Мудрый Юрист

К вопросу виктимологической профилактики преступного насилия в отношении лиц пожилого возраста *

<*> Shikula I.R. On the issue of victimological prophylactics of criminal violence with regard to elderly people.

Шикула Ильмира Рифкатьевна, ведущий научный сотрудник НИЦ N 1 ФГКУ "ВНИИ МВД России", кандидат юридических наук, доцент.

В статье раскрываются особенности виктимизации пожилых лиц, проблемные вопросы виктимологической профилактики насильственных преступлений в отношении лиц пожилого возраста.

Ключевые слова: виктимность, виктимизация, пожилой возраст, виктимологическая профилактика.

The article reveals the peculiarities of victimization of elderly people, controversial issues of victimological prophylactics of violent crimes with regard to elderly people.

Key words: victimity, victimization, elderly age, victimological prophylactics.

С общим высоким уровнем преступности в стране актуализируется необходимость всесторонней защиты прав и интересов потерпевших. Обеспечение эффективной защиты всего комплекса прав потерпевших от преступлений является важной задачей государства.

Гарантии прав потерпевших должны быть незыблемыми особенно в тех случаях, когда в силу своей беспомощности они не могут самостоятельно осуществлять свои права и нести юридические обязанности. Это самые уязвимые в социальном отношении граждане, к которым относятся лица, страдающие физическими или психическими недостатками, какими-либо соматическими заболеваниями, малолетние и престарелые.

Реалии жизни показали, что в отношении беспомощного потерпевшего может быть совершено практически любое преступление, предусмотренное уголовным законодательством, которое посягает на жизнь, здоровье, достоинство личности, на личную собственность граждан, а также некоторые преступления против общественного порядка и военной службы. При этом научно-технический прогресс и развитие общественных отношений, катаклизмы, потрясающие нашу страну, вызывают к жизни новые, ранее не практиковавшиеся формы преступных проявлений, связанных с умышленным приведением жертвы преступления в беспомощное состояние либо с использованием уже существующего беспомощного состояния потерпевшего.

В условиях падения уровня жизни в стране участились случаи избавления криминальным путем от беспомощных членов семьи, преступное завладение имуществом беспомощных лиц. Понятие беспомощности потерпевшего давно перешагнуло рамки некоего элемента в контексте отдельных составов преступлений, приобрело глобальный характер, затрагивает не только материальное, но и процессуальное право.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдаются неблагоприятные тенденции развития преступности, которые обусловлены социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе: увеличивается не только уровень криминализации населения, но и значительными темпами растет количество потерпевших от преступлений.

По данным Следственного комитета Российской Федерации, в 2011 г. более 1,5 млн. россиян были признаны потерпевшими от преступлений, более 70 тыс. человек пропали без вести, 4 тыс. получили тяжкий вред здоровью, 11 тыс. стали жертвами преступлений против половой неприкосновенности, материальный ущерб, нанесенный потерпевшим, составил около 550 млрд. руб., что свидетельствует о сложной криминогенной обстановке, наличии в российском обществе тревожной тенденции, которая выражается в высоком уровне жестокости, незащищенности человека от преступного насилия.

При этом в последние годы все чаще и чаще преступники выбирают в качестве жертв преступных посягательств людей пожилого возраста - наименее защищенную и слабую категорию населения. Все больше стариков оказываются ограбленными, обманутыми, убитыми или покалеченными из-за незначительной наживы в виде нескольких сотен или тысяч рублей.

Виктимологическое значение пожилого возраста заключается в том, что он в значительной мере определяет физическое состояние и возможности как потенциальных, так и реальных потерпевших от преступлений, круг их потребностей и интересов, жизненных установок и ценностных ориентаций, стремлений и желаний и в конечном итоге оказывает существенное влияние как на повышенную уязвимость некоторых категорий жертв преступлений, так и на их поведение.

Пожилые люди составляют определенный социум, находящийся внутри нашего общества, обладающий рядом специфических характеристик, знание которых позволяет не только выявить наиболее типичные виктимогенные факторы, детерминирующие виктимизацию этих людей, но и предложить комплекс мер, направленных на предупреждение совершения преступлений в отношении лиц пожилого возраста.

К примеру, В.Б. Хатуев выступает против отождествления терминов "старый" и "престарелый"; считая старыми лиц, достигших возраста 60 лет, а престарелыми - лиц, достигших 90-летнего возраста, он предлагает закрепить соответствующие понятия в законе, при этом он полагает, что признак "старость" необходимо ввести в УК РФ как отягчающее обстоятельство и использовать его также и как элемент состава преступления, признак престарелости автор предлагает использовать только как критерий понятия "беспомощное состояние" [1. С. 30].

В зарубежном уголовном законодательстве также имеются примеры выделения лиц позднего возраста в качестве относительно самостоятельной категории потерпевших.

Так, п. 2 ст. 64 Уголовного кодекса Республики Беларусь содержит следующую формулировку: "Совершение преступления в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии" [2. С. 35].

Практически так же построены и квалифицирующие признаки убийства в п. 2 ч. 2 ст. 139, а равно умышленного причинения тяжкого телесного повреждения в п. 1 ч. 2 ст. 147 УК Республики Беларусь. От этой логики не отступает белорусский правотворец, формулируя ч. 2 ст. 159 УК Республики Беларусь ("Оставление в опасности").

Редакция диспозиции данной части выглядит следующим образом: "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться".

УК Республики Беларусь разъясняет понятие "престарелый человек", под которым понимается лицо, которое на день совершения преступления достигло возраста семидесяти лет (ч. 9 ст. 4 УК Республики Беларусь).

Однако мы не способны привести какие-либо убедительные аргументы в пользу необходимости рецепции подобных положений в наше уголовное законодательство, поскольку не находим иного обоснования для повышения ответственности за посягательства на пожилых людей, кроме того, поздний возраст ограничивает возможности человека, в т.ч. и его способности принимать меры к самосохранению.

Виктимизация пожилых людей становится все более актуальной проблемой не только в связи с увеличением ее уровня, но и с тем, что рост преступлений в отношении наиболее незащищенных групп населения определяет уровень нравственного состояния общества.

Виктимность и виктимное поведение являются основными факторами, способствующими совершению в отношении пожилого лица насильственного преступления.

В личностной виктимности необходимо выделить половозрастную виктимность, виктимогенную деформацию личности, стрессовую виктимность, виктимность-патологию, идеологическую виктимность, под которой следует понимать совокупность личностных свойств и качеств человека, выработанных вследствие действия идеологии советского государства, согласно которой гражданин продолжает безоговорочно доверять общественным институтам, ранее полностью подконтрольным государству, ошибочно воспринимая их в качестве государственных.

Виктимное поведение рассматривается нами как поведение лица пожилого возраста, способствующее совершению в отношении его преступления. Среди видов поведения пожилого потерпевшего, способствующего преступному посягательству, выделены как социально одобряемое, так и социально неодобряемое.

Анализ структуры виктимизации лиц пожилого возраста позволил выделить наиболее распространенные виды преступлений, от которых они становятся потерпевшими. В первую очередь это преступления против собственности, регламентированные гл. 21 УК РФ. Удельный вес потерпевших - пенсионеров от преступлений данного вида составляет 78,3%. На втором месте по распространенности находятся преступления против личности (гл. 16 УК РФ) - 16,4%. Остальные виды преступлений в общей структуре виктимизации лиц пожилого возраста не превышают 2%.

Следующими по распространенности виктимизации в данной группе преступлений являются грабежи. Таковым было каждое четвертое преступление в общей структуре преступлений, предусмотренных гл. 21 УК РФ. На мошенничества, разбои и угоны автотранспортных средств приходится по 6,2% и 1% соответственно.

Среди наиболее распространенных преступлений против собственности, совершаемых в отношении пожилых лиц, - умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества.

Решение проблемы преступных посягательств на пожилых лиц требует комплексного подхода - учета не только традиционных криминогенных факторов, но и фактора жертвы как одного из основных резервов совершенствования профилактической деятельности.

Разработка системы предупредительных мер, в которой виктимологическая профилактика основана на анализе виктимогенных факторов, детерминирующих виктимизацию пожилого потерпевшего, будет иметь значительно больший эффект в противодействии преступлениям данного вида, чем традиционное предупреждение.

Виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых в отношении пожилых лиц, должна содержать специальные меры, направленные на виктимогенные факторы, а также на потенциальных и реальных потерпевших, в целях предотвращения их виктимизации и девиктимизации. Для этого необходима реализация следующих блоков мер: организационных, направленных на обеспечение безопасности потенциального потерпевшего старше 60 лет, технических, с помощью которых осуществляется техническая защита жилищ и самих потерпевших, информационных, связанных со способами информирования пожилых лиц о путях их возможной виктимизации, защиты от нее и т.д., социальных, предполагающих создание государством социальных центров помощи и защиты пожилых лиц, организацию "соседского контроля", правовых - введение института "судебного запрета", регламентация компенсации как материального, так и морального вреда и др.

Основными субъектами осуществления виктимологической профилактики в отношении потенциальных и реальных потерпевших пожилого возраста, наряду с правоохранительными органами, которые в основном нацелены на предупреждение криминализации, должны выступать институты гражданского общества и органы местного самоуправления.

Литература

  1. Хатуев В.Б. Уголовно-правовая охрана беременных женщин, малолетних, беззащитных и беспомощных лиц и лиц, находящихся в зависимости от виновного: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 30.
  2. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2007. С. 35, 37.