Мудрый Юрист

Создание инновационных предприятий при образовательном учреждении *

<*> Научная статья подготовлена в рамках выполнения НИР Финансового университета при Правительстве РФ по государственному заданию на 2013 год (утверждено заместителем Председателя Правительства РФ 9 февраля 2013 г. N 574п-П17) по теме: "Развитие высшего юридического образования в России в свете нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Грудцына Л.Ю., доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, профессор кафедры "Гражданское право" Финансового университета при Правительстве РФ, почетный адвокат России.

Статья посвящена вопросу законодательного регулирования создания инновационных предприятий при образовательном учреждении. В инновационной сфере малые предприятия имеют значительные преимущества и способны активно развивать инновационную экономику страны, поэтому поддержка малых инновационных предприятий является приоритетным направлением государственной политики. Эта политика носит стратегический характер и нацелена на осуществление технологического прорыва по перспективным направлениям научно-технической деятельности.

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, законодательное регулирование, образовательное учреждение, инновационные предприятия, нанотехнологии.

Creation of the innovative enterprises at educational institution

L.Yu. Grudtsyna

Grudtsyna L.Yu., doctor of jurisprudence, associate professor, professor of Civil law chair Financial University under the Government of the Russian Federation, corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences, Honourable lawyer of Russia.

Article is devoted to a question of legislative regulation of creation of the innovative enterprises at educational institution. In the innovative sphere small enterprises have considerable advantages and are capable to develop actively innovative national economy therefore support of the small innovative enterprises is the priority direction of a state policy. This policy has strategic character and is aimed at implementation of technological break in the perspective directions of scientific and technical activity.

Key words: normative legal acts, legislative regulation, educational institution, innovative enterprises, nanotechnologies.

В инновационной сфере малые предприятия имеют значительные преимущества и способны активно развивать инновационную экономику страны, поэтому поддержка малых инновационных предприятий (далее - МИП) является приоритетным направлением государственной политики. Эта политика носит стратегический характер и нацелена на осуществление технологического прорыва по перспективным направлениям научно-технической деятельности.

Основная цель - обеспечение реального внедрения в производство создаваемых за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования, а также правовое обеспечение установленных Гражданским кодексом РФ возможностей для учреждений науки и образования быть участником и учредителем хозяйственных обществ, занимающихся практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям.

Законом вносятся изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:

В соответствии с Законом бюджетные научные учреждения, научные учреждения государственных академий наук, бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования, образовательные учреждения высшего профессионального образования государственных академий наук (далее - научные и образовательные учреждения) наделяются правом создавать хозяйственные общества без согласия собственника имущества. Однако распоряжение долями (акциями) в уставных капиталах таких хозяйственных обществ может осуществляться только с предварительного согласия соответствующих собственников.

Законом установлена обязанность научных и образовательных учреждений при создании такого общества уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (Минобрнауки России). Уведомление о факте создания общества должно быть направлено в течение семи дней с момента его государственной регистрации. В указанный государственный орган должны быть направлены сведения о внесении вновь созданного общества в Единый государственный реестр юридических лиц.

Несмотря на приоритет интересов государства, при подготовке студентов высших учебных заведений в качестве специалистов второстепенной целью было воспитание гармоничной личности, в которое включались воспитание эстетических вкусов, укрепление здоровья населения. Особенно выделяется требование к научно-исследовательской работе студентов. Однако целью этой работы является не индивидуальная работа, а способствование совершенствованию научно-технического прогресса государства. Поэтому возникает вопрос о мотивации работы студентов и научных кадров, когда законодатель считает государство владельцем интеллектуального труда его граждан взамен на предоставление образовательных услуг.

После падения СССР и образования Российской Федерации стране стал необходим новый закон, который был бы очищен от идеологических клише и заставил по-новому смотреть на образовательный процесс в государстве, где высшей ценностью признавались права и свободы личности.

Итогом законотворческой работы стал Закон РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании", который ученые условно называют основополагающим в образовательном законодательстве, так как планировалось по его нормам разработать законы для каждого образовательного уровня (о высшем образовании, среднем профессиональном образовании, об общем образовании, о дополнительном образовании и т.д.) <1>. 22 августа 1996 г., дополнив Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г., вступил в законную силу Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

<1> Савелов О.П. Некоторые новшества законодательства Российской Федерации в области образования // Юридическое образование и наука. 2003. N 1. С. 19.

Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. N 1089 утверждены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Установлено, что государственный стандарт общего образования - это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению) <2>.

<2> Шлыкова Е.В. Правовое обеспечение и основные аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в России и зарубежных государствах // Законодательство и экономика. 2011. N 1. С. 34 - 37.

В итоге к 2004 г. в рамках базиса принятых законов была сформирована система образования, основу которой составляли нормы и принципы, заложенные в советской системе. Однако в ней не получили реализации принципы воспитания гармоничной личности, которые были основой советского образования. Например, в ст. 24 Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" целями высшего профессионального образования выделяются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Отсутствует понимание выделения потребностей граждан и общества в подготовке и переподготовке специалистов. Отсюда можно констатировать невозможность выделения необходимого уровня тех знаний, которые даются в высшем послевузовском образовании. Взамен целей и требований к образовательному процессу, которые исходили в советском обществе из идеологических причин, законодатель попытался заполнить данный пробел выделением понятия "государственный стандарт общего образования". Однако данное понятие охватывает лишь объем учебных программ, которые преподаются студенту, тогда как ученые выделяют в качестве целей образования воспитание гармоничной личности <3>.

<3> Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч. I. Самара: Живое знание, 1998.

Закон "Об образовании" пытается расширить полномочия образовательных учреждений, исходя из потребностей рыночной экономики. Имеет место реализация советского подхода к образованию, когда экономические потребности государства реализуются в сфере образования. Например, ст. 47 Закона регламентирует предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, к которой отнесены:

В случае если предпринимательская деятельность идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, учредитель вправе самостоятельно приостановить таковую до решения суда по этому вопросу.

Если в Советском Союзе научная деятельность предполагала целью обслуживание интересов Советского государства и советской экономики, то российская экономика, возвестившая инновационный путь, использует образование по той же модели, что и советская, исходя из того, что университет может привлекать инвестиции, самостоятельно использовать имеющийся научный и хозяйственный потенциал, пытаясь тем самым дополнительно материально стимулировать профессорско-преподавательский состав и иных работников в создании инвестиционного продукта и в получении прибыли. Однако данный механизм реализуется в предпринимательской деятельности образовательных учреждений без детальной регламентации, целей и стимулирования научной деятельности.

Все это требует от законодателя упорной работы над совершенствованием нормативной базы. С момента принятия Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" данная работа проводилась постоянно. Наиболее значимым шагом в этом направлении стал Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Проект данного Закона был внесен на рассмотрение в Государственную Думу 11 ноября 2000 г., а окончательно принят только 25 июня 2002 г. Текст данного Закона опубликован 28 июня 2002 г. в "Российской газете", а 1 июля 2002 г. в Собрании законодательства РФ.

Можно сказать, что 2002 г. стал этапным в правовом регулировании образования в Российской Федерации. До принятия Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ Закон РФ "Об образовании" не имел качественных привязок к экономике и политике государства. Отсутствовала оценка опыта правового регулирования образовательной деятельности в условиях демократического государства и рыночной экономики.

Впервые было закреплено регулирование множества существенных вопросов образования, которые регулировались лишь некоторыми отраслевыми нормативно-правовыми актами. Анализируя нововведения Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ, которые корректируют и дополняют целый ряд положений Закона РФ "Об образовании", остановимся на некоторых из них.

Были существенно улучшены и расширены нормы, касающиеся понятия образовательного стандарта, тем самым предоставлена возможность для принятия в будущем Закона "О государственном стандарте общего образования", который должен стать первым федеральным законом, который урегулирует переход к нормативному бюджетному финансированию общего образования.

В новой редакции п. 4 и 5 ст. 7 Закона РФ "Об образовании" определено, что Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые на основании п. 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:

  1. структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения теперь регулируются федеральным законом. Пункт 5 ст. 7 Закона РФ "Об образовании" позволяет оперативно вносить нужные изменения в образовательный стандарт путем издания отраслевых нормативно-правовых актов, тогда как в прежней редакции государственный образовательный стандарт устанавливался только Законом РФ "Об образовании".

Государственный образовательный стандарт в соответствии со ст. 7 Закона гласит, что в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Из указанной статьи следует, что в России предусмотрены два типа образовательных стандартов - государственные образовательные стандарты и образовательные стандарты тех вузов, которые специально определены: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет (далее - образовательные стандарты вузов). Соответственно, требования к этим двум типам стандартов должны различаться, иначе теряется смысл составления перечня отдельных вузов и наделения их правом самостоятельно устанавливать образовательные стандарты <4>.

<4> Малешин Д.Я. Об образовательных стандартах Московского университета // Юридическое образование и наука. 2009. N 2. С. 38.

Необходимо отметить, что в понятие образовательного стандарта был введен компонент образовательного учреждения, которое устанавливается федеральным законом.

Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. N 1089 в дополнение к Закону РФ "Об образовании" утверждены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, о чем было сказано выше.

Кроме того, п. 2 ст. 19 Закона РФ "Об образовании" гласит, что дети допускаются к обучению в общеобразовательных учреждениях по достижении ими возраста 6 лет 6 месяцев, но не позже 8 лет. Одновременно законодательно установлено, что нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом. В предыдущей редакции Закона РФ "Об образовании" возраст, с которого допускался прием граждан в общеобразовательные учреждения, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определялись уставом образовательного учреждения, что негативно сказывалось на организации образовательного процесса.

Указанные новшества принимались для сохранения единства образовательного пространства и упорядочения возраста поступления детей в общеобразовательные учреждения. Но в то же время, как отмечает О.П. Савелов, непонятна судьба детей, которые не успели попасть в школу до восьмилетнего возраста по уважительным причинам, например их родители жили в отдаленных северных районах или не отдавали ребенка в школу по религиозным соображениям; вследствие длительного заболевания с последующим выздоровлением; из статьи Закона следует, что этого ребенка в школу никогда нельзя будет отдать.

Аналогичная ситуация складывается с пунктом данной статьи, где указывается, что по заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешать прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. На наш взгляд, это может создать благоприятные условия для проявления коррупционной преступности, поскольку здесь учредитель единолично принимает решение, можно ли зачислять в школу детей до исполнения ими 6 лет и 6 месяцев или нет.

Отдельно необходимо отметить реализацию права на образование, получаемое на платной основе. Данный институт, введенный в России впервые после революции 1917 г., также был урегулирован Законом РФ "Об образовании". В ст. 41 Закона была снята 25-процентная квота ограничения на прием на платной основе в высшие учебные заведения по специальностям юриспруденции, экономики, менеджмента и государственного управления. Однако, как показывает практический опыт последних 10 лет, отмена данной нормы привела к большей коммерциализации образования. Планировалось обеспечить отменой данной квоты дополнительное привлечение внебюджетных средств в ведущие высшие учебные заведения, которые имели платежеспособный спрос на обучение по этим ключевым специальностям. Увеличение квоты на 50% обучающихся по каждому направлению подготовки (специальности) ожидаемого результата не принесло, а отчасти снизило доступность права на получение бесплатного высшего образования.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П указывается, что Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах определяют доступность образования как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает экономическую доступность <5>. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ всем гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а на конкурсной основе также высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

<5> Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы // СЗ РФ. 2006. N 22. Ст. 2375.

До 2008 г. 50% студентов получали высшее профессиональное образование в России по договорам возмездного оказания услуг на платной основе. В условиях финансового кризиса факты несвоевременного внесения платы за обучение и нарушения графика погашения образовательных кредитов стали, к сожалению, повсеместной реальностью. Негативные тенденции сохраняются, несмотря на поручения Президента РФ Д.А. Медведева о поддержке студенчества, данные им органам управления образованием, руководителям образовательных учреждений в 2009 - 2010 гг. <6>.

<6> Владыкина Т.А. Реализация гражданином Российской Федерации права на образование: вопросы теории, законотворчества и правоприменения // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 9. С. 43.

Доступность образования в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П предполагает и физическую доступность, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям. Правительство РФ Постановлением от 14 февраля 2008 г. утвердило Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), запрещающее любую образовательную деятельность в представительствах вузов. По мнению многих ученых, подобный подход повысил уровень доступности высшего образования для студентов-заочников, существенно сократив их расходы на получение образовательных услуг.

В статье 53 Закона РФ "Об образовании" усилены требования к отбору педагогических кадров для образовательных учреждений. С 2002 г. не могут быть допущены к педагогической деятельности и не допускаются в образовательные учреждения лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ и Уголовным кодексом РСФСР. Перечень медицинских противопоказаний в соответствии с законом устанавливается Правительством РФ. Ранее перечни медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливались Законом РФ "Об образовании" в предыдущей редакции, что вызывало определенные сложности при формировании ограничений по допуску педагогических кадров к работе в образовательные учреждения.

Конституция РФ закрепляет право на качественных педагогов, в частности право на образование в целом, как это сделано в США, Германии, во Франции, гарантирует обучающемуся реализацию и защиту этих прав <7>. При этом право на образование входит в международные стандарты прав человека и находит свое отражение в п. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 2 Протокола N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Хартии Европейского союза об основных правах <8>.

<7> Якушева С. Конституционное закрепление права на образование в зарубежных странах. М., 2004. С. 24.
<8> Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: ИНФРА-М-Норма, 1997. С. 523, 610, 611.

Исходя из небольшого анализа норм действующего Закона "Об образовании", можем сделать вывод об отсутствии привязки образовательного процесса к сложившимся в государстве условиям, потребностям общества, бизнеса, государства в качественных кадрах. Не говоря уже о воспитании гармоничных личностей, на что был сделан особый акцент в советском законодательстве об образовании. Отдельные шаги к сращиванию интересов бизнеса и учебных заведений путем передачи функций коммерческих предприятий вузам (ст. 43 Закона) и расширения квоты на прием платных абитуриентов приводят к снижению качества подготовки студентов, падению общего уровня образования. Особенно хочется коснуться отсутствия выделения законодателем принципов, которые должны быть заложены в государственные стандарты образования. В итоге можно сделать вывод, что за прошедшие 19 лет назрела необходимость принятия нового федерального закона, регулирующего образование, с учетом опыта правового регулирования в условиях рыночной экономики и демократических реформ 90-х годов. Для качественной модернизации сферы образования необходим закон, который не только урегулировал бы образовательную деятельность, учитывая современные российские реалии, но и дал бы законодательную трактовку таких понятий, как "академические права и свободы" и "качество образования". 1 декабря 2010 г. было проведено беспрецедентное общественное обсуждение законопроекта "Об образовании в Российской Федерации".

Предложения, пожелания и комментарии предлагаемого для обсуждения проекта федерального закона пользователи размещали на сайте zakonoproekt2010.ru.

Общественное обсуждение законопроекта проводилось с сентября 2010 г. Были проведены парламентские слушания в Совете Федерации и Государственной Думе. Слушания проходили также в Общественной палате РФ. Российским союзом ректоров была организована научно-практическая конференция "Современные подходы к формированию законодательных основ образования".

После проведения общественного обсуждения с учетом мнения пользователей Интернета в текст проекта Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" было внесено более 1000 поправок и замечаний по итогам слушаний в Совете Федерации и Государственной Думе. Были исключены дублирующие друг друга, а также излишне детализированные правовые нормы, что позволило сократить текст законопроекта почти в два раза.

Законопроект сохранил базовые принципы и нормы, закрепленные Законом РФ "Об образовании".

Новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" призван обеспечить стабильность и преемственность нормативной правовой базы в области образования, а также позволить эффективно совершенствовать и развивать образовательное законодательство с учетом потребностей общества и экономического развития страны.

Исходя из анализа данного законопроекта, стоит выделить возврат к советским ценностным и целевым характеристикам образования, а также о его месте и целях в жизни человека и общества. Например, в ст. 107 законопроекта среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни среднего профессионального образования:

  1. подготовка квалифицированных рабочих;
  2. подготовка специалистов среднего звена.

Следовательно, если раньше имело место образование, в котором отношения студента и образовательного учреждения, по сути, носили характер оказания услуг, то мы опять возвращаемся к отношениям, которые регулировались Законом РСФСР от 2 августа 1974 г. "О народном образовании", где образовательное учреждение готовило не просто специалиста, а гармонично развитую личность. Однако абз. 2 п. 1 ст. 107 законопроекта идет вразрез со ст. 19 Конституции РФ, где имеет место нарушение равенства граждан, так как термин "рабочий" не говорит о профессиональной подготовленности и уровне образования человека, а скорее дает характеристику его трудовой деятельности, отделяя его тем самым от общества. При этом встает важный вопрос о выделении уровней профессионального образования, которые в законопроекте выделены крайне узко.

Ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что законопроект похож на справочник, пересказывающий нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства, "а слишком большое количество декларативных норм может закон "провалить".

В законопроекте имеется много неточностей с точки зрения языка, которым он изложен, есть ошибки в терминах и понятиях. Например, "в проекте не проработаны положения об уровнях управления образованием, проект не отвечает принципам федерализма", - считает вице-президент Торгово-промышленной палаты Владимир Исаков <9>.

<9> Какие поправки будут учтены в проекте нового Закона "Об образовании" // Российская газ. Федеральный вып. N 5349(270). 2012. С. 37.

Главные претензии вызывают понятия и сущности образования, при формулировании которых законодатель пытался одновременно учесть советский опыт и потребности современной рыночной экономики, исходя из действующих реалий. В проекте отмечено, что образование состоит из "бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов и научно-педагогических кадров". В систему образования включены колледжи, институты и университеты. Колледж обеспечивает программы бакалавриата, институт - бакалавриата и специалитета, а университет - бакалавриата, специалитета, магистратуру и готовит научные кадры.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что законопроект пока не готов и требует существенных доработок. Поэтому с множеством поправок действует Закон РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании", основополагающий в образовательном законодательстве.

Отдельно стоит отметить распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", которое стало программным документом для дальнейших законодательных инициатив в реформировании образовательной сферы.

В данном нормативно-правовом акте отмечается возврат к советским принципам образования, его социальному и государственному значению в жизни общества. По сути, п. 1.2 Концепции вольно цитирует принципы, заложенные в преамбуле Закона РСФСР от 2 августа 1974 г.: "Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".

Понимание образования как воспитания было выделено в качестве первостепенного приоритета в образовании и должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Однако, оценивая прошедшие годы с момента принятия Концепции, стоит признать, что ее принципы так и не были реализованы.

Рассматривая законотворческую деятельность в области образования за прошедшие 20 лет с точки зрения ее организации и качества, следует признать, что эта работа не имеет выверенного системного характера. В 90-е годы законодательство в области образования формировалось без утвержденной государственной стратегии развития последнего, учета реалий правоприменения и общественного мнения. Как отмечает О.П. Савелов, законы разрабатывались под давлением ситуации, что предопределило хаотичный принцип развития образовательного права и непредсказуемость развития ситуации в системе образования России. Совершенствование законодательства в области образования должно протекать в едином русле государственной стратегии по формированию законодательной базы образования. Большинство законодателей и специалистов, осуществляющих практическую деятельность по развитию образовательного законодательства, признают необходимость наличия у государства стратегии формирования законодательной базы образования.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в сфере реализации поддержки НИС:

Структурным подразделением Минобрнауки России, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, государственного учета результатов научно-технической деятельности, подготовки научных и научно-педагогических кадров, является Департамент государственной научно-технической и инновационной политики.

В установленной сфере деятельности Департамент:

В 2010 г. в целях обеспечения организации предоставления субсидий и проведения конкурса на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства был создан Координационный совет по государственной поддержке развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства.

Принципы государственной поддержки инновационной деятельности условно можно разделить на три группы:

а) долгосрочные социально-экономические:

б) среднесрочные в сфере государственно-частного партнерства:

в) к третьей группе следует относить информационно-коммуникативные (обеспечительные) публичные функции, в частности публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Как известно, модернизация российской экономики является генеральной политической стратегией страны на ближайшие десятилетия. В настоящее время курс на модернизацию пока лишь декларирован, практические шаги в этом направлении носят скорее пробный, чем систематический характер.

Ядром модернизации экономики признаны отказ от преимущественно сырьевой направленности и формирование современной инновационной экономики. Последнее является общей тенденцией развития всех ведущих экономик мира, да и в целом глобальной тенденцией мирового экономического роста. Россия в этом отношении существенно отстает от развитых и даже наиболее динамичных развивающихся стран, хотя по объему промышленного производства входит в десятку лидеров.

Именно поэтому реализация декларируемых в настоящей статье принципов государственной поддержки инновационной деятельности принципиально важна: от того, насколько четко заработают правовые механизмы реализации комментируемых принципов, во многом зависят дальнейшее развитие инноваций и инновационного направления российской экономики, прогресс и экономический рывок России.

15 февраля 2006 г. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике была утверждена Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. (протокол N 1) [Стратегия разрабатывалась на основе протокола заседания Правительства РФ от 8 июля 2004 г. N 24, поручений Председателя Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 г. N МФ-П13-40пр, выписки из протокола заседания Правительства РФ от 15 декабря 2005 г. ПП-48-1. Стратегия подготовлена с учетом и в развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента РФ от 30 марта 2002 г. N Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. письмом Правительства РФ от 5 августа 2005 г. N 2473п-П7)].

Стратегия исходит из общепризнанного глобального посыла о том, что характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.

Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все большую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация производства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий.

Что касается России, то ее место в мировых инновационных процессах <10> оценивается в Стратегии как неадекватное интеллектуальному и образовательному потенциалу страны. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов.

<10> Основные определения в инновационной сфере приведены в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Председателем Правительства РФ М. Фрадковым 5 августа 2005 г. N 2473п-П7).

В целом Стратегия придерживается ориентиров, которые изложены в ранее рассмотренных Основных направлениях и конкретизирует их в двух возможных сценариях решения поставленной проблемы.

Первый, инерционный сценарий основан на предположении о возможности увеличения притока ресурсов в сектор исследований и разработок и экстенсивном развитии существующих позитивных тенденций. Здесь сохраняются две независимые тенденции:

В рамках активного сценария предлагается опережающее развитие среды "генерации знаний", обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на ограниченном числе приоритетных направлений, создание эффективной инновационной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития в ограниченном числе секторов.

Естественно, в этом объемном документе правительственные ориентиры представлены более подробно и развернуто. Намечена совокупность необходимых для реализации Стратегии государственных целевых программ и схема взаимодействия органов исполнительной власти по ее реализации. Не останавливаясь на этом подробно в силу специфики целей и задач настоящего исследования, подчеркнем, что в принципиальном отношении ничего нового в сравнении с Основными направлениями здесь не усматривается. Этот документ ценен именно тем, что в нем намечены пути реализации утвержденной государственной политики в области перевода экономики на инновационный путь развития. Однако с позиций сегодняшнего дня ни эта политика, ни ее механизмы, определенные в Стратегии, в ощутимой мере не реализованы.

Все концептуальные наработки, которые были осуществлены в области определения политики и механизмов ее реализации в области инноваций и НИС, в стратегическом плане обобщены и представлены в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее Стратегия - 2020) (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (с изм. от 8 августа 2009 г.)) <11>.

<11> Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента РФ по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.

Констатировав успехи, достигнутые в первой половине первого десятилетия 2000-х годов, Концепция поставила амбициозную цель удвоения ВВП России к 2020 г. Стратегической целью, сформулированной в Концепции-2020, является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

Стратегия-2020 признает социальные инновации и развитие творческого потенциала человека в качестве составных частей инновационной экономики. Однако это касается только тех их элементов, которые сами являются инновационными. Подчеркнуто, что под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения). Таким образом, технологическое толкование НИС лишь уточняется, но в целом остается неизменным.

Такой вывод не однозначен. В документе соотношение инновационной экономики и социальной сферы трактуется по-разному. Так, в разд. 4 "Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития" подчеркнуто, что экономический рост связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности. Тем не менее в том, что касается собственно НИС, технологичный подход неизменен. В том же разделе заявлено формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и др.

Инновационная экономика к 2020 г. по своему вкладу в валовой внутренний продукт должна сравняться с нефтегазовым сектором. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 - 50% (2007 г. - 8,5%), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25 - 35% (2007 г. - 5,5%).

Особое место отведено вопросам взаимодействия государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития. Декларировано, что инновационный тип экономического развития требует создания наиболее благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Соответственно, государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

Аргументируем данное суждение на основе анализа нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность и статус отдельных элементов анализируемой системы и практически не определяют основы их взаимодействия между собой.

  1. Указ Президента РФ от 30 мая 2009 г. N 609 "О государственной поддержке проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации". Согласно этому документу в целях разработки и внедрения инновационных образовательных программ в образовательных учреждениях системы Министерства внутренних дел РФ были учреждены на 2009 - 2011 гг. 10 ежегодно выделяемых грантов для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы МВД России.
  2. В Постановлении Правительства РФ от 17 октября 2006 г. N 613 (в ред. от 27 января 2009 г.) "О Федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" выделен специальный блок - "инфраструктура инновационной системы". В рамках мероприятий, направленных на развитие информационной инфраструктуры хранения и передачи новых знаний, предусматривается:
  1. В распоряжении Правительства РФ от 5 июля 2010 г. N 1120-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года" отмечается, что решение основных задач Стратегии требует совершенствования системы разработки, апробирования и внедрения в производство инновационных решений, их научного обеспечения и сопровождения. В документе утверждается, что ближайшие годы будут периодом усиления глобальной конкуренции, прежде всего в сфере внедрения технических и технологических изменений и совершенствования человеческого капитала. Отмечается также, что перед экономикой Сибири в вопросах развития инновационной системы стоят следующие вопросы: "новая волна технологических изменений в мире", которая может усилить разрыв в технологическом и техническом уровне между отечественными производителями и зарубежными конкурентами; рост конкуренции за высококвалифицированные кадры и высокая мобильность трудовых ресурсов, которые способствуют оттоку высококвалифицированных и образованных кадров из Сибири.

Основой развития инновационной сферы Сибири в 2010 - 2020 гг. будет система научных центров и академгородков, наукоградов Кольцово и Бийск, вузовских и отраслевых научных и научно-исследовательских институтов. На них будут возложены помимо проведения фундаментальных исследований разработка и реализация пилотных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовка высококвалифицированных кадров; генерация малых предприятий в сфере высокотехнологического наукоемкого бизнеса, организация научно-внедренческих центров, технопарков и бизнес-инкубаторов.

  1. В распоряжении Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года" сказано, что стратегической целью данной составляющей государственной энергетической политики является создание устойчивой национальной инновационной системы в сфере энергетики для обеспечения российского топливно-энергетического комплекса высокоэффективными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями в объемах, необходимых для поддержания энергетической безопасности страны.

Библиографический список:

  1. Владыкина Т.А. Реализация гражданином Российской Федерации права на образование: вопросы теории, законотворчества и правоприменения // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 9. С. 43.
  2. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч. I. Самара: Живое знание, 1998.
  3. Какие поправки будут учтены в проекте нового Закона "Об образовании" // Российская газ. Федеральный вып. N 5349(270). 2012. С. 37.
  4. Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: ИНФРА-М-Норма, 1997. С. 523, 610, 611.
  5. Малешин Д.Я. Об образовательных стандартах Московского университета // Юридическое образование и наука. 2009. N 2. С. 38.
  6. Савелов О.П. Некоторые новшества законодательства Российской Федерации в области образования // Юридическое образование и наука. 2003. N 1. С. 19.
  7. Шлыкова Е.В. Правовое обеспечение и основные аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в России и зарубежных государствах // Законодательство и экономика. 2011. N 1. С. 34 - 37.
  8. Якушева С. Конституционное закрепление права на образование в зарубежных странах. М., 2004. С. 24.