Мудрый Юрист

О положениях федерального закона № 44-ФЗ "о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (краткое содержание нового закона)

Глава 1. Общие положения

1. Законопроектом введены новые понятия, в том числе:

2. Определены этапы "закупочного цикла":

  1. планирование закупок товаров, работ, услуг;
  2. определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  3. заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона (далее - контракт);
  4. особенности исполнения контрактов;
  5. мониторинг закупок товаров, работ, услуг;
  6. аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  7. контроль в сфере закупок.

3. Предусмотрено создание Единой информационной системы (ЕИС), в которой будут содержаться: планы закупок; планы-графики; информация о реализации планов закупок и планов-графиков; информация о закупках, об исполнении контрактов; реестр контрактов, заключенных заказчиками; реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей); библиотека типовых контрактов и (или) типовых условий контрактов; реестр банковских гарантий; реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний; перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры; результат мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля; отчеты заказчиков; каталоги товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; иная информация и документы.

Предусмотрена возможность создания региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок, взаимодействующих с ЕИС, единые требования к которым определяются Правительством Российской Федерации.

Установлено, каким образом будет осуществляться интеграция информационных систем.

4. Определены принципы контрактной системы в сфере закупок.

5. Определен перечень целей осуществления закупок.

6. Закупка отдельными видами юридических лиц.

БУ - требования ФКС, за исключением случаев размещения до начала года в ЕИС правового акта, принятого БУ в соответствии с ч. 3 ст. 2 N 223-ФЗ, - данное учреждение осуществляет в соответствующем году с соблюдением требований Закона и правового акта следующие закупки:

  1. подлежащие оплате за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию);
  2. осуществляемые за счет грантов;
  3. осуществляемые БУ, являющимся исполнителем по контракту, в случае если оно привлекает в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств указанного бюджетного учреждения.

АУ, ГУП - при предоставлении средств из бюджета АУ, ГУП на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, а также бюджетных инвестиций юридическим лицам, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства распространяются нормы ФКС.

Глава 2. Планирование

7. Два этапа планирования:

  1. план закупок - на срок действия закона о бюджете на текущий и плановый период;
  2. план-график - перечень закупок товаров, работ и услуг на очередной финансовый год.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок, планов-графиков устанавливается Правительством РФ.

8. Обоснование закупки заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика - установление соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок.

Установлено, что органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, установившие необоснованность закупки, привлекают к административной ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

9. Нормирование в сфере закупок - установление требований к закупаемым товарам, работам и услугам. Правила нормирования устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией.

10. Обязательное общественное обсуждение закупок - случаи и порядок проведения обязательного предварительного общественного обсуждения закупок устанавливаются Правительством РФ, а также правовым актом субъекта РФ или муниципальным нормативным правовым актом.

11. Методы расчета НМЦ контракта:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

В целях применения методов расчета НМЦ определены понятия:

Введен исчерпывающий перечень общедоступных источников формирования цены (8 источников).

Установлено, что методические рекомендации по применению методов определения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

12. Вводятся понятия "идентификационный код закупки" и "каталог товаров, работ и услуг", порядок формирования которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти по управлению контрактной системой в сфере закупок.

Определено, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, используемых при формировании закупки, формируется с использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Глава 3. Осуществление закупок

13. Предусмотрена возможность проведения совместных конкурсов и аукционов.

14. Централизованные закупки - проведение обеспечивается уполномоченным органом или казенным учреждением, наделенными такими полномочиям.

Предусматривает создание двух видов уполномоченных органов:

15. Преимущества при проведении торгов предоставляются:

  1. учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
  2. организациям инвалидов;
  3. СМП;
  4. социально ориентированным некоммерческим организациям. При этом в законопроект внесено уточнение, что действие настоящей статьи не распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования.

16. Предусмотрена закупка у СМП и ННО: не менее чем 15% общего годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, при этом НМЦ контракта не более 20 млн. рублей.

17. Введено понятие "банковское сопровождение контрактов" (требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов), порядок и случаи применения которого устанавливаются актом Правительства РФ.

18. Установлен размер пени:

Также предусмотрена возможность указания в контракте размера штрафа.

19. Установлена компетенция специализированных организаций разработка КД, АД, публикация и иные функции, связанные с обеспечением проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

20. Вводятся понятия "эксперты", "экспертные организации". По тексту Закона указано, когда можно или необходимо привлекать экспертов. Правительство Российской Федерации определяет порядок ведения реестра экспертов, экспертных организаций.

21. Обеспечение заявок:

Размер: от одной второй % до пяти % НМЦ или, если при проведении аукционов НМЦ контракта не превышает 3 млн. рублей, - 1% НМЦ контракта.

Для учреждений уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, СМП либо ННО - не более 2% НМЦ контракта.

22. Определены обязательные условия банковской гарантии, в том числе должна быть выдана банком, включенным в соответствующий перечень. Введено понятие "реестр банковских гарантий".

Требования к форме банковской гарантии, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

23. Способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей:

24. Конкурс с ограниченным участием: победителем признается лицо, прошедшее предквалификационный отбор и предложившее лучшие условия исполнения контракта по итогам конкурса с ограниченным участием. Применяется в случаях:

Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ и услуг к товарам, работам и услугам высокосложного, инновационного или специализированного характера устанавливаются Правительством Российской Федерации.

25. Под двухэтапным конкурсом понимается способ определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), при котором победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа. Заказчик вправе применять процедуру двухэтапного конкурса в соответствии с настоящим Федеральным законом при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий или разработок, на поставку инновационной продукции, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупок необходимы обсуждения с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

При проведении двухэтапного конкурса на первом этапе участники двухэтапного конкурса обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие их предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта.

На первом этапе конкурсная комиссия проводит обсуждения с участниками конкурса относительно любых предложений в отношении объекта закупки, содержащихся в заявках на участие в конкурсе участников конкурса.

На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием предлагаемой участником двухэтапного конкурса цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупок.

26. Запрос предложения: победителем признается участник процедуры закупки, направивший оферту, которая наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге.

Применяется в случаях:

  1. заключения договора энергоснабжения;
  2. заключения контракта на поставку спортивного инвентаря для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;
  3. лечения гражданина РФ за пределами территории РФ;
  4. заключения контракта на оказание преподавательских услуг;
  5. осуществления закупок дипломатическими представительствами РФ, осуществляющими свою деятельность за пределами РФ, если НМЦ контракта не превышает 15 млн. рублей;
  6. осуществления закупки товаров (работ, услуг) при расторжении контракта;
  7. осуществления закупки лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

27. Установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

  1. финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  2. на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  3. опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  4. необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

28. Вводится понятие "усиленной электронной подписи" - документы и информация, направляемые в виде электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком в виде электронных документов, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника электронного аукциона, заказчика.

29. Установлено, что, в случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до 0,5% НМЦ контракта или ниже, проводится электронный аукцион на право заключить контракт. В этом случае такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений настоящего Федерального закона о порядке проведения электронного аукциона.

30. Законом предусмотрено изменение критериев оценки участников торгов. Так, установлены следующие четыре критерия:

  1. цена контракта;
  2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;
  3. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;
  4. квалификация участников процедур закупки, включая наличие у участника процедуры закупки финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов (работников) определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Такие критерии, как сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, объем гарантий и срок гарантий, Законом не предусмотрены

Кроме того, предусмотрена возможность неприменения указанных критериев по усмотрению заказчика при проведении запроса предложений.

Порядок оценки заявок, предложений участников процедур закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

31. Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов:

Установлено, что, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарственные средства, топливо), участник процедуры закупки, предложивший цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, складские документы, подтверждающие наличие товара у участника процедуры закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника процедуры закупки поставить товар по предлагаемой цене.

32. Предусмотрено создание контрактных служб, если совокупный объем закупок превышает 100 миллионов рублей, если менее, то назначается контрактный управляющий. Указанные лица должны быть профессионально подготовлены в соответствии с законопроектом.

Типовое положение об их деятельности должно быть разработано федеральным органом исполнительной власти по управлению контрактной системой в сфере закупок.

33. Предусмотрены новые особенности размещения заказа у единственного поставщика, в частности, исключено понятие одноименности товаров, работ и услуг, в связи с чем закупка товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, осуществляется при условии, что совокупный объем таких закупок не должен превышать пять процентов от объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не более пятидесяти миллионов рублей.

34. Контракт (типовые контракты), исполнение, изменение и расторжение контракта, в том числе одностороннее расторжение:

  1. взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по вопросам исполнения контракта;
  2. экспертизу результатов исполнения контракта;
  3. приемку результатов исполнения контракта.

Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок

35. Мониторинг закупок - система наблюдения в сфере закупок товаров, работ и услуг путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о реализации планов закупок и планов-графиков.

Мониторинг осуществляется в целях:

Результат мониторинга - сводный аналитический отчет.

По результатам мониторинга закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной и выдано соответствующее предписание.

Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

Мониторинг может осуществляться и в отношении закупок субъекта.

36. Аудит - осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

В рамках аудита осуществляется анализ и оценка результатов планирования закупок, достижения целей осуществления закупок.

Глава 5. Контроль

37. Контроль осуществляют:

  1. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  2. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
  3. органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Установлено, что информация о поданных в контрольные органы в сфере закупок жалобах, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, размещается в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний.

Установлено, что рассмотрение жалобы может проводиться в отношении одной закупки только одним контрольным органом в сфере закупок.

Введена норма, что рассмотрение жалобы должно быть прекращено:

  1. органом исполнительной власти субъекта, органом местного самоуправления - при аналогичной жалобе в федеральный орган исполнительной власти;
  2. органом местного самоуправления - при аналогичной жалобе в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

Уточняются случаи и методы проведения внеплановых проверок в отношении планирования закупок.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за:

  1. соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
  2. соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;

г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

При этом порядок осуществления контроля, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Установлено, что на основании соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями полномочия соответственно органов управления государственными внебюджетными фондами, финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований на осуществление указанного выше контроля могут быть переданы федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении:

  1. соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и обоснованности закупок;
  2. нормирования в сфере закупок при планировании закупок;
  3. определения и обоснования НМЦ при формировании планов-графиков;
  4. применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  5. соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  6. своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  7. соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Контроль в сфере закупок, указанный выше, осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

  1. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
  2. органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
  3. органом местного самоуправления муниципального образования, уполномоченным на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

38. Ведомственный контроль.

Государственные органы (в том числе органы государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

39. Предусмотрен обязательный контроль заказчика за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

40. Предусмотрен общественный контроль за соблюдением требований законодательства о КС.

Глава 7. Особенности осуществления отдельных видов закупок

41. Предусмотрена особенность заключения контрактов:

42. Установлено, что Правительство РФ вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения.

Глава 8. Заключительные положения

43. Закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых КС установлены иные сроки вступления их в силу.