Государственно-частная поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в индии: некоторые аспекты *
<*> Статья подготовлена в рамках работы по гранту Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук N МК-6159.2012.6 "Унификация частного права в разносистемных правопорядках (на примере БРИКС)" (получатель гранта - К.М. Беликова, ФГБОУ ВПО "Российский университет дружбы народов". URL: http://www.rudn.ru/).Беликова Ксения Михайловна, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук.
Ахмадова Марьям Абдурахмановна, студентка бакалавриата Российского университета дружбы народов, член ученого совета РУДН, председатель студенческого комитета юридического факультета РУДН.
В статье рассматриваются основные векторы развития, поощрения и поддержки малых и средних предприятий в одной из стран БРИКС - Индии. Автор уделяет внимание институциональной поддержке (NEDB, DIC, SISI etc.), таким ее граням, как льготная кредитная и налоговая политика, и др.
Ключевые слова: БРИКС, Индия, малые и средние предприятия, государственная поддержка, поддержка со стороны частного сектора, инновации, льготное кредитование, институциональная поддержка (NEDB, DIC, SISI etc.), льготная налоговая политика, специальные экономические зоны.
State-private support of activity of subjects of small and middle entrepreneurship in India: certain aspects
K.M. Belikova, M.A. Akhmadova
The article touches upon main vectors of development and support of small and medium enterprises in one of BRICS countries - India. Special attention is paid to institutional support (NEDB, DIC, SISI etc.), provisions of tax exemptions and benefits, credits on favourable terms etc.
Key words: BRICS, India, SMEs, state support, private support, innovations, credit on favourable terms, institutional support (NEDB, DIC, SISI etc.), tax exemptions and benefits, special innovation zones.
Значение малого и среднего предпринимательства для развития экономики современных стран трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Наступивший мировой финансовый, а затем и экономический кризис показал, что данный сектор экономики обладает рядом "антикризисных" свойств и что "без малого и среднего бизнеса у нашей страны нет будущего" <1>, так как именно он является тем локомотивом, который тащит за собой экономическое и социальное развитие страны.
<1> Президент провел встречу с представителями малого бизнеса Пензенской области и обсудил с ними общероссийские проблемы МСП // URL: http://smb.gov.ru/content/news/federal/general/m,f,444362/ (дата обращения: 04.02.2013).Для решения проблемы развития малых и средних предприятий (далее - МиСП) в России особый интерес представляет, на наш взгляд, опыт БРИКС <2>, российских партнеров, которые в последние десятилетия демонстрируют максимальные темпы экономического роста в мире (в среднем более 7% в год) <3>, которые отчасти достигнуты за счет бурного развития МиСП. В настоящей статье мы хотим акцентировать внимание на подходах Индии к построению и проведению эффективной и оптимальной политики по поддержке субъектов МиСП.
<2> Общая численность населения этих стран на данный момент составляет 2,83 млрд. человек, т.е. 42% от общемировой; общая площадь - 26% от общемировой; суммарный ВВП: 15 435 трлн. долл., т.е. 14,6% от мирового ВВП. См.: БРИКС на карте мира. 17.03.2011 // URL: http://www.mid.ru/brics.nsf/0/68660EECB2508E27C3257856003DF115 (дата обращения: 20.08.2012).<3> Joint statistical publication by BRIC countries. Rio de Janeiro. IBGE, 2011. 62 p.
Согласно положениям раздела III Закона Индии о развитии малых, средних и микропредприятий 2006 г. <4>. Центральное правительство для целей настоящего Закона классифицирует любые предприятия, будь то торговое предприятие (proprietorship), индусская неразделенная семья <5>, союз лиц (association of persons), кооперативное общество, партнерство (partnership firm), компания (company) или иное предприятие (undertaking) независимо от его наименования в случае, когда такое предприятие вовлечено в производство товаров, названных в числе товаров отрасли промышленности, упомянутой в приложении 1 к Закону о промышленности (развитие и регулирование) 1951 г., на малые, средние и микропредприятия. Таким образом, условно можно разделить индийское малое и среднее предпринимательство на корпоративное и некорпоративное.
<4> The micro, small and medium development act. 2006 // URL: http://www.and.nic.in/c_charter/indust/msmeact2006.pdf (дата обращения: 12.05.2012).<5> Гражданское и семейное право развивающихся стран: Учеб. пособие / Под ред. В.К. Пучинского, В.В. Безбаха. М.: Изд-во УДН, 1989. С. 174, 175.
В некорпоративном секторе индийского предпринимательства малый бизнес - наиболее важный сегмент. Это сегмент предприятий, формирование и динамику развития которого регулирует государство. Официальной статистикой малый бизнес выделен в специальную категорию - small scale industries (далее - SSI). Указом президента от 9 мая 2007 г. вопросами, касающимися SSI, занимается министерство микро-, малых и средних предприятий <6>. Обладая определенными конкурентными преимуществами перед корпоративным бизнесом (в основном перед крупными компаниями), поддерживаемое государством, мелкое индийское предпринимательство стало национальным лидером в производстве целого ряда товаров и услуг. Так, по данным на 2004 г., более 95% всех промышленных предприятий Индии приходилось именно на сектор малого бизнеса, который обеспечивал на тот момент выпуск 40% промышленной продукции и 35% продукции от общего объема прямого экспорта. В Индии 3 млн. предприятий малого бизнеса, на которых было занято около 80% наемных работников всей индийской промышленности <7>. Основные сферы деятельности малых индийских компаний на 2010 г. - это фермерская, информационная и высокотехнологичная. За последние 10 лет МиСП добился 50% увеличения промышленного производства и 65% роста экспорта высокотехнологичной продукции <8>. Таким образом, сектор малого предпринимательства выполняет в Индии чрезвычайно важную социально-экономическую функцию.
<6> President Notification dated 9th May 2007. Подробнее см.: URL: http://msme.gov.in/ (дата обращения: 13.02.2013).<7> Чем малый бизнес в Индии отличается от российского? 09.04.2004 // URL: http://ofdp.ru/news/_news090404at135541/full.shtml (дата обращения: 02.08.2012).
<8> Механизмы государственной поддержки инновационного предпринимательства: Анализ международного опыта. М.: Изд-во МГУ, 2010. 194 с.
Говоря о поддержке МиСП, можно выделить следующие основные направления, характерные для Индии в сфере развития сектора:
- Принятие и разработка с целью преодоления административных барьеров, препятствующих созданию и поддержке субъектов МиСП, ряда законов: недавно принят упомянутый выше Закон о развитии малых, средних и микропредприятий в Индии 2006 г., регламентирующий в том числе упрощенные процедуры регистрации новых предприятий; действуют Закон о промышленный образцах от 12 мая 2000 г. и Патентный закон от 15 апреля 2005 г. <9>, разработан и продолжает совершенствоваться проект Национального закона об инновациях 2008 г. <10>, направленный на создание среды для инновационного роста субъектов малого бизнеса.
<10> The National Innovation Act of 2008. Draft // URL: http://www.dst.gov.in/draftinnovationlaw.pdf (дата обращения: 13.02.2013).
- Стимулирование сектора МиСП в экономике страны путем развития благоприятной налоговой политики, находящей воплощение в относительном снижении налогового бремени, является наиболее перспективным направлением государственной поддержки малого предпринимательства, выражающимся в том, что государство:
во-первых, выделяет наиболее неразвитые промышленные регионы, где к МиСП дифференцированно применяется льготное налогообложение;
во-вторых, с целью преодоления недостатков, обусловленных наличием многочисленных контролирующих органов, отсутствием инфраструктуры мирового класса и нестабильным фискальным режимом, а также с целью увеличения роста привлечения иностранных инвестиций в Индию, с 2000 г. действует программа по образованию специальных (свободных, особых) экономических зон (далее - СЭЗ). С целью придания стабильности функционированию СЭЗ Правительством Индии были приняты: Закон о специальных экономических зонах (Special Innovation Zones Act, 2005) и Правила создания и функционирования СЭЗ (Special Innovation Zones Rules, 2006), являющиеся основополагающими документами регулирования их деятельности <11>. В СЭЗ могут создаваться предприятия любых видов деятельности, ориентированные на получение валютной прибыли. К концу 2011 г. в стране было образовано уже 15 СЭЗ <12>.
<11> Индия. Информация о специальных экономических зонах // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития России. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/in/about_in/laws_ved_in/special_area_in/ (дата обращения: 13.02.2013).<12> См., напр., о СЭЗ штата Гуджарат (Special Economic Zones in Gujarat) // URL: http://ic.gujarat.gov.in/?page_id=430 (дата обращения: 14.02.2013).
Важнейшими стимулирующими факторами развития предпринимательства в специальных экономических зонах являются:
- отсутствие лицензий на импорт средств производства, комплектующих изделий, запчастей, материалов;
- беспошлинное приобретение средств производства, сырья, расходных материалов, запчастей на внутреннем рынке;
- предоставление полной свободы деятельности по принципу субконтрактации, в том числе и на производства, размещенные за границей, с освобождением от таможенных проверок экспорта и импорта;
- разрешение продажи экспортной продукции на внутреннем рынке при полной уплате таможенных пошлин согласно импортной политике, разрешение реэкспорта импортированных товаров и др.;
в-третьих, глава 4 упоминавшегося выше проекта Национального закона Индии об инновациях 2008 г. устанавливает, например, специальные меры, направленные на создание "благоприятных" условий для субъектов инновационной деятельности, а именно:
- освобождение от уплаты налогов и сборов, составляющих часть расходов на НИОКР;
- освобождение от уплаты гербового сбора при приобретении движимой или недвижимой собственности в стране с целью создания инфраструктуры, нацеленной на проведение НИОКР, или патентования технологий или инновационного продукта;
- долгосрочные налоговые льготы, вводимые на основании либо положений специального закона, либо рекомендаций о внесении изменений в Закон о финансах (Finance Act);
- налоговые преимущества, включая установленные приложением 1 к проекту Закона;
- возможность давать рекомендации о введении кратко- или долгосрочного безналогового периода на основании закона о финансах или иных федеральных законов о налогах. Для этой цели Центральное правительство вправе посредством закона о финансах вносить изменения в Закон о налоге на доходы 1961 г. (Income Tax Act, 1961) и иные федеральные законы о налогах для целей, указанных в приложении 1 к проекту Закона, а также иных соответствующих целей (ст. 5 проекта Закона 2008 г.).
- Проведение либеральной кредитной политики, отражающейся в том, что все государственные и частные банки Индии до 40% своих кредитных средств должны направлять в малый бизнес. Невыполнение норматива автоматически ведет к сокращению рефинансирования банка <13>. National Small Industries Corporation Ltd (далее - NSIC) - правительственное индийское предприятие, созданное под эгидой министерства микро-, малых и средних предприятий, оказывает помощь в кредитовании МиСП. Так, в 2011 - 2012 гг. объем кредитных средств, предоставленных при помощи и посредстве NSIC, вырос на 63% (с 2349 до 3824 млн. инд. рупий). Корпорация также имеет соглашения с 16 банками об открытии кредитных линий МиСП. В 2011 - 2012 гг. такие соглашения были подписаны с еще четырьмя банками - Vijaya Bank, IndusInd Bank, Bank of Baroda и Federal Bank <14>.
<14> NSIC. Performance and Achievements. 16/10/2012 // URL: http://www.nsic.co.in/performanceach.asp (дата обращения: 13.02.2013).
- Институциональная поддержка субъектов МиСП, оказываемая специализированными структурами для консолидации финансов и усиления развития наиболее перспективных направлений деятельности таких предприятий <15>. Таковы, например (наряду с уже назваными выше):
- Национальный совет по развитию предпринимательства (National Entrepreneurship Development Board - NEDB), образованный в целях выработки общегосударственной стратегии развития предпринимательства в стране. Он, в частности, участвует в разработке 10-летних планов перспективного развития страны и изыскивает ресурсы для поддержки малого и среднего бизнеса. Основная цель его деятельности - содействие предпринимательству для увеличения числа самозанятых в малом бизнесе лиц. При этом в избранных колледжах, университетах и организациях созданы центры для мотивации студентов к занятию малым предпринимательством в качестве реализации идеи свободного выбора карьеры (small, micro and tiny entrepreneurship as a career option);
- Палата малых промышленных предприятий (SSI Board), учрежденная для координации деятельности государственных, частных и общественных организаций по поддержке МиСП, которая вырабатывает согласованные рекомендации и формулировки по стратегии развития и поддержки сектора МиСП. Председателем палаты является глава министерства SSI. В состав палаты входят руководители других министерств, некоторые члены парламента, руководители различных правительственных департаментов и финансовых институтов, представители общественных объединений. Общая система взаимодействия в разработке общей государственной политики в отношении МиСП базируется на коллегиальном рассмотрении важнейших вопросов в палате малых промышленных производств и в национальном совете по развитию предпринимательства <16>;
- на уровне штатов действуют Районные промышленные центры (District Industries Centers - DIC) <17>, призванные помогать функционированию МиСП. Такие центры способствуют инвестированию на местном уровне посредством организации учебных семинаров, выставок, торговых ярмарок и т.д., проводимых объединениями МиСП. Все, что необходимо для деятельности МиСП, включая услуги и поддержку, находится под одной крышей. Отдельное подразделение центров нацелено на то, чтобы удовлетворять особые нужды предприятий в сфере сельского хозяйства;
- Институт по оказанию услуг малым промышленным предприятиям (Small Industries Service Institute - SISI, Мумбаи) предоставляет широкий спектр услуг и помощи в создании малых промышленных предприятий и продвигает товары и услуги, производимые и оказываемые такими предприятиями. Институт располагает техническими служащими (Technical Officers) - специалистами во всех видах торговли (промысла): металлургии, механике, химии, изготовлении изделий из кожи, стекла и керамики, электрике, электронике и пищевой промышленности, менеджменте и экономических исследованиях <18>;
- Институт развития предпринимательства Индии (Entrepreneurship Development Institute of India - EDII) - автономное некоммерческое учреждение, созданное в 1983 г. и финансируемое IDBI Bank Ltd, IFCI Ltd. ICICI Ltd и State Bank of India (расположен в штате Гуджарат). Деятельность института нацелена на создание множественности возможностей для самозанятости; воспитание компетентных предпринимателей и создание мотивации к предпринимательству; привитие духа предпринимательства молодежи; пропаганду развития малого предпринимательства в сельской местности; развитие и распространение новых знаний и открытий, совершаемых в теории и практике предпринимательства; сотрудничество с иными сходными с институтом организациями в Индии и других развивающихся странах для достижения названных выше целей и пр. <19>;
- Национальный институт предпринимательства и развития малого бизнеса (National Institute of Entrepreneurship & Small Business Development - NIESBUD, действует под эгидой министерства SSI). Основная цель его деятельности - продвижение и развитие микро-, малых и средних предприятий, включая содействие повышению уровня их конкурентоспособности посредством различных видов деятельности. Так, к 31 октября 2012 г. институт провел 5023 тренинга, в которых приняли участие 133 863 участника, в том числе 151 международный тренинг с участием 2285 участников из 125 стран мира <20>.
- В целях развития малого предпринимательства, достижения его стабильного роста, повышения конкурентоспособности продукции малых предприятий как на внутреннем, так и на международном рынке Правительство Индии разработало ряд специальных мер государственной поддержки, отраженных в Комплексе мер по поддержке и содействию деятельности микро- и малых предприятий <21>, в частности:
- резервирование за малым предпринимательством производства ряда товаров с учетом реальных возможностей и потенциала сектора. Такое резервирование осуществляется с 1967 г. Наибольшее количество товаров (873) было зарезервировано для малого предпринимательства в 1984 г. Вместе с тем в последние годы Правительство Индии предпринимает меры по сокращению количества наименований указанных товаров с учетом современных тенденций индийского рынка и реальных производственных возможностей предприятий малой промышленности. На данный момент включает продукцию пищевой, целлюлозно-бумажной, химической промышленности, отдельные виды металлоизделий, электронного оборудования и компонентов;
- создание благоприятных условий для инвестиций в малые предприятия, в том числе за счет совершенствования налоговой системы и рационализации налоговых сборов (о чем говорилось выше);
- улучшение системы маркетинговых услуг и развитие системы поддержки экспорта;
- выработка предложений по совершенствованию трудового законодательства. В Индии существует множество нормативных правовых актов, регулирующих те или иные сферы трудовых отношений. Сотрудники министерства труда и занятости Индии предлагают следующую классификацию нормативных актов в сфере труда: законы, принятые и относящиеся к ведению федерального центра; законы, принятые федеральным центром и находящиеся в совместной компетенции федерации и правительств штатов; законы, принятые федеральным центром и относящиеся к ведению штатов; законы штатов. В настоящее время существует значительное число проектов по внесению изменений в эти и другие действующие акты в сфере трудового права <22>;
- оказание технической поддержки и облегчение доступа малых предприятий к новым технологиям;
- повышение профессионального уровня сотрудников малых предприятий;
- создание эффективного механизма взаимодействия малого и крупного предпринимательства, а также ассоциаций малого бизнеса и соответствующих правительственных учреждений;
- совершенствование механизмов государственного планирования в сфере малого предпринимательства, в частности путем введения в действие централизованной базы данных на участников этого сектора. Так, в целях упорядочения учета в системе государственной помощи малым предприятиям для регистрации малых промышленных предприятий выдаются временные и постоянные сертификаты. Например, временный сертификат регистрации промышленного малого предприятия выдается сроком до пяти лет для обеспечения постановки на учет в контрольных органах. Он дает возможность начинающему предприятию получать финансовую помощь от кредитных институтов в рамках реализуемого проекта, но не дает права на получение различных форм государственной помощи (финансирование, обеспечение сырьем, оборудованием) и др.
Представляется, что оказываемая государством организационная, финансовая и техническая помощь сектору МСП через развитие инфраструктуры поддержки, снижение налоговых требований и административных барьеров - это шаги, которые направлены на создание динамичного и гибкого сектора малого бизнеса. При этом система поддержки МиСП в Индии выходит на новый уровень, в котором сочетаются элементы рыночной (возвратное кредитование, создание СЭЗ и пр.) и плановой (планы развития МиСП по зонам, планирование финансовых показателей деятельности, планирование господдержки и пр.) экономики.
Проведенный анализ основ правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет заключить, что решение проблем развития МиСП в Индии основано на последовательной политике государств, которая охватывает все сферы развития, а именно: законодательные инициативы, налоговые льготы, административную поддержку, создание государственных фондов и центров по поддержке субъектов МиСП.