Мудрый Юрист

Оказание юридической помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

Гурай Г.А., главный специалист-эксперт отдела координации деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В процессе становления в Российской Федерации правового государства наиболее актуальной является проблема обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В статье затронуты проблемы оказания бесплатной юридической помощи лицам, содержащимся под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: осужденные к лишению свободы и лица, содержащиеся под стражей, юридическая помощь, адвокат, защитник, общественная наблюдательная комиссия.

Rendering the legal aid to persons, containing in establishments of criminal and executive system

G.A. Guray

Guray G.A., the chief specialist expert of department of coordination of activity of territorial bodies of the Ministry of Justice of the Russian Federation, subordinated federal services and federal state institutions of the Ministry of Justice of the Russian Federation of Head department of the Ministry of Justice of the Russian Federation in Sverdlovsk region.

In the course of formation in the Russian Federation of the constitutional state the most actual is the problem of ensuring the rights and freedoms of the person and the citizen. In article issues of rendering a free legal aid to the persons holding in custody in establishments of criminal and executive system are touched.

Key words: condemned to imprisonment and the persons holding in custody, a legal aid, the lawyer, the defender, the public supervisory commission.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 48) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В большей степени потребность в такой помощи существует в пенитенциарных учреждениях. Особая значимость юридической помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, вызвана рядом факторов таких, как: изоляция от общества, ограничивающая доступ к правовой информации, недостаточный уровень развития правового сознания и правовой культуры осужденных, не позволяющий им использовать правовые средства для реализации своих прав. При этом наличие специального правового статуса указанных лиц не предполагает ограничений в средствах защиты их прав, свобод и законных интересов.

Право осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, на юридическую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ), Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее - УИК РФ), Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (далее - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений) и иных нормативных правовых актах.

Конституционные положения о праве на получение квалифицированной юридической помощи осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, конкретизированы в части 8 статьи 12, части 4 статьи 89 УИК РФ, согласно которым для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. При этом встречи с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, не входят в число свиданий, определяемых УИК РФ, поэтому они предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов по заявлению осужденного. Свидания с адвокатом предоставляются наедине вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Необходимо отметить, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2004 N 77-О "По ходатайству Министра юстиции Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2003 года по делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" установленный частью 4 статьи 89 УИК РФ порядок предоставления осужденному свиданий с адвокатом носит уведомительный, а не разрешительный характер, в связи с чем администрация учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, не вправе отказать в удовлетворении заявления осужденного о свидании с приглашенным им адвокатом. При этом приведенные принципиальные положения имеют общий характер, относятся в равной мере ко всем осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, в том числе и к тем, к которым применены меры дисциплинарного взыскания <1>.

<1> Рагулин А.В. О необходимости совершенствования российского законодательства, регламентирующего право адвоката на свидание с лицом, содержащимся под стражей // Юридическая ответственность: теория и практика: Сборник материалов российской научно-практической конференции (19 ноября 2010 г.) / Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). Уфа, 2011. С. 39 - 43.

Согласно п. 17 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденного Приказом Минюста России от 26.12.2006 N 383, переписка осужденных с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация учреждений уголовно-исполнительной системы располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц.

На практике существует определенное мнение, что правовая помощь - это помощь только адвокатов. Действительно, адвокатская деятельность является основным средством обеспечения гарантируемого Конституцией Российской Федерации права на получение квалифицированной юридической помощи. Однако юридическая помощь адвоката относится к числу наиболее дорогих услуг, в особенности по уголовным делам, а также по делам лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, при этом возможность осужденных в получении юридической помощи от адвокатов существенно снижается. Вместе с тем согласно положениям УИК РФ для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами не только адвокатов, но и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. При этом законодательством не конкретизировано, какие именно субъекты, кроме адвокатов, имеют право на оказание юридической помощи осужденным, находящимся в местах лишения свободы.

Нормами УПК РФ определен круг участников уголовного судопроизводства, наделенных правом обжалования судебного решения, к числу которых в том числе относятся обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители. В соответствии с частью 2 статьи 49 УПК РФ по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката. В постановлениях высших судебных инстанций содержатся правовые позиции относительно участия названных лиц в уголовном процессе. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 28 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанций" лицо, указанное в части 2 статьи 49 УПК РФ и не являющееся адвокатом, вправе обжаловать судебное решение в апелляционном и кассационном порядке и принимать участие в заседании судов апелляционной и кассационной инстанций, если оно было допущено к участию в суде первой инстанции в качестве защитника.

Если названное лицо не принимало участия в суде первой инстанции в качестве защитника, то в суде кассационной инстанции оно по определению суда может быть допущено в качестве защитника лишь наряду с адвокатом, осуществляющим защиту по соглашению либо по назначению суда.

Необходимо отметить, что с позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 22.04.2005 N 208-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Корковидова Артура Константиновича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 49 и частью седьмой статьи 236 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", поскольку такой способ защиты, как приглашение по ходатайству обвиняемого для участия в судебном заседании в качестве защитника одного из близких родственников или иного лица, прямо предусмотрен уголовно-процессуальным законом, отказ суда в предоставлении обвиняемому возможности воспользоваться им может иметь место лишь при наличии существенных к тому препятствий, в том числе в связи с наличием предусмотренных уголовно-процессуальным законом обстоятельств, исключающих участие защитника в производстве по уголовному делу. Во всяком случае решение о допуске в качестве защитника наряду с адвокатом одного из близких родственников обвиняемого или иного лица, об участии которых ходатайствует обвиняемый, не может быть произвольным, не учитывающим требований закона, обстоятельств конкретного дела и особенностей личности приглашаемого в качестве защитника лица. Вместе с тем следует учитывать, что согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2004 N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", поскольку в соответствии с частью 2 статьи 49 УПК РФ один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый, могут быть допущены судом в качестве защитника только наряду с адвокатом, принятие отказа от адвоката влечет за собой и прекращение участия в деле этого лица (за исключением производства у мирового судьи) <2>.

<2> Кудрявцев В.Л. Некоторые проблемные вопросы допуска в качестве защитников адвоката и иных лиц в уголовном судопроизводстве Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2012. N 1(1). С. 27 - 35.

Если в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" по прибытии на свидание адвокат должен представить ордер юридической консультации на оказание юридической помощи осужденному, подтверждающий его полномочия на представление интересов осужденного, и предъявить документ, удостоверяющий его (адвоката) личность, порядок допуска в исправительное учреждение иных лиц, прибывших для оказания юридической помощи осужденным, специальными нормами не конкретизирован. Полагаю, что такой порядок должен быть закреплен в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений с указанием перечня лиц, которые вправе оказывать такую помощь осужденным.

Конституционное право на получение юридической помощи нельзя понимать в узком смысле и связывать его реализацию с возможностью отстаивания своих интересов только в рамках уголовного процесса. С учетом особенностей статуса осужденного право на квалифицированную юридическую помощь гарантируется ему для защиты и его права, и от незаконных действий и решений органов и учреждений, исполняющих наказание.

Не случайно в последнее время большое значение приобретает деятельность общественных наблюдательных комиссий по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания (далее - ОНК), правовые основы участия которых в вопросах контроля за обеспечением прав граждан, содержащихся в местах лишения свободы, в том числе создания условий для их адаптации в жизни общества в последующем, определяются Федеральными законами от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об общественной палате Российской Федерации", от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

Основными задачами ОНК обозначены следующие: осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована комиссия; подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля; содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

К формам контроля наряду с прочими отнесены: посещение мест принудительного содержания; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав находящихся в местах принудительного содержания; подготовка по результатам контроля рекомендательных решений в формах заключений, предложений и обращений; направление собранных материалов компетентным государственным органам или их должностным лицам; взаимодействие с компетентными и заинтересованными субъектами.

Несмотря на предоставленные законодателем полномочия, существует достаточно проблем во взаимоотношениях членов ОНК с администрациями исправительных учреждений. Нередко членам ОНК при осуществлении проверки мест принудительного содержания отказывают в допуске на территорию исправительного учреждения. Так, решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 19.12.2011, вступившим в законную силу, были признаны незаконными действия должностных лиц СИЗО N 1 г. Екатеринбурга по отказу в допуске членов ОНК в камеру СИЗО, где, по мнению одного из бывших осужденных, нарушались права осужденного М. <3>.

<3> Сайт Свердловского областного суда.

Как показывает судебная практика, данный пример не является единичным. Изложенное выше позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования оказания юридической помощи лицам, содержащимся под стражей, что позволит должным образом обеспечить соблюдение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь указанным лицам.

Библиографический список:

  1. Кудрявцев В.Л. Некоторые проблемные вопросы допуска в качестве защитников адвоката и иных лиц в уголовном судопроизводстве Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2012. N 1(1). С. 27 - 35.
  2. Рагулин А.В. О необходимости совершенствования российского законодательства, регламентирующего право адвоката на свидание с лицом, содержащимся под стражей // Юридическая ответственность: теория и практика: Сборник материалов российской научно-практической конференции (19 ноября 2010 г.) / Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). Уфа, 2011. С. 39 - 43.