Мудрый Юрист

Некоторые вопросы, возникающие при предоставлении правовых гарантий социальной поддержки гражданам, отнесенным к ветеранам великой отечественной войны, боевых действий, а также к вдовам вышеуказанных ветеранов

Ефремов А.В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассмотрены правовые вопросы, возникающие в судебной правоприменительной практике при предоставлении мер социальной поддержки ветеранам, их вдовам и членам семей погибших (умерших) ветеранов.

Ключевые слова: ветеран, меры социальной поддержки, льготы, гарантия, денежные выплаты, вдова, член семьи ветерана.

Some issues that arise when providing legal guarantees for social support of citizens, according to veterans of the great patriotic war, hostilities, as well as to widows of these veterans

A.V. Efremov

The article deals with the legal issues arising in the judicial practice in the provision of social support for veterans, their widows and families of martyrs (dead) veterans.

Key words: veteran, social support, incentives, guarantee, payment, widow of, a family member of a veteran.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной поддержки граждан, отнесенных к ветеранам Великой Отечественной войны, боевых действий и труда. Категории ветеранов установлены с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной и иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.

Согласно ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации.

Реализация мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий (далее - инвалиды войны) осуществляется на основании соответственно удостоверения инвалида Великой Отечественной войны и удостоверения инвалида о праве на льготы, установленные для данной категории граждан Постановлениями Совета Министров СССР от 18 апреля 1975 г. N 304 и от 23 февраля 1981 г. N 209.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий отнесены граждане, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества в период Гражданской и Великой Отечественной войн, а также в районах боевых действий на территории Российской Федерации и других государств в периоды, указанные в приложении "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" к названному Федеральному закону.

Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Однако в названной статье не указана новая категория граждан, приравненная по мерам социальной поддержки к инвалидам войны, а лишь законодательно закрепляется ранее установленное Постановлениями Совета Министров СССР от 18 апреля 1975 г. N 304, от 23 февраля 1981 г. N 209 право граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), на меры социальной поддержки.

Так, например, Л. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе о взыскании компенсации материального ущерба, просил взыскать с ответчика задолженность по ежемесячной денежной выплате как ветерану - участнику Великой Отечественной войны с 1 января 2005 г. по 30 сентября 2010 г. Решением Топкинского городского суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований Л. было отказано. В связи с неправильным применением норм материального права в кассационном порядке решение суда было отменено по следующим основаниям.

В соответствии с подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период Гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР. Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащемуся в приложении к Федеральному закону "О ветеранах", на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разд. 1, в том числе в боевых действиях в районе острова Даманский, март 1969 г., распространяется действие ст. ст. 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах". Приведенные нормы названного Закона свидетельствуют о том, что участники боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 г. отнесены законом к ветеранам Великой Отечественной войны, соответственно они имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц.

Согласно ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны имеют право на ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ) в установленных размерах. Данная мера социальной поддержки была впервые введена с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который предусмотрел замену ряда льгот, ранее предоставлявшихся в натуральном виде, соответствующей денежной компенсацией (выплатой). При этом законодателем было закреплено, что ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а не органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, ранее ответственными за предоставление льгот в натуральном виде. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с п. 8 Порядка граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Согласно п. 14 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ЕДВ считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Судом первой инстанции установлено, что решением Топкинского городского суда от 21 июля 2010 г. установлен факт участия Л. в боевых действиях по защите СССР в районе острова Даманский в период с 2 марта 1969 г. по 15 марта 1969 г. 29 сентября 2010 г. Л. Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области выдано удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны. 30 сентября 2010 г. Л. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда в г. Топки с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты как участнику Великой Отечественной войны. С указанного времени, т.е. с 30 сентября 2010 г., ему назначена и выплачивается ежемесячная денежная выплата. Разрешая спор, суд признал несостоятельными доводы истца Л. о том, что он имеет право на получение ЕДВ с 1 января 2005 г. в размере, предусмотренном для ветерана Великой Отечественной войны, ссылаясь на то, что истец обратился к ответчику за назначением ему ЕДВ как ветерану Великой Отечественной войны только 30 сентября 2010 г. и данная выплата была ему назначена с указанного времени, что соответствует требованиям закона. Указанные выводы суда нельзя признать обоснованными. Так, судом установлено, что с 1 января 2005 г. истец как ветеран боевых действий, на основании представленной справки из военного комиссариата, получал ежемесячную денежную выплату по данной категории в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О ветеранах". Из материалов дела видно, что заявление о назначении указанной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации было подано истцом в марте 2005 г., что в силу действующего законодательства давало истцу право на назначение и получение такой выплаты с 1 января 2005 г.

В соответствии с п. п. 9 и 17 Порядка в качестве документов, подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны, указанного в подп. "а" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", принимаются удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122, или удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907. В качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", принимаются удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27. В целях получения ЕДВ истцом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации была представлена справка объединенного военного комиссариата г. Топки от 10 ноября 2004 г., согласно которой он принимал участие в боевых действиях на острове Даманском в марте 1969 г. и имеет право на льготы согласно Федеральному закону "О ветеранах" (ст. 16). В справке также указано, что она выдана ввиду отсутствия бланков удостоверений.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации правомерно расценил данную справку как основание для назначения Л. ЕДВ в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". Вместе с тем ответчик необоснованно пришел к выводу о том, что истец относится к категории ветеранов боевых действий, поскольку как в настоящее время, так и на момент обращения истца с заявлением о назначении ему ЕДВ в марте 2005 г. лица, принимавшие участие в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 г., были отнесены законом к категории участников Великой Отечественной войны.

Несмотря на указание в справке военного комиссариата на то, что Л. имеет право на льготы в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации должен был правильно определить категорию, к которой относился Л. на момент обращения за назначением ЕДВ, и назначить ему выплату на основании соответствующей нормы Закона. То обстоятельство, что территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации истцу ошибочно была назначена ЕДВ как ветерану боевых действий, т.е. как лицу, относящемуся к иной категории лиц, имеющих право на иные меры социальной поддержки, чем ветераны Великой Отечественной войны, не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований истца о взыскании ЕДВ с момента обращения за ней в размере, установленном Законом. Определение статуса одного и того же лица, принимавшего участие в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 г., как ветерана боевых действий и как ветерана Великой Отечественной войны явно противоречит Закону, которым определено, какие лица относятся к той или иной категории ветеранов. Тем более не может быть признана обоснованной ссылка ответчика на то обстоятельство, что ЕДВ в размере, установленном для ветеранов Великой Отечественной войны, не может быть выплачена истцу с момента обращения за ней, поскольку истец ранее относился к другой категории ветеранов. Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции и приняла новое решение, которым удовлетворила исковые требования истца (дело N 33-323, 33-371) <1>.

<1> Кемеровский областной суд. Справка от 2 августа 2011 г. N 01-07/26-475 "О практике рассмотрения судами Кемеровской области гражданских дел в первом полугодии 2011 года по кассационным и надзорным данным".

Обратим внимание читателей на то, что вопрос разделения на категории ветеранов боевых действий на территориях других государств уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Богатова.

Так, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.А. Богатов просил признать не соответствующим ч. 1 ст. 15, ч. ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации подп. 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах". Заявитель высказал несогласие с тем, что для отнесения к ветеранам боевых действий для разных категорий лиц, направленных по решению Правительства Союза ССР для выполнения тех или иных задач на территории других государств, установлены различные основания: так, согласно подп. 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами боевых действий признаются лица, обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, которые находились на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий, а в подп. 6 того же пункта называется другая категория - лица, направленные на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Как следует из представленных материалов, А.А. Богатов в соответствии с решением Правительства СССР с августа 1972 г. по январь 1973 г. находился во Вьетнаме, где был занят на работах по обеспечению боевой деятельности войск (флота). Полагая, что он имеет право на получение удостоверения "Ветеран боевых действий", заявитель обратился в управление социальной защиты населения "Текстильщики" (г. Москва), которое отказало ему в этом. Мещанский районный суд г. Москвы решением от 15 ноября 2005 года со ссылкой на подп. 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" в удовлетворении его требований также отказал.

Изучив представленные А.А. Богатовым материалы, Конституционный Суд Российской Федерации не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению, аргументировав данный вывод следующим.

Статья 3 Федерального закона "О ветеранах" закрепляет круг лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, включая в их число лиц, обслуживавших воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, при соблюдении определенных условий, предусмотренных в подп. 5 п. 1 указанной статьи. В соответствии с этой нормой для получения статуса ветерана боевых действий лицам, обслуживавшим воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимо подтвердить факт направления на территории других государств и нахождения на этих территориях в период ведения там боевых действий, а также факт получения ранения, контузии или увечья либо факт награждения орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий. Однако заявителем подтвержден только первый факт.

А.А. Богатов, как видно из содержания его жалобы, требует изменить условия отнесения лиц, обслуживающих воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, к ветеранам боевых действий, установив для данной категории лиц такие же критерии, как и для лиц, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г. Между тем определение критериев для отнесения граждан к ветеранам боевых действий является прерогативой законодателя. Реализуя свои полномочия по установлению мер социальной поддержки для ветеранов, он вправе определять различные условия отнесения к ветеранам боевых действий лиц, находившихся на территориях других государств.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 г. N 13-П, от 3 июня 2004 г. N 11-П, Определения от 27 июня 2005 г. N 231-О по жалобе гражданина К.А. Галеева, от 1 декабря 2005 г. N 428-О по жалобе гражданина Е.В. Шеховцова).

Установленные в Федеральном законе "О ветеранах" различия в основаниях отнесения лиц, находившихся на территориях других государств, к ветеранам боевых действий в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основаны на объективных обстоятельствах - важности и сложности выполняемых задач, а также условий их выполнения, а потому не могут рассматриваться как ущемляющие права граждан.

Исходя из изложенного Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.А. Богатова <2>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону "О ветеранах" (постатейный) В.М. Корякина включен в информационный банк согласно публикации - "За права военнослужащих", 2006.

<2> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 506-О. См. также: Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ. М., 2009.

Аналогичным образом поступила и судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, которая, рассмотрев 26 декабря 2011 г. в открытом судебном заседании кассационную жалобу Т. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 октября 2011 г., которым отказано в удовлетворении исковых требований Т. к военному комиссариату Костромской области, Министерству обороны Российской Федерации в лице комиссии Западного военного округа о признании права на выдачу удостоверения ветерана боевых действий с правом на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", об обязании военного комиссариата Костромской области направить документы в комиссию Западного военного округа для оформления удостоверения, обязании комиссии Западного военного округа оформить удостоверение, установила следующее.

Т. обратился в суд с иском к военному комиссариату Костромской области, комиссии Западного военного округа о признании права на получение удостоверения "Ветеран боевых действий"; об обязании комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа оформить удостоверение ветерана боевых действий на его имя и справку о его праве на меры социальной поддержки; об обязании военного комиссариата Костромской области при получении документов выдать ему удостоверение "Ветеран боевых действий" и справку на меры социальной поддержки, мотивируя это тем, что в период с 20 ноября 1985 г. по 13 ноября 1987 г. он принимал участие в боевых действиях в качестве служащего воинской части на территории Республики Афганистан. Им были предприняты все возможные меры по оформлению документов для получения удостоверения "Ветеран боевых действий". Считает, что в связи с отказом в выдаче удостоверения нарушаются его права на получение ряда льгот, ежемесячных денежных выплат, при этом он испытывает моральные страдания, выразившиеся в переживаниях по данному вопросу, в затратах его личного времени на обращения к чиновникам, собирание справок, документов, что является для него унизительным, как для человека и солдата российских Вооруженных Сил.

В ходе рассмотрения дела Т. уточнил исковые требования, в качестве ответчиков указал военный комиссариат Костромской области и Министерство обороны Российской Федерации в лице комиссии Западного военного округа, просил признать его право на выдачу удостоверения "Ветеран боевых действий" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" с правом на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах"; об обязании военного комиссариата Костромской области направить его документы в комиссию по рассмотрению обращений Западного военного округа для оформления и выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий"; об обязании комиссии Западного военного округа оформить удостоверение "Ветеран боевых действий" с правом на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах". В обоснование своих требований дополнительно указал, что работал в войсковой части, которая принимала участие в боевых действиях в Республике Афганистан. На основании добровольного соглашения между ним и командиром воинской части он был зачислен на должность механика-водителя и непосредственно принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан. Таким образом, являлся работником Министерства обороны СССР в силу трудового договора, заключенного между ним и Министерством обороны СССР в лице военного комиссара.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Т. просит решение суда отменить, принять новое решение - об удовлетворении исковых требований либо направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что совокупность доказательств, имеющихся в материалах дела, указывает на то, что он непосредственно принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан в период работы там с 20 ноября 1985 г. по 13 ноября 1987 г., в связи с чем имеются достаточные основания для признания за ним права на выдачу удостоверения "Ветеран боевых действий" с правом на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах". Ссылаясь на приложение к Федеральному закону "О ветеранах", указывает, что основанием для выдачи удостоверений лицам гражданского персонала является документально подтвержденный факт непосредственного участия в боевых действиях. Из справки, выданной воинской частью, следует, что Т. в период работы в воинской части на основании добровольного соглашения между ним и командиром воинской части был зачислен на должность механика-водителя и непосредственно принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан. Обращает внимание на то, что в ходе судебного заседания представитель военного комиссариата Костромской области не оспаривал факт того, что он (Т.) являлся работником Министерства обороны СССР, что отражено в протоколе судебного заседания от 25 августа 2011 г., в связи с чем дополнительные доказательства, а именно копия трудового договора из архива Министерства обороны Российской Федерации, не истребовались. Считает, что судом неверно применены нормы материального права, что привело к необоснованному отказу в удовлетворении заявленных требований.

В возражениях относительно кассационной жалобы представитель военного комиссариата Костромской области по доверенности П., Управление Западного военного округа считают решение суда законным и обоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания Т. ветераном боевых действий, имеющим право на льготы, предусмотренные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах". Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям Закона, оснований для признания его неправильным не имеется.

Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке истца Т. 20 ноября 1985 г. назначен на должность машиниста-кочегара в войсковой части, 13 ноября 1987 г. уволен по п. 2 ст. 29 КЗоТ РСФСР по окончании срока трудового договора (в Республике Афганистан). В связи с этим, разрешая заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что в период нахождения в Республике Афганистан истец фактически обслуживал войсковую часть, принимавшую участие в боевых действиях на территории государства, названного в разд. 3 приложения к Федеральному закону "О ветеранах", т.е. был занят на работах по обеспечению деятельности воинского формирования, работая по трудовому договору. Данное обстоятельство подтверждается также извещением из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. С учетом этого суд обоснованно указал, что Т. относится к ветеранам боевых действий в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах". В настоящее время ему предоставляются меры социальной поддержки ветерана боевых действий по основаниям п. 3 ст. 16 указанного Закона.

Суд, проанализировав положения подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", правильно исходил из того, что Т. не может быть отнесен к ветеранам боевых действий, указанным в данной норме права, поскольку на территории Афганистана выполнял работу по трудовому договору. Доводы Т. о том, что в спорный период он находился на военных сборах, что был зачислен на основании добровольного соглашения на должность механика-водителя, судом тщательно проверены и правильно признаны необоснованными. Суд, оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с учетом требований действующего законодательства, правомерно исходил из того, что указанные истцом обстоятельства не свидетельствуют об изменении его статуса. Достаточных и допустимых доказательств того, что он во время пребывания в спорный период на территории Афганистана являлся военнослужащим и участвовал в боевых действиях, не представлено. Его доводы опровергаются имеющимися материалами дела. С учетом этого суд обоснованно отказал Т. в удовлетворении иска. Доводы кассационной жалобы Т. о том, что в период работы в Афганистане он являлся работником Министерства обороны СССР, в связи с чем относится к категории лиц, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", несостоятельны, поскольку он таковым не являлся. Другие доводы кассационной жалобы, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела. Каких-либо оснований для отмены или изменения решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Т. - без удовлетворения <3>.

<3> URL: http://oblsud.kst.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num=1&id=4440000111230095407296100042169.

А как быть в случае смерти ветерана Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, какой статус у членов семьи умерших ветеранов предусмотрен в настоящее время федеральным законодателем? В частности, например, какие документы определяют права на льготы вдов умерших ветеранов Великой Отечественной войны или умерших ветеранов боевых действий? Для того чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, проведем краткий анализ действующего законодательства.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ) реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, утвержденной Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, меры социальной поддержки, установленные Законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в ст. 21 Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.

В соответствии со ст. 21 Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ по общему правилу меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" члены семьи умершего кормильца считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Иждивенчество детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Указанное выше удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца, в том числе с учетом п. 2 ст. 21 Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, который изложен в следующей редакции: "независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

  1. родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
  2. супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
  3. супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
  4. супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения".

Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", а также справка установленной формы о гибели военнослужащего. Вышеуказанным Постановлением выдача членам семей погибших (умерших) пенсионеров из числа военнослужащих, являвшихся ветеранами боевых действий, а также членам семей других категорий граждан какого-либо удостоверения не предусмотрена, как и не установлена в настоящее время сама форма соответствующего удостоверения. Согласно п. 28 вышеназванного Постановления только инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам, приравненным к ним, выдаются соответственно "Удостоверение инвалида Отечественной войны" и "Удостоверение инвалида о праве на льготы", являющиеся документами, подтверждающими право на установленные льготы.

В целях реализации членами семьи погибшего (умершего) ветерана соответствующих мер социальной поддержки, в том числе по установлению территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации. Пунктом 3 вышеназванного Приказа установлено, что в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения. Аналогичный перечень документов содержится в п. 20 приложения N 3 к Порядку, утвержденному вышеназванным Приказом, а именно удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209 и утвержденное Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 октября 1989 г. N 345, либо справка, заменяющая названное удостоверение, либо пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", или справка установленной формы о гибели военнослужащего, либо документы, подтверждающие право члена семьи на пенсию по случаю потери кормильца, относящегося к числу (кругу) указанных ветеранов. Что касается самого Постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 октября 1989 г. N 345, то им только утверждена единая форма удостоверения о праве на льготы, предъявители которого имеют право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, а не урегулированы вопросы условий и порядка его выдачи, в том числе категорий граждан, имеющих право на его получение. В связи с этими обстоятельствами вышеуказанное удостоверение в системе Министерства обороны Российской Федерации выдается непосредственно родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Выданные уполномоченным органом справки подтверждают, согласно п. 20 приложения N 3 к Порядку, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, статус членов семьи умерших ветеранов боевых действий и могут быть рассмотрены территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении их за ежемесячной денежной выплатой.

По мнению автора, существует актуальная необходимость разработки Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в ведении которого находятся вопросы социально-пенсионного характера, на основании Федеральных законов от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ и от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, Министерства финансов Российской Федерации, утверждающего единый образец бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана, а также порядок и условия оформления, выдачи и учета данного удостоверения.