Мудрый Юрист

Институционализация гильдейской организации купечества в России в первой трети XVIII века *

<*> Glazov Yu.V. The Institutionalization of the gildeysky organization of merchantry in Russia in the first third of the XVIII century.

Глазов Юрий Владимирович, председатель Арбитражного суда Белгородской области.

В статье анализируется процесс разделения купечества на гильдии в России в начале XVIII в. Автор приходит к выводу о сочетании черт западноевропейской модели гильдейского устройства городского населения и отечественных традиций, существовавших до XVIII в.

Ключевые слова: купечество, гильдии, социальная структура.

In article process of division of merchants on gild in Russia at the beginning of the XVIII century is analyzed. The author comes to a conclusion about a combination of the West European model of the gildeysky device of urban population and the national traditions existing till the XVIII century.

Key words: merchantry, gild, social structure.

Гильдии в значении обособленной группы городского сословия появились в России в первой половине XVIII в. в результате реформ Петра I. Деление городских жителей на отдельные категории существовали и в более ранние периоды, но гильдейская дифференциация отличалась рядом признаков.

До XVIII в. структурирование городского населения основывалось на реальном положении вещей, опираясь главным образом на обычное право. Роль государства в дифференциации городского населения, разделение которого основывалось на служилом начале, была минимальной. Деление горожан (не только купцов) на гильдии, осуществленное в начале XVIII в., полностью было продуктом государственной воли, сопровождавшейся в том числе и ломкой старой внутренней структуры торгового класса. Основным документом, принятым для реализации проводимой реформы, был Регламент Главного магистрата <1>.

<1> Регламент или Устав Главного магистрата от 16 янв. 1721 г. // ПСЗ-I. Т. VI. N 3708.

Дореволюционные исследователи сходились во мнении, что идея выделения из общего городского населения обособленных социальных групп был заимствована из немецкого права <2>. Даже само слово "гильдия" - немецкого происхождения (от герм. Gilde). Н. Варадинов в своем исследовании обнаружил некоторые текстуальные сходства Регламента с Рижским магистратом, действовавшим на основе диплома от шведского правительства от 23 ноября 1660 г. <3>. Советский историк Я.Е. Водарский доказывает, что первоначальная редакция Регламента представляла собой простой перевод некого немецкого акта, оригинал которого не сохранился <4>. Позже в данный проект вносились изменения Сенатом и Петром I, однако за основу, полагает Я.Е. Водарский, был взят именно немецкий вариант организации торгового населения. Резюмируя представленные точки зрения, а также анализируя имеющийся в нашем распоряжении архивный материал, можно сделать вывод о несомненном заимствовании гильдейского устройства купечества. Заимствование происходило из подобного опыта германских городов. Форма проникновения германского купеческого права в Россию была непосредственная или опосредованная через Швецию, Прибалтику, а также Польшу.

<2> См., например: Плошинский Л.О. Городское или среднее состояние русского народа в его историческом развитии от начала Руси новейших времен. СПб., 1852. С. 173.
<3> Варадинов Н. Гильдии // Журнал Министерства внутренних дел. 1861. Кн. 9. С. 79 - 80.
<4> Водарский Я.Е. Проект регламента Главного магистрата и его редакции (1720 г.) // Проблемы источниковедения. М., 1962. Т. 10. С. 196.

Согласно Регламенту, все городское население делилось на три категории. Первую составляли не граждане, но лица с особым статусом, к которым относились дворяне, имевшие земельные владения в городах, священнослужители, иностранцы. Ко второй группе городского населения относились так называемые "регулярные граждане", которые подразделялись на две гильдии. Первую гильдию составляли банкиры, знатные купцы, которые вели оптовую торговлю за границей, городские аптекари, доктора, шкиперы, живописцы. Во вторую гильдию попадали ремесленники, мелкие торговцы, токари, столяры. Третья группа городских жителей, которые также не относились к гражданам, была представлена занятыми на черных работах или работающими по найму горожанами <5>. В процессе разработки Регламента Петр I предполагал более детально определить состав двух гильдий. Так, в первую должны были быть определены гости и другие знатные купцы, городские доктора, во вторую - гостиная сотня, купцы, занимающиеся розничной торговлей, городские аптекари <6>. Однако такое деление, по мнению Петра, было слишком дробным, что могло вызвать трудности при реализации такой стратификации.

<5> Регламент или Устав Главного магистрата от 16 января 1721 г. Гл. VII.
<6> Водарский Я.Е. Указ. соч. С. 203.

Большинство исследователей связывают именно с этим делением купечества на две гильдии обособление купеческого сословия <7>. Нам данный тезис представляется не совсем верным. Деление купечества на гильдии было весьма условным. Как следует из Регламента, в состав гильдии входило не только купечество, но и другие представители городского населения, которые даже не обязательно занимались торговлей. Полагаем, что применительно к первой трети XVIII в. можно говорить о консолидации и обособлении собственно горожан. Единым определяющим принципом для принадлежности к городскому населению стал 40-алтынный налог. На наш взгляд, в данном случае имеет место экстраполяция более позднего понимания гильдий как чисто купеческой организации, которая оформилась лишь в последней четверти XVIII в.

<7> См., например: Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословное общество Российской империи (XVIII - начало XX века). М., 2010. С. 337 - 340.

Однако нельзя отрицать, что единое в правовом отношении городское население являлось достаточно дифференцированным в социальном плане, что, в свою очередь, сказывалось на городском управлении и способствовало выделению купечества в самостоятельную группу. А.А. Кизеветтер полагал, что гильдии были образованы по профессиональному признаку, по образцу западноевропейских городов <8>. Однако данному выводу противоречит тот факт, что все посадское население было податным, а способность уплаты соответствующих по размеру податей, зависящая от степени зажиточности, лежала в основе гильдейского деления. Таким образом, данное деление во многом походило на прежнее деление городского населения на статьи. На это также указывает положение в Регламенте, в котором представителей первой гильдии называют первостатейцами <9>. Но если посадская община строилась на основе территориального принципа, то гильдейское деление - на "пожиточном" принципе: лица, составляющие одну гильдию, могли проживать в разных частях посада, но при этом принадлежать к одной статье. М.М. Богословский отмечал, что посадские тяглецы группировались в слободы по месту своего жительства, а в гильдии - по размерам своих пожитков <10>. Исходя из приведенных доводов, нам представляется, что отечественный законодатель, заимствуя идею гильдий, учитывал, что по своему содержанию деление городского населения на гильдии во многом было основано на традиции организации городского населения в России до XVIII в.

<8> См. подробнее: Кизеветтер А.А. Посадская община в России в XVIII столетии. М., 1903. С. 128.
<9> Регламент или Устав Главного магистрата от 16 января 1721 г. Гл. VII.
<10> Богословский М.М. Разбор сочинения г. Кизеветтера "Посадская община в России XVIII столетия". М., 1906. С. 34.

Однако в начале XVIII в. четко прослеживается стремление законодателя выделить купечество в обособленную группу городского населения. Данная тенденция проявилась в Инструкции магистратам, изданной в 1724 г. <11>. Все граждане были разделены на три категории, включая представителей гостей и гостиной сотен. Однако юридическая ликвидация данных категорий произошла только в 1728 г. с принятием указа о распространении на них подушного оклада <12>.

<11> Инструкция магистратам 1724 г. // ПСЗ-I. Т. VII. N 4624.
<12> Сенатский указ "О бытии гостям и гостиной сотне в подушном окладе и в службах наряду с посадскими" от 30 июня 1728 г. // ПСЗ-I. Т. VIII. N 5300.

Петр I, опасаясь, что купечество растворится в пестрой среде городского населения, уточнил состав гильдий, включив в их состав преимущественно представителей торгового населения. Так, в первую гильдию были включены знатные купцы, занимающиеся оптовой торговлей, доктора и лекари, во вторую гильдию вошли, кроме лиц, занятых мелочной торговлей, все ремесленники <13>.

<13> Инструкция магистратам 1724 г. Ст. 15.

Таким образом, задуманное Петром I "собирание рассыпанной храмины" <14> купеческих людей воплотилось не в полной мере. Купечество продолжало оставаться лишь частью единого городского населения, с которым его объединяла, прежде всего, уплата единого налога, предусмотренного для посадов. Более того, в этот период утратили свое значение привилегированные корпорации купцов предыдущего периода (гостии, гостиная сотня), которые имели собственную внутреннюю организацию. Вместе с тем нельзя отрицать, что реформы первой трети XVIII в. положили начало обособлению купечества в отдельную социальную группу. Постепенно преодолевалась аморфность первоначального деления на гильдии. Так, начиная с конца 1720-х гг., ремесленники стали объединяться в цеха, предусмотренные Регламентом 1721 г., и в итоге выделились в особое сословие - "цеховых". В 1742 г. Елизавета Петровна ввела в дополнение к двум существовавшим третью гильдию, что, однако, не привнесло никаких принципиальных изменений в правовое положение купечества <15>.

<14> Цит. по: Именной, данный Сенату, указ о назначении князя Трубецкого обер-президентом Санкт-Петербургского и иных магистратов от 13 февр. 1720 г. // ПСЗ-I. Т. VI. N 3520.
<15> Инструкция Московского купечества первой, второй и третьей гильдии Старшинам и старостам с товарищами от 19 янв. 1742 г. // ПСЗ-I. Т. VII. N 8504.

Принадлежность к купечеству в этот период определялась двумя факторами: фактом уплаты 40-алтынного налога, предусмотренного для всего городского населения, а также фактом записи в гильдию, т.е. признанием за купцом профессионального качества торговца.