Мудрый Юрист

Криминалистические аспекты использования субъективного портрета в расследовании уголовных дел *

<*> Osipkin V.N., Pervushina I.N. Forensic aspects of the subjective portrait usage in crime investigations.

Осипкин Владимир Николаевич, директор Санкт-Петербургского филиала Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Первушина Ирина Николаевна, доцент кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского филиала Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации.

Данная статья посвящена рассмотрению криминалистического аспекта использования субъективного портрета в расследовании уголовных дел. Отмечается необходимость тесного сотрудничества следователя и специалиста с целью визуализации мысленного образа преступника, сохранившегося в памяти очевидца. В решении этой задачи значительную помощь может оказать использование автоматизированных габитоскопических систем, внедренных в экспертных подразделениях.

Ключевые слова: субъективный портрет, визуализация мысленного образа, автоматизированная габитоскопическая идентификационная система "Каскад-Поиск", правила описания внешности.

The article deals with the forensic aspects of subjective portrait usage in crime investigations. The need for close cooperation between the investigator and forensic expert to visualize the mental image of the offender, which has remained in the memory of the witness, is marked. In solution of this problem the use of automated appearance identification Systems, embedded in forensic departments, may render considerable assistance.

Key words: subjective portrait, mental images visualization, Automated Appearance Identification System "Cascad-Search", appearance description rules.

Одной из наиболее сложных задач, возникающих в процессе расследования и раскрытия преступлений, является установление личности подозреваемых, а также лиц, причастных к событию преступления. Важным средством фиксации информации о признаках внешности человека в целях розыска и установления преступника являются субъективные портреты, а также фотовидеоучеты лиц, задержанных за различные правонарушения и представляющих оперативный интерес.

Среди информации, получаемой от свидетелей и потерпевших об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, существенное место отводится показаниям о внешнем облике скрывшихся с места происшествия, разыскиваемых и без вести пропавших лиц. В таких случаях следователь имеет дело со свидетелем, потерпевшим, основу информации которых составляют личное восприятие людей, событий, обстоятельств, т.е. с очевидцами. Такое восприятие происходит в процессе сложной деятельности человеческого сознания. Получаемая информация претерпевает воздействие различных факторов, относящихся как к условиям восприятия, так и к личности воспринимающего. Все это в совокупности определяет полноту и достоверность информации, которой располагает очевидец, ее содержание, в т.ч. и информации о внешности человека.

Составление словесного портрета, изготовление субъективного портрета, розыск по признакам внешности, предъявление для опознания - эти и другие мероприятия по установлению личности базируются на достоверной и полной информации о признаках внешности человека.

Субъективные портреты - изображения лица, фигуры человека, созданные на основе мысленного образа (по памяти) - изготавливаются с помощью специальных компьютерных программ или художником <1> с целью получения изображения лица (облика) неустановленных лиц и в первую очередь скрывшихся преступников.

<1> Использование компьютерных программ либо художника по составлению субъективных портретов объясняется различным восприятием зрительно-мысленного образа элементов лица, т.е. разные лица по-разному воспринимают различные элементы внешности (например, одни лица лучше воспринимают фотоизображения элементов внешности, другие - рисованные изображения). В первую очередь это относится к антропологическому типу (национальности), росту и возрасту разыскиваемого, его телосложению (типу фигуры), цвету волос, глаз, кожного покрова, а также особым приметам. Отдельной графой дается описание одежды преступника.

Для успешного раскрытия и расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности, наиболее значимым является начальный этап следствия, на котором установление внешнего облика лица, подозреваемого в совершении преступления, - одна из важнейших задач. Информация об облике подозреваемого может быть получена в процессе допроса (ст. 187 УПК РФ) очевидца.

Привлечение специалиста для составления субъективного композиционного портрета в этом случае расширяет возможности получения информации об облике разыскиваемого и уточняет ее с позиций криминалистических характеристик черт внешности. Например, при составлении субъективного портрета в процессе допроса могут быть выявлены дополнительные особенности внешности и обстоятельств дела, которые явились результатом ассоциативного мышления. Эта информация может стать впоследствии полезной при раскрытии и расследовании преступлений. Участие в допросе специалиста, который может помочь более грамотно и полно описать внешний облик, способствует использованию полученных данных при предъявлении для опознания, особенно в тех случаях, когда подозреваемый после совершения преступления изменяет свою внешность.

Составление субъективного композиционного портрета - это сложное и ответственное мероприятие, успех которого зависит от умения следователя и эксперта наладить психологический контакт и получить информацию о разыскиваемом лице. Важную роль играют профессиональные навыки эксперта и психологические особенности личности человека, который составляет субъективный портрет. Человек всегда воспринимает образ другого человека в целом, а не по элементам его внешности. Такой характер сохраняется и при восприятии демографических характеристик объекта, во многом ассоциативных.

Таким образом, полнота, достоверность и характер оценки одного человека другим определяются не только индивидуальностью процесса образования мысленного образа, но и особенностями сохранения и воспроизведения этого вида отображения у разных людей.

Основой любого субъективного портрета является мысленный образ искомого лица, сформировавшийся в сознании очевидца и сохранившийся в его памяти. Психологи считают, что мысленный образ сохраняется в среднем в течение месяца. Поэтому важно такое следственное действие, как допрос очевидца о чертах внешности подозреваемого, составление субъективного портрета со слов очевидца, не откладывать, а выполнять в максимально короткие сроки.

Использование субъективных портретов осуществляется в основном в ходе различных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на активный поиск преступников по горячим следам, а также для раскрытия ранее совершенных преступлений.

Субъективные портреты дают возможность визуализировать внешний облик лиц, не известных к началу розыска. Следует отметить, что субъективные портреты отображают внешность разыскиваемого не так полно и точно, как фотоснимки. Это обусловлено как определенными закономерностями восприятия человека человеком, процессом сохранения полученной информации, так и особенностями воспроизведения мысленного образа. Однако полученные субъективные изображения позволяют участникам розыска получить визуальную информацию об особенностях внешнего облика разыскиваемого лица. То есть субъективные портреты имеют оперативно-розыскное значение и не могут использоваться в качестве судебного доказательства тождества личности.

При составлении субъективных портретов в них прежде всего должен быть воспроизведен антропологический тип, те или иные анатомические особенности разыскиваемого человека, т.е. отражена совокупность признаков, ориентирующая на выделение в общей массе людей группы, в которую могут входить представители данного типа.

Эта задача обычно решается при изготовлении портретов, в которых отображаются ориентирующие, хорошо заметные издали признаки, поскольку они меньше других зависят от условий наблюдения и позволяют выделить человека в массе других людей.

Если потерпевший (свидетель) не может составить субъективный портрет (малая длительность наблюдения, слабое освещение и др.), то составляется подробный словесный портрет либо субъективное изображение отдельных хорошо запомнившихся элементов внешности преступника.

В настоящее время в экспертно-криминалистических подразделениях России эксплуатируются автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) "Портрет-поиск", "Каскад-поиск".

Эффективность использования АИПС зависит от комплекса предпринимаемых мер, начиная от постановки на учет и последующей проверки лиц, подозреваемых в совершении преступлений либо представляющих иной оперативный интерес (п. 10 Приказа МВД РФ N 70 от 2006 г.), и заканчивая своевременным направлением потерпевших или свидетелей в экспертные подразделения для составления субъективных портретов. Наличие или отсутствие субъективного портрета свидетельствует также о результатах работы сотрудников оперативных подразделений, проводивших обход территории, с точки зрения установления возможных свидетелей правонарушения, поскольку субъективный портрет может быть составлен со слов не только потерпевших, но и свидетелей, что особенно актуально при совершении грабежей, когда потерпевший зачастую не видит преступника.

В настоящее время в рамках создания и развития сегментов единой идентификационно-телекоммуникационной системы криминалистических учетов в Экспертно-криминалистическом центре ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области "Техносерв" создал и внедрил в 2011 г. единую автоматизированную габитоскопическую идентификационную систему "Каскад-поиск", предназначенную для экспертной идентификации личности по изображению лица и субъективному портрету в режиме реального времени, со скоростью поиска лица более 1500000 фотографий в секунду на одном процессоре сервера, с вероятностью правильного распознавания лица до 95%. Кроме того, Каскад-фоторобот позволяет формировать трехмерные модели субъективных портретов и просматривать их под любым ракурсом. Система включает в себя около 40 подразделений УМВД и ОМВД в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, объединенных в едином региональном центре на базе ЭКЦ. Данная система полностью интегрирована с автоматизированной дактилоскопической идентификационной системой (АДИС) "Папилон", автоматизированной информационной поисковой системой (АИПС) "СОВА", системой "Портрет-Поиск", АИПС "Каскад-Поток". Достоинствами данной габитоскопической поисковой системы по сравнению с системой "Портрет-Поиск" является автоматическая кодировка композиционного портрета, фотографий лиц и ввод их в базу данных, автоматический режим запуска поиска при вводе нового объекта по базам композиционных портретов и фотографий лиц, а также создание рекомендательных списков для просмотра экспертом, что сокращает время обработки в среднем в 15 раз.

В дальнейшем рассматривается перспектива адаптации системы с комплексами видеонаблюдения, установленными в рамках реализации программы "Безопасный город", в совокупности с которой планируется создание универсальной поисковой системы, позволяющей устанавливать лиц, совершивших преступления, непосредственно в момент совершения.

К сожалению, в следственной и экспертной практике еще недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие следователя и специалиста в процессе производства следственных действий по преступлениям, совершенным в условиях неочевидности.

Поэтому важнейшей задачей в повышении эффективности расследования и раскрытия преступлений являются всестороннее применение и использование криминалистических средств и методов по всем направлениям следственной и экспертной практики в целом и по изложенному выше вопросу в частности.

При этом необходимо:

  1. в ходе первоначального допроса потерпевших, очевидцев совершенного преступления привлекать специалиста в целях оказания квалифицированной помощи в осуществлении сбора и фиксации информации о внешнем облике разыскиваемого и составлении словесного портрета;
  2. в кратчайшие сроки с момента составления словесного портрета выносить отдельное поручение оперативному уполномоченному как инициатору изготовления субъективного портрета и обеспечивать контроль исполнения.

Невыполнение данных рекомендаций может привести к несоблюдению основных правил при описании внешности по методу словесного портрета (оптимальная полнота описания, употребление единой специальной терминологии, последовательность описания), что, в свою очередь, станет предпосылкой возникновения правовой ситуации, когда элементы внешности, изложенные в протоколе допроса, не будут соответствовать элементам внешности изготовленного субъективного портрета и возникнут условия ухода подозреваемого от ответственности.