Актуальные проблемы информационного обмена в области исполнения налоговой обязанности (на примере имущественных налогов)
Вычерова Надежда Вячеславовна, преподаватель кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса юридического факультета Юго-Западного государственного университета, младший научный сотрудник Центра изучения проблем публичного управления и финансового права Юго-Западного государственного университета. Магистр юриспруденции, специалист по финансовому и налоговому праву. Основные направления научных исследований: проблемы добровольного и принудительного исполнения налоговой обязанности, вопросы имущественного налогообложения.
Родилась 6 июля 1989 г. в п. Золотухино Курской обл. В 2010 г. окончила с отличием ФГБОУ ВПО "Курский государственный университет" с присвоением степени "Бакалавр юриспруденции" по направлению "Юриспруденция"; в 2012 г. окончила с отличием ФГБОУ ВПО "Курский государственный университет" с присвоением степени "Магистр юриспруденции" по направлению "Юриспруденция". Участвовала в реализации гранта РГНФ N 11-03-00522а "Бюджетная реформа в России и правовое регулирование региональных бюджетных отношений", а также в разработке различных научных проектов в области финансового права.
Автор монографии "Исполнение обязанности по уплате налогов в РФ: организационно-правовое обеспечение" (Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2012); соавтор монографии "Бюджетная реформа в России и правовое регулирование региональных бюджетных отношений" (Курск, 2012); автор ряда публикаций, в том числе: "Особенности имущественных отношений в региональном налогообложении: проблемы теории и практика правового регулирования" (Воронеж, 2012); "Соотношение терминов "обязанность" и "обязательство" в налоговом праве РФ" (Курск, 2012); "Налоги и сборы как вид обязательств перед государством" (Курск, 2011); "Налоговый федерализм и проблемы межбюджетных отношений в налоговой сфере" (Курск, 2011); "Проблемы принудительного исполнения обязанности по уплате налогов в РФ" (М., 2011); "Федеральная служба судебных приставов как субъект правоотношений по принудительному взысканию налогов" (г. Абакан, 2011); "Новый порядок взыскания задолженности по налогам физических лиц: преимущества и недостатки" (Курск-Москва, 2011); "Проблемы взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с Федеральной налоговой службой при исполнении налогов и сборов" (Тула, 2010); "Межгосударственный обмен информацией как одно из направлений международного сотрудничества в сфере налогообложения" (Казань, 2010); "Правовая природа таможенной пошлины" (Курск, 2010); "Дачная амнистия: минусы и перспективы" (Сумы, 2009); "Самовольная постройка как способ приобретения права собственности в РФ" (Курск, 2009); "Режим ненормированного рабочего времени: теория и практика" (Сумы, 2008); "Двусмысленное положение профсоюзов в настоящее время" (Социальное и пенсионное право. 2008. N 4); "Ювенальная юстиция: проблемы и современное развитие" (Курск, 2007).
Данная статья посвящена теоретическим и практическим проблемам информационного обмена в области исчисления и сбора налога на имущество физических лиц, налога на имущество юридических лиц в отношении недвижимости, а также земельного и транспортного налогов. Исследуются вопросы регистрации и учета транспортных средств в отношении уплаты транспортного налога. Раскрыты проблемы взаимодействия налоговых органов и органов, осуществляющих кадастровый учет, технический учет и техническую инвентаризацию, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также с органами местного самоуправления. В статье дан анализ вопросов методики расчета и оценки стоимости того или иного недвижимого имущества в отношении уплаты налога на недвижимость.
Ключевые слова: информационный обмен, исполнение налоговой обязанности, имущественные налоги, элементы возникновения налоговой обязанности, транспортный налог, налог на недвижимость, земельный налог.
Topical issues of information exchange in the field of the obligation to pay property taxes
N.V. Vicherova
This article is devoted to the theoretical and practical aspects of information exchange in the field of assessment and collection of taxes on personal property, property tax for legal persons in respect of property and land and transport taxes. I investigate the issues of registration and accounting of vehicles in the payment of vehicle tax. The problem of interaction of tax authorities and bodies carrying out inventory accounting, technical accounting and technical inventory, maintenance of state real estate cadaster and state registration of rights to real property, as well as with local authorities, are considered. The paper analyzes the issues of methodology for calculating and assessing the value of an estate for the payment of property taxes.
Key words: information sharing, fulfillment of tax obligations, property taxes, elements of tax obligation, vehicle tax, property tax, land tax.
Большая часть доходов государства формируется за счет налогов и сборов, поэтому бюджет практически полностью зависит от платежеспособности налогоплательщиков, а также решения проблем исчисления и уплаты налоговых доходов.
Налоговая система является важнейшим институтом государства. Существует большое количество различных классификаций налогов. Например, согласно п. 1 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоги можно классифицировать в зависимости от субъектов уровней налоговой системы, устанавливающих и осуществляющих прием налоговых платежей на своей территории, на федеральные, региональные и местные.
Так, выделяется классификация по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, на основании чего он подразделяет налоговые платежи на закрепленные и регулируемые [1]. Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд (например, налог на добавленную стоимость), а регулирующие поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству (например, налог на доходы физических лиц).
Налоги подразделяются по объекту налогообложения на подоходно-имущественные и налоги на потребление [2]. Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые - в процессе их расходования. Так, подоходный налог взимается при получении дохода, а налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества [2]. Существует также и другая классификация по приведенному критерию, где налоги подразделяются на имущественные (транспортный налог), налоги с дохода (налог на прибыль организаций), налоги с потребления (налог на добавленную стоимость) и налоги с использования ресурсов (земельный налог) [3].
Имущественные налоги можно выделить в отдельную группу. К ним относятся: федеральный налог - налог на имущество физических лиц, региональные налоги - налог на имущество организаций и транспортный налог; местный налог - земельный налог. Имущественное налогообложение является составной частью налоговой системы российского государства, а в последнее время именно с данными видами налогов связаны многочисленные изменения в области их исчисления и уплаты. Например, вводятся налог на недвижимость, налог на роскошь, а они, исходя из объекта налогообложения, представляют собой не что иное, как имущественные налоги.
Остановимся на отдельных имущественных налогах, в частности налоге на имущество физических лиц и налоге на имущество юридических лиц в отношении недвижимости, а также на сборе земельного и транспортного налогов.
Как известно, возникновение обязанности по уплате налогов связано с определением следующих элементов налоговым законодательством. Прежде всего, это субъект налогообложения, т.е. лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Следующий элемент, необходимый для возникновения налоговой обязанности, - это установление налога, т.е. должны быть установлены объект налогообложения и общие условия установления налогов. Объектом имущественных налогов является имущество (движимое и недвижимое), которое имеет четкую территориальную принадлежность, определяемую либо на основе государственной регистрации, либо при определении непосредственного расположения имущества. Фактически объектом налогообложения следует признать некое условие, знаменующее собой возникновение отношений между государством и налогоплательщиком по поводу уплаты налога. Именно появление объекта налогообложения приводит к возникновению отношений по поводу уплаты налогов, в которых государство требует уплаты налога, а налогоплательщик как обязанное лицо должен произвести налоговый платеж.
Законодатель в ст. 38 НК РФ не дает легального определения объекта налогообложения и ограничивается приведением открытого перечня отдельных видов объектов.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, который определяется в соответствии с частью второй НК РФ. Следует обратить внимание, что объект налогообложения относится к тем элементам, которые определяются на федеральном уровне НК РФ независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.
Категория объекта налогообложения в законодательстве и специальной литературе не отличается единством толкования, тогда как данный признак считается основным для возникновения обязанности уплаты налога [4]. Так, часть 1 ст. 38 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Существует определение, что объектом налогообложения являются "...те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог..." [4. С. 101]. В более широком определении содержания объекта налогообложения выделены два его основных признака, в соответствии с которыми объект налогообложения может представлять собой категорию, имеющую стоимостную, количественную или физическую характеристику, а также условие, порождающее обязанность уплаты налога. Такое понимание относится к исследуемой категории как товар, так и операции по его перемещению [5].
Согласно ст. 17 НК РФ для налога, помимо объекта налогообложения, должны быть определены налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Если законодательством не установлен или не определен хотя бы один из элементов юридического состава, нельзя считать его установленным, соответственно, не возникнет обязанности по его уплате.
Исполнение налоговой обязанности может быть как добровольным (если к налогоплательщику не применяются меры государственного принуждения и он самостоятельно уплачивает налог в полном объеме и в установленный срок), так и принудительным (например, при возникновении недоимок и неисполнении требования об уплате налога налоговая обязанность исполняется специализированными органами в зависимости от субъекта налогообложения).
Добровольное исполнение налоговой обязанности начинается с исчисления налога. Налогоплательщик, исполняя налоговую обязанность, самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено законом (ст. 52 НК РФ). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Налоговая база - это элемент налогообложения, который позволяет преобразовать объект налогообложения в количественную форму, для того чтобы к ней можно было применить налоговую ставку при исчислении налога [6]. Иными словами, налоговая база - это облагаемый объект, выраженный в тех или иных единицах. Согласно ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Между субъектом (налогоплательщиком) и объектом обязательно должна быть непосредственная связь. С этой непосредственной связью налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Например, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
При исчислении имущественных налогов возникают вопросы информационного обмена данными о регистрации того или иного имущества. Так, сумма транспортного налога начисляется на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими госрегистрацию транспортных средств, а значит, данные органы обязаны сообщать сведения о расположенных на подведомственной им территории транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (ст. 85 НК РФ).
Сведения предоставляются в порядке информационного обмена между данными органами исполнительной власти. Однако сегодня следует отметить, что обмен информацией далек от совершенства. Базы данных содержат информацию, недостоверность которой впоследствии приводит к судебным разбирательствам, дополнительным расходам и т.д.
Определением Воронежского суда по делу N 33-2646, где гражданин Д. обратился в суд с заявлением о признании действий МИФНС N 9 в части уплаты требования по транспортному налогу незаконными в связи с тем, что ему принадлежит на праве собственности не грузовой, а легковой автомобиль <1>, в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что на учете в органах, осуществляющих госрегистрацию транспортных средств, стоит именно грузовой, а не легковой автомобиль.
<1> Определение Воронежского областного суда от 17 мая 2011 г. по делу N 33-2646 // СПС "КонсультантПлюс".В большинстве случаев вина в неправильном исчислении налоговыми органами, например, транспортного налога, лежит на самих налогоплательщиках. Так, в случае продажи транспортного средства необходимо добросовестно относиться к тому, чтобы снять данную машину с учета. Там же можно сказать и о неправомерных завладениях автомобилем других лиц или об утрате данного движимого имущества. В случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщику необходимо предоставить в налоговый орган документ, подтверждающий данный факт. Однако, учитывая, что данные будут передаваться из органов, осуществляющих госрегистрацию транспортных средств, то и в эти органы тоже необходимо сообщать указанную информацию.
Возникает множество разночтений по вопросам обязанности регистрировать транспортные средства. Например, согласно ранее действовавшим Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утв. Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" <2>, было установлено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете, договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство. В действующем на данный момент Постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (ред. от 11 октября 2012 г.) говорится о собственниках транспортных средств и о владельцах, которые от имени собственников владеют, пользуются или распоряжаются на законных основаниях транспортными средствами <3>. Здесь идет речь о собственниках и о лицах, осуществляющих владение, пользование или распоряжение на основании доверенности.
<2> Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) // Российская газета. 2003. 15 марта. N 49.<3> Пункт 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (ред. от 11 октября 2012 г.) // СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1999.
Однако, например, остается неясным, как осуществлять учет транспортного средства, если заключен договор купли-продажи с рассрочкой платежа, ведь передача права собственности осуществляется по итогам выплаты всей суммы платежа. Собственник остается тем же, а пользуется транспортным средством другое лицо.
Гражданка Е.А. Веденьева зарегистрировала автомобиль 9 ноября 2006 г., а заключила договор купли-продажи с М.А. Пушкиной 17 июня 2007 г. с рассрочкой платежа до 17 ноября 2007 г. <4>. ФНС РФ, соответственно, исчислила налог с собственника, т.е. с лица, зарегистрированного в органах, осуществляющих госрегистрацию, объяснив это тем, что информация о снятии с учета из ГИБДД по автомобилю не поступала, следовательно, данное транспортное средство с налогового учета не снято <5>.
<4> Решение Обоянского районного суда Курской области от 18 июня 2008 г. // Архив Обоянского районного суда Курской области, 2012.<5> Разъяснения Инспекции ФНС по г. Курску от 2 апреля 2009 г. N 0609/50184 // Архив Обоянского районного суда Курской области, 2012.
Проблемы информационного обмена наблюдаются и при исчислении налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц в отношении недвижимости.
Органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (п. 9.1 ст. 85 НК РФ).
Взаимодействие указанных органов осуществляется на основе Приказа ФНС РФ от 6 февраля 2012 г. N ММВ-7-6/49@ <6> и Приказа ФНС РФ от 11 февраля 2011 г. N ММВ-7-11/154@ <7>.
<6> Приказ Федеральной налоговой службы от 6 февраля 2012 г. N ММВ-7-6/49@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного комплекса "Прием, учет, распределение и доведение до налоговых органов сведений об объектах недвижимого имущества, представляемых уполномоченными организациями технической инвентаризации" // СПС "КонсультантПлюс", 2012.<7> Приказ Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2011 г. N ММВ-7-11/154@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иных сведений, необходимых для исчисления налогов" (ред. от 29 марта 2012 г.) // Российская газета. 2011. 11 мая. N 98; Российская газета. 2012. 15 июня.
Важным данное положение является для налога на недвижимость. Как известно, введение данного налога планируется уже давно. Однако до сих пор не определена методика расчета и оценки стоимости того или иного недвижимого имущества. В рамках Плана реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость, уже формируется нормативная правовая база, необходимая для проведения кадастровой оценки объектов недвижимости. В Кемеровской, Тверской, Калужской областях и в Республике Татарстан протестированы Методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения, утв. Приказом Минэкономразвития России <8>. Налоговая база на данный момент рассчитывается по инвентаризационной стоимости, которая имеется в информационных и архивных базах организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию. Однако эти сведения зачастую не соответствуют действительности и не отражают состояние того объекта недвижимости, который существует по факту. Многие собственники недвижимости не оформляют вновь построенные строения, например, 70 - 80-х гг. Так, указанные лица платят налог на "старый дом", а не на коттедж, который никак не оформлен и не поставлен на технический учет.
<8> Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов // Официальный сайт Министерства финансов РФ; URL: http://www.minfin.ru (дата обращения: 07.12.2012).В советское время на основе технической инструкции от 31 октября 1951 г. "О порядке и методах производства текущей регистрации инвентаризационных изменений в домовом фонде городов, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР" <9> основными источниками текущей регистрации инвентаризационных изменений в домовом фонде служили данные сплошного обхода и обследования домовладений органами БТИ, проводилась сплошная инвентаризация, данными которой органы, осуществляющие учет объектов недвижимости, отчасти пользуются до сих пор.
<9> Техническая инструкция от 31 октября 1951 г. "О порядке и методах производства текущей регистрации инвентаризационных изменений в домовом фонде городов, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР" // Библиотека нормативно-правовых актов СССР; URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4835.htm (дата обращения 26.12.2012).В настоящее время плановая инвентаризация на практике не проводится. Связано это с большой затратностью данной процедуры, поэтому фактическая информация новая, а по документам все еще числятся старые данные.
Планируется введение кадастровой оценки. Для этого была проведена массовая оцифровка инвентарных дел для передачи в органы кадастрового учета, которые, по сути, должны были произвести данную кадастровую оценку. Получается, что и здесь реформа оказалась несовершенной.
На данный момент нет единой информационной базы учета собственников недвижимости. Органы БТИ занимались регистрацией собственников объектов недвижимости до создания органов учреждения юстиции в субъекте Российской Федерации. После создания указанных органов базу собственников стали вести именно органы юстиции в Едином государственном реестре прав. Однако так как согласно ст. 85 НК РФ данные передают и органы кадастрового учета, и органы БТИ, то наблюдается несовпадение предоставленной информации. Зачастую налог приходит на старого владельца, т.е. наблюдается похожая ситуация, что и с транспортным налогом.
В соответствии с изменениями в оформлении строений и сооружений было введено понятие "технический план". С 1 апреля 2012 г. технический план объекта недвижимости включает описание объекта на контуре земельного участка <10>. Этот порядок утвержден Приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г. N 577 <11>.
<10> Баннова Л. Техпаспорт и техплан: в чем разница? // URL: http://www.stroyka74.ru/articles/tehpasport-i-tehplan-v-chem-raznitsa (дата обращения: 23.12.2012).<11> Приказ Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г. N 577 "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства" (ред. от 29 августа 2012 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 48.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер. По сути, он представляет собой отображение объекта в координатах. Технический паспорт на данный момент является приложением к техническому плану, потому что на основе его делается последний. Однако в техническом плане никаким образом не отображаются иные постройки, например сарай, гараж, забор и т.д. Получается, что гражданин не должен платить налог на данные постройки.
Технический паспорт теперь не имеет такой силы, как имел ранее. При этом именно он является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства <12>. Технический паспорт представляет собой документ, содержащий основные технические характеристики, т.е. год постройки, строительный объем, внутренняя отделка здания, материалы конструкций, таких как фундамент, стены, перекрытия и т.д.
<12> Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (ред. от 21 августа 2010 г.) (вместе с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) // СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4901.Результат инвентаризации - база для принятия управленческих решений, однако теперь большая часть полномочий, в том числе и утверждение технических планов, относится к полномочиям органов, осуществляющих кадастровый учет. Для получения свидетельства о регистрации права на недвижимость необходимо обращаться в органы юстиции, для получения кадастрового плана - в Кадастровую палату, а чтобы сделать технический план - в БТИ или к кадастровым инженерам, при этом утверждает его Кадастровая палата. Установленный порядок в большинстве случаев не устраивает граждан, в связи с этим они зачастую не оформляют необходимые документы на тот или иной объект недвижимости, а значит, налоговая база не всегда отображает действительность. Наблюдается прямая зависимость функционирования органов, осуществляющих инвентаризацию и кадастровый учет, и деятельности по информационному обмену указанных органов с ФНС России.
Отложение введения налога на недвижимость напрямую связано с проблемой информационного обмена, так как до сих пор не определена методика оценки объектов недвижимости. Показательным здесь является пример Белоруссии, в которой налог на недвижимость введен давно. Налоговая база на недвижимость определяется организациями исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства; физическим лицам исходя из оценки принадлежащих им зданий и сооружений, порядок которой утверждается Президентом Республики Беларусь [7].
По нашему мнению, необходимо вернуть полномочия БТИ по техническим паспортам, нежели по техническим планам, а также определить коэффициент по каждому зданию. Например, налог на недвижимость должен зависеть от года постройки, от материала стен. Если это рыночная оценка, то необходимо ввести рыночный коэффициент.
Следует также упомянуть о взаимодействии налоговых органов с органами местного самоуправления при исполнении обязанности по уплате земельного налога. Органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с НК РФ (ст. 85 НК РФ). Однако отметим, что данная информационная база является слабой. В некоторых муниципальных образованиях в связи с недостаточной компьютеризацией сведения могут быть представлены только на бумажных носителях.
На наш взгляд, для усовершенствования информационного обмена между налоговыми органами и вышеуказанными органами в области исполнения обязанности по уплате имущественных налогов необходимо проработать пути практической реализации всех установленных законодательством направлений. Так, для транспортного налога необходимо четко определить, что регистрация осуществляется на собственника, а в случае передачи транспортного средства на возмездной основе в пользование или владение другому лицу собственнику необходимо предусмотреть включение в размер платы за пользование или владение сумму, необходимую для уплаты транспортного налога. Для налога на недвижимость необходимо определиться с методикой оценки недвижимого имущества и с перечнем органов, которые будут заниматься данной оценкой. Кроме того, необходимо разрешить существующие противоречия в области передачи информации на объекты недвижимости для устранения возникающих ошибок в начислении налога. И наконец, в области предоставления сведений о земельных участках для исчисления земельного налога органам местного самоуправления следует решить проблемы практического исполнения данного положения законодательства.
На основании изложенного можно сделать вывод: проблемы исполнения налоговой обязанности, в частности исчисления имущественных налогов, носят комплексный характер, так как связаны не только с проблемами налогового законодательства, но и законодательства других отраслей права. Только комплексность и системность решения выявленных проблем может привести к успешному результату.
Список литературы
- Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1998. С. 87.
- Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2000. С. 6.
- Миляков М.Н. Налоговое право. М., 2008. С. 18.
- Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2003. С. 100, 101.
- Чуркин А.В. Объект налогообложения: правовые характеристики: Учеб. пособие. М., 2003. С. 18.
- Налоговое право России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2007. С. 66.
- Налоговый кодекс Республики Беларусь. Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2010. С. 379.