Мудрый Юрист

Международное финансовое право: понятие, предмет, система

В.М. Шумилов, заведующий кафедрой публичного права Всероссийской Академии внешней торговли, доктор юридических наук.

Еще древнеримский государственный деятель и философ Марк Тулий Цицерон однажды сказал: "Мировой организм есть неразрывное целое". Ни в какой другой сфере международного общения народов и государств данная старинная истина не является в настоящий момент столь очевидной, как в международной финансовой системе.

Международная финансовая система - это в каком-то смысле "кровеносная система" всей мировой экономики. Создается впечатление, что имевшие место на протяжении десятилетий, постепенные, незаметные для глаза простого обывателя изменения именно в финансовой сфере и подготовили в конечном итоге стремительную (по историческим меркам) глобализацию всех остальных сторон жизни человечества на исходе ХХ века.

С другой стороны, именно в финансовой сфере особенно жестко сталкиваются национальные и групповые интересы отдельных государств и их организаций. Такие интересы воплощаются в нормы международного финансового права, и оно превращается в инструмент глобальной политики и стратегии, в механизм поддержания правопорядка, быть может не вполне справедливого.

К сожалению, российская международно-правовая наука на протяжении длительного времени не обращала внимания на проблемы регулирования международных финансовых отношений. Пора восполнять этот серьезный пробел. Двадцать с лишним лет назад вышла известная монография профессора А.Б. Альтшулера <*>, которая все эти годы оставалась единственным пособием для студентов и преподавателей в углубленном изучении валютно-финансовой проблематики.

<*> Альтшулер А.Б. Международное валютное право. М.: ИМО, 1984.

Однако книга была написана совсем в другую эпоху. Да и вряд ли можно признать правильным концептуальный взгляд автора монографии на предмет и систему изучаемого нормативного комплекса.

Современная международно-правовая наука далеко продвинулась в осмыслении правовых реалий, в разработке терминологического инструментария, по другому смотрит на многие явления в международной финансовой системе. Итак, что же такое международное финансовое право?

О понятии международной финансовой системы

В самом общем плане все общественное пространство, в котором обитают деньги, осуществляется трансграничное движение финансовых ресурсов и лиц (поставщиков/получателей финансовых ресурсов) в определенных правовых и международно-правовом режимах, называется международной финансовой системой (далее - МФС).

Можно выделить следующие компоненты МФС:

"Денежное пространство" многогранно, имеет много уровней, аспектов; связывает воедино физических, юридических лиц и государство; связывает воедино государства между собой; непосредственно касается проблематики международной торговли, инвестиций, экономики в целом, внутренних и внешних экономических функций государства и др.

МФС сама по себе - настолько сложное явление, что и в ней можно выделить отдельные подсистемы, компоненты, сферы: международные платежно-расчетные отношения, международные валютные отношения, международные кредитные отношения и др.

В свою очередь, МФС является подсистемой более обширной международной экономической системы, а та, в свою очередь, - частью международной системы.

Соотношение МФС с международной нормативной системой

Другой частью международной системы предстает международная нормативная система, которая состоит из норм - правовых и неправовых, направленных на регулирование всех видов международных отношений.

Две главные составляющие названной системы - внутригосударственное право и международное право - образуют глобальную правовую систему <*>. Взаимное влияние, переплетение двух правовых систем в эпоху глобализации постепенно ведут к их новому качеству - неразрывному единству, в котором тем не менее эти системы сохраняются как самостоятельные и автономные.

<*> См., подробнее: Шумилов В.М. Концепция глобальной правовой системы // Юрист-международник - International Lawyer. 2003. N 3. С. 46 - 52.

В глобальное право, однако, помимо внутреннего права и международного права, дополнительно входят два "вторичных явления", которые нельзя не замечать, а именно: наднациональное право и транснациональное право.

Вторичными и условными данные явления можно называть, поскольку они являются производными и неотъемлемыми от внутреннего права и международного права.

Элементы наднационального регулирования характерны для ряда международных организаций, преимущественно универсального характера (например, для МВФ), для интеграционных объединений (например, в рамках Европейского Союза). Наднациональным характером обладают мировые валюты - евро, специальные права заимствования (СДР).

Примерами норм транснационального права применительно к международной финансовой системе являются, в частности, нормы международных межбанковских соглашений, в которых банки договариваются о правовом режиме корреспондентских счетов, о порядке взаимного кредитования и т.п.

На многостороннем уровне существует серия "унифицированных правил" для некоторых видов банковских операций. Унифицированные правила синтезированы с учетом банковской практики неправительственной международной организацией - Международной торговой палатой (МТП).

Нормы транснационального права в международной финансовой системе можно было бы (по аналогии с lexmercatoria) называть lex finanziaria.

Очевидно, что международная финансовая система в различных ее секторах находится под регулированием всевозможных нормативных комплексов: внутригосударственного права, международного права, наднационального права, транснационального права, "мягкого права", норм международной морали и прочих неправовых норм.

Общая задача всех этих норм - обеспечить порядок в международной финансовой системе, ее стабильное функционирование, избегать кризисов, предотвращать их, нейтрализовать их отрицательные последствия.

Система международно-правовых норм, регулирующих МФО, называется международным финансовым правом (далее - МФП).

Следует обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, МФП - это только часть нормативного компонента международной финансовой системы.

Во-вторых, МФП - это лишь часть международного права, а именно подотрасль международного экономического права. МФП рассматривается как право публичное.

В-третьих, МФП имеет свой предмет регулирования и свои особенности.

В-четвертых, МФП тесно взаимодействует с другими нормативными комплексами, задействованными в регулировании внутригосударственных и международных финансовых отношений, и более того - переплетается с ними. В данном смысле МФП - часть международной нормативной системы и часть формирующегося глобального права.

Предмет МФП

Объектом регулирования при помощи МФП являются международные финансовые отношения, но не вся совокупность таких отношений, а только часть их.

В эту часть МФО входят следующие основные группы отношений:

Примерами конкретных правоотношений, которые находятся в сфере регулирования при помощи МФП, могут быть правоотношения, касающиеся:

В международной финансовой системе (в отличие от любой другой) наиболее заметно переплетение "публичного" уровня отношений с уровнем "частным". Международные правоотношения, начинающиеся на "публичном" уровне, зачастую реализуются через частноправовые отношения, и наоборот, частноправовые финансовые отношения могут своими проблемами или масштабами так или иначе "выходить" на "публичный" уровень.

В рамках каждого уровня решаются свои задачи и проблемы. Так, например, международные платежно-расчетные отношения на частноправовом уровне осуществляются в целях обеспечения платежей между отдельными лицами на основе внутреннего права, а также при помощи транснационального права, обычаев делового оборота.

Платежно-расчетные отношения на межгосударственном уровне возникают, как правило, для обеспечения потребностей внешнеторгового оборота, в связи с платежными балансами государств или когда требуется унифицировать внутренние правовые платежно-расчетные режимы. Соответственно осуществляются такие отношения на основе, главным образом, международно-правовых норм - норм МФП.

Таким образом, МФО можно представить в качестве отношений на микроуровне (между частными операторами и/или по отдельным вопросам) и на макроуровне (между публичными лицами и/или по общесистемным вопросам).

Возможно, полезным было бы введение специальной терминологии, которая позволяла отделять публичный уровень международной финансовой системы от уровня частноправового. Так, частноправовой уровень международных финансовых отношений можно было бы обозначить термином "финансовые отношения международного характера".

Внутренние правовые режимы как предмет МФП

В международных финансовых отношениях одним из главных препятствий в процессе установления и развития сотрудничества между государствами и частными лицами этих государств может стать внутреннее право, а также внутренние правовые режимы.

Как показывает практика, на состояние правопорядка в МФС, в частности, влияют:

Задача международного финансового права - создать международно-правовой режим трансграничного движения финансов, совмещения национальных финансовых систем, в том числе путем унификации внутренних правовых режимов.

Метод МФП

Проблематика метода регулирования в российской международно-правовой литературе, как представляется, недостаточно разработана.

МФП осуществляет целенаправленное воздействие на поведение государств и международных организаций в международной финансовой системе. Каким образом происходит такое целенаправленное воздействие? Если под таким углом зрения посмотреть на проблематику метода МФП, то обнаружится, что методов - много, набор методов - широк.

Можно говорить о методах централизованного и децентрализованного регулирования; методах координации и субординации целей и интересов сторон; методах жесткого и мягкого регулирования; методах регулирования при помощи транснационального и наднационального права.

Выделяются методы односторонних действий государств и методы двустороннего, многостороннего и универсального регулирования отношений в международной финансовой системе.

Уже из этой неполной картины методов видно, что в современной международной финансовой системе прослеживается тенденция переключения, например, с мягкого на все более жесткое регулирование многих вопросов, с обычно правового - на договорное, с односторонних действий - на многостороннее и универсальное регулирование.

При этом государства по мере развития осуществляют дерегулирование внутренних финансовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики и в то же время реструктурируют государственные функции, переключаясь на более активную защиту национальных интересов на макроуровне МФО.

О термине "международное финансовое право"

Выбор термина "международное финансовое право", который используется для обозначения данной международно-правовой подотрасли, требует пояснений.

Строго говоря данный термин с экономической точки зрения, может показаться не вполне точным. Более точным названием было бы: "Международное валютно-финансовое и международное кредитное право", однако оно весьма громоздко. В связи с этим термин "международное финансовое право" можно считать условным и наиболее удобным.

Кроме того, название "международное финансовое право" представляется более правильным, чем используемый зачастую в научной и учебной литературе термин "международное валютное право".

Несмотря на то что термины "финансы" и "валюта" можно считать в некоторых случаях синонимами, тем не менее это не всегда совпадающие по смыслу и содержанию понятия. Название "международное валютное право" было бы оправдано, если бы речь шла о правовом регулировании исключительно международного валютного рынка. Однако подотрасль "МФП" направлена на регулирование всего комплекса вопросов финансовой проблематики, и в данном смысле "международное валютное право" - только часть МФП.

Государства в международной финансовой системе

К "естественным правам" государств в сфере МФО можно отнести право:

В процессе правового обеспечения функционирования международной финансовой системы государства при помощи, в частности, международно-правовых норм ограничивают, конкретизируют, изменяют свои права, передают часть своей суверенной компетенции международным организациям.

Более того, некоторые ограничения суверенных прав, свободы действий государств приобретают - опять же через механизмы международного права - наднациональный (надгосударственный) характер.

Так, например, во второй половине ХХ века государства-участники Международного валютного фонда (МВФ) на несколько десятилетий привязали свои валюты к доллару США, утратили право самостоятельно, по своему усмотрению, производить девальвацию/ревальвацию национальной валюты и т.п.

В условиях глобализации в международной финансовой системе особенно рельефно проявляется тенденция на противостояние между односторонними действиями ("правом") наиболее экономически сильного государства (группы государств) и международно-правовым принципом государственного суверенитета.

Сильные государства "продавливают" при помощи международно-правовых механизмов нормы, которые так или иначе сужают сферу суверенной компетенции государств (по сути, ограничивают суверенитет). За этим могут стоять как корыстные государственные интересы, так и объективная необходимость, общий интерес мирового сообщества.

Например, в настоящий момент через механизм МВФ ограничена свобода государств осуществлять полномасштабное валютное регулирование на своей территории.

Объективно глобализация в МФС означает "снижение административных границ" для трансграничного движения валют, финансовых ресурсов и операторов. И такое снижение - благо для государств с рыночной экономикой и экономическим потенциалом.

Главная проблема современности заключается в том, чтобы соотнести суверенитет с требованием снижения административных границ в условиях, когда глобализация осуществляется при господстве финансово-экономической силы узкой группы государств западного цивилизационного типа.

В таких условиях суверенитет и глобализация представляют собой в МФС сущностное противоречие, которое будет разрешаться по мере вызревания необходимых предпосылок. Известно, что любое противоречие - это лишь этап развития.

Банки - основные операторы МФО

Фигура менялы, ростовщика в конечном итоге привела к появлению банкирских домов и банков. Со временем расширялись их функции, шла специализация и универсализация банков. В XIX веке возникли государственные банки: Банк Франции, Австрийский банк, Русский государственный банк.

Всего в мире насчитывается несколько десятков тысяч банков (только в США их - около 14 тыс., в том числе свыше 800 иностранных банковских учреждений из более 60 стран с активами, превышающими 1 трлн. долл., в Швейцарии - более 800 банков). Устанавливая между собой межбанковские отношения, банки в своей совокупности превращаются в глобальную систему.

Банки - не просто хранилища денег и кассы для их выдачи, или кредитования; они представляют собой главный регулятор денежного обращения, а через него - и всей хозяйственной деятельности.

Роль банков - специфична. Они являются своего рода финансовыми посредниками: привлекают свободные денежные средства у одних лиц (населения, предприятий) в форме банковских вкладов, депозитов и предоставляют их во временное пользование другим лицам в форме кредитов - на условиях срочности, возвратности, возмездности.

Аккумулируя свободные денежные средства в наличной и безналичной формах, выдавая кредиты, банки тем самым служат инструментом перераспределения капитала в стране и в мире.

По своему правовому статусу банки являются юридическими лицами, коммерческими предприятиями (организациями). Только эти предприятия производят "особый" продукт - разнообразные финансовые услуги, а именно:

Специфика деятельности банков состоит еще и в том, что, предоставляя кредит, банк как бы "вступает в зону риска": должен контролировать заемщика, чтобы обеспечить возврат кредита. При обычной коммерческой сделке стороны могут разойтись в разные стороны. Банковская сделка предполагает поддержание контакта, устойчивость отношений.

При этом банк самостоятельно оценивает степень рисков при осуществлении банковских операций. Недооценка рисков может привести к краху банка, к банкротству. А степень взаимозависимости в банковской сфере такая, что банкротство одного банка может привести к кризису всей банковской системы страны. Аналогичный банковский кризис может "передаться" на другие страны.

Вопрос банковских рисков перестает быть односторонним делом одного государства и постепенно выносится на многостороннее международное регулирование (например, в рамках Банка международных расчетов - БМР).

На многостороннее регулирование выносятся также (в праве ВТО) вопросы внутренних правовых режимов оказания финансовых услуг.

Центральные (государственные) банки стали осуществлять контроль в отношении коммерческих банков. На коммерческие банки была возложена обязанность в качестве гарантии выполнения своих обязательств создавать и хранить резервные фонды в виде драгоценных металлов, а позднее - в виде вкладов в центральном банке.

Современные государства, кроме того, владеют крупными коммерческими банками. Зачастую государствами создаются специализированные государственные банки, например банки для внешней торговли.

Международное банковское право

Несмотря на то что собственно международно-правовых норм, регулирующих международные отношения при участии банков, не так уж много, тем не менее они все-таки есть. Такую совокупность международно-правовых норм можно называть международным банковским правом.

В таком понимании международное банковское право - правовой институт МФП. Причем нет сомнений, что нормативная сфера данного института в перспективе будет расширяться. Государства и во внутреннем праве, и в международном праве объективно вынуждены сужать степень свободы банков. Расширение международного банковского права как международно-правового института в рамках МФП фактически будет означать сужение сферы lex finanziaria.

Однако следует иметь в виду, что термин международное банковское право может пониматься и понимается в правовой литературе по-разному, например как международное частное банковское право <*>.

<*> См.: Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право. М., 2004.

Многие аспекты банковской деятельности уже интернационализированы и продолжают интернационализироваться, поскольку затрагивают интересы как международной банковской среды, так и государств-участников МФО.

Методы решения интернационализированных проблем и регулирования международной банковской сферы могут быть различными. Один из них - "включить" международно-правовой нормативный массив, вынести проблемы и вопросы на международно-правовое регулирование, при необходимости - создать необходимые для регулирования международно-правовые нормы. И этот процесс идет, хотя и с определенной спецификой, которую можно объяснить специфичностью самой сферы регулирования.

Примером может служить деятельность Комитета регулирования и надзора за банковской деятельностью (Committee on Banking Regulation and Supervisory Practices), который был создан в 1975 г. под эгидой Банка международных расчетов (БМР) и известен под именем "Базельский комитет".

В названный Комитет входят руководители (уполномоченные представители) органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Швейцарии, Швеции.

Создание Комитета стало своеобразным откликом на общие проблемы международных межбанковских отношений и всей международной финансовой системы.

Дело в том, что в 60-е гг. ХХ века многие банки (преимущественно развитых европейских стран) стали активно выходить на международный кредитный рынок: привлекая финансовые средства на депозитные счета; банки выдавали огромные кредиты, которые не были обеспечены резервами. В результате во второй половине 60-х - первой половине 70-х гг. XX века прошла волна банкротств крупных банков.

Таким образом, на первый план в международном межбанковском сотрудничестве вышла проблема устойчивости банковской системы, ликвидности банковских активов, достаточности резервов. Понадобилось выработать общие подходы, стандарты в вопросах банковского кредитования, усилить контроль за коммерческими банками со стороны центральных банков государств.

Базельский комитет стал инструментом системы многостороннего (а в настоящий момент - практически универсального) регулирования банковского дела. В 1986 году он предложил план введения единых стандартов для банков стран-участниц. Речь шла о требовании к размеру капитала многонациональных банков и соотношению между капиталом и размером выдаваемых кредитов.

К 1988 году ведущие страны-участницы Базельского комитета согласовали между собой текст соглашения по данному вопросу, получившего название Базельского соглашения (Basle Capital Accord), которое стало первым в истории многосторонним соглашением, утвердившим взаимно согласованные стандарты по банковскому капиталу.

В июле 2002 года в Базельском комитете было достигнуто принципиальное решение: поменять начиная с 2006 г. стандарты регулирования мировой банковской системы. Главное в них - предоставление коммерческим банкам большей свободы в оценках рисков своей деятельности. Тем самым международная банковская система переходит на более тонкие и эффективные механизмы борьбы с рисками.

В результате через систему Комитета банковского надзора и БМР обеспечивается ответственность государств, банки которых участвуют в международных финансовых операциях, осуществляется надзор в отношении банков, в том числе иностранных (и в том числе) в части "оффшорной" деятельности. Происходит многостороннее скоординированное усиление государственного контроля за деятельностью банков.

Система МФП

Международное финансовое право обладает признаками системности. Оно представляет собой комплекс международно-правовых норм, объединенных единством и взаимосвязями, внутренней организацией, состоящей из различных компонентов, - норм, институтов и субинститутов.

Взаимосвязанность структурных элементов превращает МФП в целостное правовое явление, в часть международного права, а точнее - в подотрасль международного права (далее - МП).

Вместе с некоторыми другими подотраслями (международным торговым правом, международным инвестиционным правом и т.п.) и институтами/субинститутами МФП входит в международно-правовую отрасль - международное экономическое право (МЭП).

Система МФП - явление в значительной степени объективное. Это означает, что она складывается "под давлением" экономических, культурных, национальных, глобальных и иных факторов.

В то же время объективная природа МФП не означает, что государства не могут управлять развитием данной системы. Государства (каждое государство - в определенной степени) вносят свой вклад в становление и эволюцию МФП. Многие институты и субинституты МФП возникли под осознанным влиянием или "с подачи" крупных развитых государств западного цивилизационного типа, отдельных групп государств.

Более того, управляемое воздействие на развитие МФП со стороны государств вообще и развитых государств в особенности - усиливается.

В структуру МФП входят все виды институтов и субинститутов. В составе МФП имеются институты/субинституты материальные и процессуальные; простые и сложные; в полной мере относящиеся к МФП как подотрасли и смешанные (т.е. состоящие из норм двух и более отраслей, подотраслей МП); регулятивные, охранительные и учредительные.

Ядро МФП составляет право МВФ, которое, по сути, в значительной своей части универсально и императивно. МВФ представляет собой механизм, сопоставимый с функциями мирового министерства финансов. В то же время система и право МВФ требуют корректировки.

В увязке с правом МВФ создаются и существуют нормы, институты и субинституты многосторонних соглашений, касающихся финансовой проблематики и охватывающих различное количество государств.

Кроме того, в МФП существуют нормативные комплексы, задействованные в регулировании МФО на региональном уровне (например, в ЕС). Наконец, в состав МФП входит большое количество норм, институтов и субинститутов, регулирующих двусторонние МФО.

МФП тесно переплетается с подотраслями, институтами/субинститутами международного процессуального права, международного административного права и некоторых других отраслей МП.

При систематизации МФП его нормы, по образцу МП в целом, вполне можно подразделить на общую и особенную (или специальную) части. В общую часть входят нормы, институты и субинституты, которые охватывают, пронизывают своим регулированием все МФО, а в особенную - нормы, институты и субинституты, которые регулируют лишь отдельные вопросы, "срезы", группы МФО.

Следовательно, в общую часть МФП можно включить нормы и институты, касающиеся "лиц и вещей", т.е. закрепляющие:

В особенную часть МФП входят следующие институты:

В международной финансовой системе прослеживается тенденция создания региональных платежных, валютных союзов. Соответственно в составе МФП можно выделить институт, регулирующий интеграционные процессы и связи в финансовой сфере.

МФП очень тесно переплетается с международным инвестиционным правом. Между этими двумя подотраслями МЭП имеются общие институты/субинституты, например институт, регулирующий транснациональное движение инвестиций в финансовой форме.

Принципы МФП

"Структуродержащим" компонентом системы МФП являются его принципы. Специальные ("подотраслевые") принципы МФП - это наиболее общие нормы, обладающие всеобщим признанием и высокой юридической силой. Принципы МФП вытекают из общих принципов МП и специальных принципов МЭП.

Принципы МФП закрепляют основные права и обязанности субъектов МП в международной финансовой системе, служат основой для создания других норм, обеспечивают единство системы МФП, помогают восполнять пробелы и т.п. По сути, каждый принцип является одновременно своеобразным международно-правовым институтом/субинститутом, поскольку содержит в себе (в свернутом виде) нормы, раскрывающие, детализирующие принцип.

В российской правовой литературе нет единства подходов к составу и содержанию принципов МФП. Думается, что можно говорить о существовании в МФП (аналогично в МП в целом и, соответственно, в МЭП в частности) двух категорий принципов:

К первой категории относятся следующие принципы МФП, имеющие конвенционную или обычно-правовую природу:

Набор указанных принципов представляется достаточно произвольным. Он может быть скорректирован или расширен. Безусловно, в содержании каждого из таких принципов возникают и будут возникать (и легализовываться) определенные исключения, которые сами по себе могут быть принципами.

Ко второй категории принципов относятся так называемые принципы-стандарты, которые помогают, в частности, уравнивать внутригосударственные правовые режимы или условия "вхождения" иностранных лиц и вещей в "чужую правовую среду". Тем самым все эти принципы "служат" одному "богу" - равноправию, недискриминации.

Данные принципы не имеют собственного содержательного наполнения. Они могут быть применены ("приложимы") к любой сфере международного сотрудничества. Субъекты МП в силу обычая или международного договора используют указанные принципы в разных сочетаниях применительно к различным (широким или узким) сферам правоотношений.

В круг таких принципов включаются:

Международные организации в МФС

Важную роль в обеспечении правопорядка в мировой финансовой (и экономической) системе играют международные финансовые организации.

Можно даже утверждать, что метод регулирования при помощи международных организаций, метод многостороннего регулирования в международной финансовой системе оказался наиболее востребованным.

Международные (межправительственные/межгосударственные) финансовые организации являются субъектами МП и, соответственно, международного финансового права (МФП).

Следует сразу же подчеркнуть: международные финансовые организации - понятие условное. Под международной финансовой организацией понимается такая организация, которая наделена ее участниками компетенцией осуществлять деятельность в валютно-финансовой сфере, в той или иной степени задействована в функционировании международной финансовой системы.

Другими словами, международной финансовой организацией можно считать практически любую международную организацию, присутствие которой в международной финансовой системе заметно. Существует множество классификаций МФО - в зависимости от различных критериев.

По критерию "углубленности в финансовую проблематику" можно разделить международные организации на две категории:

а) организации, у которых финансовая сторона деятельности не является главной, преобладающей, а является технической, вспомогательной; финансовая сторона лишь обслуживает основную деятельность такой международной организации (ООН);

б) организации, у которых финансовая сторона деятельности является главной (МВФ) или преобладающей. Именно такие организации можно отнести к разряду МФО.

По критерию количественного состава МФО можно подразделить на:

По компетенции МФО делятся на:

По степени участия государств в МФО все такого рода организации можно подразделить на:

По степени участия в процессах интеграции и сотрудничества МФО подразделяются на:

По организационному (институциональному) началу МФО делятся на:

Можно было бы также выделить такое явление, которое условно обозначается как "группы интересов". Как правило, это неоформленные образования, носящие политический характер. "Группы интересов" могут быть глобальными ("Большая восьмерка"), локальными и др. Они могут быть автономными, а могут существовать в рамках международных организаций. Словом, "группы интересов" - это, если использовать известный термин, "мягкие организации".

Приведенные классификации помогают понять природу той или иной международной финансовой организации, ее роль и место в международной финансовой системе.

Наиболее заметной и значимой международной финансовой организацией в настоящее время является, конечно же, Международный валютный фонд (МВФ).

Соотношение внутренних правовых режимов и международно-правового режима

Международное финансовое право, находясь в действии, образует соответствующий международно-правовой режим, состоящий, в свою очередь, из множества режимов с различным сочетанием способов, методов, типов правового регулирования.

Так, например, взаимоотношения государств с Международным валютным фондом (МВФ) строятся на одном сочетании способов, методов и типов правового регулирования. А взаимоотношения в рамках региональных валютных союзов или в рамках двусторонних кредитных договоров - совсем на других сочетаниях. Это разные международно-правовые режимы.

Точно так же во внутригосударственных правовых системах в рамках общего правового режима можно вычленить множество режимов, например таможенный режим, валютный режим, пограничный режим, режим хождения ценных бумаг и т.п.

Так, например, в 90-х гг. ХХ века в России действовал правовой режим лишь внутренней конвертируемости рубля (т.е. только для резидентов). С 1996 года (когда Россия приняла на себя обязательства по ст. VIII Устава МВФ, требующей введения конвертируемости национальных валют) в стране был введен режим частичной конвертируемости рубля по международным текущим операциям (с распространением сферы конвертируемости и на нерезидентов). Поставлена задача перехода перевода российского рубля на режим полной конвертируемости.

В международной финансовой системе международно-правовое регулирование весьма существенно влияет на характер и содержание внутригосударственных правовых режимов. Внутригосударственные правовые режимы в финансовой сфере заметно унифицируются.

В настоящее время Россия активно интегрируется в международную экономическую систему - торговую, инвестиционную, финансовую. Системный взгляд на МФП в качестве явления реальности и международно-правового комплекса, имеющего свою специфику, должен помочь России занять достойное место в международной финансовой системе, осознать государственные интересы применительно к МФС, решить имеющиеся проблемы (например, вопросы погашения внешнего долга или обеспечения конвертируемости рубля), своевременно принять соответствующее эффективное законодательство.