Мудрый Юрист

О правовых аспектах внедрения международных стандартов финансовой отчетности

Кожевникова Светлана Игоревна, аспирантка кафедры финансового права Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Статья посвящена внедрению Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в правовое поле России, дается краткий анализ законодательных актов, принятых в Российской Федерации, которые регламентируют процедуру перехода на МСФО. Характеризуется значение нормативного введения МСФО в России.

Ключевые слова: юриспруденция, МСФО, нормативное регулирование, ПБУ, положения по бухгалтерскому учету, финансовая отчетность, Международные стандарты финансовой отчетности, мировая хозяйственная система, консолидированная финансовая отчетность, разъяснения международных стандартов.

On the legal aspects of introduction of the international financial reporting standards

S.I. Kozhevnikova

Kozhevnikova Svetlana Igorevna - postgraduate student of the Department of Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University.

The article is devoted to the introduction of the International Financial Reporting Standards (IFRS) into the legal sphere of Russia. The author provides brief analysis of the Russian legislative acts, which were passed to regulate the process of transfer to the IFRS. The author also characterizes the value of the normative introduction of the IFRS in Russia.

Key words: jurisprudence, IFRS, normative regulation, Accounting Regulations, provisions on accounting, financial reporting, International Financial Reporting Standards, global economic system, consolidated financial reporting, interpretations of the international standards.

Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) в правовое поле России происходит уже в течение значительного времени (более 20 лет). Однако следует учитывать, что уровень и сложность произошедших социально-экономических процессов не имеет аналогов в мировой истории. Выработка эффективного механизма правового внедрения МСФО в национальную практику является одной из принципиальных проблем, требующих решения на национальном уровне. В силу различия способов правового регулирования, сложившихся в разных странах, необходимы усилия на международном и наднациональном уровнях по координации механизмов правового внедрения.

Е.В. Севастьянова утверждает, что из основ устойчивой финансовой инфраструктуры является четкая, понятная и общепризнанная система бухгалтерского учета и отчетности, принципы которой можно интерпретировать и применять достаточно жестко и постоянно <1>. Такой подход наиболее полно отвечает интересам всех основных субъектов рынка: правительства, предприятия, кредитора, инвестора.

<1> Севастьянова Е.В. Основы гармонизации российской системы бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2000.

Процесс интеграции экономики России в мировую хозяйственную систему в качестве ее органической составляющей обусловливает необходимость построения системы бухгалтерского учета и отчетности, отвечающей МСФО и потребностям реформируемой рыночной экономики. Этот процесс предопределяет необходимость переосмысления критериев формирования учетной и отчетной информации, более четкого определения элементов финансовой отчетности, установления взаимосвязи между ними, а также порядка их признания и оценки.

Международные стандарты были разработаны с целью удовлетворения потребностей большинства пользователей, принимающих экономические решения (например, о приобретении, сохранении или продаже пакетов акций). Для этих целей были выделены семь основных групп пользователей - инвесторы, служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность. Стандарты являются международно-признаваемыми, а также позволяют избежать привязки к модели учета какой-либо отдельной страны. В полной мере международными стандартами руководствуются только ТНК (транснациональные корпорации), для которых применять национальные методы учета каждой страны не представляется возможным.

Для европейской системы учета приоритетом являются интересы кредитных организаций, поскольку принято считать, что европейская экономическая инициатива базируется на заемном банковском капитале, в отличие от американской, базирующейся на акционерном капитале.

Отличительной чертой системы бухгалтерского учета в экономически развитых странах является нежесткая регламентация процедурной стороны. У них нет единого национального плана счетов, единого методологического центра, потока инструктивных материалов, обязательных к исполнению. Бухгалтерский учет служит для защиты прав и интересов собственника, в то время как в России он направлен, прежде всего, на соблюдение норм налогового законодательства. Разные ориентиры и условия хозяйствования порождают соответствующие особенности. Так, например, при отечественном учете бухгалтеры стремятся порой завысить себестоимость и, как следствие, занизить прибыль и налог на прибыль. В западных компаниях бухгалтеры, наоборот, часто пытаются завысить прибыль для получения более привлекательной картины для инвесторов (акционеров) и кредиторов.

Кроме того, в методологическом плане учет на Западе подразделяется на финансовый и управленческий.

При ведении западного учета используются постоянные счета (активы, пассивы и капитал акционеров) и временные счета (доходы, расходы, прибыли и убытки). Остатки по постоянным счетам показываются в балансе, остатки по временным счетам закрываются на постоянные счета.

В отличие от российских стандартов учета стандарты IAS/GAAP не предписывают обязательного плана счетов. Каждая компания разрабатывает свой собственный план счетов, наиболее подходящий для масштабов и особенностей ее деятельности.

По мнению И.А. Коноплевой, бухгалтерский учет, сложившийся в нашей стране, более сложен, строг и конкретизирован, что делает информацию "на выходе" аналитичнее <2>.

<2> Коноплева И.А., Костин Б.А. Проблемы автоматизации бухгалтерского учета в период перехода на Международные стандарты финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 35.

Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

Конечно, МСФО - это не идеал. Однако МСФО сегодня - это международный язык бизнеса. Чтобы получать выгоды от вовлеченности в мировую экономику, российский бизнес должен уметь говорить на этом языке. Именно поэтому вместе с началом рыночных реформ в России начался поиск механизмов официального принятия МСФО, успешно завершившийся в конце минувшего года.

Законодательной основой принятия МСФО в России стал Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" <3>. В силу этого Закона общественно значимые российские организации должны готовить, аудировать, представлять и публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность, которая должна быть составлена в соответствии с МСФО.

<3> Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4177.

Субъектами, на которых распространяется действие Закона N 208-ФЗ, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 208-ФЗ являются кредитные, страховые, другие организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. В силу ч. 2 ст. 2 Закона N 208-ФЗ, если федеральными законами предусмотрены составление и (или) представление и (или) публикация КФО (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса), такая отчетность должна быть составлена в соответствии с данным Законом.

Таким образом, положения Закона N 208-ФЗ распространяются также на лиц, осуществляющих раскрытие информации в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и иных лиц, если раскрытие информации предусмотрено их учредительными документами. Положения упомянутых Законов, касающиеся раскрытия информации, конкретизированы Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" <4> (далее - Приказ N 06-117/пз-н). В соответствии с Приказом N 06-117/пз-н к ежеквартальному отчету эмитента прилагается:

<4> Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (в ред. от 04.10.2011) "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. Приложение к N 4.

В случае представления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с МСФО, сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность, составленная в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 7.3 Приказа N 06-117/пз-н), может не представляться.

Таким образом, исходя из содержания ч. 2 ст. 2 Закона N 208-ФЗ эмитенты эмиссионных ценных бумаг обязаны представлять только сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, составленную в соответствии с МСФО. Непредставление такой отчетности может повлечь за собой ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ <5>.

<5> Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2010 N 07АП-422/10 по делу N А67-9488/09 об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг // URL: http://www.lawmix.ru/7ap/3423.

Однако это не означает отмену составления бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <6>, на что прямо указано в ч. 2 ст. 3 Закона N 208-ФЗ.

<6> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 339-ФЗ) "О бухгалтерском учете" // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

Во исполнение Закона о консолидированной финансовой отчетности Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 <7> утверждено Положение, в котором детально расписан механизм признания МСФО для применения на территории нашей страны. При разработке этого механизма использовался опыт принятия МСФО в других неанглоязычных странах, в частности в Европейском союзе.

<7> Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 (в ред. от 27.01.2012) "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1385.

В п. 2 Положения N 107 установлено, что в состав международных стандартов и Разъяснений международных стандартов, подлежащих признанию, входят принимаемые Фондом (совокупно - документы международных стандартов):

а) международные стандарты;

б) разъяснения международных стандартов;

в) изменения, которые вносятся в международные стандарты и разъяснения;

г) иные документы, определенные Фондом в качестве неотъемлемой части международных стандартов и (или) разъяснений.

Министерство финансов (далее Минфин) России заключило с Фондом МСФО соглашение, по которому последний передал в Минфин России тексты документов МСФО на русском языке. В отношении их проведена экспертиза их применимости в Российской Федерации специально выбранным для этого экспертным органом. Подтверждена применимость всех представленных на экспертизу документов. Радует тот факт, что при этом не потребовалось вносить в тексты МСФО какие-либо корректировки <8>.

<8> Сухарев И.Р. Значение введения МСФО в России // Бухгалтерский учет. 2012. N 3.

Конечно, результаты экспертизы были вполне ожидаемы, поскольку Россия является не первой страной, в правовую систему которой вводятся МСФО. Вряд ли у нас можно отыскать такие специфические факторы, которые препятствовали бы внедрению или требовали корректировки МСФО, при условии что в других странах в отношении их не нашлось препятствий для внедрения или необходимости корректировок.

Каждый новый поступающий от Фонда МСФО стандарт, разъяснение или поправка в действующие стандарты будет подвергаться такой же доскональной проверке на их применимость в России, какой был подвергнут первый пакет. Только на основе результатов экспертизы Минфин России по согласованию с Банком России и Федеральной службой по финансовым рынкам РФ принимает приказ о введении в действие в нашей стране документов МСФО.

Повторим, что Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" распространяется на все кредитные и страховые организации, а также на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах. Пока этим и исчерпывается круг "общественно значимых" российских организаций, обязанных отчитываться по МСФО. В будущем возможно его расширение за счет открытых акционерных обществ, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов и др.

Организации, на которые распространяется действие Закона, должны составить первую отчетность по МСФО за 2012 г. Таким образом, в начале 2013 г. можно будет увидеть первую "официальную" финансовую отчетность по МСФО, составленную по требованиям российского законодательства.

Правда, ряду организаций Закон дает трехлетнюю отсрочку - позволяет составить первую отчетность по МСФО лишь за 2015 г. Это те, кто до сих пор уже составлял консолидированную финансовую отчетность по иным международно признанным правилам, таким, как US GAAP, а также те, кто на организованных торгах котирует лишь облигации.

Большинство компаний, попавших в сферу действия Закона о консолидированной финансовой отчетности, уже и так составляли отчетность по МСФО в добровольном порядке, и для них задача составления вступительного баланса, как и применение IFRS 1, не актуальна. Их отчетность по МСФО за 2012 г. будет отличаться от предыдущих только тем, что теперь она становится официальной.

Сейчас еще нельзя утверждать, что Россия полностью перешла на МСФО. Требование о составлении, представлении и публикации финансовой отчетности по международным стандартам распространяется лишь на часть организаций, причем оно ограничено только применением в отношении консолидированной отчетности. В то же время именно консолидированная отчетность котирующихся компаний, а также банков и страховщиков - это тот продукт, который на рынке востребован инвесторами в первую очередь. Для составления именно этой отчетности применение МСФО имеет принципиальное значение.

За компаниями, попавшими в сферу действия Закона о консолидированной финансовой отчетности, сохраняется обязанность представления обычной отчетности юридического лица в соответствии с Законом о бухгалтерском учете. Дело в том, что консолидированная отчетность котирующихся компаний имеет узкое применение - только для принятия инвестиционных решений. Она не затрагивает то множество сфер общественных отношений, которых касается бухгалтерская отчетность организаций, составляемая сейчас по российским правилам. Поэтому составление консолидированной отчетности листинговыми компаниями непосредственно по МСФО может служить своеобразной опытной площадкой по применению документов, разработанных не в России. Этот опыт можно впоследствии использовать для разработки нормативных механизмов применения международных документов и в отношении неконсолидированной отчетности, после того как бухгалтерские стандарты будут полностью гармонизированы. В случае реализации указанных мер переход на международные стандарты можно завершить гармонично и безболезненно.

Между тем значение нормативного введения МСФО в России не ограничивается одной лишь сферой применения Закона о консолидированной финансовой отчетности. Это событие самым тесным образом связано с применением российских стандартов бухгалтерского учета в отношении обычной бухгалтерской отчетности любой организации, а также охватывает вопросы реализации норм законодательства в смежных областях.

Международные стандарты являются основой разработки нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в нашей стране.

В настоящее время некоторые положения по бухгалтерскому учету содержат прямые ссылки на МСФО для решения отдельных вопросов. Например, п. 22 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" и п. 20 ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов" предписывают применять МСФО в вопросах обесценения внеоборотных активов, регулируемых этими положениями.

Наиболее важная, можно сказать фундаментальная, ссылка на МСФО содержится в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". В соответствии с п. 7 этого документа если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа, исходя из норм ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

До настоящего времени Минюст России неоднократно регистрировал отсылки к МСФО, причем не только в нормах, направленных на решение отдельных вопросов, как в ПБУ, но и в требованиях к составлению финансовой отчетности по МСФО в целом. Например, серия Приказов ФСФР России (от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н, 09.10.2007 N 07-102/пз-н (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2007 N 10489), 28.12.2010 N 10-78/пз-н (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2011 N 20295)) содержит требование к российским эмитентам ценных бумаг для включения в котировальные списки определенных уровней на российских биржах представлять финансовую отчетность по МСФО или по ОПБУ США (US GAAP). Банк России также выпускал нормативные документы, требующие от кредитных организаций составления отчетности по МСФО с 2004 г. Все указанные требования выпускались при отсутствии самих текстов МСФО. И, конечно, до официального принятия этих текстов в легитимности таких требований оставались сомнения, несмотря на регистрацию документов в Минюсте России.

В этой связи значение официального введения МСФО в России выходит далеко за пределы сферы применения одного лишь Закона о консолидированной финансовой отчетности. Появилась возможность официально обращаться к МСФО для любых целей. Отметим, что Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н <9> не содержит ограничений сферы применения вводимых им МСФО.

<9> Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 9 декабря.

По причине отсутствия официального текста МСФО на русском языке норма п. 7 ПБУ 1/2008 до сих пор оставалась фактически "мертвой". Теперь открываются возможности для ее реализации. На требование применять МСФО в ситуациях, не урегулированных РПБУ, теперь вынуждены обратить внимание даже те, кто до сих пор его не замечал или не хотел замечать. МСФО становятся неотъемлемой частью учетной политики по РПБУ <10>.

<10> Сухарев И.Р. Значение введения МСФО в России // Бухгалтерский учет. 2012. N 3.

Значение этого факта сложно переоценить. Фактическая учетная политика российских организаций сегодня стала главным камнем преткновения российской бухгалтерской реформы. Именно в области фактической учетной политики, а не в требованиях российских нормативных правовых актов, следует искать основные причины несоответствий бухгалтерской отчетности российских организаций требованиям МСФО <11>.

<11> Назаркин И.Ж. Проблемы правового регулирования финансовой отчетности в банковской сфере РФ // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2007. N 5. С. 501 - 503.

Следует отметить, что отрасль бухгалтерского учета в нашей стране является устоявшейся (Закон N 129-ФЗ действует в РФ уже более 15 лет), а потому достаточно консервативной, трудно поддающейся каким-либо преобразованиям, изменениям и новшествам. Однако условия современной экономики, темпы развития рыночных отношений таковы, что положения Закона N 129-ФЗ не всегда соответствуют и удовлетворяют им.

В связи с этим отечественные законодатели стремятся сблизить российский бухгалтерский учет и международный, более прогрессивный, отвечающий современным тенденциям.

Появившийся в последние годы опыт осознанной направленности учетной политики в российских организациях на требования МСФО показывает, что существующая нормативная база позволяет без особого труда избавиться более чем от 90% обычных трансформационных процедур. Причем по мере внесения поправок в ПБУ такие возможности только возрастают. Эти факты свидетельствуют о том, что причиной необходимости трансформации является фактически применяемая российскими организациями учетная политика, которая во многом отличается не только от требований международных стандартов, но и отступает от требований ПБУ.

В практике российского учета до сих пор повсеместно господствуют взгляды, подходы и принципы 90-х годов прошлого века, адаптированные не под рыночные условия, а под потребности налогообложения. В них никак не вписываются задачи демонстрации финансового положения и финансовых результатов хозяйствующего субъекта для принятия пользователями отчетности экономических решений. Вопросы отражения в бухгалтерском учете хозяйственных ситуаций чаще всего решаются на основе сложившихся традиций по принципу "так всегда все делают". Из норм ПБУ на практике реализуются лишь те, которые вписываются в эти традиции.

На пути сближения с МСФО российские ПБУ ушли вперед по сравнению с практикой бухгалтерского учета, и теперь задача ликвидации разрыва между требованиями нормативных правовых актов и их практическим воплощением вышла на первый план. В этой связи последние изменения нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету нацелены не столько на установление новых правил, сколько на уточнение уже существующих. Основной задачей изменений стало заставить работать на практике то, что до сих пор давало сбои.

В частности, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России И.Р. Сухарев отмечает следующее: "Новое" требование о необходимости ссылок на пояснения к статьям бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, которое бухгалтеры "обнаружили" в приложении к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н, уже второй десяток лет существует в абз. 2 п. 28 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" <12>. Настолько же "новое" требование о том, чтобы сравнительные данные хотя бы за один предшествующий год представлялись не только к отчету о прибылях и убытках, но и к бухгалтерскому балансу, начинает выполняться на практике лишь 11 лет спустя после его установления в первом абз. п. 10 того же ПБУ 4/99 - только при появлении соответствующих колонок все в том же приложении к Приказу N 66н".

<12> Сухарев И.Р. Значение введения МСФО в России // Бухгалтерский учет. 2012. N 3.

Все недавние нормативные документы по бухгалтерскому учету объединяет одно - направленность на реализацию требований МСФО. Она остается неизменной все последние годы и не поменяется в обозримой перспективе. Такая определенность вектора развития нормативной базы дает возможность организациям заранее настраивать свои учетные системы, поскольку теперь тексты МСФО стали частью российского правового поля.

Еще один тонкий момент, который объединяет недавние документы: все основные содержащиеся в них нововведения могли бы быть (а точнее, должны были бы быть) применены российскими организациями до их принятия на основании ранее действовавших документов.

Наступивший 2012 г. ознаменовался новыми изменениями ПБУ. Изменения в бухгалтерском учете выразились принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) вместо аналогичного Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ), вступающего в силу с 01.01.2013.

Роль бухгалтерского учета в современное время сложно недооценить, он выступает инструментом рыночных отношений. Конституционным Судом РФ неоднократно подчеркивались публичность, императивность, необходимость единообразных требований к бухгалтерскому учету. В п. 4 Постановления от 01.04.2003 N 4-П Конституционный Суд РФ подчеркнул, что из ст. 71 (пп. "ж", "р") Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. "б" ч. 1) следует, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя РФ. Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ подтверждается также Постановлением от 18.07.2003 N 14-П и Определением от 13.06.2006 N 319-О.

Что собой будут представлять указанные выше новшества в содержательном отношении, узнать несложно. Достаточно обратиться к соответствующим аналогам МСФО. Мало того, подавляющее большинство готовящихся новых требований может быть реализовано в учетной политике российских организаций уже сегодня в условиях имеющейся нормативной базы. Ориентируясь на МСФО, организация может сформировать такую учетную политику, которая будет гармонировать с последующими изменениями ПБУ. Эти изменения не будут приводить к необходимости каждый раз перестраивать учетные системы, а будут лишь подтверждать правильность уже выбранных организацией подходов к отражению тех или иных хозяйственных ситуаций. Для полного использования потенциала МСФО необходимо развитие корпоративных принципов управления, повышение уровня использования как внешней, так и внутренней финансовой информации.

В этой связи появление официальных МСФО является важнейшим шагом на пути реформирования российского бухгалтерского учета, превращения его в эффективный инструмент создания качественной, полезной и востребованной информации.

Библиография:

  1. Севастьянова Е.В. Основы гармонизации российской системы бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2000.
  2. Коноплева И.А., Костин Б.А. Проблемы автоматизации бухгалтерского учета в период перехода на Международные стандарты финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 35.
  3. Сухарев И.Р. Значение введения МСФО в России // Бухгалтерский учет. 2012. N 3.
  4. Назаркин И.Ж. Проблемы правового регулирования финансовой отчетности в банковской сфере РФ // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2007. N 5. С. 501 - 503.

References (transliteration):

  1. Sevast'yanova E.V. Osnovy garmonizatsii rossiyskoy sistemy bukhgalterskogo ucheta s mezhdunarodnymi standartami finansovoy otchetnosti: Dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2000.
  2. Konopleva I.A., Kostin B.A. Problemy avtomatizatsii bukhgalterskogo ucheta v period perekhoda na Mezhdunarodnye standarty finansovoy otchetnosti // Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. 2011. N 35.
  3. Sukharev I.R. Znachenie vvedeniya MSFO v Rossii // Bukhgalterskiy uchet. 2012. N 3.
  4. Nazarkin I.Zh. Problemy pravovogo regulirovaniya finansovoy otchetnosti v bankovskoy sfere RF // "Chernye dyry" v Rossiyskom zakonodatel'stve. 2007. N 5. S. 501 - 503.