Мудрый Юрист

О правоприменительной практике по ст. 82.1 уголовного кодекса Российской Федерации *

<*> Otkidach A.O. On law-application practice under Article 82.1 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Откидач А.О., заместитель начальника отдела Следственного департамента ФСКН России, кандидат юридических наук (г. Москва).

Статья посвящена практике применения ст. 82.1 УК РФ, предоставляющей по решению суда лицам, больным наркоманией и изъявившим желание добровольно пройти лечение от наркомании, отсрочку от отбывания наказания в виде лишения свободы до окончания лечения.

Ключевые слова: наркомания, немедицинское потребление наркотиков, наркотические средства и психотропные вещества, уголовная ответственность, отсрочка отбывания наказания.

The article concerns the practice of application of article 82.1 of the Criminal Code of the RF, providing under court decision to the persons, suffering from drug addiction and expressing wish to take the cure from drug addiction, the temporary suspension of punishment in the form of deprivation of freedom till the end of the cure.

Key words: drug addiction, non-medical drug consumption, narcotic means and psychotropic substances, criminal responsibility, temporary suspension of punishment.

В Российской Федерации сложились условия для реализации политики, направленной на денаркотизацию, или, как отмечает директор ФСКН России В.П. Иванов, по сути, для декриминализации общества через профилактику, кардинальное снижение спроса на наркотики, законодательное вытеснение наркопотребителей в специализированные центры комплексной реабилитации для прохождения обстоятельного курса освобождения от наркозависимости, для чего необходимо объединить три основные составляющие этого процесса: медицину, социальную защиту и судебно-полицейскую деятельность <1>.

<1> См.: Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на совместном заседании коллегий ФСКН России и МВД России 24 октября 2012 г.

Первый важный шаг в этом направлении уже сделан: 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>, которым Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ) дополнен новой ст. 82.1, предоставляющей лицам, больным наркоманией и впервые совершившим преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, изъявившим желание добровольно пройти лечение от наркомании, по решению суда отсрочку отбывания наказания в виде лишения свободы до окончания курса лечения сроком до пяти лет.

<2> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 50. Ст. 7362.

После прохождения курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии суд вправе освободить такое лицо от отбывания наказания.

В 2012 г. в Российской Федерации имели место случаи применения судами ст. 82.1 УК РФ в отношении лиц, совершивших наркопреступления и направленных на лечение.

Так, по информации, предоставленной ФСИН России, все лица, направленные по решению суда для прохождения лечения, а также медико-социальной реабилитации, осуждены по ч. 1 ст. 228 УК РФ. Кроме того, из числа лиц, воспользовавшихся ст. 82.1 УК РФ, 40 человек проходят лечение, 17 - курс медико-социальной реабилитации <3>.

<3> Письмо ФСИН России от 31 октября 2012 г. N 19-20694-07 по вопросам применения ст. 82.1 УК РФ.

В то же время анализ практики применения ст. 82.1 УК РФ показывает, что лица, привлекаемые к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, понимая тот факт, что за указанные преступления суд, как правило, назначает наказания, не связанные с лишением свободы, отказываются от применения к ним ст. 82.1 УК РФ.

Отсрочка отбывания наказания не всегда является для указанной категории лиц значимым стимулом для выбора в пользу лечения, а также медико-социальной реабилитации. В большинстве случаев желание воспользоваться отсрочкой отбывания наказания изъявляют подсудимые, которые на момент судебного рассмотрения дела имеют судимости, отрицательные характеристики в материалах уголовного дела, позволяющие суду назначить им реальное наказание, связанное с лишением свободы. Таким образом, эти лица используют ст. 82.1 УК РФ в целях отсрочки наказания, которое им может быть назначено, и возможного освобождения от него после прохождения лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации.

Изложенное свидетельствует о необходимости поиска подходов к совершенствованию данного правового института. В частности, на наш взгляд, в целях более эффективной работы института отсрочки отбывания наказания для лиц, больных наркоманией, следует рассмотреть возможность распространения его применения и на другие, помимо предусмотренных ст. 82.1 УК РФ, составы преступлений, наиболее часто совершаемых лицами, страдающими наркозависимостью.

В частности, полагаем возможным предложить распространить действие ст. 82.1 УК РФ на лиц, совершивших преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 158 УК РФ. Такой подход представляется рациональным, поскольку с целью добывания денежных средств для приобретения наркотиков лица, больные наркоманией, как правило, совершают мелкие кражи, и такая мера позволит вовлечь их в процесс лечения и медико-социальной реабилитации.

По нашему мнению, практика применения ст. 82.1 УК РФ в 2012 г. не получила широкого распространения, с одной стороны, по причине новизны и непродолжительного срока действия этого института, и с другой - по причине ожидания судами разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу. Представляется, что после таких разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в июне 2012 г. <4>, практика применения судами ст. 82.1 УК РФ станет более многочисленной и эффективной.

<4> См.: ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 июня 2012 г.

Вместе с тем следует отметить, что сегодня уже имеется 16 фактов отмены судами ранее предоставленной отсрочки отбывания наказания и направления лиц для отбывания ранее назначенного наказания.

Так, например, в г. Смоленске суд назначил Иванову наказание в виде лишения свободы на 1 год и 9 месяцев с отбыванием в колонии строгого режима. В силу наличия у осужденного диагноза "наркомания" и изъявления им желания пройти соответствующее лечение, суд предоставил ему отсрочку отбывания наказания. Однако в ходе прохождения лечения Иванов не выполнял предписания врача, неоднократно допускал незаконное потребление наркотиков, в связи с чем привлекался к административной ответственности по ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ). Кроме того, в отношении Иванова возбуждено другое уголовное дело по ч. 1 ст. 228 УК РФ. Учитывая совокупность перечисленных обстоятельств, суд отменил отсрочку отбывания наказания Иванову и направил его для отбывания ранее назначенного наказания в виде лишения свободы <5>.

<5> По данным Управления ФСКН России по Смоленской области.

По другому уголовному делу в Пермском крае 28 февраля 2012 г. Петров приговорен по ч. 1 ст. 228 УК РФ к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. В связи с диагнозом "наркомания" и изъявлением желания пройти лечение и медико-социальную реабилитацию суд предоставил ему отсрочку отбывания наказания сроком на три года с выдачей направления на лечение в наркологический диспансер. О принятом в отношении Петрова решении судом направлены сообщения в территориальные подразделения МВД России, ФМС России, УФСКН России по Пермскому краю, а также в окружной наркологический диспансер.

Однако в течение месяца Петров находился практически вне поля зрения уголовно-исполнительной инспекции, по месту жительства не проживал, по повесткам в уголовно-исполнительную инспекцию не являлся. В дальнейшем в период прохождения медицинского лечения Петров продолжал употреблять наркотики, самовольно покинул отделение больницы, где проходил лечение.

Согласно материалам уголовно-исполнительной инспекции в период отсрочки отбывания наказания Петров был привлечен к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ за потребление наркотических средств и отбыл наказание в виде административного ареста сроком на двое суток, после чего уголовно-исполнительная инспекция направила представление в суд об отмене отсрочки и исполнении назначенного приговора суда. Несмотря на это, до вынесения судебного решения по делу и ввиду отсутствия должного контроля Петров еще два раза привлекался к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ за незаконное потребление наркотических средств.

В результате постановлением суда Петрову отсрочка отбывания наказания отменена и ему назначено наказание в виде 1 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении (кассационная жалоба осужденного на этот приговор оставлена без удовлетворения).

Кроме того, через месяц Петров осужден по другому уголовному делу по ч. 1 ст. 228 УК РФ за совершение незаконного изготовления и хранения без цели сбыта наркотического средства, имевших место в период отсрочки отбывания наказания. Таким образом, Петрову назначено наказание в виде лишения свободы сроком свыше 2 лет <6>.

<6> По данным Управления ФСКН России по Пермскому краю.

Вместе с тем следует отметить тот факт, что после вступления приговора суда в законную силу Петров направлен отбывать наказание в учреждение, где лечение от наркомании не предусмотрено. Данное обстоятельство свидетельствует о формальном подходе суда и органов ФСИН России при вынесении решений о направлении осужденных для дальнейшего отбывания наказания, что, на наш взгляд, не может быть признано правильным.

Указанные примеры свидетельствуют о недостаточно эффективной работе системы государственных органов, осуществляющих контроль за такими лицами, что позволило им неоднократно совершить не только административные правонарушения, связанные с наркотиками, но и уголовные преступления.

Действующие нормы КоАП РФ за потребление наркотиков предусматривают освобождение от административной ответственности при добровольном изъявлении лицом пройти лечение от наркомании и медико-социальное восстановление (примечание к ст. 6.9 КоАП РФ).

Так, согласно данным Московского научно-практического центра наркологии в 2011 г. в г. Москве 148 лиц воспользовались примечанием к ст. 6.9 КоАП РФ и обратились в соответствующие лечебно-профилактические учреждения за помощью <7>.

<7> Письмо Московского научно-практического центра наркологии от 23.04.2012 N 487.

В то же время примечание к ст. 6.9 КоАП РФ нередко используется как схема ухода от установленной законом ответственности. Примером тому может служить факт четырехкратного привлечения в течение 2011 г. сотрудниками наркоконтроля в г. Москве к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ гражданина Сырова. При этом в каждом случае Сыров освобождался судом от административной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 6.9 КоАП РФ <8>.

<8> По данным Управления ФСКН России по г. Москве.

В целях обеспечения ответственности таких лиц ФСКН России предлагается ввести административное наказание за уклонение от лечения и медико-социальной реабилитации в связи с заболеванием наркоманией, а также от курса профилактических процедур (проектная ст. 6.9.1 КоАП РФ) <9>.

<9> Законопроект 9 ноября 2012 г. в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации не внесен.

В свете изложенного хочется затронуть вопрос создания и использования единой общероссийской базы данных на лиц, совершивших административные правонарушения.

Такой информационный массив обеспечит своевременное и эффективное выявление указанных лиц, ведение учета неоднократно привлеченных к административной ответственности, а также контроль за их поведением при исполнении судебного решения в части прохождения ими лечения и медико-социальной реабилитации. При этом необходимо учитывать не только сведения о самих наркопотребителях, но и о видах потребляемых наркотиков (опиаты, каннабиноиды, "синтетика").

В настоящее время базы данных об административных правонарушениях формируются в структуре МВД России информационными центрами субъектов Российской Федерации, хотя техническое решение на создание единого общероссийского массива данных о таких лицах уже имеется, подготовлен и проект нормативного акта по вводу его в эксплуатацию с учетом пожеланий ФСКН России по наполнению и предоставлению доступа органов наркоконтроля.

Такая информационная база в сочетании с анализом практики борьбы с наркопреступлениями позволит органам ФСКН России и МВД России, кроме всего прочего, выработать конкретные предложения о сбалансированном подходе к решению проблемы наркотизации на основе оптимального сочетания мер, направленных на пресечение наркоэкспансии, и мер, способствующих снижению спроса на наркотики, в части создания государственной системы профилактики, реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств, а также условий, способствующих созданию у наркопотребителей мотивации к добровольному избавлению от пагубной зависимости.

Безусловно, изложенные факты в своей совокупности свидетельствуют о необходимости более эффективного взаимодействия органов государственной власти при обеспечении процесса лечения и медико-социальной реабилитации лиц, страдающих наркоманией, а также контроля за этими лицами при прохождении указанных процедур.

Для этого, на наш взгляд, представляется целесообразным принять следующие меры.

  1. Рассмотреть возможность создания в Российской Федерации специальной инфраструктуры, позволяющей объединить терапевтические методы лечения наркомании с судебным процессом.
  2. Предусмотреть систему мониторинга за лицами, страдающими наркозависимостью, обеспечивающую:
  1. В целях обеспечения качества и эффективности процесса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации предусмотреть междисциплинарную подготовку специалистов, задействованных в работе с такими лицами (следователи, дознаватели, судьи, прокуроры, инспекторы уголовно-исполнительных инспекций, медицинские и социальные работники).
  2. Рассмотреть подходы по совершенствованию института отсрочки отбывания наказания для лиц, больных наркоманией (ст. 82.1 УК РФ), в том числе распространение ее действия на лиц, совершивших преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 158 УК РФ.
  3. Осуществлять комплексное развитие и поддержку системы негосударственных организаций, оказывающих реабилитационную психологическую помощь лицам, проходящим курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию.
  4. Рассмотреть возможность изменения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность уполномоченных органов по контролю за прохождением лечения лицами, которым наказание заменено на лечение от наркомании, а также их медико-социальной реабилитации, привлекать к этому процессу профессиональных психологов, представителей общественных организаций и других заинтересованных специалистов.
  5. Организовать проведение в средствах массовой информации широкой кампании в поддержку внедрения вышеуказанной системы.