Мудрый Юрист

Моделирование ситуаций как интерактивная форма обучения (по материалам пилотного проекта юи сфу (Красноярск) и университета аризоны (США) "практикоориентированное обучение студентов юристов" при поддержке американо-российского фонда по экономическому и правовому развитию (usrf)) *

<*> Ry'chkova N.Yu. Simulation of situations as an interactive form of training (on the basis of materials of the pilot project of Juridical institute of Siberian federal university (Krasnoyarsk) and University of Arizona (USA) "Practice oriented training of legal students" supported by the American-Russian fund on economic and legal development (USRF)).

Рычкова Наталья Юрьевна, старший преподаватель кафедры гражданского права Юридического института Сибирского федерального университета.

Интерактивная форма обучения обоснованно признается наиболее эффективной. Данная статья посвящена применению моделирования ситуаций в юридическом образовании.

Ключевые слова: интерактивная форма обучения, моделирование ситуаций, юридическое образование.

The interactive form of training is soundly considered to be the most efficient. The present article concerns application of simulation of situations in juridical education.

Key words: interactive form of training, simulation of situations, juridical education.

Подлинное открытие не в том,

чтобы обнаружить новые земли, но в том,

чтобы увидеть мир новыми глазами.

Марсель Пруст

Интерактивная форма обучения по сравнению с иными формами обоснованно признается более эффективной, и ФГОС ВПО вполне закономерно требует ее обязательного использования в учебном процессе. В связи с этим представляет интерес зарубежный опыт подготовки и проведения интерактивных занятий.

Изучение такого опыта стало возможным благодаря реализации пилотного проекта "Практикоориентированное обучение студентов юристов" Юридического института СФУ (Красноярск) и Университета Аризоны (США) при поддержке Американо-Российского фонда по экономическому и правовому развитию (USRF) <1>. В рамках проекта российские и американские преподаватели юриспруденции обсудили проблемы, возникающие при обучении студентов, а также способы их решения.

<1> Выражаем признательность и благодарность Sally Rider, первому заместителю декана по вопросам управления и руководства персоналом Университета Аризоны (США), Elizabeth Rindskopf Parker, декану Юридической школы Мак-Джорджа Тихоокеанского университета Калифорнии (США), Brian Landsberg и Dorothy Landsberg, профессорам права этой школы, Mira Gur-Arie, Егору Иванову, Марии Воскобитовой, представителям Американо-Российского фонда по экономическому и правовому развитию (USRF), за предоставленную возможность ознакомиться с опытом реализации интерактивных образовательных технологий в Университете Аризоны и Тихоокеанском университете Калифорнии.

В США интерактивная форма проведения занятий широко используется при подготовке студентов-юристов. Она дает студенту возможность стать активным участником образовательного процесса, тем самым создавая условия для наиболее полного усвоения знаний. Сегодня, закончив юридический вуз, недостаточно знать содержание норм права и особенности их применения, нужно обладать навыками и умениями, необходимыми в практической деятельности. И формирование этих навыков и умений во время обучения обеспечивается разными способами, в т.ч. посредством моделирования отдельных сторон правоприменительной деятельности.

Моделирование ситуаций применяется ведущими учебными заведениями США. Оно обладает многими достоинствами, позволяя прежде всего сконцентрировать усилия на закреплении и совершенствовании конкретного навыка в жестко заданных и максимально приближенных к реальной действительности условиях.

Моделируя ситуацию, необходимо вначале определить, какие навыки предполагается получить в конечном итоге - аналитические, коммуникативные, организационные. Студент-юрист в первую очередь заинтересован в овладении базовыми аналитическими навыками, в частности, юридической квалификацией. Любой навык, будь он один или несколько, тренируется в рамках конкретного задания <2>, хотя не следует забывать и о том, что количество способно навредить качеству. Чем меньше навыков закрепляется при выполнении задания, тем лучше результат. Если внимание полностью сосредоточено на одном из них, эффект оказывается максимальным. При этом на основе ситуации, но в рамках отдельных заданий могут оттачиваться разные навыки.

<2> Задание иначе можно назвать кейсом (case).

Во время разработки задания помимо постановки цели также конкретизируются задачи и определяется конечный результат, к достижению которого стремятся и студент, и преподаватель. Студент становится активным участником обучения при условии, что цели, задачи и результат задания известны и понятны до начала его выполнения.

Формулируя ситуацию, с которой студенту придется работать, нужно максимально приблизить ее к реальным условиям. Реалистичность ситуации становится возможной и благодаря тому, что фабула насыщается самыми разными фактами. При этом совсем не обязательно вкладывать в казус все факты сразу. Можно предоставить лишь некоторую их часть и дать студенту поразмышлять над делом и самому определить и выяснить обстоятельства, способные повлиять на ход рассуждения и конечное решение. Такая неопределенность позволяет развить аналитическое мышление, тем самым создавая условия для получения гораздо более глубоких знаний. Кроме того, ситуация становится многоуровневой, допускающей разные, нестандартные и несовпадающие между собой подходы к ее решению, в зависимости от того, какие обстоятельства были (могли бы быть) в нее вложены.

Отсутствие единственно правильного ответа является характерной чертой данного процесса обучения, как, впрочем, и самой жизни. Данное требование имеет научное обоснование. Об этом пишет в своей книге Джоэл Баркер. Он, ссылаясь на многих авторов, и в том числе на Джейкоба Броновски, подчеркивает, что "...единственно правильного ответа не существует: "Нет абсолютного знания, и те, кто на него претендует, будь то ученые или догматики, могут натворить немало бед. Любая информация несовершенна. Мы должны относиться к ней сдержанно". Эффект парадигмы <3> объясняет, почему нужно придерживаться такого подхода. Со сменой парадигмы меняется мое восприятие мира. Это не значит, что мои взгляды изменятся на противоположные. Скорее я увижу иную часть мира, столь же реальную, что и та, которую открывали мне иные правила. Но, поскольку одна парадигма обеспечивает мне доступ к одному блоку информации, а другая - к другому, дело может кончиться тем, что я буду располагать двумя разными, но в равной степени верными объяснениями происходящего" <4>.

<3> Джоэл Баркер приводит разные определения понятия парадигмы. Томас Кун: общепринятые примеры фактической практики научных исследований - примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования... одни и те же стандарты научной практики. Уиллис Хармон: основной способ восприятия, осмысления, оценки и действия, связанный с определенным видением реальности. См.: Баркер Джоэл. Парадигмы мышления: как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 31 - 32.
<4> Баркер Д. Указ. соч. С. 128 - 129.

На семинаре, прошедшем в Университете Аризоны, обсуждались вопросы моделирования различных ситуаций, относящихся к области семейного права. В итоге совместной работы была, в частности, создана следующая методическая разработка. В качестве основы ситуации, при разрешении которой совершенствуется навык юридической квалификации, была взята фабула, достаточно распространенная в сфере семейных правоотношений.

"К супруге И.И. Андреева обратился М.О. Константинов. Он утверждал, что тот взял у него в долг 130 тыс. рублей, но не вернул. Так как Андреева сейчас нет в городе, а деньги нужны немедленно, он просит супругу Андреева вернуть деньги, иначе он взыщет их с нее в суде. В подтверждение своих требований он представил расписку, выданную Андреевым, и требование о возврате суммы долга, обращенное к Андрееву. До встречи Андреевой и адвоката между ними состоялся телефонный разговор, из которого адвокату стало ясно, что от супруги требуют возврата долга, взятого ее мужем. Основной вопрос, который сейчас интересует супругу: обязана ли она оплачивать этот долг, и как ей нужно поступать: вернуть долг, отказать? Во время беседы супруга предъявляет расписку и требование (копии), кроме того, она рассказывает о своей семейной жизни. Дата обращения к адвокату за консультацией 1 февраля 2012 г.".

Фабула данного дела по способу своего изложения почти не отличается от содержания тех споров, что приводятся в современных практикумах. Поэтому нужно подчеркнуть, что это всего лишь фундамент для работы, а сама ситуация несравненно богаче по содержанию. Моделирование ситуаций предполагает работу с различными документами и (или) инструкциями (сценариями), заранее разработанными преподавателем.

Если обратиться к упомянутому выше семейно-правовому спору, студенту можно предложить проанализировать содержание расписки в получении денег, требования о возврате займа, к примеру, тех, что приведены ниже.

Расписка

Я, Андреев Иван Иванович, паспорт серии 0403 N 661756, выдан УВД Советского района г. Красноярска, проживающий по адресу: г. Красноярск, ул. Тимошенкова, 13 - 10, получил взаймы от Константинова Максима Олеговича 130000 (сто тридцать тысяч) рублей. Деньги получил полностью, пересчитал до составления настоящей расписки, обязуюсь вернуть.

12.11.2011                                           Подпись (Андреев И.И.)

Требование

Андрееву И.И.

от Константинова М.О.

Уважаемый Иван Иванович!

Прошу Вас возвратить мне 130000 (сто тридцать тысяч) рублей, которые я передал Вам взаймы 12 ноября 2011 года, в течение месяца с момента получения настоящего требования.

подпись (Константинов М.О.)

получил лично
12.12.2011 Подпись (Андреев И.И.)

Эффект максимального приближения к реальности во время выполнения задания достигается и благодаря тому, что оно, как правило, оснащается различными сценариями, описывающими те или иные события. Эти сценарии предлагаются одному или нескольким участникам задания по желанию преподавателя. К примеру, студентке, играющей роль супруги, выдается инструкция, где содержатся сведения, способные повлиять на ход выполнения задания и изменить его результат.

Инструкция для супруги.

1. Супруга состоит в зарегистрированном браке с Андреевым в течение 10 лет.

2. В браке есть дети: старшая дочь 17 лет, получает высшее образование в институте, младшему сыну 3 года.

3. Дочь сейчас живет в общежитии в другом городе, а сын вместе с ней.

4. Супруг никогда не посвящает ее в свои дела; о том, что он взял в долг крупную сумму, супруга не знала, иначе категорически возражала бы против этого. Она гасит кредит в банке, взятый ею на обучение дочери. Денег в последнее время не хватает, чтобы приобрести самые необходимые вещи. Андреева крайне возмущена.

5. Между супругами из-за того, что Андреев не считает нужным советоваться с ней, принимая решения, часто вспыхивают конфликты. Последний произошел недавно, после чего Андреева взяла сына и уехала к матери. Последние три месяца она проживает у нее. Теперь после этого известия она начала думать о разводе, так как не желает выплачивать долги непонятно за что и непонятно кому.

6. Никаких соглашений с супругом не заключала.

7. Заработная плата супруги составляет 25 тыс. рублей, супруга - 40 тыс. рублей. В собственности имеется автомобиль, купленный два года назад за 400 тыс. рублей и зарегистрированный на имя Андреева. Кроме того, имеется квартира в общей долевой собственности супругов.

8. Дата обращения к адвокату за консультацией - 1 февраля 2012 г.

9. Деталь совместной жизни, обозначенная в п. 4 инструкции, оговаривается непременно, независимо от того, был ли задан соответствующий вопрос со стороны адвоката (супруга считает это очень важным); деталь, обозначенная в п. 5 инструкции, говорится между делом и только после того, как адвокат задал все интересующие его вопросы.

Ознакомившись с инструкцией, студенту придется проанализировать перспективы признания недействительным договора займа ввиду его совершения без согласия супруга, обратить внимание на факт раздельного проживания супруга и его значение для ответа на поставленный вопрос, оценить другие обстоятельства. Таким образом, в полной мере достигается поставленная цель совершенствования навыка юридической квалификации.

Требования к выполнению задания разъясняются заранее в специальной инструкции. Они должны быть достаточно просты и реально выполнимы. В них закладываются те параметры, в пределах которых вероятность достижения наилучшего результата наиболее высока. Если опираться на приведенный выше спор, требования могли бы выглядеть следующим образом:

"Необходимо дать устную консультацию клиенту по указанному вопросу. Содержание казуса выдается заранее, и каждому студенту предлагается представить себя дома в роли адвоката, обдумать вопросы к клиенту и найти нормы, которые могли бы быть использованы для ответа на ее вопрос. На занятии в каждой подгруппе выбираются два студента: на роль Андреевой и на роль адвоката. Андреевой выдаются документы, и она знакомится с инструкцией. Происходит собеседование, в ходе которого студенту-адвокату необходимо выяснить все обстоятельства, имеющие значение, и дать мотивированный ответ с учетом представленных ему документов. Время собеседования не может превышать 25 минут. После собеседования подводятся итоги, дается анализ ответов с точки зрения их последовательности и полноты".

Наконец, студентам должны быть заранее известны и критерии оценки выполненной работы. Так, при работе с рассмотренной выше ситуацией может оцениваться то, как полно выявлены факты, имеющие значение для дела, насколько точно определены нормы, подлежащие применению, задал ли адвокат вопросы, достаточные для того, чтобы прояснить ситуацию, сумел ли он дать мотивированные ответы на вопросы, интересующие его клиента. Только имея представление о предъявляемых к качеству работы требованиях, можно выполнить ее надлежащим образом. Кроме того, благодаря знанию критериев оценки студент способен оценить себя сам, свои слабые и сильные стороны и вырасти в профессиональном отношении.

Таким образом, моделирование ситуаций способно эффективно использоваться для формирования и последующего совершенствования навыков, а значит, является необходимым условием успешной реализации компетентностного подхода в обучении.