Мудрый Юрист

Конституционно-правовые основы реабилитации человека и гражданина

Гуляков А.Д., ректор Пензенского государственного университета.

Яшина А.А., аспирант Пензенского государственного университета.

В статье исследуются конституционно-правовые основы реабилитации с главенствующей ролью среди них статей 52 и 53 Конституции РФ. Рассматриваются понятие конституционно-правовой реабилитации, признаки, содержание, гарантии. Предлагаются направления по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: Конституция РФ, реабилитация, конституционно-правовая реабилитация, конституционно-правовые основы, ответственность государства.

In article constitutional and legal bases of rehabilitation with a predominating role of articles 52 and 53 of the Constitution of the Russian Federation among them are investigated. The concept of constitutional and legal rehabilitation, signs, the contents, guarantees are considered. The directions on legislation improvement in this sphere are offered.

Рассмотрение проблем реабилитации человека и гражданина в связи с незаконными или необоснованными действиями органов публичной власти и их должностных лиц невозможно без анализа конституционно-правовых основ указанного явления.

Исследование реабилитации весьма актуально. В 2010 г. судами и органами предварительного расследования вынесены решения о реабилитации в отношении 22583 чел., а в 2011 г. - 20460. При этом только каждый десятый субъект из получивших право на реабилитацию обратился в суд за компенсацией причиненного ущерба <1>. Достаточно остро стоит проблема коллизионности и архаичности значительной части нормативно-правовой базы о реабилитации, сохранившейся еще с советских времен.

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 1. Ст. 1.

В науке существуют разные определения понятия "реабилитация", но все они характеризуются узким подходом к рассмотрению содержания изучаемого явления. Тем не менее авторы едины в том, что реабилитация представляет собой гарантию защиты конституционных прав и свобод личности. Поэтому мы постараемся в этой статье рассмотреть реабилитацию более широко - с конституционно-правовой позиции и выявить ее подлинное содержание и понятие.

Необходимость конституционно-правовой регламентации отношений в сфере реабилитации человека признана положениями международно-правовых актов <2>. Большинство современных конституций стран Европы, Дальнего Востока и СНГ содержат нормы по возмещению вреда и восстановлению правового положения человека, нарушенного государством. Реабилитацию закрепляют основные законы Албании, Вьетнама, Гватемалы и Гондураса <3>.

<2> См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 20. Ст. 2143; Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международное публичное право. Сборник документов. 1996. С. 460 - 464; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 45. Ст. 747; Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. N 37. Ст. 3710.
<3> См.: Конституции государств (стран) мира // URL: http://worldconstitutions.ru/ (дата обращения 05.11.2012).

На законодательном уровне впервые определение понятия "реабилитация" закрепил п. 34 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ 2001 г., указав, что реабилитация - это порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.

На наш взгляд, развитию и нормативному закреплению в современной России института реабилитации способствовало принятие Конституции 1993 г., содержащей нормы, принципы и презумпции, которые составляют конституционно-правовую основу реабилитации.

Среди положений Основного Закона прежде всего выделим ст. 1, провозглашающую Российскую Федерацию правовым государством. Его важными признаками, по мнению О.Е. Кутафина, являются: независимость суда, законность управления, правовая защита граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным органом <4>.

<4> См.: Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 314.

Как следует из взаимосвязанных положений ст. ст. 1, 2, 18, 45 и 118 Конституции РФ, обязывающих Россию к созданию эффективной системы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, неотъемлемым элементом нормативного содержания реабилитации является обеспечение экономическими, политическими и юридическими гарантиями, а также наличие у государства особого механизма восстановления прав и свобод личности. Гарантией реабилитации является институт судебной защиты. Положение ст. 46 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод в судебном порядке. Суду отведена важная роль, поскольку он не только признает право на реабилитацию за пострадавшим, но и возлагает на уполномоченные органы публичной власти обязанность по полному возмещению причиненного вреда.

Подчеркнем, что в Конституции РФ закреплены нормы по реабилитации общего характера, гарантирующие возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Они подкрепляются конституционно-установленной обязанностью государства обеспечить потерпевшим доступ к правосудию, компенсацию причиненного ущерба (ст. ст. 52, 53 Конституции РФ).

Нормы, устанавливающие конституционно-правовой принцип ответственности государства перед личностью, конкретизируются в отраслевом законодательстве, а также в некоторых конституциях и уставах субъектов РФ.

Анализ правовых позиций Конституционного Суда РФ позволяет рассматривать конституционно-правовой принцип ответственности государства за незаконные действия (бездействие) всех его органов и должностных лиц в качестве основы реабилитации. Как подчеркивает Конституционный Суд РФ, возможность реабилитации является непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности, презумпции невиновности, права каждого на защиту, в том числе судебную <5>. Таким образом, опираясь на правовые позиции Конституционного Суда РФ, в которых раскрывается конституционный смысл и содержание изучаемого феномена, можно сделать вывод, что указанные нормы и принципы составляют основы института реабилитации.

<5> Постановления от 14 июля 2011 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности положений п. 4 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 254 УПК РФ в связи с жалобами граждан С.И. Александрина и Ю.Ф. Ващенко" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (2). Ст. 4698; от 19 июля 2011 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 135 УПК РФ в связи с жалобой гражданина В.С. Шашарина" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 5; от 17 октября 2011 г. N 22-П "По делу о проверке конституционности ч. ч. 1, 2 ст. 133 УПК РФ в связи с жалобами граждан В.А. Тихомировой, И.И. Тихомировой и И.Н. Сардыко" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 6.

Наиболее основательную разработку реабилитация получила в науке уголовного процесса, поэтому современное развитие этого понятия происходит с учетом эволюции и развития данной отрасли права. Но различные взгляды правоведов на понимание реабилитации свидетельствуют об отсутствии единой точки зрения по данному вопросу. Особенно очевидным это оказалось, когда наряду с привычной уголовно-процессуальной реабилитацией в научных работах ученые стали выделять и обосновывать, например, дисциплинарную <6>, гражданско-процессуальную <7>, конституционно-правовую <8> и иные виды реабилитации.

<6> Климова Г.З. Реабилитация как правовой институт (вопросы теории и практики) / Г.З. Климова, И.Н. Сенякин. Саратов, 2005. С. 191.
<7> Рохлин В.И., Захарцев С.И., Миронов М.А., Стуканов А.П. Институт реабилитации в российском законодательстве (возникновение, развитие, понятие, перспективы) / Под общ. ред. В.И. Рохлина. СПб., 2007. С. 33.
<8> См.: Муртазалиев В.Ю. Конституционно-правовая реабилитация репрессированных народов Северного Кавказа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2005.

В конституционном праве как ведущей отрасли российского права реабилитацию необходимо рассматривать как единое государственное или конституционно-правовое явление, направляющее развитие отраслевых ее разновидностей.

Исследуя институт реабилитации с конституционно-правовой точки зрения, отметим, что он состоит из двух составляющих: материальной и процессуальной. Первая - это право человека на признание и устранение государством последствий нарушения его правового статуса незаконными действиями и решениями органов власти. Вторая - процессуальная - представляет собой порядок признания и устранения государством последствий указанных действий. Обе составляющие заключаются в едином конституционно-правовом принципе ответственности государства перед гражданином. Государство берет на себя обязательства по признанию права на реабилитацию, восстановлению права личности и возмещению ущерба, что обусловлено его конституционной обязанностью обеспечить охрану и защиту прав и свобод граждан, в том числе посредством правосудия.

Мы разделяем мнение отечественных правоведов <9>, что материальная составляющая реабилитации не может быть классифицирована, поскольку право на реабилитацию едино, неделимо, и в какой бы отрасли материального права она ни находила свое место, заложенная в нее правовая норма остается неизменной.

<9> Рохлин В.И., Захарцев С.И., Миронов М.А., Стуканов А.П. Указ. соч. С. 20.

Необходимость конституционно-правового понимания изучаемой категории объясняется также тем, что реабилитация преследует цель восстановления социального, правового, имущественного и морального статуса человека и гражданина, нарушенного действиями и решениями властных структур. Ошибки должностных лиц государственных органов, влекущие нарушение прав и свобод личности, причинение вреда, возникают только в сфере публично-правовых отношений, где всегда одной из сторон выступает государство. Здесь следует сказать о необходимости формирования в России специальных административных судов и административного процесса, в рамках которого рассматривались бы данные правоотношения. Как отмечает В.Д. Зорькин, "специфика рассматриваемых дел, уровень отношений "гражданин - государство" требуют углубления специализации соответствующих судов" <10>. Поэтому считаем правильным порядок реабилитации (процессуальная составляющая реабилитации), в том числе возмещение вреда, осуществлять не в рамках уголовного или искового судопроизводства, а административного, для чего следует учредить административные суды <11>.

<10> Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011. С. 340.
<11> Идею о необходимости формирования в России специальных административных судов и административного процесса отстаивает профессор Ю.Н. Старилов и др. См., напр.: Старилов Ю.Н. Административные суды в России: новые аргументы "за" и "против" / Под ред. и с предисл. к.ю.н., проф. В.И. Радченко. М., 2004. 128 с.; Либанова С.Э. Состояние и задачи реализации, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 4. С. 33; Российская газета. 2012 г. 9 ноября.

По мнению Л.В. Бойцовой, институт реабилитации - это "материально-процессуальное образование, предназначенное обеспечить защиту совокупности разнообразных нарушенных прав реабилитанта в интересах всего общества и государства". Она справедливо указывает, что отношения по вопросам реабилитации должны исследоваться на "конституционно-правовом уровне, что позволяет отказаться от механического перенесения положений гражданского права в область публичного и осознать не только компенсационные, но и более широкие юридические, социальные, политические, нравственные цели ответственности государства, поставить проблему на уровень публичной политики власти" <12>. Данные идеи заслуживают внимания, т.к. их основные положения применимы не только к реабилитации, связанной с незаконным уголовным преследованием, но и в целом к институту конституционно-правовой реабилитации.

<12> Бойцова Л.В. Реабилитация необоснованно осужденных граждан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1990. С. 15.

Интересным, на наш взгляд, представляется мнение, что реабилитация - это способ возмещения вреда или же его разновидность, составная часть института возмещения вреда <13>. Например, И.А. Андреева утверждает, что возмещение вреда в виде реабилитации является субинститутом конституционно-правового института возмещения вреда. И все присущие институту реабилитации способы относятся к способам возмещения вреда <14>. Однако заметим, что в целом понятие "реабилитация" по своему содержанию шире, чем понятие "возмещение вреда". Как полагают Г.З. Климова и И.Н. Сенякин, "содержательная часть реабилитации складывается из совокупности действий, направленных на восстановление невиновного гражданина в нарушенных правах и возмещение причиненного вреда" <15>. Институт реабилитации и возмещения вреда - явления близкие, но похожесть не исключает их самостоятельность и целевую оригинальность.

<13> Гуляев А.П. Возмещение вреда: межотраслевой аспект и актуальные проблемы // Российская юстиция. 2012. N 5. С. 46 - 48.
<14> Андреева И.А. Возмещение вреда государством как конституционно-правовой институт: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 26 - 27.
<15> Климова Г.З., Сенякин И.Н. Указ. соч. С. 198.

Анализ содержательной характеристики позволяет выделить некоторые признаки конституционно-правовой реабилитации: реабилитация базируется на конституционно-правовом принципе ответственности государства за незаконные действия (бездействие) органов и должностных лиц; реабилитация - это восстановление социального, правового, имущественного и морального статуса личности; реабилитация возникает в связи с публичным признанием государством нарушения правового статуса личности незаконными или необоснованными действиями органов публичной власти, в том числе в результате уголовного или административного преследования; реабилитация обеспечивается государством; реабилитация является гарантией защиты личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина.

На основе признаков изучаемого феномена можно дать следующее определение: конституционно-правовая реабилитация - это обеспеченное государством восстановление социального, правового, имущественного и морального статуса человека и гражданина в связи с признанием действий (бездействия) органов публичной власти, в том числе уголовного или административного преследования, незаконными или необоснованными.

В заключение хочется предложить некоторые направления по совершенствованию законодательства о реабилитации в России:

провозглашение права на реабилитацию в Конституции Российской Федерации;

закрепление права на реабилитацию в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации;

принятие Федерального закона "О реабилитации лиц в связи с незаконными либо необоснованными действиями (бездействием) органов публичной власти в Российской Федерации";

организация в России системы административных судов и формирование административного судопроизводства для рассмотрения дел по реабилитации;

совершенствование законодательства по безусловному исполнению судебных и иных актов в отношении реабилитированных граждан.

Названные предложения направлены на решение главной задачи - повышения эффективности реализации права человека и гражданина на реабилитацию.