Мудрый Юрист

Функции государства: элементы содержания

Гулягин Александр Юрьевич, кандидат юридических наук.

В статье автор рассматривает функции государства, их правовую составляющую и обусловленность государственными задачами и интересами. Исследуются признаки данного явления и делаются выводы.

Ключевые слова: государство, функции государства, правоохранительная функция.

Functions of the state: elements of contents

A.Yu. Gulyagin

The author of the article considers the functions of the state, the legal element and dependence thereof on state tasks and interests; studies the features of this phenomenon and makes conclusions.

Key words: state, state functions, law-enforcement function.

Наверняка каждый, кто задавался вопросом о том, насколько глубоко можно проникнуть в суть такого явления, как функции, сталкивался с огромным и неизмеримым содержанием, которое обусловливалось массой различных факторов.

Само по себе это явление еще и потому является многогранным и многоаспектным, что касается и присутствует практически во всех сферах деятельности человека, общества, любой системы, находящейся в состоянии активности по достижению стоящих целей.

А.В. Мелехин пишет, что функция, как и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, т.е. непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом <1>.

<1> Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс". 2009.

Можно сказать, что и для функций государства, и для функций правоохраны, которые представляют непосредственный интерес автора, также характерна взаимная зависимость этих переменных величин. При этом переменными величинами здесь будут выступать исходные предпосылки в виде экономических, демографических, политических, криминогенных и иных элементов настоящего времени, а также те цели и задачи, которые становятся перед государством и его органами исходя из первых названных переменных величин.

Толковый словарь русского языка определение функции дает в различных ее значениях. Близким по содержанию к исследуемой теме будет являться следующее определение: "Функция - это обязанность, круг деятельности" <2>.

<2> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997. С. 858.

Относительно функций государства, которые, как уже было сказано, представляют в совокупности с правоохранительными функциями непосредственный интерес автора, можно сказать (анализируя высказывания ученых), что это основные направления деятельности государства.

Об этом говорит А.В. Мелехин, определяя, что функции государства - это носящие объективный, системный и взаимообусловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение <3>.

<3> Там же.

Практически так же их определяет В.А. Затонский: "Обязательные, определяющие направления внутренней и внешней деятельности, которую государство непременно должно осуществлять, обусловленные его сущностью и социальным назначением, а также необходимостью осуществления действий, направленных на преимущественную реализацию как общесоциальных, так и конкретных классовых, иных групповых, национальных, религиозных и других интересов на данном этапе либо на всем протяжении развития общества" <4>.

<4> Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2008. С. 11.

Аналогично их понимали и в советское время. Под функциями государства в советском правоведении понимались основные направления его деятельности. При этом в содержание функции некоторые авторы включали средства, методы, формы и цели государственной деятельности <5>.

<5> Смирнов В.Т. Функции советского уголовного права. Л., 1965. С. 9; Глебов А.П. Понятие и структура функций социалистического государства. Воронеж, 1974. С. 22 - 34.

Необходимо подчеркнуть деятельностный характер функционирования.

Как пишет об этом А.М. Артемьев, деятельностный подход может дать ясное представление о пределах действия государства, его эффективности и выборе приоритетных объектов приложения государственных усилий и, напротив, социальных сфер, где доступные государству средства воздействия оказываются малоэффективными <6>.

<6> Артемьев А.М. Государственная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008. С. 51.

Очень емко, с точки зрения автора, охарактеризовал функции государства А.В. Мелехин, который привел их основные, характеризующие их черты.

Во-первых, имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства, они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства <7>.

<7> Мелехин А.В. Теория государства и права...

Следует согласиться с А.В. Мелехиным в отношении нетождественности функций и деятельности. Это объяснимо тем, что функции структурно состоят из различных элементов, среди которых деятельность стоит в ряду прочих, таких, как цели, задачи и т.п.

Эту мысль подтверждает Е.Е. Тонков, который пишет о внутреннем содержании функции, а именно о том, что ее составляют следующие взаимодействующие элементы: предмет функции; цели функции; методы, формы и средства осуществления функции <8>.

<8> Тонков Е.Е. Юридические формы государственной деятельности и функции государства: проблемы соотношения. С. 3 - 7.

В свою очередь, А.М. Артемьев пишет о том, что понятие "функции государства" должно характеризовать не только непосредственную деятельность государственного механизма, но и саму активность государства в целом. Иными словами, функционирование государства - это не только его деятельность, но и влияние на общественные отношения, которое осуществляется зачастую самим фактом существования государства. Например, общеизвестно, что сама только потенциальная возможность применения государственного принуждения, угроза наказания заставляет отказываться значительную часть граждан от совершения правонарушения и посягательств на правовой порядок общества, что ведет к желаемой цели его охраны <9>.

<9> Артемьев А.М. Государственная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение. С. 71.

Во-вторых, по своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства <10>.

<10> Мелехин А.В. Теория государства и права...

И это является бесспорным, поскольку, как уже было сказано ранее, переменными величинами функций будут служить как раз исходные предпосылки для их формирования - состояние экономики, политики, демографии, преступности и т.п. Функция без предпосылки не может существовать, поскольку последняя будет являться ее внутренним наполнением, придающим ей персональный характер.

Тот же Е.Е. Тонков, развивая свою мысль относительно элементов функций, пишет, что предметом функции государства являются те общественные отношения, которые охватываются определенным направлением деятельности государства (экономические, идеологические отношения, отношения в сфере охраны порядка, обороны и др.) <11>.

<11> Тонков Е.Е. Юридические формы государственной деятельности и функции государства: проблемы соотношения. С. 3 - 7.

Эту же мысль развивает и А.М. Артемьев, который пишет, что для понимания природы государственных функций важно учитывать, что функции государства тесно связаны с его социальным назначением и служебной ролью <12>.

<12> Артемьев А.М. Государственная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение. С. 68.

В-третьих, в функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития <13>.

<13> Мелехин А.В. Теория государства и права...

Безусловно, любая деятельность осуществляется ради получения определенного результата, иначе она перестает отвечать требованиям элементарной логики и смысла. Иначе можно сказать, что цель придает функции в ее многоаспектности конкретный смысл.

В подтверждение этой мысли приведем следующее высказывание: "Целями функции государства выступают результаты, которые должны быть получены в процессе осуществления функции" <14>. Методы осуществления функций государства представляют собой методы правового регулирования общественных отношений. Набор этих методов достаточно разнообразен, а их сочетание зависит от характера осуществляемой функции <15>.

<14> Тонков Е.Е. Юридические формы государственной деятельности и функции государства: проблемы соотношения. С. 3 - 7.
<15> Там же. С. 3 - 7.

"Государство может преследовать самые разные цели: классовые, общечеловеческие, национальные, расовые, групповые и т.п.; в конце концов, оно может выражать интересы даже одного лица, которому принадлежит государственная власть. Но при этом существо государства не меняется - оно было, есть и будет институтом особой (суверенной, территориальной и т.д.) политической власти. И, следовательно, социальное назначение государства остается постоянным - обеспечение жизнеспособности данного общества, защита от посягательств тех, кто угрожает его существованию" <16>.

<16> Артемьев А.М. Государственная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение. С. 69.

В-четвертых, как правильно отмечает А.В. Мелехин, функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают по сравнению с функциями всего государства относительно узким, локальным характером <17>.

<17> Мелехин А.В. Теория государства и права...

Примером этого тезиса может служить то, что единую функцию правоохраны осуществляют различные государственные органы, каждый в своей определенной части, по своему конкретному предмету, приданными ему средствами. Кстати, забегая вперед, следует сказать, что субъекты осуществления государственных функций являются важным элементом исследуемого явления, хотя и должны рассматриваться непосредственно в связке с конкретно определенными направлениями деятельности.

И наконец, в-пятых, функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же при необходимости методы принуждения. Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества <18>.

<18> Там же.

Несколько слов следует сказать о субъектах реализации функций государства.

Функции государства реализовываются посредством их исполнения уполномоченными на то государственными органами.

Эту же мысль подтверждает А.В. Ельцов, который говорит, что в юридической теории все действия государства обычно определяются с помощью категории "функция". Сами же действия государства непосредственно объективированы в деятельности его государственного аппарата <19>.

<19> Ельцов А.В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4. С. 3 - 6.

Говоря о том, что функции государства - это по существу деятельность, представляется необходимым рассуждать о деятельности государства и ее характеристиках.

А.М. Артемьев, говоря о признаках, характеризующих деятельность государства, называет ее властный характер, правовую природу, отмечает, что она носит публичный и территориально определенный характер <20>.

<20> Артемьев А.М. Государственная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение. С. 56 - 60.

А также классифицирует ее для того, чтобы показать роль и место в ней правоохранительной службы, деятельности (а значит, и функции. - А.Г.).

Во-первых, по объему и масштабу целей государственной деятельности следует различать: а) политическую руководящую деятельность (Президент, Федеральное Собрание и др.); б) деятельность функционально-отраслевых органов государственной власти, обеспечивающих решение задач в отдельных сферах государственного управления; в) служебную профессиональную деятельность, обеспечивающую реализацию компетенции органов государственной власти; г) вспомогательно-организационную деятельность служб и государственных учреждений, обеспечивающих хозяйственные, информационные, санитарно-экологические и иные условия нормальной эффективной и компетентной деятельности органов государственной власти и государственных служащих.

В зависимости от формы осуществления государственную деятельность можно разделить на: 1) политическое руководство (определение общесоциальных проблем, выработка стратегических путей их преодоления, формирование основных направлений внешней и внутренней политики и т.д.); 2) правотворчество (издание общеобязательных нормативно-правовых актов, создающих правовые основания деятельности органов государственной власти по реализации основных направлений государственной политики и обеспечивающих необходимую упорядоченность их деятельности); 3) правоисполнение (деятельность государственных органов в форме обеспечения реализации правовых предписаний, которая, в свою очередь, включает все формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение, в зависимости от специфики их деятельности); 4) оперативное управление; 5) осуществление правосудия <21>.

<21> Там же. С. 63 - 64.

Таким образом, функции государства можно определить как обусловленные современным состоянием различных сфер жизни государства: экономической, политической, демографической и т.п., действия государства посредством его органов в заранее установленных целях.