Мудрый Юрист

Открытый закрытый перечень

Вадим Егоров, юрист, г. Москва.

Статья 9 Закона N 212-ФЗ устанавливает перечень расходов, которые не облагаются страховыми взносами. Представители ПФР считают, что данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Работодатели же, наоборот, эти рамки расширяют, причем довольно успешно.

Расходы на лекарства и медуслуги

В настоящее время имеется несколько постановлений Президиума ВАС РФ по спорам, связанным с признанием тех или иных расходов, не подлежащими обложению страховыми взносами. Проанализируем некоторые из дел.

Победу над представителями ПФР одержала прокуратура Ярославской области, которая не начисляла страховые взносы на суммы выплаченной компенсации стоимости медикаментов и оказанных медицинских услуг работникам прокуратуры и проживающим с ними членам их семей.

Президиум ВАС РФ установил, что согласно подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой.

Статья 44 Закона N 2202-1 установила составные части денежного содержания прокурорских работников.

Пункт 6 ст. 44 Закона N 2202-1 отдельно предусматривает, что медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 2202-1 Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Генпрокуратура Приказом от 25.06.2003 N 27-10 ввела в действие Инструкцию о порядке финансирования расходов на медицинское обслуживание, обеспечение лекарственными средствами прокурорских работников, пенсионеров органов прокуратуры и членов их семей. В соответствии с этой Инструкцией на основании заявлений и подтверждающих документов работникам прокуратуры возмещались расходы на приобретение лекарственных средств и медицинские услуги, оказанные им и проживающим с ними членам их семей.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.01.2013 N 11811/12 указал, что данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда работников, как она определена в ст. 129 ТК РФ и ст. 44 Закона N 2202-1, производятся в силу статуса работника прокуратуры, имеют компенсационный характер, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами.

Оплата проезда к месту отпуска

Совершенно законно работодатели теперь могут экономить на страховых взносах при оплате проезда в отпуск за границу работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 02.10.2012 N 7828/12 не согласился с мнением ПФР о том, что если работник летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, то местом пересечения границы следует считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает данный работник.

Судьи решили, что если согласиться с ПФР, то при следовании наземным транспортом страхователь имеет право не облагать страховыми взносами компенсацию проезда работника по территории России в полном размере, а при следовании этого же работника к месту отдыха за границу на самолете - только частично. Тем самым нарушается принцип равенства обложения страховыми взносами.

ВАС РФ решил, что не подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов компенсация стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения государственной границы и обратно.

Попутно Президиум ВАС РФ в вышеуказанном Постановлении защитил страхователей еще от одной неправомерной претензии со стороны ПФР. Сотрудники Фонда посчитали, что если взносы ошибочно не начислены, то организация исказила свою отчетность в ПФР, поэтому ее следует за это оштрафовать. Судьи же решили, что страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает.

При указанных обстоятельствах оснований для привлечения страхователя к ответственности не имеется.

Компенсация морального вреда

Приведем в пример еще одно дело, в котором Президиум ВАС РФ не поддержал организацию, которая своим работникам выплачивала компенсацию морального вреда за работу во вредных условиях труда, в споре с ПФР (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 N 10151/12).

Данные выплаты подлежат квалификации как компенсации, установленные коллективным договором согласно требованиям ст. 219 ТК РФ в целях обеспечения прав работников на охрану труда и выплачиваемые в связи с занятостью работника на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Поскольку факты причинения вреда здоровью работников неправомерными действиями или бездействием работодателя не подтверждены, компенсация морального вреда, по сути, является компенсационной выплатой в денежной форме за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (за исключением компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов) относятся к числу выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

Таким образом, в отличие от действовавшей ранее ст. 238 НК РФ, исключавшей компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, из налоговой базы по ЕСН, подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ признает спорные выплаты объектом обложения страховыми взносами.

Не доходя до надзора

Некоторые споры до Президиума ВАС РФ так и не дойдут, поскольку арбитражные суды проявляют редкое единодушие.

К ним относится, к примеру, выплата компенсации за задержку выплаты заработной платы.

В подпункте "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации).

ФАС ВВО в Постановлении от 25.10.2012 N А31-11529/2011 решил, что компенсация за несвоевременную выплату заработной платы, предусмотренная трудовым законодательством, не подлежит обложению страховыми взносами.

Представители ПФР ссылаются на письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19, в котором предписано начислять страховые взносы на компенсацию за задержку заработной платы.

Однако ФАС МО в Постановлении от 28.02.2013 N А41-24690/12 заявил, что в письме содержится всего лишь мнение Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России, представляющее собой толкование правовой нормы, и это письмо не создает новой правовой нормы. Суды, рассматривающие споры соответствующей категории, не связаны положениями письма, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13 АПК РФ и ч. 1 ст. 11 ГПК РФ подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Кстати, упомянутое выше письмо Минздравсоцразвития России требует начислять страховые взносы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом. С этим также не согласились многие суды.

ФАС МО в Постановлении от 28.02.2013 N А41-24690/12 решил, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и предоставляемые в связи с этим дни отдыха как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами не подлежат.

Аналогичные решения приняли ФАС ВСО в Постановлении от 26.03.2013 N А33-13101/2012, ФАС ЗСО в Постановлении от 29.03.2013 N А70-5551/2012.

Суды, кстати, напомнили представителям ПФР, что, как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

В свое время ВС РФ решением от 17.12.1999 N ГКПИ 99-924 признал недействительной ч. 2 п. 2.5 Основных положений от 31.12.1987 N 794/33-82 (далее - Основные положения), прописывающих организацию работ вахтовым методом. Данное положение обязывало производить компенсационные выплаты по оплате проезда работников от места жительства до места нахождения работодателя и обратно.

Это дало основание сотрудникам ПФР начислить страховые взносы на эти выплаты.

Однако ФАС ДО в Постановлении от 26.11.2012 N Ф03-5453/2012 установил, что согласно п. 2.5 Основных положений доставка работников на вахту осуществляется организованно от места нахождения предприятия или от пункта сбора (устанавливается администрацией предприятия) до места работы и обратно.

Из этого следует, что оплата проезда работникам, работающим вахтовым методом, от пункта сбора до места нахождения работы и обратно связана с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, и указанные выплаты в соответствии с подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ относятся к числу компенсационных выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

Директор ООО утвердил положение о вахтовом методе организации строительных работ, в котором прописано, что проезд работников от места нахождения подразделения (предприятия) или сборного пункта до вахтового поселка, а также до места работы (объекта, участка) и обратно до пункта сбора оплачивает предприятие.

При этом пункты сбора для доставки работников на вахту автомобильным и железнодорожным транспортом определены согласно приказу ООО.

ООО от установленных пунктов сбора осуществляло доставку своих работников до места работы и обратно железнодорожным транспортом, при пользовании которым проездной документ работника являлся разовым и индивидуальным.

На этом основании суд решил, что страховые взносы на эти выплаты не начисляются.

Аналогичное решение вынес ФАС ДО и в Постановлении от 30.01.2013 N Ф03-5919/2012.

Оплата лечения в санатории

В преддверии летнего оздоровительного сезона небезынтересным является дело, связанное с оплатой путевок на санаторно-курортное лечение работников. Суд установил, что санатории, у которых были куплены путевки, имеют лицензии на осуществление доврачебной помощи, санаторно-курортной помощи, а также прочих работ и услуг, в число которых входят применение методов традиционной медицины, экспертиза временной нетрудоспособности. На этом основании суд сделал вывод, что данные санатории являются медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг.

Договоры, заключенные ОАО с санаториями, имеют срок действия не менее 1 года. В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ суммы платежей (взносов) по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, не подлежат обложению страховыми взносами.

ФАС ЗСО в Постановлении от 15.01.2013 N А27-13595/2012 решил, что при таких обстоятельствах страховые взносы на стоимость путевок начисляться не должны.