Мудрый Юрист

Конституционные основы социальной поддержки молодежи в зарубежных странах и Российской Федерации *

<*> Starodubceva I.A., Sheludyakova T.V. The constitutional foundations of the social support of youth in foreign countries and the Russian Federation.

Стародубцева Инна Алексеевна, доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета Воронежского государственного университета, кандидат юридических наук.

Шелудякова Татьяна Васильевна, преподаватель кафедры конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета Воронежского государственного университета.

В статье исследованы нормы конституций зарубежных стран (Королевства Таиланд, Республики Филиппины, Республики Мальдивы, Республики Вьетнам, Федеративной Республики Германия), предусматривающие социальную поддержку молодежи. Авторами обосновывается выделение поддержки молодежи в качестве одного из приоритетов российской социальной политики и его закрепление в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: конституция; конституционные права и свободы; социальные права; социальная политика; поддержка молодежи.

The article is devoted to the norms of the constitutions of foreign countries (the Kingdom of Thailand, the Republic of the Philippines, the Republic of Maldives, Republic of Vietnam, the Federal Republic of Germany), providing for the social support of youth. The authors substantiate the allocation of support of youth as one of the priorities of Russian social policy and it is enshrined in the Constitution of the Russian Federation.

Key words: constitution; constitutional rights and freedoms; social rights; social policy; youth support.

Молодежь относится к категории социально малозащищенных субъектов, но от ее образованности, квалификации, успешности в профессиональной деятельности, состояния здоровья зависит и экономическое, и демографическое развитие государства. Поэтому поддержке молодежи следует уделять повышенное внимание на уровне государственной социальной политики. Все направления государственной политики должны быть основаны на конституционных нормах. Пробелом Конституции Российской Федерации является отсутствие принципов и направлений государственной политики в целом, в том числе и в социальной сфере, а также отсутствие отдельных норм, посвященных поддержке молодежи. В связи с этим интересным является исследование конституций зарубежных стран, которые такие нормы предусматривают. В России не принят федеральный закон "О молодежной политике", хотя во многих субъектах Российской Федерации такие законы действуют (в Алтайском и Хабаровском краях, Брянской, Воронежской, Ленинградской, Оренбургской, Томской областях и других субъектах <1>).

<1> См.: Закон Алтайского края от 5 ноября 2001 г. N 87-ЗС (в ред. от 11.07.2011) "О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае"; Закон Хабаровского края от 24 декабря 1999 г. N 175 (в ред. от 26.01.2011) "Об основах молодежной политики в Хабаровском крае"; Закон Брянской области от 15 июня 1999 г. N 37-З (в ред. от 05.08.2011) "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Брянской области"; Закон Воронежской области от 12 мая 2009 г. N 32-ОЗ (в ред. от 29.12.2009) "О государственной молодежной политике в Воронежской области"; Областной закон Ленинградской области от 13 декабря 2011 г. N 105-оз "О государственной молодежной политике в Ленинградской области"; Закон Оренбургской области от 1 сентября 2006 г. N 579/107-IV-ОЗ (в ред. от 04.05.2008) "О государственной молодежной политике в Оренбургской области"; Закон Томской области от 5 декабря 2008 г. N 245-ОЗ (в ред. от 05.08.2011) "О государственной молодежной политике в Томской области" // СПС "КонсультантПлюс: Региональное законодательство".

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сформулированы основные направления социально-экономического развития страны, в том числе и молодежная политика: "Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь" <2>. Однако поддержка молодежи, к сожалению, пока не является приоритетным направлением социальной политики нашего государства.

<2> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 N 1662-р (в ред. от 08.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

Исследование зарубежных конституций показало, что новые конституции, принятые в конце XX - начале XXI в., детально регулируют и направления социальной политики, и гарантии государственной поддержки молодежи. Так, Конституции Королевства Таиланд 2007 г. и Республики Филиппины 1987 г. <3> прямо предусматривают принципы и направления государственной политики.

<3> См.: Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. Т. 3: Дальний Восток.

В структуру Конституции Королевства Таиланд 2007 г. входит отдельная глава V "Направляющие принципы фундаментальной государственной политики". В ней первым принципом, в соответствии с которым должно действовать государство в социальной сфере, является защита и развитие детей и молодежи, обеспечение питания и образования детей (ч. 4 "Политика в сфере религии, социальной сфере, сфере здравоохранения, образования и культуры", ст. 80). Конституция Королевства Таиланд провозглашает право детей и молодежи на достойную жизнь и получение физического, умственного и интеллектуального развития в подходящей для этих целей окружающей среде с должным учетом их возможностей. Дети, молодежь, женщины и члены их семей имеют право на защиту со стороны государства против насилия и несправедливого обхождения и должны иметь право на лечение или восстановление (ст. 52).

Конституция Республики Филиппины 1987 г. в ст. II "Декларация принципов и государственной политики" устанавливает, что государство осуществляет справедливую и динамичную социальную политику, которая обеспечивает процветание и независимость государства, освобождение народа от бедности при обеспечении соответствующих социальных услуг, полной занятости, растущего уровня жизни и улучшения качества жизни каждого (раздел 9). Государство признает важную роль молодежи в национальном строительстве, обеспечивает и защищает ее физическое, моральное, духовное, интеллектуальное и социальное благосостояние. Оно развивает у молодежи чувство патриотизма и национализма, поощряет вовлечение ее в государственные и общественные дела (раздел 13).

Другие конституции государств Азии, не выделяя принципов и направлений государственной политики, все же содержат гарантии социальной поддержки молодежи.

Конституция Республики Мальдивы 2008 г. гарантирует особую защиту детей, молодежи, пожилых людей и обездоленных (ст. 35). Дети и молодые люди имеют право на особую защиту и поддержку со стороны семьи, общества и государства. Дети и молодежь не должны подвергаться жестокому обращению, насилию сексуального характера или любой форме дискриминации, они должны быть свободны от неподобающей эксплуатации социального или экономического характера. Никакое лицо не может извлекать выгоду из их труда.

В соответствии с Конституцией Демократической Республики Восточный Тимор 2002 г. государство поддерживает и поощряет инициативу молодежи в ее стремлении к укреплению национального единства, преобразованию государства, защите и развитию государства. Государство способствует получению образования, поддержанию здоровья и профессиональному обучению молодежи, насколько это возможно (ст. 19). Данная Конституция также отдельно гарантирует защиту детей (ст. 18).

Конституция Социалистической Республики Вьетнам 1992 г. предусматривает, что семья, государство и общество создают благоприятные условия для молодежи, для их учебы, труда и отдыха, развития их умственных и физических способностей и воспитывают молодежь в духе нравственности, национальных традиций, гражданского долга и социалистических идеалов, стремятся, чтобы они заняли передовые позиции в процессе творческого труда и национальной обороны (ст. 66).

В некоторых конституциях европейских государств одним из основных приоритетов социальной политики закреплена охрана и защита молодежи (ФРГ, Португалии (ст. 70), Венгрии (ст. 66)). Так, в Основном Законе Федеративной Республики Германия особое внимание уделяется защите молодежи (ст. 5, 11, 13) <4>, что является его несомненным достоинством. В указанной Конституции определяются приоритеты для развития текущего законодательства и реальной защиты молодежи в конкретных сферах: охрана молодежи в праве свободно выражать и распространять свое мнение и праве на честь личности, защита молодежи от безнадзорности и предотвращения преступных деяний, охрана молодежи в сфере борьбы с эпидемиями. Поддержка молодежи является одной из мер, которая позволила Германии активно развиваться и за короткое время превратиться из разрушенной после Второй мировой войны страны в одно из наиболее экономически развитых государств. Нормы вышеназванных Конституций зарубежных стран следует учитывать в России и для совершенствования Конституции, и для развития текущего законодательства в отдельных отраслях, непосредственно касающихся поддержки российской молодежи.

<4> См.: Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: Учеб. пособие. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 169.

Сегодня все государства - члены Совета Европы являются участниками Европейской социальной хартии или пересмотренной Европейской социальной хартии. Российская Федерация ратифицировала пересмотренную Европейскую социальную хартию (ЕСХ) в июне 2009 г., последней из всех государств-членов <5>. Основной критерий отбора положений заключался в том, что ее ратификация не повлекла необходимости внесения изменений в действующее законодательство и дополнительных расходов из федерального бюджета. Наша страна исходила из того, что ратификация Хартии никак не повлияет на социальную политику государства и не предполагает повышения уровня социальной защиты населения <6>. Государства - участники Социальной хартии рассматривают ее положения как устанавливающие общие ориентиры и цели социальной политики, к достижению которых они будут стремиться. Однако ее нормы, касающиеся поддержки молодежи, нужно считать, согласно ч. III ст. A, имеющими обязательную силу для государства (ст. 7 - право детей и молодежи на защиту, ст. 9 - право на профессиональную ориентацию молодежи, ст. 16 - право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту (в части помощи молодым семьям) и ст. 17 - право детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту) <7>. Следовательно, для выполнения Социальной хартии требуется обеспечить защиту и специальную поддержку со стороны государства молодежи и определить ее развитие как один из основных приоритетов российской социальной политики.

<5> Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года" // СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2756.
<6> См.: Варламова Н.В. Социальная хартия и Европейская конвенция как инструменты защиты социальных прав // История. Право. Политика. 2011. N 1. С. 29.
<7> Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. 2010. N 4. С. 17 - 67.

Конституционные приоритеты социальной политики - это основанные на конституционных нормах направления развития общества, которые имеют преобладающее значение для государства, оказывающего особую поддержку субъектам социальной политики. Такими приоритетами, по нашему мнению, должны являться:

  1. обеспечение достойной жизни каждого человека;
  2. формирование высокоразвитого общества;
  3. поддержка молодежи как субъекта, от которого зависит развитие общества.

Первый приоритет уже нашел свое отражение в Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 7), предусматривающей достойную жизнь каждого как результат социальной политики. Утверждение о том, что свободное развитие человека относится к приоритетам социального государства и проводимой социальной политике, - не точно, это, скорее, характеристика правового государства.

Второй и третий приоритеты взаимосвязаны и дополняют друг друга. Для успешно развивающейся страны, ее процветания требуется стратегическая многоуровневая политика нации, которая будет стимулировать каждого на активное развитие. Необходимо такое совершенствование экономической, демографической и социальной политики государства, которое будет иметь целью дальнейшее всестороннее развитие общества, прежде всего молодежи. Итоги правильно проводимой социальной политики - благополучие, прогрессивное развитие и процветание не только нынешних поколений, но и будущих.

Для эффективного проведения социальной политики ее приоритеты должны быть отражены в Конституции Российской Федерации. Преамбула Конституции содержит указание только на благополучие и процветание России, но в ее тексте нет слов о формировании высокоразвитого общества и отдельного упоминания о молодежи, что является ее недостатком. Перечень субъектов, поддержка которых гарантируется ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, не включает молодежь как важную часть общества, от которой зависит его развитие. Для устранения указанного недостатка предлагается дополнить перечень субъектов, указанных в ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, которым необходима государственная поддержка: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, молодежи, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Конституционные принципы и приоритеты должны получать свое развитие в текущем законодательстве. Российское законодательство необходимо совершенствовать в части поддержки молодежи - принять федеральный закон "О молодежной политике", в котором определить понятие, механизм и формы реализации молодежной политики, полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осуществления молодежной политики, а также предлагается закрепить дополнительные гарантии для отдельных групп молодых людей:

  1. предоставление социального жилья молодым семьям при рождении ребенка в случае, если один из супругов более двух лет проработал на государственной и (или) муниципальной службе, в государственных и (или) муниципальных учреждениях;
  2. дополнительные возможности для молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах (предоставление субсидий на покупку транспортного средства, жилья, получение высшего профессионального образования, организация международного молодежного обмена и развития международного молодежного сотрудничества соответствующих регионов);
  3. меры социальной адаптации для выпускников детских домов (оплату расходов за посещение подготовительных курсов в системе высшего и среднего профессионального образования, гарантии при приеме на работу, доступность и качество медицинской помощи);
  4. увеличение стипендиальных выплат студентам очной формы обучения, занимающимся профессионально каким-либо видом спорта.

В случае реализации данных предложений будет создана конституционная база для государственной поддержки молодежи как одного из приоритетов социальной политики, а также созданы реальные дополнительные гарантии прав молодых людей, активная деятельность которых в различных сферах обеспечит развитие всего государства.