  1. Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р.
  2. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.
  3. Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ.
  4. Федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 гг. (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092).
  5. Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 гг." (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350).
  6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.).
  7. Белозеров В.К. Страсти по воде // Россия в глобальной политике. Май - июнь 2009 г. N 3. URL: http://www.globalaffairs.ru/ number/n_13209.
  8. Данилов-Данильян В.И. Водные ресурсы России и мир // Экология и жизнь. 2009. N 6(91). С. 51 - 53.
  9. Проблема пресной воды. Глобальный контекст политики России // Экспертно-аналитический доклад Института международных исследований МГИМО(У) МИД России. МГИМО-Университет, 2011. 87 с.
  10. Чернявский С.И. Россия и современная гидрополитика // Вестник МГИМО-Университета. 2011. N 2. С. 25 - 30.