Мудрый Юрист

К вопросу об изучении личности подозреваемого (обвиняемого) при производстве предварительного расследования по уголовным делам

Т.Н. БОРОДКИНА

Бородкина Татьяна Николаевна, ст. преподаватель кафедры предварительного расследования, к.ю.н., подполковник полиции.

Личность подозреваемого (обвиняемого) представляет собой сложный объект изучения при расследовании уголовных дел и относится к числу предусмотренных законом задач предварительного следствия.

В процессе изучения личности подозреваемого (обвиняемого) следователь (дознаватель) получает сведения, которые необходимы для: выдвижения и проверки версий; установления обстоятельств, подлежащих доказыванию (ч. 1 ст. 73 УПК РФ); правильной квалификации деяния виновного; определения наличия (отсутствия) состава преступления; определения тактики проведения следственного действия; наличия обстоятельств, смягчающих или отягчающих деяние; выявления причин и условий совершения преступления; определения вида и размера наказания.

Необходимость изучения личности подозреваемого (обвиняемого) содержится также и в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 1 от 29 апреля 1996 г. "О судебном приговоре", в котором указывается, что на основании ч. 4 ст. 304 УПК РФ по каждому делу должны быть выяснены и указаны в вводной части приговора фамилия, имя, отчество подсудимого, дата и место его рождения, место жительства, место работы, род занятий, образование, семейное положение и иные данные о личности подсудимого, имеющие значение для дела.

При этом к "иным" относятся такие сведения, которые наряду с другими данными могут быть учтены судом при назначении наказания, вида исправительной колонии, признании рецидива преступлений и разрешении других вопросов, связанных с постановлением приговора. Это, в частности, данные об имеющейся у подсудимого инвалидности, наличии у него государственных наград, почетных, воинских и иных званий, о прежних судимостях <1>. Н.П. Яблокова под криминалистическим изучением личности понимает "установление криминалистически значимой информации о преступнике, жертве преступления, а также обвиняемом, потерпевшем и других участниках процесса расследования, включающей в себя сведения о присущих им анатомических, биологических, психологических и социальных свойствах, которые необходимы для идентификации личности, решения тактических задач и установления фактической картины события преступления в процессе его раскрытия и расследования, а также использования в целях осуществления криминалистической профилактики" <2>.

<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 1 от 29 апреля 1996 г. "О судебном приговоре" // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 8.

Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) представляет собой процесс, состоящий из целого ряда связанных единой задачей следственных действий, организационных и оперативно-розыскных мероприятий.

Впервые в юридической литературе в изучении личности обвиняемого было выделено четыре направления одним из основоположников отечественной юридической и криминальной психологии - А.Р. Ратиновым, а именно криминалистическое, уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминологическое.

В данной статье мы остановимся только на рассмотрении криминалистических аспектов, которые в криминалистической литературе подразделяют на два вида.

Первый заключается в собирании, получении информации о личности ранее не известного лица, совершившего преступление. Такая информация, например, может появиться в ходе осмотра места происшествия. В таком случае изучение зачастую не бывает всесторонним и состоит в получении сведений лишь о некоторых качествах личности: о половых признаках преступника, некоторых биологических и физических данных, определенных психологических особенностях. В этом случае изучение психологии лица представляет большую сложность, поскольку психологические особенности не имеют ясного внешнего выражения и поэтому трудны для установления.

Второй вид представляет изучение личности уже известного лица, совершившего преступление. При этом изучению подлежит совокупность социальных и психологических свойств и качеств личности (мировоззрение, убеждение, ценности, интересы, восприятие, память, мышление личности и т.д.).

При изучении личности подозреваемого (обвиняемого) используются различные криминалистические методы: биографический, метод наблюдения, беседа, метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов преступной деятельности, производство соответствующих экспертиз и другие.

Так, биографический метод состоит в выявлении ключевых факторов формирования подозреваемого (обвиняемого) как индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. При этом изучаются: мотивы поведения, цели действий, особенности интеллекта, черты характера и другие психические свойства. Использование биографического метода предполагает получение информации, источниками которой являются свидетельства очевидцев, анализ дневников и т.д.

Метод наблюдения в большинстве случаев достаточно информативен, поэтому целесообразность его применения для сбора информации очевидна. В ходе наблюдения за подозреваемым (обвиняемым) следователь (дознаватель) может широко использовать знания физиогномики <3>.

<3> Физиогномика представляет собой не имеющее научного обоснования учение, согласно которому, проанализировав внешние черты, выражение лица и особенности строения тела можно получить информацию о душевных качествах и состоянии здоровья индивидуума. Физиогномика подразделяется на такие виды, как: этнологическая, астрологическая, геометрическая, мимическая, патологическая, этологическая. См.: Хигир Б. Физиогномика // АСТ, 2010.

Достаточно простым в применении является метод беседы. Метод беседы наиболее полно реализуется при производстве допроса. Сущность данного метода состоит в познании психических явлений в процессе речевого общения с личностью в определенных условиях. С помощью беседы можно установить: уровень развития (общеобразовательный, интеллектуальный, профессиональный, культурный), темперамент (соотношение торможения и возбуждения, способы реагирования), состояние психики (вменяемость, невменяемость), национальную принадлежность и т.д. При этом определенные речевые особенности могут указывать на наличие психических болезней или особых психических состояний.

Метод обобщения независимых характеристик заключается в сборе информации о личности (из показаний свидетелей, потерпевших, характеристик с места жительства, работы или учебы) и обобщении полученных сведений с целью выделения наиболее повторяющихся в разных источниках указаний на одни и те же свойства личности подозреваемого (обвиняемого).

При использовании такого метода, как анализ результатов преступной деятельности, целесообразно не ограничиваться только изучением его преступной деятельности. Необходимо также исследовать его профессиональную деятельность, т.к. в каждом виде деятельности проявляются личностные качества человека (способности, мотивация, черты характера и т.д.).

Весьма достоверным методом изучения личности в уголовном судопроизводстве является производство соответствующих экспертиз (судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, судебно-почерковедческая и другие), т.к. они наиболее точно дают представление об отдельных свойствах личности.

Кроме перечисленных методов следователем (дознавателем) могут быть использованы и другие методы изучения личности в уголовном судопроизводстве. Так, к более современным, но менее традиционным методам можно отнести: метод когнитивного интервью, физиогномику, инструментальный метод диагностики лжи (полиграфологию), метод нейролингвистического программирования и другие. Однако любой из названных методов может применяться только при условии соответствия их определенным требованиям: научности, допустимости применения их к объекту исследования с учетом уголовно-процессуальных и этических норм.

Следует отметить, что высокие результаты изучения личности подозреваемого (обвиняемого) могут быть достигнуты только при комплексном использовании методов и средств в этих целях, а полученные данные используются в тактике проведения следственных действий. При этом выбор конкретного метода для решения той или иной задачи требует от следователя (дознавателя) большого профессионализма.

Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) должно быть неотъемлемым элементом плана расследования по уголовному делу. Следует заметить, что эффективность изучения личности подозреваемого (обвиняемого) во многих случаях зависит от применения технических средств; использования помощи специалистов; правильного выбора информационных источников; определения пределов изучения личности подозреваемого (обвиняемого); полноты и объективности проверки поступающих сведений; использования оптимальных форм фиксации данных о личности подозреваемого (обвиняемого).

Так, при производстве допроса, очной ставки является эффективным использование видеозаписи, а при обыске, осмотре предметов, документов - фотосъемки, что позволит наиболее полно закрепить результаты следственного действия.

Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности представляет в уполномоченные органы персональную информацию, учеты и базы данных которых становятся потенциальными источниками сведений о личности. Располагая обширными процессуальными полномочиями, следователь (дознаватель) вправе получить необходимую информацию о личности подозреваемого (обвиняемого). Важным компонентом в этом процессе является профессионализм следователя (дознавателя), так как от полноты и правильности использования источников информации о личности подозреваемого (обвиняемого) зависят характер, объем и качество получаемой информации.

Как известно, наиболее распространенным и информативным следственным действием, при помощи которого следователь (дознаватель) получает информацию о личности подозреваемого (обвиняемого), как на первоначальном этапе расследования, так и на последующем является допрос.

Так, при подготовке к проведению следственного действия данные о личности подозреваемого (обвиняемого) могут оказать существенное влияние на выбор: времени, места его проведения, технических средств, тактических приемов, участников и т.д. При проведении допроса данные о личности позволят следователю (дознавателю) установить психологический контакт; при осмотре - правильно определить объекты и методы его проведения; при обыске - установить места сокрытия предметов и документов, имеющих значение для расследования по уголовному делу.

Проведенный анализ эффективности получения данных о личности подозреваемого (обвиняемого) при производстве первоначальных следственных действий показал, что при допросе обвиняемого в 70% изученных уголовных дел, помимо данных, отраженных в анкетной части протокола допроса, были получены сведения: характеризующие его материальную обеспеченность, социальное положение, особенности взаимоотношений с определенным кругом лиц. Кроме того, в 75% уголовных дел в протоколах допроса обвиняемого были отражены сведения: об образе его жизни, о деловых качествах, увлечениях и т.д.

Данные о личности обвиняемого были получены при производстве допроса свидетелей - в 65% изученных уголовных дел; при производстве обыска - в 25% и в 10% - при производстве первоначальных следственных действий информации о личности подозреваемого (обвиняемого) получено не было <4>.

<4> Автором были изучены материалы 45 уголовных дел УМВД РФ по Щелковскому муниципальному району Московской области.

Полученные данные свидетельствуют о том, что следователи не используют в полном объеме следственные действия в целях изучения личности подозреваемого (обвиняемого). Многие следственные действия, предусмотренные законом в целях изучения личности, практически не производятся, а если и производятся, то сведения о личности подозреваемого (обвиняемого) не находят отражения в соответствующих протоколах.

Каждый из методов, применяемых при расследовании преступлений, имеет определенные преимущества, но при этом ни один из рассмотренных методов не применяется изолированно друг от друга.

Эффективность применения методов следователем (дознавателем) напрямую зависит от того, в какой мере он обладает такими необходимыми профессиональными качествами, как: кругозор, коммуникабельность, внимательность, развитая интуиция. Поэтому в некоторых случаях результативным является привлечение таких специалистов, как специалист-криминалист, психолог, педагог, и других.