Мудрый Юрист

Исполнение обязанностей, возложенных на осужденных при их условно-досрочном освобождении

Гончаров Михаил Александрович, старший помощник Тайшетского межрайонного прокурора Иркутской области.

В статье поднимается проблема отсутствия законов и приказов, регулирующих порядок контроля за выполнением осужденными, освобожденными условно-досрочно, обязанностей, возложенных на них судом, не связанных с административным надзором.

Ключевые слова: условно-досрочное освобождение, исполнение возложенных обязанностей.

Fulfillment of duties imposed upon convicts released on parole

M.A. Goncharov

The article raises a problem of absence of laws and orders regulating the procedure of control of fulfillment of duties not related to administrative supervision by convicts released on parole which are imposed by courts.

Key words: release on parole, fulfillment of imposed duties.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Уголовного кодекса РФ лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.

При этом согласно ч. 2 ст. 79 УК, применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания.

Положениями ч. 5 ст. 73 УК предусмотрено, что суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательном учреждении. Также установлено, что суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

Сложившаяся на территории Российской Федерации правоприменительная практика по реализации института условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, свидетельствует о ее неоднозначности, отсутствии четкого понимания, знаний требований действующего законодательства, регулирующего эту сферу уголовно-правовых отношений, наличии "вакуума" в части существования каких-либо норм, регулирующих указанные вопросы, а также отсутствии определенности у правоприменителей по вопросам, связанным с определением органа, которому принадлежит право контроля исполнения возложенных судом обязанностей и принятия необходимых мер реагирования.

Суды при удовлетворении ходатайств осужденных контроль за исполнением ими обязанностей возлагают на различные органы. В некоторых субъектах РФ контроль возлагается на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России, в других же - на сотрудников полиции районных отделов Министерства внутренних дел РФ, что свидетельствует о плохом знании правоприменителями действующего законодательства РФ.

При этом ежегодно в России из исправительных учреждений освобождается условно-досрочно не менее 100 тыс. осужденных с возложением на них различных обязанностей, контроль за которыми на практике фактически не осуществляется.

В связи с изложенным проанализируем уголовное, уголовно-исполнительное, иное действующее законодательство РФ, а также ведомственные нормативные правовые акты, связанные с реализацией указанных положений законов.

Согласно ч. 6 ст. 73 УК контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.

В то же время в соответствии с ч. 6 ст. 79 УК контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется также уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.

Несмотря на то что законодателем определено, что контроль в отношении обеих категорий осужденных осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, не определено, какой именно орган должен осуществлять контроль выполнения осужденным, не являющимся военным, возложенных на него судом при условно-досрочном освобождении обязанностей.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 187 Уголовно-исполнительного кодекса РФ контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих - командованием их воинских частей.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 187 УИК только в порядке, предусмотренном законодательством РФ и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Таким образом, УК и УИК не устанавливают обязанность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, сотрудников полиции, а также других силовых ведомств осуществлять контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы.

При этом для осуществления контроля за поведением условно осужденных Приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142 утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, которой установлен порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, положения которой распространяются, соответственно, только на сотрудников указанных органов.

В Инструкции детально прописан порядок осуществления контроля за указанной категорией осужденных, сроки, порядок применения, а также виды мер, принимаемых для исполнений приговоров суда, направленных на исправление осужденных, с приложением образцов необходимых для этого документов.

При этом надзор за исполнением уже сотрудниками уголовно-исполнительной системы своих обязанностей возложен на прокуратуру РФ, в связи с чем Генеральным прокурором РФ издан Приказ от 30 января 2007 г. N 19 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", которым установлено, что прокурорам необходимо не реже одного раза в квартал проверять исполнение законов в уголовно-исполнительных инспекциях.

В то же время в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на нее возлагаются в том числе осуществление контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; обязанность участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.

Под осуществлением контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, понимается деятельность, связанная с реализацией положений Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Приказом МВД России от 8 июля 2011 г. N 818 утвержден Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Кроме того, п. 18.5 Приказа МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" установлено, что участковые должны заводить на лиц, состоящих на учете в органе внутренних дел, контрольную карточку, а на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, - учетно-профилактическое дело.

При этом под действие указанных закона и приказов, по нашему мнению, не подпадают лица, условно-досрочно освобожденные от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы, на которых возложены обязанности, например: трудоустроиться, не менять постоянного места жительства, работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, а также некоторые другие обязанности, по мнению суда, способствующие исправлению осужденного.

В настоящее время нет законов и иных ведомственных нормативных правовых актов, не только детально, а вообще каким-либо образом регулирующих указанные правоотношения.

Таким образом, при отсутствии законодательного регулирования осужденные, условно-досрочно освобожденные фактически остаются безнадзорными, решения суда в этой части не выполняются, контроль не осуществляется, меры реагирования не принимаются, что, в свою очередь, негативно сказывается на задачах уголовного судопроизводства (исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений).

Кроме того, согласно п. "а" ч. 7 ст. 79 УК, если в течение оставшейся неотбытой части наказания осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению органов, указанных в ч. 6 этой статьи, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.

При этом ни УК, ни УИК не раскрывают понятие "злостное уклонение" от исполнения обязанностей, не предусматривают порядка, сроков, а также обязанности конкретного органа на внесение в суд представления об отмене условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Анализ приведенных норм, по нашему мнению, позволяет сделать вывод об отсутствии правовых оснований для применения положений норм УК и УИК, регулирующих условия и порядок отбывания условного наказания, к лицам, условно-досрочно освобожденным от отбывания наказания в виде лишения свободы.

Вместе с тем полагаем, что с учетом определенной специфики, а также сходства порядка исполнения обязанностей условно осужденными и условно-досрочно освобожденными на практике, уже при наличии у сотрудников уголовно-исполнительной системы наработанного опыта, целесообразно возложить контроль за исполнением указанных обязанностей на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России в целях незамедлительного искоренения существующей на сегодняшний день порочной практики неосуществления контроля за условно-досрочно освобожденными из исправительных колоний осужденными путем внесения незначительных изменений в УК, УИК и Приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142, что, по мнению автора, будет логичным и обоснованным.