Мудрый Юрист

Правовое значение первых нормативных правовых актов снк коми асср *

<*> Plotskaya O.A. Legal significance of the first normative legal acts of the Council of People's Commissaries of the Komi Autonomous Socialist Soviet Republic.

Плоцкая Ольга Андреевна, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВПО "Сыктывкарский государственный университет", кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены особенности первых нормативных правовых актов в СНК Коми АССР. Особое внимание уделено выявлению правовых ошибок и несоответствий, допускавшихся законодателем Коми. Определены иерархические принципы построения советской системы источников права в конце 30-х гг. прошлого века.

Ключевые слова: Коми АССР, нормативные правовые акты, СНК Коми АССР, источники права, иерархия.

The article considers the peculiarities of the first normative legal acts in the CPC of the Komi ASSR. The special attention is drawn to detection of legal mistakes and discrepancies committed by the legislator. The author determines hierarchical principles of building of the Soviet system of sources of law at the end of the thirties of the XX century.

Key words: Komi ASSR, normative legal acts, CPC of the Komi ASSR, sources of law, hierarchy.

Первые нормативные правовые акты Совета Народных Комиссаров Коми АССР конца 30-х гг. XX в. в целостном аспекте никогда ранее не изучались. Отдельные нормативные правовые акты иных органов власти были предметом изучения ученых.

Неоценимый вклад в развитие основ конституционализма, закрепленных в Конституциях Республики Коми, в том числе в Конституции Коми АССР 1937 г., внес Ю.В. Гаврюсов <1>.

<1> Гаврюсов Ю.В. Конституция Республики Коми: современное состояние и пути совершенствования // Вестник Государственного Совета Республики Коми. 2008. N 3; Гаврюсов Ю.В. Конституция Республики Коми: тенденции изменения и проблемы совершенствования // Конституционное право Российской Федерации: Сборник статей. Сыктывкар, 2004; Гаврюсов Ю.В. Проблемы становления конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации. Сыктывкар, 2005.

Основные вопросы, касающиеся изучения конституционного строительства в Коми АССР, получили освещение в трудах таких исследователей Республики Коми, как Т.В. Никулина <2>, В.В. Попова <3>.

<2> Никулина Т.В. Юридические свойства Конституции Республики Коми // Вестник КРАГСиУ. Государство и право. 2005 - 2006. N 8 - 9.
<3> Попова В.В. Структура и содержание Конституции Республики Коми // Вестник КРАГСиУ. Государство и право. 2007. N 10.

Вопросам законодательной деятельности и законотворческому процессу органов государственной власти в Республике Коми, а соответственно и актам, издаваемым законотворческими органами РК, уделялось внимание в работах Л.В. Четвериковой <4>.

<4> Четверикова Л.В. Государственная власть в Республике Коми (1937 - 2005): система и структура, правовой статус, вопросы взаимодействия (конституционно-правовой аспект) // Вестник Сыктывкарского университета. Вып. 3. Сыктывкар, 2007.

Следует отметить, что указанные авторы исследовали такие источники права, как Конституции Коми АССР и Республики Коми, законы и некоторые подзаконные акты, издаваемые органами государственной власти республики как в историческом прошлом, так и в современности, только в рамках названных тем, не проводя комплексного исследования.

Исследование нормативных правовых актов Совета Народных Комиссаров Коми АССР конца 30-х гг. прошлого столетия необходимо провести для того, чтобы выявить закладывающиеся в этот период основы и особенности права в Коми АССР и показать, что подзаконные акты СНК Коми АССР явились одним из элементов, формирующих основы современной системы источников права в Республике Коми. Сравнительно-правовой анализ этих актов позволит установить преемственность между последними и нормативными правовыми актами современности. Кроме того, архивные документы, анализ которых представлен в статье, позволят прикоснуться к истории, прочувствовать проблемы, которые решались на этом этапе сложнейшего противоречивого пути развития источников права в Коми АССР.

Во второй половине 30-х гг. XX в. появляются новые источники права, предусмотренные Конституцией Коми АССР 1937 г. Определение места каждого структурного элемента в системе источников права Коми АССР стало возможным после принятия 23 июня 1937 г. Чрезвычайным XI съездом Советов Коми АССР и введения в действие Конституции Коми АССР 1937 г., а также предшествующих ей Конституций СССР и РСФСР.

Конституция Коми АССР 1937 г. закрепляла не только высшую юридическую силу за законами СССР и РСФСР, но и придавала им первостепенное значение, закрепив их обязательность и доминирующее положение на территории Коми АССР.

Кроме того, она определила не только систему органов государственной власти в Коми АССР, но и оговорила форму и виды актов, принимаемых этими органами. Так, Верховный Совет Коми АССР являлся единственным законодательным органом в республике и наделялся правом принимать законы простым большинством голосов (ст. 23). Президиум Верховного Совета Коми АССР был наделен полномочиями по толкованию законов Коми АССР и правом издания указов, а также правом отмены актов нижестоящих органов: постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров Коми АССР, решений и распоряжений окружного, районных и городских Советов депутатов трудящихся Коми АССР в случае их несоответствия закону (п. п. "б", "г" ст. 30).

Совет Народных Комиссаров Коми АССР, согласно Конституции Коми АССР, являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти (ст. 38), который мог издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Коми АССР, а также постановлений и распоряжений СНК СССР и РСФСР и проверять их исполнение (ст. 40). Постановления и распоряжения СНК Коми АССР были обязательны к исполнению на всей территории Коми АССР (ст. 41). СНК Коми АССР так же, как и Президиум Верховного Совета Коми АССР, наделялся правом отмены актов нижестоящих органов: решений и распоряжений исполнительных комитетов окружного Совета депутатов трудящихся, районных и городских Советов депутатов трудящихся; приказов и инструкций Народных комиссаров Коми АССР. СНК Коми АССР мог приостановить решения и распоряжения окружного Совета депутатов трудящихся, районных и городских Советов депутатов трудящихся (ст. 43).

Приказы и инструкции, которые могли издавать Народные комиссары Коми АССР, соблюдая иерархию, должны были приниматься на основании и во исполнение законов СССР, РСФСР и Коми АССР, а также постановлений и распоряжений СНК СССР и РСФСР, Коми АССР, приказов и инструкций Народных комиссаров РСФСР (ст. 48).

Таким образом, Конституция Коми АССР 1937 г. определила не только трехзвенную иерархию системы нормативных правовых актов, но и закрепила формы актов, которые должны были издаваться органами государственной власти в Коми АССР.

Но, несмотря на подобную четкую регламентацию формы актов, органы государственной власти Коми АССР продолжали допускать правовые ошибки. Так, Исполком Коми АССР (хотя такого органа Конституция Коми АССР 1937 г. вообще не предусматривала) издал Постановление от 5 апреля 1938 г. "Об утверждении Инструкции по учету и контролю за прохождением жалоб и заявлений в райисполкомах" <5>. Или Президиум Исполкома Коми АССР также издал одноименный акт "О временном земель совхоза "Казлук" под техническую центральную базу, пристанскую ветку и паромную ж.д. переправу через реку Вычегду в 4-х километрах вниз от д. Межог, Устьвымского района" <6>. Проблема состоит в том, что Исполком Коми АССР как орган исполнительной власти к 1938 г. уже не должен был существовать. При рассмотрении этой ситуации можно предположить несколько вариантов решения данной проблемы.

<5> Постановление от 5 апреля 1938 г. "Об утверждении Инструкции по учету и контролю за прохождением жалоб и заявлений в райисполкомах" // НА РК Р-642. Оп. 3. Д. 2. Л. 10 - 11.
<6> Постановление Президиума Исполкома Коми АССР от 20.06.1938 N 760 "О временном земель совхоза "Казлук" под техническую центральную базу, пристанскую ветку и паромную ж.д. переправу через р. Вычегду в 4-х километрах вниз от д. Межог, Устьвымского района" // НА РК Р-605. Оп. 4. Д. 4. Л. 15.

Первым вариантом является ситуация, когда законодатель Коми (понятие "законодатель" понимается в широком смысле, не только как автор законов, но и иных правовых актов), возможно, неточно указал орган, издающий постановление. Так, под Исполкомом Коми АССР следует понимать Исполком Совета депутатов трудящихся, т.е. местные органы государственной власти, которые были наделены Конституцией Коми АССР 1937 г. (только Советы депутатов трудящихся) правом принятия решений и распоряжений, но не постановлений. Если придерживаться этого варианта, то Исполком Совета депутатов трудящихся не имел права издавать постановления, что свидетельствовало о несоответствии формы и содержания в издаваемых актах.

Подобные проблемы подмены формы акта и обеспечения единообразия формы и содержания акта в правоприменительной практике встречались часто. Конституционное закрепление формы акта и органа, издававшего его, являлось лишь одним шагом по направлению в разрешении этой ситуации. Законодателю прежде всего на общесоюзном уровне необходимо было закрепить требования к наименованию акта и его содержанию.

В качестве второго варианта можно предположить ошибку, допущенную законодателем Коми в данных актах, так как, кроме Конституции Коми АССР 1937 г., в Конституции РСФСР 1937 г. <7> в главе VI, посвященной органам государственного управления автономных советских социалистических республик, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти АССР назван Совет Народных Комиссаров АССР (ст. 65), который наделен правом издания постановлений и распоряжений (ст. 67). Законодатель Коми обязан был знать о структуре органов государственной власти, закрепленной и существовавшей практически уже около года после принятия Конституций как на общероссийском уровне, так и на уровне Коми АССР. Возможно, в данных примерах употреблено название несуществующего органа, так как применялись нормы, предусмотренные еще Конституцией РСФСР 1925 г. <8>. Так, глава 4 Основного Закона РСФСР 1925 г. регламентировала порядок создания органов власти. Органы государственной власти в автономных советских социалистических республиках и автономных областях образуются из местных советов, их съездов, исполнительных комитетов, областных и центральных исполнительных комитетов (ст. 44). В этот период Коми имела статус автономной области, не имевшей собственной конституции, поэтому структура органов государственной власти Коми должна была соответствовать структуре, предусмотренной Конституцией РСФСР 1925 г.

<7> Конституция РСФСР 1937 г. // Документ опубликован не был.
<8> Конституция РСФСР 1925 г. // СУ РСФСР. 1925. N 30. Ст. 218.

Областные исполнительные комитеты автономных областей согласно Конституции РСФСР 1925 г. избирали из своей среды президиумы, которые в период между сессиями областных исполнительных комитетов являлись на территории области высшим органом власти (ст. 46), поэтому во втором документе упоминается не просто постановление Исполкома, а постановление Президиума Исполкома Коми АССР.

Применение отмененного и уже недействующего в 1938 г. Основного Закона РСФСР 1925 г. и наличие в рассматриваемых документах ссылок на органы государственной власти, уже недействующие, свидетельствовали о пробелах в правовых знаниях законодателя Коми.

В конце 30-х гг. прошлого века все больше нормативных правовых актов СНК Коми АССР сопровождались пометкой "Секретно" <9>, "Не подлежит оглашению" <10>, "Суженное заседание" <11> и т.д. Подобная тенденция превращения подзаконных актов, издаваемых СНК Коми АССР, в сверхсекретные документы прослеживается практически во всех постановлениях, издававшихся этим органом.

<9> Постановление Президиума Исполкома Коми АССР "О временном земель совхоза "Казлук"...".
<10> Постановление СНК Коми АССР от 20.12.1939 N 1451 "О торговле хлебом и мукой" // НА РК Р-605. Оп. 4. Д. 23. Л. 30.
<11> Постановление заседания СНК Коми АССР от 10.07.1939 N 321/15с "О заработной плате руководящих советских работников" // НА РК Р-605. Оп. 4. Д. 23. Л. 10.

В постановлениях СНК Коми АССР в этот период используется большое количество обязывающих, императивных норм, что подтверждает присутствие в этих актах общеобязательного нормативного характера. Например, "принять к неуклонному исполнению... предупредить зам. наркома торговли... поручить Прокурору Коми АССР... расследовать факты задержки..." <12>, "признать целесообразным временное ... просить СНК СССР утвердить земель... обязать Севжелдорлаг НКВД СССР компенсировать совхозу... обязать Уполнаркомзаг по Коми АССР выделить в 1938 году совхозу..." <13>, "приравнять ставки заработной платы... предложить Наркоматам и Республиканским отделам Коми АССР выплачивать ставку спецработникам..." <14>, "...установить с 1 июля 1939 г. для руководящих советских работников..." <15> и т.д.

<12> Постановление СНК Коми АССР от 20.12.1939 N 1451 "О торговле хлебом и мукой" // НА РК Р-605. Оп. 4. Д. 23. Л. 30.
<13> Постановление Президиума Исполкома Коми АССР "О временном земель совхоза "Казлук"...".
<14> Постановление СНК Коми АССР от 29.08.1938 N 161 "Об установлении ставок заработной платы спецработникам" // НА РК Р-605. Оп. 4. Д. 4. Л. 26.
<15> Постановление заседания СНК Коми АССР от 10.07.1939 N 321/15с "О заработной плате руководящих советских работников" // НА РК Р-605. Оп. 4. Д. 23. Л. 10.

Однако, несмотря на присутствие обязывающих и императивных норм в этих актах, некоторые постановления СНК Коми АССР все же не были лишены описания фактов нарушений, наставлений, сопровождавшихся констатацией фактов событий, произошедших за истекший период.

"Совнарком Коми АССР констатирует, что за последние месяцы 1939 г. при попустительстве райисполкомов, райторготделов, райпотребсоюзов создалось совершенно нетерпимое положение в торговле хлебом, приводящее к разбазариванию государственных фондов муки и к срыву организации помола колхозного зерна.

По данным Уполнаркомзага по Коми АССР, за 5 месяцев 1939 г. помол колхозного зерна на мельницах меньше против соответствующего периода 1938 г. на 80 тысяч" <16>.

<16> Постановление СНК Коми АССР от 20.12.1939 N 1451 "О торговле хлебом и мукой" // НА РК Р-605. Оп. 4. Д. 23. Л. 30.

"Принять к сведению информацию начальника работ Южной линии Межог Княжпогост тов. Н.Г. Нечитайло, что единственной экономически выгодной и удовлетворяющей техническим требованиям площадкой под Центральную Техническую базу, пристаньскую ветку и паромную ж.д. переправу (до постройки постоянного поста через р. Вычегду) является южная территория совхоза "Казлук", прилегающая к реке Вычегде, площадь лесов местного значения и колхоза "Новый путь" всего общей площадью 54,12 га, в том числе..." <17>.

<17> Постановление Президиума Исполкома Коми АССР "О временном земель совхоза "Казлук"...".

В некоторых постановлениях присутствует информация об органах, инициировавших издание этих актов. Например, "внесено Севжелдорлагом НКВД СССР" <18>, "вносит Наркомфин Коми АССР" <19> и т.д.

<18> Там же.
<19> Постановление СНК Коми АССР от 29.08.1938 N 161 "Об установлении ставок заработной платы спецработникам" // НА РК Р-605. Оп. 4. Д. 4. Л. 26.

Система источников права любого государства с развитой правовой системой представляет сложную структуру, в которой ее элементы сами являются определенными подсистемами, обладающими специфическими чертами. Внутри системы источников права существуют сложные иерархические, координационные связи. Нормативные правовые акты, включенные в состав системы источников права, не должны противоречить друг другу. Благодаря иерархическим связям среди нормативных правовых актов устраняются возможные коллизии. Так, подзаконные акты СНК Коми АССР являлись вторым после законов звеном, одной из основ системно-иерархической структуры источников права Коми АССР, в свою очередь находились в системно-иерархических отношениях как друг с другом, так и с законами, уступая им первое место, формируя свою собственную системно-иерархическую структуру.

Между подзаконными актами разных уровней, таких как: общесоюзные, общероссийские, акты субъектов, входивших в состав РСФСР (в том числе и Коми АССР), устанавливались системно-иерархические связи, которые необходимо было соблюдать. В подзаконных актах Совета Народных Комиссаров Коми АССР в рассматриваемый период данный принцип выполнялся, так как соблюдались иерархические связи, существующие между нормативными правовыми актами в системе источников права. В качестве примера можно привести несколько постановлений СНК Коми АССР, в которых Совнарком Коми АССР принимает решение, руководствуясь подзаконными актами вышестоящих органов. "В соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 27 декабря 1935 г. N К0114сс..." <20>, "В соответствии распоряжения СНК РСФСР N 560мс от 27/1У-39г. установить..." <21>, "1) Принять к неуклонному исполнению Постановление Экономсовета при СНК СССР от 1 декабря 1939 г. N 1365 "О торговле хлебом и мукой", прекратив антигосударственное расходование фондов хлебофуража" <22>, "1) В соответствии с Постановлением СНК СССР от 20 июня 1939 г. N 908-149с установить..." <23>.

<20> Постановление Совета Народных Комиссаров Коми АССР от 29.08.1938 N 161 "Об установлении ставок заработной платы спецработникам" // НА РК Р-605. Оп. 4. Д. 4. Л. 26.
<21> Постановление заседания Совета Народных Комиссаров Коми АССР от 10.07.1939 N 823/14с "О заработной плате спецсекторов" // НА РК Р-605. Оп. 4. Д. 23. Л. 15.
<22> Постановление СНК Коми АССР от 20.12.1939 N 1451 "О торговле хлебом и мукой" // НА РК Р-605. Оп. 4. Д. 23. Л. 30.
<23> Постановление Суженного заседания СНК Коми АССР от 10.07.1939 N 321/15с "О заработной плате руководящих советских работников" // НА РК Р-605. Оп. 4. Д. 23. Л. 10.

Проведенный сравнительно-правовой анализ постановлений СНК Коми АССР позволяет классифицировать их, выделяя три вида. К первому виду можно отнести постановления Президиума Исполкома Коми АССР, ко второму - постановления заседания Совета Народных Комиссаров Коми АССР, к третьему - постановления Совета Народных Комиссаров Коми АССР.

Если учесть ошибку, допущенную при написании органа в первом виде постановлений (о них речь шла выше), то их можно было бы включить в третью группу постановлений Совета Народных Комиссаров Коми АССР. Со вторым видом сложнее, так как ни действующее в то время общесоюзное, общероссийское законодательство, ни Конституция Коми АССР, ни законы и иные акты, издаваемые Верховным Советом Коми АССР и его Президиумом, точно не определяли статус заседания Совета Народных Комиссаров Коми АССР, а соответственно оставался открытым вопрос о статусе и юридической силе актов, издаваемых этим органом.

Подводя итог, необходимо отметить: несмотря на допускавшиеся правовые ошибки, законодатель Коми включал большое количество императивных норм, которые обладали общеобязательным нормативным характером. Они не были лишены секретности и являлись отражением исторической действительности 30-х гг., соблюдали иерархические принципы построения системы источников права.