Мудрый Юрист

Антимонопольное законодательство как регулятор отношений в сфере ценообразования

Рубцова М.В., старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Статья посвящена вопросам антимонопольного законодательства в сфере ценообразования.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, конкуренция, ценообразование, нормы закона, государственное регулирование, экономическая политика.

The article is devoted to the issues of antimonopoly legislation in the sphere of pricing.

Антимонопольное регулирование - это важнейшая составляющая часть экономической политики государства во всех странах с рыночной экономикой.

Российское антимонопольное законодательство включает нормы, устанавливающие запреты для органов государственной власти и органов местного самоуправления на принятие актов и совершение действий, ограничивающих или устраняющих конкуренцию, определяет полномочия антимонопольных органов по пресечению и предупреждению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов.

Антимонопольному законодательству свойственны административный порядок применения правовосстановительных мер принуждения и ответственности, защиты публичного порядка и гражданских прав.

Основополагающими для рассматриваемой сферы антимонопольного регулирования являются нормы Конституции Российской Федерации, которая гарантирует единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8) и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст. 34).

Международные договоры Российской Федерации, различаемые в зависимости от количества и состава участников, обязательности ратификации и иных оснований, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Многосторонние международные договоры заключаются несколькими странами, создавая универсальный международно-правовой режим отношений для лиц, имеющих соответствующую государственную принадлежность.

Например, важнейшими международными актами, имеющими непосредственное отношение к рассматриваемой теме, являются:

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.);

Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.;

Модельный торговый кодекс для государств - участников СНГ, принятый в г. Санкт-Петербурге 3 декабря 2009 г. Постановлением на 33-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. В частности, названным Кодексом предусмотрена возможность применения государством мер тарифного регулирования в отношении товаров и услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также отдельных социально значимых товаров и услуг: наценки на товары, реализуемые в общественном питании при детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания. Перечень социально значимых видов продовольственных товаров устанавливается государством.

В любом случае к социально значимым товарам относятся: хлеб, молоко, соль, сахар, масло растительное, яйца, мыло. В целях социальной защиты населения государство осуществляет меры по компенсации соответствующим категориям граждан потерь доходов от повышения розничных цен в соответствии с законодательством государства (п. п. 2, 3 ст. 16).

Кроме того, антимонопольное законодательство основывается на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10).

В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности Указом Президента от 30 января 2010 г. N 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

Во исполнение п. 2 Мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработана Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 гг. и период до 2020 года.

Стратегия направлена прежде всего на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики России. Основная цель Стратегии - максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации <1>.

<1> Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 31 марта 2011 г. N 422 "Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года".

Базовым законом в системе антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон N 135-ФЗ) с последующими изменениями, принятие которого являлось важным этапом модернизации всего российского права.

Данный Закон регулирует поведение хозяйствующих субъектов на товарном рынке, включая рынок финансовых услуг, направлен на предупреждение и пресечение монополистической деятельности. Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением.

Это злоупотребление может проявляться не только в таких действиях (бездействии), как недопущение, ограничение, устранение конкуренции, но и в действиях, ущемляющих интересы других лиц, в отказах от заключения договоров, в навязывании контрагентам монопольно высоких цен и невыгодных условий договора.

Ключевыми новациями Закона N 135-ФЗ являются:

<2> Артемьев И.Ю., Сушкевич А.Г. Конкурентное право России: Учебник / Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 35.

В частности, ст. 5 Закона N 135-ФЗ установлены понятие доминирующего положения, а также критерии отнесения положения хозяйствующего субъекта к доминирующему. Определены условия, исходя из которых цена товара признается монопольно высокой (ст. 6 Закона N 135-ФЗ). Так, монопольно высокой ценой товара признается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, превышающая сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

  1. путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

  1. путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения (п. 1 ст. 6).

Запрещено злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10), результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц;

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов организациям или органам, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ст. 15), запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;

запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора;

запрещены ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (ст. 16).

В начале января 2012 г. вступили в силу Федеральные законы от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 401-ФЗ) и от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее по тексту - Закон N 404-ФЗ), составляющие третий антимонопольный пакет. Основные изменения коснулись положений Федерального закона N 135-ФЗ.

Целями внесенных изменений являются развитие конкуренции на товарных рынках, совершенствование принципов контроля деятельности монополий, минимизация правовых рисков бизнеса. В первую очередь в новой редакции изложен ряд основных понятий, используемых Федеральным законом о защите конкуренции ("хозяйствующий субъект", "координация экономической деятельности", "вертикальное соглашение"). Закон N 401-ФЗ предусматривает уточнение определения монопольно высокой цены товара, устанавливая дополнительные критерии определения справедливой (рыночной) цены, соблюдение которых исключает возможность признания цены товара, установленной субъектом, занимающим доминирующее положение, монопольно высокой. Уточнены критерии ограничивающих конкуренцию согласованных действий:

а) установлен их обязательный признак в виде публичного заявления об их совершении одним из хозяйствующих субъектов, участвующих в них;

б) выведены из-под запрета согласованные действия хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает 20%, если при этом доля каждого из них на товарном рынке не превышает 8%.

Существенно дополнена ст. 6 Закона N 135-ФЗ, посвященная монопольно высокой цене товара (ч. ч. 6 - 8). Части 5 - 7 данной статьи определяют случаи, когда цена товара не признается монопольно высокой.

Так, не признается монопольно высокой цена товара, установленная с учетом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на бирже, согласованных с антимонопольным органом.

Изменилось понятие "согласованные действия хозяйствующих субъектов", установленное ст. 8 Закона N 135-ФЗ. Ранее для признания их согласованными они должны были удовлетворять совокупности двух условий. В нынешней редакции этой статьи к указанной совокупности добавлено третье условие - действия заранее известны каждому из участвующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий. Речь в данном случае обычно идет о предстоящем повышении цен на какой-либо товар. Указанное нововведение существенно облегчает задачу антимонопольных органов при доказывании согласованных действий хозяйствующих субъектов (при наличии доказанности двух других условий).

Существенные изменения внесены в ст. 11 Закона N 135-ФЗ, ранее предусматривавшую запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. Указанная статья разделена на две. Статья 11 в новой редакции относится только к запрету на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, а новая ст. 11.1 предусматривает запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Важной новеллой является определение понятия "картель" в ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ. Так, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, т.е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

Антимонопольные нормы включены во многие федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, регулирующие отношения в сфере ценообразования <3>. Государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239. Указанный в данном Постановлении перечень продукции, товаров и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен, является исчерпывающим.

<3> В частности, Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 N 559-р "Об утверждении стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 года", Постановление Правительства РФ от 10.11.2007 N 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости", Постановление Правительства РФ от 29.03.1999 N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства", Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов", Постановление Правительства РФ от 31.03.2010 N 203 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению государственного контроля за ценами на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" и др. // СПС "КонсультантПлюс".