Мудрый Юрист

Ценность права как мотив правопослушного поведения сотрудников правоохранительных органов *

<*> Sobol'nikov V.V. Value of law as a motive of law-abiding behavior of employees of law-enforcement agencies.

Собольников Валерий Васильевич, профессор кафедры психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор психологических наук, профессор.

Статья посвящена проблеме ценности права как мотива законопослушного поведения сотрудников правоохранительной системы. Автором предпринята попытка выявления влияния правового нигилизма на поведение личности. Рассмотрены механизмы формирования личностной ценности права как одного из источников мотивации поведения в правозначимых ситуациях.

Ключевые слова: ценность права, мотив, маргинальная личность, правовое сознание, делинквентность, профессиональная деформация, социальные ценности, ценностные ориентации.

The article is devoted to the problem of values a motive law-abiding conduct of law enforcement officers. The author has attempted to identify the effects of legal nihilism in the behavior of the individual. The mechanisms of formation of personal values as a source of motivations of behavior in right significant situations.

Key words: value of the right, motive, marginal individuals, legal consciousness, delinquency, professional deformation, social values, valuable orientations.

Реформирование в последние десятилетия правоохранительных органов России по причине непрофессионального управления и эпидемии коррупции, к сожалению, не привело к ожидаемым результатам. Более того, усилились процессы дегуманизации, диффузии идентичности, групповой десоциализации, социального расслоения и трансформации ценностных ориентаций <1> сотрудников правоохранительных структур (далее по тексту - сотрудников). Определенная их часть утратила веру в справедливость общечеловеческих моральных и правовых норм поведения. На этой основе сформировалось иное значение смысла жизни, повлекшее за собой правовой нигилизм, профессиональную деформацию сознания полицейских и деструкцию их поведения <2>. В результате только за последние два года из полиции было уволено по компрометирующим основаниям более 100 тыс. сотрудников. Службами безопасности выявлено 1518 сотрудников, совершивших коррупционные преступления. Одновременно МВД фиксирует негативную реакцию и значительный рост агрессии со стороны граждан и криминальных структур по отношению к полицейским. Только за девять месяцев 2012 г. было совершено около десяти тысяч нападений, причем убитыми оказались десятки полицейских. "Некоторые выходцы из правоохранительных органов усматривают причины роста нападений на полицейских в их собственном поведении, основанном на стремлении угнетать и "паразитировать" на остальных гражданах" <3>.

<1> Собольников В.В. Психология развития зрелой личности в особых условиях: Монография. Новосибирск: НГУ; Юнеско, 1998. С. 77 - 78.
<2> Антропология деструктивности: Коллективная монография / П.Е. Суслонов, В.В. Собольников, К.В. Злоказов и др. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012. 214 с.
<3> Глава МВД назвал "вызовом системе" удвоение числа нападений на сотрудников полиции // NEWSru.com. Криминал. 24 января 2012 г.

Правовой нигилизм в виде непризнания сотрудниками норм права как социальной ценности, негативно-отрицательного отношения к праву, законам, правопорядку, неверия в силу права, его возможности, общественную полезность поразил определенную часть сотрудников. Одними из причин этого стали формирование в специализированных вузах правового сознания на основе авторитарного усвоения "официально санкционированных" правовых идей и принципов <4> и снижение качества обучения студентов юридических вузов. При столкновении с действительностью правовое сознание таких сотрудников вступает в конфликт <5> и трансформируется в виде сознательного отрицания закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Появились правовые маргиналы с измененным правовым сознанием, для которых стали характерными крайний индивидуализм, нормативно-правовая неопределенность и внутренний отказ от подчинения нормам права. Это обусловило значительный рост правонарушений, совершаемых сотрудниками, что нашло свое выражение в умышленном нарушении ими законов, массовом несоблюдении и неисполнении юридических предписаний, подмене законности целесообразностью, нарушении прав человека <6> и т.д. Вместе с тем реформирование в системе МВД России предполагает усиление профессиональной компетентности, что изначально обусловливает законопослушное поведение руководителей всех уровней и сотрудников полиции. В контексте изложенного проблема формирования у сотрудников ценности права как внутреннего мотива законопослушного поведения в современных условиях актуализируется.

<4> Собольников В.В. Психология развития зрелой личности в особых условиях: Монография. С. 77 - 78.
<5> Сорокотягин И.Н. Психология юриспруденции. СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. С. 165.
<6> Собольников В.В. Криминальная психология: Учебное пособие. Новосибирск: РАГС; СибАГС, 2005. С. 206 - 207.

Категория ценности является одной из самых сложных в психологии, что подтверждает множественность подходов к ее пониманию. В нашем случае ценность представляет собой объективированную форму в виде правовых источников, правовой культуры и правопослушного поведения как воплощения правовых идеалов. При этом в имеющейся литературе просматривается стремление: а) развести понятия "ценность", "потребность", "цель", "норма", "ценностные ориентации" и т.п.; б) классифицировать ценности (Л.Б. Косова, И.М. Попова, Н.И. Лапин, М. Рокич, Ш. Шварц и др.); в) выделить структуру ценностей личности. В сущности, ценность представляет собой один из наиболее важных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является определяющим положением гуманистического подхода и "областью применения понятия ценности - человеческий мир культуры и социальной действительности" <7>. В этом плане одновременно просматривается необходимость формирования мотивационных и когнитивных образований, обеспечивающих направленность, ориентацию и организацию законопослушного поведения личности.

<7> Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. С. 43.

Действенность правовых норм как побудителей должного поведения сотрудников во многом зависит от закрепившегося в их психологии отношения к нормам права как к социальным ценностям. Ценность как понятие используется для восприятия права, воплощающего в себе общественные идеалы и выступающего благодаря этому в качестве эталона поведения <8>. Преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, интегрируется в психологическую структуру личности сотрудника как личностная ценность - один из источников мотивации правопослушного поведения. Неслучайно ценность права проявляется как особое общественное отношение, где потребности и интересы <9> индивида "переносятся" на мир правопонимания и законопослушного поведения. При этом личностная ценность характеризуется высокой степенью осознанности, она отражается в сознании в виде ценностных ориентаций и служит важным фактором правовой регуляции взаимоотношений и поведения сотрудников <10>.

<8> Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. М., 1990. С. 42 - 44.
<9> Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003. С. 77 - 85.
<10> Собольников В.В. Сознание как система и категория развития личности // Научные записки СиАГС. 2003. N 5. С. 23 - 28.

Вместе с тем при анализе поведения сотрудников не всегда учитывается степень криминализации среды и их устойчивости к делинквентности. Криминальная среда с присущей ей криминальной субкультурой оказывает значительное криминогенное воздействие и способствует созданию устойчивого "профиля правового маргинала". Последний, являясь разновидностью профессиональной деформации, включает в себя нормативно-правовую неопределенность, основанную на негативном отношении к действующему праву, правовым явлениям в жизни общества, что формирует чувство личной автономии, высокую криминальную мотивацию достижения целей и деструктивность поведения. Изучение сотрудников позволило выявить установку в отношении т.н. "авторитета", высоко коррелированную с делинквентностью <11>. Сотрудник, будучи маргиналом, является включенным в конфликт ценностей различных систем социального, в т.ч. и ненормативного, регулирования. В результате в его мотивационном комплексе просматриваются страх разоблачения и привлечения к юридической ответственности, корыстные, эгоистические мотивы, несоблюдение личных моральных и нравственных норм. Одновременно с этим выявлены степень устойчивости такой личности в виде постоянной или ситуативной правовой маргинальности и степень влияния негативной правовой маргинальности на развитие общественных отношений. Изучение характера маргинального сознания и его влияния на правовое поведение сотрудников <12> показало, что правовая маргинальность является пусковым механизмом осуществления деструктивной деятельности, совершения правонарушений.

<11> Emler N., Valiant G.L. Social interaction and cognitive conflict in the development of spatial coordination skills // British journal of social psychology. 1982. N 73. P. 295 - 303.
<12> Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 43 - 44.

Психологическое содержательное понимание правовой социализации включает как процесс, так и результат осознания индивидом ценности правовой системы общества. Важную роль при этом играет формирование правовой культуры, которая является продуктом духовной, идеальной жизни и отражена в материальных объектах (идеях, текстах, поступках и т.д.). Следовательно, она управляема и выражена совокупностью ценностей: методологической, информационно-правовой, коммуникативной и рефлексивной. Фактором, влияющим на становление ценности права, может стать ее трансформация во внутреннюю нормативно ценностную систему личности. Все это придает данному свойству функцию побудителя и регулятора правопослушного поведения. Охраняемые государством нормы права транслируют личности нормы и принципы такого поведения. Осознание социальной и личностной ценности права способствует не только интериоризации правовых знаний "извне", "вовнутрь" в рамках значимых ценностных ориентаций. Последние, становясь местом пересечения мотивации и личностных убеждений структуры личности, придают ценностно-смысловым тенденциям динамический характер. В то же время эти тенденции необходимо создавать, реализовывать и актуализировать. В противном случае мы получаем объяснение негативным изменениям в ценностно-смысловой сфере личности сотрудника, связанным со снижением ценности права.

Развитие убежденности сотрудников в необходимости реализации законопослушного поведения и осуществления высокопрофессиональной деятельности предполагает в качестве способа правовой социализации использование не менее трех компонентов: когнитивного (система усвоения личностью на уровне убеждения ценности права), мотивационного (мотивация, личностный смысл, придаваемый нормам права) и операционного (актуализация личностных целей и целеполагания, методы психологического воздействия). Правовая социализация, как известно, - это прежде всего психологическая ориентировка сотрудника в современных условиях, в которых необходимо осуществлять законопослушное поведение в особых условиях деятельности. В этом плане можно выделить два наиболее важных направления. В частности, рассмотренный ранее контекст поведенческого компонента, в сущности, позволяет достичь этой цели. В другом системообразующим становится мотивационный. Наличие у личности не одного, а нескольких актуализированных мотивов должно представить в виде иерархии по степени их общности. Наличие в их структуре ценностного содержания права способствует формированию смысложизненных убеждений. Ценностные ориентации как психологический механизм регуляции жизнедеятельности, включающий в себя ряд основных ценностей (ценности смысла существования, взаимодействия и организации жизнедеятельности), формируются в процессе профессиональной деятельности. Последнее объясняется тем, что интериоризация личностью социальных ценностей (свободы, права и т.д.) и норм права, их трансформация в ценностные ориентации позволяют сотруднику воспринимать профессиональную деятельность как социально и личностно значимую величину. А поскольку социальные ценности выполняют функцию внутренних побудителей конкретных действий и поступков человека, то они способствуют пониманию и объяснению мотивов и собственного законопослушного поведения.

Формирование убежденности в ценности права у сотрудников продолжает оставаться актуальным и становится возможным при их включении в эффективную систему правовой социализации личности. Особо важную роль при этом играет отношение государственных и общественных структур к праву как к высшей социальной ценности. Каждый гражданин на собственном опыте должен быть убежден в своей психологической и физической правовой защищенности, видеть неукоснительное соблюдение правовых норм всеми членами общества независимо от их имущественного положения, статуса и занимаемой должности.