Мудрый Юрист

Прокурор как один из самостоятельных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Коридзе М.Т., кандидат юридических наук, Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ).

Судебно-следственная реформа затронула все стадии уголовного процесса. В значительной мере изменения коснулись и первоначального этапа - стадии возбуждения уголовного дела. Первое, что бросается в глаза, - обновление системы поводов для возбуждения уголовного дела. Заметны перемены, касающиеся средств предварительной проверки информации, содержащие данные о признаках преступления. Новеллой здесь выступает ч. 1 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которая дополнена пунктом 4, в соответствии с которым четвертым по счету поводом для возбуждения уголовного дела служит постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании и т.д.

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, сторона обвинения, постановление прокурора, следственный орган, дознание, уголовное преследование, возбуждение уголовного дела.

The prosecutor as one of independent participants of criminal legal proceedings from charge

M.T. Koridze

Koridze M.T., candidate of jurisprudence, Moscow state machine-building university (MAMI).

Judicial and investigative reform mentioned all stages of criminal trial. Considerably changes concerned also an initial stage - a stage of initiation of legal proceedings. The first that is evident - updating of system of occasions for initiation of legal proceedings. The changes concerning means of preliminary verification of information, containing data on crime signs are noticeable. As the short story p. 1 Art. 140 of the Code of criminal procedure of the Russian Federation which is added with point 4 according to which, the fourth reason for initiation of legal proceedings the resolution of the prosecutor on the direction of the corresponding materials in body of preliminary investigation for the solution of a question of criminal prosecution, etc. serves here acts.

Key words: prosecutor, criminal legal proceedings, charge party, resolution of the prosecutor, investigative body, inquiry, criminal prosecution, initiation of legal proceedings.

Вопросы, связанные с возбуждением уголовного дела, всегда были, есть и останутся предметом изучения и обсуждения как в научной среде, так и в практической деятельности должностных лиц.

Рассмотрим некоторые проблемные вопросы.

  1. В соответствии с нормативно-правовыми актами Генерального прокурора РФ прокуроры обязаны выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании в случаях, прямо описанных в указанных нормативно-правовых актах <1>. Тут как раз имеются в виду случаи, когда признаки преступления выявляются прокурором в ходе каких-то прокурорских проверок, случаи рассмотрения жалоб граждан, выявления преступлений в ходе проведения общенадзорных проверок и иные случаи выявления нарушений уголовного законодательства. В.Н. Григорьев отмечает, что сюда же можно отнести и материалы, которыми оформлены результаты личного наблюдения прокурором, оказавшимся случайным свидетелем, обстоятельств совершения преступления, - рапорты, объяснения, акты и т.п. <2>. Поскольку прокурор в настоящее время лишен права самостоятельно возбуждать уголовные дела, а функция надзора за законностью не позволяет ему оставлять без реагирования факты выявления признаков преступления, такие материалы он направляет со своим постановлением в орган предварительного расследования. Это постановление подлежит обязательному рассмотрению и выступает в качестве самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела.
<1> Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 N 137 (в ред. от 28.12.2007) "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания"; Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях"; Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия".
<2> Григорьев В.Н. Постановление прокурора - новый повод для возбуждения уголовного дела? // Законность. 2011. N 8. С. 45 - 47.

Раз данное постановление прокурора подлежит обязательному рассмотрению, значит, оно подпадает под действие ст. 144 и 145 УПК РФ. Если в ходе предварительной проверки должностное лицо не усмотрит достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, то последний вправе отказать прокурору в возбуждении уголовного дела, но с соблюдением п. 1.1 ст. 148 УПК РФ. Такой отказ может быть принят и вполне законным только с согласия руководителя следственного органа.

После принятия соответствующего решения должностное лицо обязано копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направить заявителю и прокурору (ч. 4 ст. 148 УПК РФ). Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

Можно привести случай из жизни: гражданка обратилась в орган прокуратуры с жалобой, в которой описывает, что ей длительное время не выплачивают заработную плату, и просит принять меры прокурорского реагирования. Проверив доводы, прокурор усмотрел признаки преступления и вынес постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Получив указанное постановление, следователь провел предварительную проверку, однако впоследствии не усмотрел признаков преступления и отказал в возбуждении уголовного дела. После чего прокурор несколько раз своими мотивированными постановлениями отменял незаконные и необоснованные отказы в возбуждении уголовного дела. Как отмечается в специальной литературе, в истекшем году прокурорами направлено в органы предварительного расследования 61 600 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства, из которых по 41 251, или 66,9%, возбуждены уголовные дела <3>.

<3> Ережипалиев Д. Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное право. 2011. N 4. С. 83 - 87.

Прокурор наделен одинаковыми полномочиями по отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, выносимых как следователями, так и дознавателями. Не согласившись с решением, прокурор вправе сам же их и отменить. Данный факт свидетельствует лишь об одном - это игра в одни ворота. В связи с этим положение п. 1.1 ст. 148 УПК РФ следует исключить.

  1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель (ч. 1 ст. 21 УПК РФ). В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ). Согласно с ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре").

Последние годы изменения и дополнения в УПК РФ лишили прокурора следующих прав: возбуждать уголовные дела; лично производить предварительное следствие по делу; участвовать в производстве предварительного следствия; лично производить отдельные следственные действия и иные процессуальные действия.

Но все же не понятно, каким образом прокурор должен осуществить уголовное преследование на досудебном производстве, если он лишен этих прав? Вправе ли прокурор в рамках УПК РФ принимать меры по установлению события преступления или осуществлять уголовное преследование по изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, на досудебных стадиях уголовного процесса? Возникает много вопросов, а ответов на них нет!

Автор полагает, что лишение прокурора вышеупомянутых прав, с одной стороны, парализовало целую государственную систему, с другой стороны, неэффективно.

Считаю, что лишение таких прав прокурора ошибочно и следует поддержать инициативу профессора С.А. Шейфера о возвращении прокурору утерянных функций, т.к. прокурор в большинстве стран мира осуществляет одну из главных функций - функцию уголовного преследования, а на сегодняшний день прокурор осуществляет функцию уголовного преследования в суде.

  1. Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании выступает в качестве самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела. Однако законодателем предложена крайне неудачная конструкция. В конструкции усматривается путаница в основных понятиях.

Здесь можно предположить, что законодатель отождествляет такие понятия, как "уголовное преследование" и "возбуждение уголовного дела". Как можно, не приняв решения о возбуждении уголовного дела, говорить на предварительном этапе об уголовном преследовании. Согласно п. 55 ст. 5 УПК РФ уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Такие участники уголовного судопроизводства появляются лишь после возбуждения уголовного дела. Поэтому следовало бы изложить п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ в другой редакции: "Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела".

Можно сделать вывод, что законодатель принял правильное решение, выделив постановление в отдельный повод для возбуждения уголовного дела, так как изначально он никак не вписывался в понятие "сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников".

  1. В случае отказа в возбуждении уголовного дела должностное лицо направляет копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения заявителю и прокурору. Например, в случае возбуждения уголовного дела копия постановления должна быть направлена прокурору незамедлительно (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). По мнению Ф. Багаутдинова, "понятие "незамедлительно" - относительное и посему необходимо установить точный срок. Например, законодатель установил срок (24 часа) для направления прокурору и заявителю копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела" <4>. Неудовлетворенность термином "незамедлительно" высказали и другие авторы. "Предложенный законодателем термин "незамедлительно", - пишет А. Власов, - оценочный и не дает четкого ответа. На практике такой период может исчисляться как часами, так и сутками" <5>. К проблеме нужно подходить дифференцированно. Автор предлагает устанавливать гибкие сроки и внести в ч. 4 ст. 146 УПК РФ соответствующие изменения: слово "незамедлительно" заменить словами "в течение 24 часов".
<4> Багаутдинов Ф. Возбуждение уголовного дела по УПК РФ // Законность. 2002. N 7 // КонсультантПлюс.
<5> Власов А. Возбуждение уголовного дела // Законность. 2004. N 2 // КонсультантПлюс.

В рамках настоящей статьи трудно описать все проблемные аспекты, но можно прийти к основному выводу, что прокурору необходимо вернуть все его полномочия, которые он имел до принятия ФЗ от 5 июня 2007 г., так как возвращение всех прав обеспечит своевременное восстановление справедливости в рамках уголовного судопроизводства.

Библиографический список:

  1. Багаутдинов Ф. Возбуждение уголовного дела по УПК РФ // Законность. 2002. N 7 // КонсультантПлюс.
  2. Власов А. Возбуждение уголовного дела // Законность. 2004. N 2 // КонсультантПлюс.
  3. Григорьев В.Н. Постановление прокурора - новый повод для возбуждения уголовного дела? // Законность. 2011. N 8. С. 45 - 47.
  4. Ережипалиев Д. Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное право. 2011. N 4. С. 83 - 87.