Мудрый Юрист

К вопросу о мерах предупреждения корыстных преступлений несовершеннолетних

Коновалова И.А., декан юридического факультета, заведующая кафедрой уголовного права Московского государственного областного университета, кандидат юридических наук, доцент.

На данный момент Российская Федерация переживает сложный период развития, предполагающий переориентацию политических, экономических, нравственно-культурных процессов в условиях рыночных отношений, который требует новых подходов и к обеспечению правопорядка. О сложной ситуации свидетельствуют дестабилизационные процессы, которые проявляются, в частности, в значительном росте общей преступности и преступности несовершеннолетних.

Ключевые слова: корыстные преступления, Уголовный кодекс, несовершеннолетние, подростковая преступность, общество, демографический кризис, правоохранительные органы, закон.

To the question of measures of the prevention of crimes for profit of minors

I.A. Konovalova

Konovalova I.A., dean of law department, manager of chair of criminal law of the Moscow state regional university, candidate of jurisprudence, associate professor.

At present the Russian Federation endures the difficult period of development assuming reorientation of political, economic, moral and cultural processes in the conditions of the market relations which demands new approaches and to providing a law and order. Destabilizatsionny processes which are shown, in particular, in significant growth in the general crime and crime of minors testify to a difficult situation.

Key words: crimes for profit, Criminal code, minor, teenage crime, society, demographic crisis, law enforcement agencies, law.

В рамках государственной политики по профилактике подростковой преступности борьба с распространением наркомании и алкоголизма крайне актуальна, т.к. количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического или алкогольного опьянения или для достижения такого состояния, возрастает и выступает мотивом преступления <1>. Поэтому наркомания и алкоголизм являются предпосылками совершения преступлений. Однако принудительное лечение этих болезней законом запрещено за исключением лиц некоторых категорий (например, осужденных), что по отношению к несовершеннолетним недопустимо. Необходимо на федеральном уровне разрешить к ним применение медицинских мер, направленных на выздоровление подростков, с согласия органов опеки и попечительства.

<1> См.: Характеристика лиц, совершивших преступления. Общие сведения о состоянии преступности. Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2007 года // Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ, http://mvd.ru/upload/site1/import/655665d1fb.pdf.

Но на данный момент лечение подростков с выявленными заболеваниями алкоголизмом и наркоманией не осуществляется. Именно в этом заключается сложность ситуации, и данная проблема становится все более актуальной. Реальных способов борьбы с наркоманией и алкоголизмом практически нет, т.к. многие стандартные методы не применимы в связи с тем, что употребление опьяняющих и одурманивающих веществ изменяет личность - выделяется явное равнодушие к труду, учебе, безразличие к близким <2>.

<2> См.: Елисеева Н. Будет ли нация здорова // Сайт Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, http://www.mma.ru/article/id19004?print=1,05.10.2006э.

Поэтому единственно реальным способом противодействия этим негативным явлениям служит строгий контроль за заболевшими, за употреблением ими наркотиков и алкоголя. Такой контроль может быть осуществлен органами внутренних дел и комиссиями по делам несовершеннолетних путем установления их обязанности по явке в наркологический диспансер хотя бы раз-два в неделю на осмотр, ограничение территории свободного их передвижения, установление обязанности в определенное время находиться дома и т.п.

Для несовершеннолетних действенными профилактическими мерами наркомании также являлись бы их перемещения в другой регион, город, местность для пресечения контактов с поставщиками, например к родственникам. При невозможности применения такой меры необходимо устанавливать жесткий дневной график местонахождения несовершеннолетнего, о котором говорилось выше, т.к. при установленном распорядке дня инспекторам легче контролировать перемещение подростка, а при несоблюдении - применять определенные санкции: задержание, помещение в стационар и т.п.

В целом же государственная политика в области профилактики подростковой преступности развивается. Об этом свидетельствует принятие различных нормативных актов, реализация таких Федеральных целевых программ, как "Дети России", "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", "Молодежь России", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы" и другие.

Однако указанные программы направлены, прежде всего, на контингент выявленных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном состоянии. В этом заключается их основная недоработка. Наравне с указанным направлением государственная политика должна быть направлена на активное выявление трудных подростков для применения профилактических мер. Поэтому необходимо включить соответствующие обязанности по выявлению и постановке на учет таких несовершеннолетних в компетенцию различных государственных органов, которыми могут быть не только органы МВД, но и службы социальной защиты, частные реабилитационные центры, медицинские учреждения, образовательные учреждения и другие. А также для полной картины нынешней ситуации относительно количества таких подростков необходимо создать единую базу, а ответственность за ее ведение возложить совместно на Федеральную службу государственной статистики РФ и Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Кроме того, необходимо усовершенствовать существующие меры профилактики подростковой преступности (правосудие должно быть инструментом перевоспитания несовершеннолетних, а не инструментом осуждения, наказания, изоляции от общества; установить более жесткую регламентацию рекламы и "взрослых" фильмов и передач; усовершенствование системы досуга при школах и пр.).

В последние годы подростковая преступность начала приобретать глобальный для российского общества характер. Но самое опасное заключается в том, что криминальная деятельность, участие в уголовных группировках становятся в глазах подростков и детей социально престижным занятием. Если ранее такая категория населения, как преступники, ассоциировалась в массовом сознании молодежи с маргинальными слоями общества, людьми, находящимися вне социально значимых сфер деятельности, то в настоящее время ее можно считать самостоятельной социальной группой. Важнейшей ее характеристикой являются профессиональные занятия различными видами противоправной деятельности <3>.

<3> См.: Щегорцов А.А. Поиск причин правонарушений несовершеннолетних // О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. N 16(83). С. 31 - 39.

Увеличение преступности несовершеннолетних обусловлено, прежде всего, социально-экономическими проблемами (растущей материальной дифференциацией общества, безработицей, люмпенизацией населения <4> и др.), вызванными макроэкономической трансформацией общества. Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и недостаточно эффективную деятельность правоохранительных органов, недостаточное внимание со стороны властных структур к детям и молодежи, практическую нереализованность молодежной и семейной политики. Российское общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие традиционные институты социализации, такие, как семья, школа, детские и молодежные организации, теряют свое значение.

<4> Люмпенизация населения - социально-регрессивное явление, характерное, как правило, для общества катастрофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного "социального дна", состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения // Энциклопедия социологии / Под ред. А.А. Грицанова. Мн.: Книжный дом, 2003. С. 458.

Поэтому для преодоления кризиса роста подростковой преступности требуется проведение совокупной профилактики, в том числе и раннего предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними. "Это долговременная проблема, для решения которой потребуется значительная совместная работа властных, правоохранительных, общественных и научных структур. Игнорирование данного обстоятельства может привести к неправильной оценке положения дел в работе с несовершеннолетними и принятию неадекватных мер, направленных только на повышение уровня жизни подростков и слабо подкрепленных духовно-идеологическими и социальными программами" <5>.

<5> Цит. по: Щегорцов А.А. Поиск причин правонарушений несовершеннолетних // О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. N 16(83). С. 31 - 39.

В общей системе предупреждения преступности ранняя профилактика преступности несовершеннолетних относится к общесоциальным культурно-воспитательным мерам, которые тем не менее играют свою определенную роль в жизни потенциальных несовершеннолетних девиантов.

Раннее предупреждение характеризуется тем, что, во-первых, ориентировано на недопущение "выпадения" несовершеннолетнего из нормальных условий социализации, являющихся важнейшим фактором формирования подростка, во-вторых, являясь составной частью общевоспитательного процесса, оно ориентировано главным образом на применение мер психолого-педагогического характера общей направленности <6>. Проблема раннего предупреждения подростковой преступности заключается в том, что законодательно закрепленная профилактика преступности несовершеннолетних направлена на непосредственное предупреждение преступности и на предупреждение рецидива, и практически оставляет без внимания меры, которые бы позволили предотвратить саму ситуацию появления несовершеннолетних правонарушителей. "Игнорирование направления раннего предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних в действующем законодательстве во многом обусловлено сложностью выделения объекта ранней предупредительной деятельности и его законодательного закрепления. Ведь даже в психологических науках нет единого понимания обусловленности антисоциального поведения несовершеннолетних" <7>.

<6> См.: Прозументов Л.М. Проблемы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. 2004. N 1.
<7> Цит. по: Прозументов Л.М. Проблемы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. 2004. N 1.

В связи с этим необходимо определить критерии антисоциального поведения подростков <8>, которыми руководствовались бы органы внутренних дел, патрули, общественные организации для задержания несовершеннолетнего и препровождения его в службу социальной защиты, а последняя уже проводила бы расследования по каждому случаю и в соответствии с ним выносила бы решения.

<8> Примерами таких критериев могут быть: состояние алкогольного или наркотического опьянения; уличная брань; мелкое хулиганство; вандализм; попытки суицида; токсикомания; половой аморализм и т.п.

Поэтому законодательное определение критериев антисоциального поведения несовершеннолетних является мерой раннего предупреждения подростковой преступности. Помимо этого существует еще ряд мер такого характера, которые необходимо ввести либо усовершенствовать, т.к. система мер ранней профилактики подростковой преступности, в том числе и корыстной, находится в крайне неразвитом состоянии. Большинство из этих мер носят социально-экономический характер. Это:

<9> Так, индекс потребительских цен за год вырос на 112,6%, а индекс роста среднемесячной заработной платы остался на прежнем уровне 1,25%. См.: Индексы потребительских цен в 2008 году // Российская бизнес-газета. 2008. N 8. Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=19571;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=5CDB5DBA0FA549F0F7A4C254F1FECDE2.<10> См.: Молодежные вести с Приморья. Предложения Молодежного совета ФППК в Региональное соглашение на 2008 - 2010 гг. // Сайт Федерации независимых профсоюзов России, http://www.fnpr.org.ru/4/26/2566.html, 27.06.2007.<11> См.: Шипунова Т.В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии // Русский народный сервер против наркотиков, сайт NarCom.ru, http://www.narcom.ru/law/system/39.html.<12> См.: Панкратов В.В., Цымбал Е.И. Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних: общие принципы и региональная специфика // О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. N 16(83). С. 22 - 30.<13> См.: Аникина А.А. Личность несовершеннолетнего преступника: проблемы предупреждения и индивидуализации наказания // Сайт Владимирского государственного университета, http://www.vlsu.ru/index.php?id=1655&type=1.

Таким образом, раннее предупреждение преступности несовершеннолетних должно быть направлено не только на собственно предупреждение, но и на ресоциализацию несовершеннолетнего, которая рассматривается в качестве социальной основы раннего предупреждения и которая требует своего законодательного закрепления <14>.

<14> См.: Прозументов Л.М. Проблемы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. 2004. N 1.

От мер раннего предупреждения подростковой преступности следует отграничивать меры, направленные на непосредственную профилактику преступлений несовершеннолетних. Такие меры имеют главной целью именно предупреждение преступлений. Функционально специализированные органы составляют систему специальной профилактики преступлений. Основу системы субъектов специальной профилактики составляют, прежде всего, органы внутренних дел. Они не только выявляют причины и условия, а разрабатывают и осуществляют меры по их устранению.

Говоря о ювенальной преступности, нетрудно заметить, что большинство преступлений совершаются с целью приобретения какого-либо ценного имущества. Основной мотив преступлений - корысть. При этом в оценке корысти несовершеннолетних следует быть осторожным, поскольку, во-первых, 37% несовершеннолетних, совершивших преступления, не имели постоянного источника дохода, а во-вторых, 75,5% совершения корыстного преступления несовершеннолетним связано с удовлетворением необходимых жизненных потребностей <15>. В связи с тем что мотив формируется как отражение потребностей, он тесно связан с криминогенными детерминантами преступности. Поэтому их установление также важно, т.к. это позволит оценить качество личности преступника в конкретной социальной обстановке.

<15> См.: Аникина А.А. Личность несовершеннолетнего преступника: проблемы предупреждения и индивидуализации наказания // Сайт Владимирского государственного университета, http://www.vlsu.ru/index.php?id=1655&type=1.

В связи с вышесказанным вырабатывается комплекс мер, направленных на непосредственное предупреждение преступлений несовершеннолетних в общем и корыстных в частности. Условно их можно разделить на правовые и социальные. И если к правовым относятся те меры, которые закреплены в российском законодательстве за конкретными органами, осуществляющими профилактику подростковой преступности, то к социальным - меры общественного воздействия.

Этап непосредственной профилактики рассчитан на тех, кто уже совершал правонарушения, но непреступного, административного характера (участие в драках, мелких кражах). Здесь, кроме мер, характерных для ранней профилактики, увеличивается воздействие на несовершеннолетнего в правовом и воспитательном планах. Также государственные и общественные органы выявляют и устраняют обстоятельства и влияния, под воздействием которых несовершеннолетний стал совершать правонарушения.

На основании Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <16> применяемые меры разделяются по субъектам их применения. Так, к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав относятся:

<16> См.: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.
  1. осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних <17>;
<17> Например, см.: Информация о работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Московской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Сайт Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области. http://kdn.mosreg.ru/statistics/108.html; 15 тысяч дел на детей и родителей завела липецкая комиссия по делам несовершеннолетних в 2007 году // ИА REGNUM, http://www.regnum.ru/news/955930.html, 12 февраля 2008 г.
  1. организация контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних <18>;
<18> См.: Логвинова С. Детки без клетки // Московский комсомолец. 27 февраля 2008 г.
  1. осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних <19>;
<19> См.: Маклыгина Т.Н. О роли комиссии по делам несовершеннолетних в обеспечении профилактики и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей // Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. N 14(207).
  1. подготовка совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  2. рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения.

Отрицательным моментом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является потеря понимания социального и психолого-педагогического контекста в системе профилактики преступности подростков. При большой текучести кадров поступающие на службу в комиссии выпускники вузов, в том числе и педагогических, не готовы к проведению научно обоснованной работы со своими подопечными и зачастую занимаются несвойственной им работой <20>. Назрела необходимость формирования профессионального ядра комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

<20> См.: Анапреенко Я.Г. Актуальные проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Гуманитарно-экономический вестник. 2003. N 5.

В нормативном плане основной проблемой в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике подростковой преступности является отсутствие на федеральном уровне соответствующего законодательства о комиссиях, которое бы соответствовало современным реалиям. На данный момент деятельность комиссий фактически регулируется Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 (в ред. от 25.02.1993) <21> и Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <22>. Поэтому необходимо принять соответствующий Федеральный закон "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".

<21> См.: Указ Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 (в ред. от 25.02.1993) "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" // Ведомости ВС РСФСР. 1967. N 23. Ст. 536.
<22> См.: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Кроме комиссий по делам несовершеннолетних профилактикой подростковой преступности занимаются еще ряд государственных органов: органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; органы управления образованием и образовательные учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения; органы службы занятости; органы внутренних дел, их подразделения по делам несовершеннолетних; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД; подразделения криминальной милиции ОВД; другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Несмотря на многочисленность органов профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, остается и много проблем в указанной сфере. В частности, на этапе непосредственной профилактики между вышеуказанными органами не существовало согласованности действий. В последние годы на уровне административной реформы вопрос взаимодействия начал решаться путем составления административных регламентов. Однако, в связи с тем что вышеобозначенные органы принадлежат различным министерствам, агентствам и службам, согласованность на данном этапе также не достигнута. В целях устранения данной проблемы необходимо при утверждении регламентов на федеральном уровне направлять их в уведомительном порядке и в иные ведомства, а в случае разногласий разрешать их на заседаниях совместных комиссий.

Что касается комплекса конкретных мер, осуществляемых государственными органами, то они достаточно ограниченны. И помимо этого практически ни в одном нормативном документе не прописываются. Конкретные мероприятия в некоторых ведомствах, например органах внутренних дел, описываются при проведении конкретных акций ("Подросток", "Игла" и др.) или во внутриведомственных инструкциях, которые предназначены исключительно для сотрудников данного ведомства и зачастую игнорируются.

Особое место занимает прокуратура, которая осуществляет защиту интересов несовершеннолетних. Здесь отмечается некоторая практика, освещенная в прессе и статистических данных. Так, например, в г. Ростове-на-Дону только с помощью прокуратуры несовершеннолетний, осужденный с условной мерой наказания, был восстановлен в образовательном учреждении <23>.

<23> См.: Ушаков С.Д. Ювенальная юстиция в Ростовской области: положительный опыт и перспективы развития // Официальный сайт Прокуратуры Ростовской области, http://www.prokuror.rostov.ru/to_3443539.

Однако во всех мерах, осуществляемых органами государственной власти, проявляется тенденция либо наказания и устрашения, либо восстановления нарушенных прав, что не обеспечивает положительное воздействие на саму личность несовершеннолетнего, соответственно, не достигает целей профилактики преступности.

Социальные меры характерны для самого общества, его составляющих. Прежде всего, это деятельность общественных объединений по профилактике подростковой преступности, которые пытаются достичь те же цели, что и государственные органы, однако иными методами.

Прежде всего, сотрудники общественных объединений ставят перед собой задачу найти общий язык с несовершеннолетним, понять причину его поступков, повлиять на эти причины. Их подход глубоко индивидуален, а их деятельность направлена не на наказание подростка, а на его адаптацию в обществе. Их роль огромна именно в психологической и моральной поддержке подростка. Однако их деятельность зачастую упирается в нормы законодательства, когда сотрудники общественных объединений не вправе осуществить поддержку подростка и применить отдельные воспитательные нормы. Особенно это выделяется при помещении подростка в следственные изоляторы, колонии, иные места изоляции от общества. Кроме того, как уже говорилось, отдельным камнем преткновения является низкая финансовая обеспеченность таких объединений и, вследствие этого, ограниченность их действия. Поэтому основными лицами, осуществляющими профилактику подростковой преступности, должны быть все-таки государственные органы, а общественным объединениям должны передаваться только отдельные функции, которые будут финансироваться хотя бы частично из бюджетов субъектов РФ.

В то же время общественное воздействие может носить и отрицательный характер. В частности, это сформировавшееся общественное отношение к проштрафившимся подросткам, своеобразное социальное клеймо. Поэтому в качестве профилактики преступности несовершеннолетних необходимо с помощью и государственных органов, и общественных объединений, и различных образовательных учреждений формировать следующее общественное мнение: нельзя негативно относиться к подросткам-правонарушителям или оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации на стадии их исправления, необходимо оказывать им посильную помощь, в том числе и психологическую поддержку.

Таким образом, правовые меры, осуществляемые государственными органами, и социальные, предпринимаемые самим обществом, имеют как положительные стороны, так и отрицательные. Поэтому необходимо стимулировать и развивать позитивные мероприятия и осуществлять комплексное противодействие негативным тенденциям.

Отдельно следует отметить предупреждение преступлений и иных противоправных действий несовершеннолетних путем формирования правопослушного поведения.

В последнее время в психологической литературе все большее внимание уделяется генезису, структуре и функциям тех внутренних инстанций или образований, личности, которые связаны с восприятием человеком себя и отношением к себе. "Под влиянием неблагоприятных условий развития и воспитания в семье и в школе у ребенка формируется низкая самооценка.

Если многочисленные попытки повысить самооценку социально приемлемыми способами не приносят желаемых результатов, то он обращается к асоциальным образцам поведения и к контрнормативным ценностям и тогда уровень самооценки повышается" <24>. Данное положение подтвердил своим исследованием Ю.Г. Пилипейченко, который определил, что "состав и содержание внутренних преград совершения действий у правопослушных подростков и несовершеннолетних правонарушителей отличались рядом особенностей, которые в первую очередь были связаны с содержанием их ценностно-нормативной системы" <25>.

<24> Цит. по: Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1987. 10 июля. С. 53.
<25> Цит. по: Пилипейченко Ю.Г. Внутренние преграды как смысловые детерминанты самосознания личности (на материале исследования личности несовершеннолетнего правонарушителя): Дис. ... канд. психол. наук. М., 1984. 201 с.

Поэтому в целях профилактики подростковой преступности одна из актуальных задач воспитания подрастающей личности состоит в том, чтобы не допустить формирования низкой самооценки, а в случае ее снижения обязательно находить средства своевременного ее повышения. Для успешной воспитательной работы в этом направлении необходима организация целостной системы профилактических мер, которые бы формировали правопослушное поведение несовершеннолетних. В систему мер должно входить, в частности: а) тщательное изучение особенностей личности трудновоспитуемых школьников и учет их в индивидуальной работе с ними (о чем уже говорилось выше); б) избежание ошибок, особенно по отношению к трудным школьникам; в) изучение положения трудных подростков в коллективе класса и недопущение изоляции этих школьников; г) вовлечение трудных школьников в общественно полезную работу с обязательным учетом их интересов и склонностей для повышения вероятности положительных результатов; д) систематическое одобрение положительных проявлений трудных школьников и опора в работе с ними на положительные качества; е) использование специальных практических занятий для развития положительной самооценки трудных школьников <26>.

<26> См.: Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1987. 10 июля. С. 53 - 54.

Особой мерой формирования правопослушного поведения могло бы стать приглашение для общения в школу различных известных выдающихся личностей, которыми восхищаются подростки. Данные диалоги бы стимулировали бы принятое в обществе поведение.

В то же время в настоящий период общеобразовательная школа как социальный институт воспитания детей, подростков в настоящее время переживает кризис, который проявляется в разрушении прежней структуры воспитания, особенно идеологического, организационного и кадрового обеспечения. Разнообразие типов общеобразовательных школ, их коммерциализация усилили социальное расслоение, внесли элемент социальной напряженности в среду подрастающего поколения, увеличили социальную конфликтность и усилили стимулы асоциальной, противоправной мотивации поведения детей и подростков <27>.

<27> См.: Беликова С.Б., Качмазова Н.М. Реформа системы предупреждения преступности несовершеннолетних // Бюллетень ВИУ. 2005. N 14.

Кроме того, одним из факторов, влияющих на рост числа подростков с отклоняющимся поведением, является то, что в средних школах смирились с курением, сквернословием, хулиганскими выходками, прогулами учащихся, ставшими чуть ли не нормой поведения школьного коллектива.

Возрождение и развитие на новой основе системы социальной профилактики не должно сводиться только к принятию решений федеральных властей. Основная работа должна вестись на региональном уровне и учитывать региональные особенности, их экономический, кадровый потенциал, социальные, демографические, национальные и иные особенности.

И, прежде всего, необходимо создание инфраструктуры для подготовки специалистов по работе с несовершеннолетними, в рамках которой представляется необходимым развивать такие отрасли педагогической науки, как половая и криминальная педагогика с разработкой в рамках последней специальной методики психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей разного пола.

В целом общекриминологические меры профилактики направлены на устранение криминогенных факторов. Подросток под воздействием неблагоприятных социальных условий склонен к совершению правонарушений, однако по каким-либо причинам реализация отрицательной установки может задерживаться.

Период предпреступного состояния характеризуется изменениями, проявляющимися в виде мелких правонарушений (грубость учителям, драки со сверстниками, вымогательство денежных сумм и т.п.). Он, как правило, проходит вне поля зрения правоохранительных органов вследствие желания отдельных должностных лиц искусственно сократить уровень преступности, ошибочности в оценке степени общественной опасности деяния и т.п. Для этого периода характерно раннее предупреждение преступности, однако меры такого предупреждения в настоящее время находятся в эмбриональном состоянии. Государственная политика не охватывает всей совокупности сфер, необходимых для предупреждения преступности несовершеннолетних.

На стадии, непосредственно предшествующей совершению преступления, лица нередко совершают противоправные проступки, не квалифицируемые как преступные, т.к. антисоциальные тенденции у них являются неустойчивыми, тормозящие факторы действуют крайне слабо либо не действуют вообще. В этот период подростки уже совершают действия, непосредственно примыкающие к преступлению, и в своем большинстве состоят на профилактическом учете. Совершаемые ими деяния отличаются безразличием к общественному мнению. Предпреступное состояние характеризуется сложившимся достаточно стойким антисоциальным стереотипом личности, и действие психологических детерминант настолько велико, что поддается торможению лишь в результате массированного профилактического воздействия.

Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность. Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целях обеспечения гармоничного развития граждан при уважении к их личности и поощрении развития с раннего детства.

При изучении проблем предупреждения преступности несовершеннолетних возникает ряд вопросов, ответы на которые необходимо найти, несмотря на сложность. Какова сегодняшняя молодежь; каковы положительные и отрицательные моменты в ее развитии; каковы мотивы ее действия; почему подростки, не отрицая самого факта сделанного, часто не признают свою вину?

В соответствии с ведомственными нормативными актами органы внутренних дел должны принимать активное участие в общей профилактике преступлений несовершеннолетних. Основной формой такого участия является обеспечение субъектов, ответственных за устранение криминогенных факторов, совокупностью криминологической информации о причинах и условиях групповой преступности несовершеннолетних и внесение предложений о мерах по их устранению. Эти предложения должны быть законными, обоснованными, конкретными, экономически и социально целесообразными. На сегодняшний момент таких предложений практически нет. И причина, прежде всего, заключается в сложившемся стереотипе отношения к правонарушителям (неважно, взрослый он или несовершеннолетний), а законодательство в последнее время наметило тенденцию по направлению к формированию ювенальной юстиции, а сформировавшуюся психологию сотрудников органов внутренних дел изменить одномоментно невозможно.

На данный момент назрела необходимость создания единого для всей страны правового механизма реализации в области профилактики преступности несовершеннолетних. Суть его должна заключаться в формировании государственной политики по всем направлениям профилактики преступности в их взаимосвязи; в четком разграничении полномочий между государственными органами; в законодательно закрепленном взаимодействии государственных органов и общественных объединений, осуществляющих деятельность в области предупреждения подростковой преступности; проведении экономических мероприятий; формировании общественного мнения; формировании системы ювенальной юстиции и пр.

В качестве важной перспективы и пути решения проблемы необходимо использовать социальный контроль: он не проще других методов предупреждения преступности, однако он легче в практическом плане и многозвенно увязан с различными моментами социальной жизни индивида, и, обладая большим запасом мощности и результативности, он как бы берет себе в помощники саму природу человека. Социальные нормы и их содержание составляют конкретные жизненные ценности, правила поведения, общения и взаимодействия между людьми, и здесь существенную роль играет система контроля, охватывающая механизм обеспечения функционирования социально нормативного регулирования поведения и деятельности социальных субъектов, т.е. механизм обеспечения соблюдения социальных норм и воздействия на нарушение этих норм <28>.

<28> См.: Пилиева Д.Э. Система социального контроля и профилактики как важнейшие факторы предупреждения преступности несовершеннолетних // Бюллетень ВИУ. 2005. N 14.

В практическом плане социальный контроль осуществляется с помощью социальных санкций, которые являются атрибутом социальных норм и могут иметь формальный (юридико-правовой) и неформальный (морально-этический) характер. Что касается содержания социоконтролирующих средств воздействия на несовершеннолетнюю делинквентность, то ими могут быть, прежде всего, социально профилактические. Они включили бы в себя комплекс мер экономического, социокультурного, воспитательного, медицинского и др. характера, направленных на нейтрализацию и устранение социальных и личностных детерминант отклоняющегося поведения. Эта группа средств по своему контролирующему воздействию является наиболее эффективной, ибо доходит до самых основ зарождения девиации и делинквентности.

В качестве перспектив развития общекриминологических мер профилактики подростковой преступности необходимо рассматривать также внесение изменений в законодательство о средствах массовой информации. Необходимо обязать СМИ включать в свою продукцию пропаганду здоровой и благополучной семьи, общечеловеческих ценностей, привлекать внимание общественности к решению проблемы трудных подростков, т.к. они смогут оказать значительное влияние на социум и самих несовершеннолетних.

Кроме того, необходимо развитие профилактических мер в сфере корректировки социальной среды и микросреды несовершеннолетнего и их нормативное закрепление. В частности, таковыми мерами могут быть школьное шефство, организация досуга подростка, как радикальное средство - перемещение несовершеннолетнего в другую местность.

Система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних строится на проведении мероприятий социального значения, предполагающих обеспечение необходимого уровня жизни. Эта система не только основана на государственной политике, но и пользуется существенной поддержкой общества. Актуальной проблемой в стране является необходимость совершенствования нормативной базы, кадровое обеспечение инспекций по делам несовершеннолетних, криминологическая, юридическая и психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел, работающих с подростками, склонными к совершению преступлений.

В связи с вышеизложенным профилактические общекриминологические мероприятия должны строиться и развиваться в соответствии со следующими направлениями:

В связи с вышеизложенным представляется необходимым сделать следующие выводы:

  1. Общекриминологическими мерами предупреждения корыстных преступлений несовершеннолетних являются: государственная политика в области профилактики преступности несовершеннолетних; раннее предупреждение подростковой корыстной преступности; правовые и социальные мероприятия профилактического характера; предупреждение преступлений и противоправных действий несовершеннолетних путем формирования правопослушного поведения.
  2. Преодоление тенденции роста преступности среди несовершеннолетних в российском обществе возможно только в случае воссоздания на региональном уровне системы социального контроля за состоянием подростков и детей. Данная система должна включать государственные и общественные структуры, деятельность которых призвана компенсировать дефектность современной социализации. Формирование подобных структур возможно только с учетом реального положения дел в конкретном регионе. Попытка дать практические рекомендации, игнорируя региональные особенности и специфику, приведет к формулированию наиболее общих, декларативных программ.
  3. Необходимо конкретизировать Концепцию национальной безопасности России от 17.12.1997 N 1300, определив в ней, кто какие задачи решает и пути их решения в целях избежания декларативности.
  4. Эффективность предупреждения преступлений несовершеннолетних может быть достигнута только на основе комплексного подхода, объединения усилий субъектов профилактики на всех уровнях управления, постоянного сочетания мер общего и индивидуального предупреждения. Необходимо полноценно сформировать инфраструктуру профилактического пространства.
  5. Без дальнейшего внедрения правового воспитания и образования, без радикальной реформы всей системы предупреждения преступности несовершеннолетних невозможно добиться позитивных сдвигов в решении этой актуальнейшей для реформирующегося общества проблемы.
  6. Процесс исправления и социальной реабилитации может иметь положительные результаты при умелом проведении комплексных мер социально психологического, организационного, правового и воспитательного характера. Конкретные формы и методы социального контроля должны применяться дифференцированно, с учетом социально-демографических, социально-психологических и иных особенностей корректируемого лица, степени деформации личности и ее поведения, социальных и личностных факторов, обусловивших формирование отрицательных качеств личности, а также социальных условий жизни и причин отклоняющегося поведения. Следует расширить применение к несовершеннолетним правонарушителям мер социальной реабилитации и коррекции, максимально сокращая меры уголовного наказания.
  7. Необходимо открытие новых специальных лечебно-профилактических учебных заведений для несовершеннолетних правонарушителей, а также открытие специальных училищ и специальных школ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.
  8. Профилактическую работу с трудными подростками до совершения ими правонарушений, прежде всего, должны проводить педагоги и школьные психологи, а также общественные объединения. Для этого они могут привлекать инспекторов по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства и др., но на добровольной основе. Это разграничение функций позволит устранить ряд условий, детерминирующих противоправное поведение несовершеннолетних, а также устранит межведомственную раздробленность, несогласованность и конкуренцию между органами государственной власти.
  9. Необходимо обязать воспитателей детских садов и учителей начальных классов сообщать информацию об асоциальном поведении несовершеннолетнего в органы опеки и попечительства и проводить разъяснительную работу с родителями ребенка.
  10. Необходимо в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ от 22.07.1993 N 5487-1, внести следующие изменения: принудительное лечение несовершеннолетних от заболеваний алкоголизмом и наркоманией допускается с согласия органов опеки и попечительства. Кроме того, в целях противодействия распространению алкоголизма и наркомании как предпосылкам подростковой преступности необходимо осуществлять жесткий контроль органами внутренних дел и комиссиями по делам несовершеннолетних за заболевшими несовершеннолетними путем установления их распорядка дня и ежедневным контролем этого распорядка инспекторами с возможным применением санкций к подростку: задержание; помещение в стационар и др. Действенной мерой при возможности также является перемещение подростка в другой регион, город, местность.
  11. Требуется срочная и серьезная работа по комплектованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и формированию их профессионального ядра (кадровая проблема и проблема профессиональной подготовки). Требуется также разработать и ввести в действие новое положение о комиссиях по делам несовершеннолетних с учетом жизненных реалий.
  12. Необходимо осуществить ряд экономических введений: разработать механизм применения условий льготного налогообложения для предприятий, учреждений и хозяйств, независимо от форм собственности осуществляющих трудоустройство несовершеннолетних и создающих для них дополнительные рабочие места, занимающиеся подростковым досугом; предоставлять налоговые льготы предприятиям и организациям различных форм собственности и физическим лицам, инвестирующим строительство жилья для многодетных семей, для сдачи внаем и аренду на срок 15 - 20 лет с последующим правом выкупа; установить льготное налогообложение для общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере профилактики подростковой преступности. Необходимо направлять максимальные средства на поддержку семьи.
  13. Суть государственной политики в области предупреждения подростковой преступности заключается в деятельности государственных и негосударственных органов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения преступности несовершеннолетних. Ее целью является защита общества в целом, человека в частности и государства от преступных посягательств.
  14. Государственная политика по профилактике подростковой преступности на данный момент направлена на уже выявленных несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, и несовершеннолетних преступников. Однако актуальным вопросом является направление таковой политики на активное выявление трудных подростков для применения к ним профилактических мер. Поэтому в компетенцию всех государственных органов, так или иначе осуществляющих деятельность по профилактике преступности несовершеннолетних, необходимо включить обязанность по выявлению и постановке на учет таких подростков.
  15. Необходимо создание единого правового механизма реализации в области профилактики преступности несовершеннолетних: формирование государственной политики по всем направлениям профилактики; четкое разграничение полномочий между государственными органами с учетом нынешних пробелов в практике; законодательное закрепление взаимодействия государственных органов и общественных объединений, осуществляющих деятельность в области предупреждения подростковой преступности; формирование положительного общественного мнения по отношению к исправляющимся подросткам; формирование системы ювенальной юстиции (с учетом мнений не только юристов, но и социальных и медицинских работников, педагогов и психологов); организация взаимодействия учреждений образовательной системы, социальной защиты и органов внутренних дел. Необходимо создать комплексную программу профилактики подростковой преступности, которая устранит недостатки существующей.
  16. Необходимо разработать методические рекомендации для родителей и педагогов по раннему выявлению несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества, алкоголь; специальные видеоспецкурсы по проблемам профилактики подростковой преступности для педагогов и работников правоохранительных органов; строгий алгоритм действий при выявлении неблагоприятных тенденций в конкретном подростке. Он может выглядеть следующим образом: 1) сопровождение учителем подростка к психологу, выявление проблемы; 2) уведомление школьной администрацией социальных органов; 3) постановка на контроль подростка в органах социальной защиты в качестве находящегося в социально опасном положении и осуществление в отношении его и его семьи материальной, медицинской и психологической помощи; 4) надзор за его поведением со стороны указанных органов, а также со стороны органов внутренних дел (милиция, участковый); 5) помощь в трудоустройстве; 6) организация досуга; 7) индивидуальная помощь в учебном заведении от педагогов.