Мудрый Юрист

Банкротство кредитных организаций новые изменения в федеральном законе

Пулова Людмила Викторовна

Судья Арбитражного суда г. Москвы. Специалист по гражданскому праву. Родилась 25 сентября 1954 г. в г. Курске.

В 1980 г. окончила Московский институт тонкой химической технологии. В 2000 г. окончила ф-т правоведения Университета Нестеровой.

Опубликовала ряд статей в юридических журналах.

26 ноября 2004 г. вступили в действие изменения, внесенные в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ (принят Государственной Думой 18 сентября 1998 г., одобрен Советом Федерации 14 октября 1998 г.).

Этот Закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) особых субъектов хозяйственного оборота - кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами).

Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специальной лицензии Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции в соответствии с Законом РФ от 2 ноября 1990 г. N 395-1 (с посл. изм.) "О банках и банковской деятельности". Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности (в том числе с привлечением иностранного капитала), предусмотренной гражданским правом как хозяйственное общество. Кредитные организации подразделяются на банки, имеющие исключительное право на осуществление всего спектра банковских операций (привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц), и небанковские кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в Центральном банке Российской Федерации, который выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Уставный капитал банка складывается из средств юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка.

При формировании нормативной базы, связанной с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц, законодатель унифицировал законодательство. Так, общий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" включает в себя нормы об особенностях отдельных категорий должников - юридических лиц: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, а также финансовых организаций, в том числе кредитных.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с указанным Законом, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Основная особенность процедур несостоятельности (банкротства) кредитных организаций заключается в дифференциации механизма банкротства, процедур признания несостоятельности, а также последствия возбуждения дел в отношении должника - кредитной организации.

Нет необходимости доказывать, что устойчивая банковская система любого государства имеет стратегическое значение, поскольку является составной и неотъемлемой частью всей его национальной безопасности.

Закономерно, что в связи с этим отводится особая роль и определены достаточно широкие полномочия такому важному государственному органу, как Центральный банк Российской Федерации, который является, с одной стороны, одним из участников хозяйственного оборота, с другой стороны, - контролирующим органом.

По правилам, установленным действующими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), определены следующие процедуры банкротства:

досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;

наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Следует отметить, что в отношении кредитной организации такие процедуры банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление, мировое соглашение, не применяются.

В случае принятия арбитражным судом к своему производству заявления о признании должника - кредитной организации несостоятельным (банкротом) при наличии обоснованности заявленных к нему требований должник признается несостоятельным (банкротом), в отношении его открывается процедура конкурсного производства, которая, как правило, заканчивается ликвидацией этого юридического лица.

Дела о несостоятельности (банкротстве) относятся к наиболее сложным и рассматриваются в рамках особого производства. Это связано с тем, что суду необходимо установить юридический факт наличия либо отсутствия признаков несостоятельности (банкротства), а затем предстоит длительная и сложная процедура - производство самого дела, содержащего как правило, достаточно большой объем его материалов (количество томов дела о несостоятельности (банкротстве) по своему объему достигает иногда несколько десятков сотен, все они подлежат тщательному исследованию судом).

Лицами, участвующими в деле о банкротстве и заинтересованными в исходе такого дела, являются как юридические, так и физические лица - вкладчики.

Это могут быть:

кредитная организация - должник;

конкурсный управляющий;

конкурсные кредиторы;

уполномоченные органы, которые определены в соответствии с Законом "О несостоятельности (банкротстве)";

Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора.

Кроме этого, законодателем установлен перечень лиц, участвующих в арбитражном процессе о банкротстве:

представитель работников кредитной организации;

представитель учредителей (участников) кредитной организации;

представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов кредитной организации;

иные лица, предусмотренные АПК РФ и Законом "О несостоятельности (банкротстве)".

В соответствии со ст. 2 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения и (или) соответствующие обязанности кредитная организация не может исполнить, поскольку после отзыва у нее лицензии на совершение банковских операций стоимость имущества кредитной организации (активов) недостаточна для этого.

Банкротство любого юридического лица - это мера чрезвычайная, вынужденная, в связи с чем законодателем разработан и предусмотрен для применения в отношении проблемных кредитных организаций комплекс мер по предупреждению их несостоятельности (банкротства).

Еще в период до принятия решения об отзыве у кредитной организации лицензии на совершение банковских операций к таким кредитным организациям применяются меры финансового оздоровления. Эти меры носят внесудебный порядок и проходят под непосредственным контролем Центрального банка России - назначается временная администрация кредитной организации с целью обследования положения на месте, которая в случае необходимости ходатайствует перед Центральным банком России о необходимости принятия конкретных действенных мер, в том числе реорганизации кредитной организации.

Осуществление мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) предусматривает ряд оснований, например:

кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении шести последних месяцев требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов Центрального банка России;

нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Центральным банком России;

нарушает установленный Центральным банком России норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10%;

допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации.

Исключение составляют кредитные организации, созданные и функционирующие в течение первых двух лет. Если имеются по отношению к ним перечисленные выше основания, меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) к ним не применяются.

При возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) на кредитную организацию возлагаются определенные обязанности, связанные с уведомлением Центрального банка России о проведении собраний учредителей (участников), заседаний совета директоров (наблюдательного совета); о совершении определенного вида сделок с аффилированными в отношении кредитной организации лицами, иными заинтересованными лицами либо с лицами, в отношении которых кредитная организация имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, сделок, связанных с распоряжением имущества, стоимость которого составляет более 1% балансовой стоимости имущества по данным бухгалтерской отчетности на последнюю дату или превышает 15 млн. руб., если 1% балансовой стоимости имущества составляет более 15 млн. руб. (недвижимое имущество), а также сделок, связанных с выдачей и получением кредитов, займов, учетом векселей, выдачей гарантий, поручительств, уступкой прав (требований), принятием и прощением долга, новацией, отступным, учреждением доверительного управления, приобретением акций (долей в уставном капитале) с участием в создании иных юридических лиц. Уведомление о совершении таких сделок направляется в Банк России в течение пяти дней со дня совершения сделки.

В том случае, если в ходе проведения определенных организационных мероприятий в кредитной организации устранены перечисленные основания, необходимости в уведомлении Банка России об указанных сделках больше не возникает.

Центральный банк России вправе направить наблюдателя в кредитную организацию для участия в проводимых там собраниях без права голоса, который может знакомиться со всеми материалами этих собраний, анализировать с их помощью имеющуюся финансовую ситуацию в кредитной организации.

В случае необходимости для проведения финансового оздоровления кредитной организации законодателем предусмотрен ряд мер, направленных на его реализацию:

  1. финансовая помощь, которая может заключаться в размещении денежных средств на депозите кредитной организации, со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Центрального банка России. Кроме этого, кредитная организация может применять такие меры финансовой помощи, как поручительство (банковская гарантия), отсрочка или рассрочка платежа, перевод долга с согласия кредитора, отказ от распределения прибыли в качестве дивидендов, внесение дополнительного взноса в уставный капитал, новацию;
  2. изменение структуры активов в форме улучшения качества кредитного портфеля (замена активов на более ликвидные, изменение сроков обязательств), сокращение расходов, продажа недоходных активов. Можно также изменить и структуру пассивов (снизить размер текущих и краткосрочных обязательств, а размеры среднесрочных и долгосрочных обязательств, наоборот, увеличить);
  3. изменение организационной структуры кредитной организации. Исполнительные органы кредитной организации вправе изменить структуру, сократить или ликвидировать обособленные и иные структурные подразделения кредитной организации;
  4. приведение в соответствие уставного капитала и собственных средств (капитала). Например, в том случае, если собственные средства (капитал) по окончании второго и каждого последующего финансового года составляют меньше минимального размера уставного капитала кредитной организации, установленного Федеральным законом "Об акционерных обществах" или Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", кредитная организация обязана принять решение о своей ликвидации. В случае непринятия кредитной организацией в течение трех месяцев со дня окончания финансового года решения о своей ликвидации Центральный банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации данной кредитной организации, а также принять иные меры.

В случае если обстоятельства, послужившие ухудшению финансового положения кредитной организации, не устранены, в течение десяти дней с момента возникновения оснований для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации единоличный исполнительный орган кредитной организации должен направить в совет директоров (наблюдательный совет) ходатайство об осуществлении таких мер с рекомендациями о формах, характере, сроках, необходимых для этих мероприятий.

Если советом директоров (наблюдательным советом) никаких мер не принято, единоличный исполнительный орган направляет соответствующее ходатайство в Центральный банк России.

Центральный банк России по своей инициативе также вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению с указанием причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления таких мер. С момента получения указанного требования кредитная организация не вправе без согласования с Центральным банком России принимать решения о распределении прибыли, выплате дивидендов, выделении доли учредителям, выкупе акций. В дальнейшем, после выполнения кредитной организацией направленных требований Центральный банк России может их отменить.

В план мер по финансовому оздоровлению законодатель включил проведение следующих мероприятий, способных вывести кредитную организацию из затруднительного финансового состояния:

оценка финансового состояния кредитной организации;

участие учредителей кредитной организации (формы участия, размеры участия);

меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;

меры по получению дополнительных доходов;

меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

изменение организационной структуры;

восстановление уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности.

В случае банкротства кредитной организации по вине ее учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителей кредитной организации, которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, на указанных лиц судом, арбитражным судом может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам кредитной организации.

Банкротство кредитной организации считается наступившим по вине ее руководителей, если судом, арбитражным судом установлено, что эти лица давали указания, прямо или косвенно направленные на доведение кредитной организации до банкротства, не совершили тех действий, которые обязаны были совершить для предотвращения банкротства кредитной организации в соответствии с Законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Действующим законодательством предусмотрено создание специального органа управления кредитной организацией, назначаемой Центральным банком России, - временной администрации. Среди достаточно широкого круга полномочий временной администрации имеется право ограничивать либо приостанавливать полномочия исполнительных органов кредитной организации.

Определены основания назначения временной администрации кредитной организации Центральным банком России.

Так, Центральный банк России вправе назначить временную администрацию кредитной организации в случаях, когда: кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; когда кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов Центрального банка России; если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности более чем на 20%; если не исполняет требование Центрального банка России о замене руководителя либо требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению, или реорганизации - в установленный Центральным банком России срок; если имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Вместе с тем Центральный банк России обязан назначить временную администрацию кредитной организации не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковской деятельности. В течение 10 дней с момента принятия решения о назначении временной администрации кредитной организации в специализированном издании - "Вестнике Банка России" публикуется указанный акт Центрального банка России.

Временная администрация кредитной организации назначается на срок не более шести месяцев. В случае если по истечении этого срока все же имеются основания для ее назначения, руководитель временной администрации кредитной организации направляет в Центральный банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. После отзыва лицензии временная администрация осуществляет свои полномочия со дня ее назначения до даты принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), об открытии в отношении ее конкурсного производства и определения об утверждении конкурсного производства или до дня вступления в законную силу решения суда о назначении ликвидатора кредитной организации.

Состав временной администрации определяется приказом Центрального банка России. По согласованию с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" в ее состав могут включаться служащие Агентства.

Руководителем временной администрации кредитной организации назначается служащий Центрального банка России. Он распределяет обязанности между ее членами и несет ответственность за деятельность временной администрации, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение ее обязанностей. Так, в случае принятия решения временной администрацией об ограничении полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация проводит обследование кредитной организации; устанавливает наличие оснований для отзыва у нее лицензии на совершение банковских операций; участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также контролирует их выполнение; контролирует распоряжение имуществом кредитной организации; истребует и получает необходимую информацию и документы кредитной организации; дает согласие (либо отказывает) на совершение сделок (связанных с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, вкладом в уставный капитал иных юридических лиц; связанных с распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 1% балансовой стоимости активов кредитной организации; связанных с участием заинтересованных или аффилированных в отношении кредитной организации лиц); обращается в Центральный банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления кредитной организации.

В случае удовлетворения указанного ходатайства о приостановлении полномочий органов управления кредитной организации временная администрация выполняет следующие функции: реализует полномочия этих органов; проводит обследование кредитной организации; устанавливает наличие оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций; разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению и контролирует их исполнение; принимает необходимые меры по сохранности имущества, документов; устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований; принимает меры по взысканию долгов кредитной организации; обращается в Центральный банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов; предъявляет исковые требования в интересах кредитной организации; назначает своих представителей в филиалы, дочерние организации, иные структурные подразделения кредитной организации; согласовывает решения совета директоров, собраний учредителей (участников).

Временная администрация вправе отстранить от работы членов исполнительных органов кредитной организации (освободить от занимаемой должности) и приостановить им выплату заработной платы. Она также вправе назначать собрания учредителей; обращаться в суд с требованиями о привлечении к ответственности директора, генерального директора и (или) членов коллегиального органа (правления, дирекции); обращаться в суд о признании сделок, совершенных в течение трех лет до дня назначения временной администрации, недействительными; имеет право доступа во все служебные помещения кредитной организации, а также при необходимости опечатывать любые помещения.

Исключительно с согласия совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания учредителей (участников) в пределах их компетенции временная администрация вправе совершать определенного рода сделки. К их числу относятся сделки: по передаче недвижимого имущества в аренду, залог, внесение в уставный капитал иных юридических лиц; по распоряжению иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов; сделки, связанные с получением и выдачей кредитов, гарантий, поручительств, уступкой прав (требований), переводом и прощением долга, новацией, отступным, с учреждением доверительного управления.

Совет директоров (наблюдательный совет) или общее собрание учредителей (участников) в пределах их компетенции вправе расширить полномочия временной администрации кредитной организации по распоряжению имуществом кредитной организации.

Иные функции имеет временная администрация кредитной организации в случае назначения ее после отзыва у кредитной организации лицензии на совершение банковских операций. В этом случае временная администрация не разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению.

Она проводит обследование кредитной организации; определяет признаки ее несостоятельности (банкротства). В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответственные обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

В случае установления указанных признаков временная администрация направляет в Центральный банк России ходатайство о направлении в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Кроме этого, временная администрация определяет наличие признаков преднамеренного банкротства у кредитной организации, а также уведомляет кредиторов о принятии арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) путем опубликования в течение 10 календарных дней (за счет средств кредитной организации) сведений в "Вестнике Банка России" и в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации.

Временная администрация осуществляет раскрытие информации о финансовом состоянии должника в течение 10 календарных дней после принятия арбитражным судом к своему производству заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

На судебное заседание арбитражного суда временная администрация обязана представить заключение о финансовом состоянии должника, составе кредиторов и наличии признаков преднамеренного банкротства.

В ходе своей работы в кредитной организации до дня открытия конкурсного производства временная администрация составляет смету расходов, утверждаемую Центральным банком России на совершение производства текущих обязательств.

Виды сделок, совершаемых кредитной организацией со дня отзыва лицензии на совершение банковских операций, в том числе сделок, связанных с расходованием денежных средств и иным отчуждением имущества кредитной организации, и порядок их осуществления определяются Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Центрального банка России.

В том случае, если у кредитной организации денежных средств недостаточно для исполнения текущих обязательств, связанных с обеспечением сохранности имущества, защитой интересов кредиторов кредитной организации, временная администрация обращается в суд, арбитражный суд с заявлением о снятии ранее наложенных арестов на денежные средства, находящиеся на банковских счетах кредитной организации, в необходимых размерах согласно утверждаемой Центральным банком России смете расходов.

Временная администрация устанавливает кредиторов и размер их требований и ведет учет этих требований в реестре требований кредиторов по форме, устанавливаемой нормативным актом Центрального банка России по согласованию с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов".

В целях предъявления кредиторами кредитной организации своих требований к кредитной организации временная администрация направляет в официальное издание, определенное Правительством РФ, а также в "Вестник Банка России" и периодическое издание по месту нахождения кредитной организации объявление для опубликования, содержащее сведения о кредитной организации: наименование кредитной организации, реквизиты, адрес, сведения о временной администрации. Указанная публикация производится за счет имущества кредитной организации.

Кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент деятельности временной администрации. К своим требованиям кредиторам необходимо приложить вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, определения о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда или иных судебных актов, иных подлинных документов либо их надлежаще заверенные копии, подтверждающие обоснованность и размер заявленных требований.

Поступившие требования кредиторов временная администрация обязана рассмотреть в срок не позднее 30-ти рабочих дней со дня получения, внести их в реестр требований кредиторов кредитной организации, уведомить кредитора о включении либо об отказе во включении или включении в неполном объеме его требований в реестр требований кредиторов кредитной организации. При этом указывается размер, состав и очередность требований.

Учет требований кредиторов в реестре ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов по курсу, установленному Центральным банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

По завершении своей деятельности временная администрация передает сформированный реестр требований кредиторов кредитной организации конкурсному управляющему должника либо ликвидатору.

Не рассмотренные, но полученные временной администрацией требования кредиторов передаются ею по описи конкурсному управляющему должника или ликвидатору.

После приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации в период действия временной администрацией исполнительные органы не позднее дня, следующего за назначением временной администрации, передают ей печати, штампы кредитной организации, а в согласованные с временной администрацией сроки - бухгалтерскую и иную документацию и иные ценности кредитной организации. Воспрепятствование со стороны руководителей, других работников кредитной организации и иных лиц осуществлению функций временной администрации (в том числе воспрепятствование к доступу в помещения кредитной организации, доступу к ее документации и иным носителям информации, отказ от передачи документов, печатей) является основанием для применения Центральным банком России в порядке надзора мер, предусмотренных Законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также влечет ответственность в соответствии с указанным Законом.

Исполнительный орган кредитной организации, имевший право до назначения временной администрации действовать от имени кредитной организации без доверенности, вправе представлять ее интересы в арбитражном суде при обжаловании решения Центрального банка России о назначении временной администрации, обжаловании приказа Центрального банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

Обжалование в арбитражном суде решения о назначении временной администрации не приостанавливает ее деятельность.

Если арбитражный суд отменит такое решение, то учредители (участники) кредитной организации, которые владеют в совокупности не менее 1% уставного капитала, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к Центральному банку России о возмещении реального ущерба, если он нанесен кредитной организации в результате необоснованного назначения временной администрации.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации, при наличии оснований для назначения временной администрации, Центральный банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов на срок не более трех месяцев.

Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до назначения временной администрации.

Во время действия моратория не начисляются договорные и законные неустойки (штрафы, пени), проценты, не применяются иные финансовые санкции или какие-либо меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств кредитной организацией.

Не допускается взыскание по исполнительным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке.

Приостанавливается исполнение исполнительных документов, за исключением следующих: на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; на требования граждан по выплате пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам; на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации; на исполнение исполнительных документов, выданных до дня введения моратория на основании решения о взыскании задолженности кредитной организации по заключенным с физическими лицами договорам банковского вклада и договорам банковского счета.

Во время моратория запрещается удовлетворение требований учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с их выходом из состава учредителей (участников).

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, выраженным в иностранной валюте Российской Федерации, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка России.

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, выраженным в иностранной валюте, в размере, установленном на день введения моратория (без учета начисленных процентов), начисляются проценты, исходя из средней ставки банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым по месту нахождения кредитора. Начисленные проценты подлежат выплате после окончания срока действия моратория.

Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации с момента назначения временной администрации вправе отказаться от исполнения договора кредитной организации в порядке, предусмотренном Законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Сделка кредитной организации, совершенная ею до момента назначения временной администрации, может быть признана судом, арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Сделка, совершенная кредитной организацией в течение трех лет, предшествовавших назначению временной администрации, может быть признана судом, арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации или кредитора кредитной организации в случаях, если цена указанной сделки и иные условия существенно в худшую для кредитной организации сторону отличаются от цены и иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки.

В случае устранения причин, послуживших основанием для назначения временной администрации, или после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства, а также утверждения конкурсного управляющего, или после вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора, а также по иным основаниям, предусмотренным Законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и нормативными актами Центрального банка России, Центральный банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации, которое публикуется в "Вестнике Банка России".

Центральный банк России вправе направить в кредитную организацию требование о ее реорганизации, которая осуществляется в форме слияния или присоединения в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка России в случаях, предусмотренных ст. 17 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", когда:

  1. кредитная организация не удовлетворяет требованиям кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  2. кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Центральным банком России;
  3. кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Центральным банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.

С момента получения требования Центрального банка России о реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение 5 дней обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации. В свою очередь органы управления кредитной организации в срок не позднее 10 дней с момента получения требования о реорганизации извещают Центральный банк России о принятом решении.