Мудрый Юрист

Совершенствование уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы

Пенин Олег Владимирович, старший научный сотрудник отдела совершенствования методологии обеспечения режима охраны и конвоирования ФКУНИИ ФСИН России, кандидат юридических наук.

В данной статье освещаются вопросы уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы. Автор предлагает в действующее уголовное законодательство ввести единую норму, устанавливающую уголовно-правовой запрет всех видов обращения и передачи запрещенных для осужденных веществ, вещей и предметов.

Ключевые слова: деньги, запрещенные предметы, орудия и средства совершения преступлений, оружие, проникновение запрещенных предметов, пронос, провоз, переброс, пересылка, сокрытие, спиртные напитки, наркотические вещества, средства мобильной связи, меры противодействия.

Improvement of criminal-law measures of counteraction of penetration of prohibited items into the institutions executing punishments in the form of deprivation of freedom

O.V. Penin

The present article concerns the issues of criminal-law measures of counteraction of penetration of prohibited items into the institutions executing punishments in the form of deprivation of freedom. The author proposes to introduce a uniform norm establishing a criminal-law prohibition of all types of turnover and communication of substances, things and items prohibited for convicts.

Key words: money, prohibited items, instruments and means of commission of crimes, weapons, penetration of prohibited items, smuggling run, sending concealment, alcoholic beverages, narcotic substances, means of mobile communication, counteraction measures.

В современных условиях развития гражданского общества важная роль отводится уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) как одному из важнейших социально-правовых институтов государства.

Основными важными целями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами <1>.

<1> См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Ст. 1: с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.07.2010 N 132-ФЗ.

Совершение ряда преступлений осужденными (дезорганизация нормальной деятельности учреждений, массовые беспорядки, захват заложников, побеги, убийства, причинение вреда здоровью и др.) связано с проникновением в места лишения свободы запрещенных к использованию осужденными вещей и предметов, которые им запрещено иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. Части 8, 9 ст. 82 УИК РФ не дают общего понятия предметов, запрещенных к использованию в исправительных учреждениях, специально выделяя только деньги, ценные бумаги и иные ценности. Конкретный перечень вещей и предметов (далее - запрещенные предметы и/или вещи) определяется правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Известные способы доставки (пронос, провоз, переброс, пересылка, сокрытие) запрещенных предметов в исправительные учреждения, а также все те, которые могут "изобрести" правонарушители в будущем, с учетом негативных последствий, к которым приводит получение таких предметов, целесообразно объединить единым понятием - "проникновение".

Общественная опасность проникновения запрещенных предметов состоит не только в нарушении нормальной деятельности исправительных учреждений, но и в снижении эффективности применения к осужденным мер исправительного воздействия, а также в создании условий, способствующих совершению ими нарушений режима отбывания наказания, а в отдельных случаях и преступлений с использованием запрещенных предметов в отношении персонала и лиц, отбывающих наказание <2>.

<2> См.: Трунцевский Ю.В., Пенин О.В. Проникновение запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы // Мировой судья. 2007. N 12. С. 10.

Поступление к осужденным денег приводит в движение противоправный механизм, с помощью которого они реализуют преступные замыслы. Деньги являются средством для подкупа сотрудников, других лиц с целью склонения их к совершению противоправных действий по доставке осужденным спиртных напитков, наркотических средств, мобильных телефонов, оружия, предоставления им различного рода "льгот", установления связей с преступным миром.

Поступление в исправительные учреждения спиртных напитков приводит к совершению осужденными хулиганских действий, включая дерзкие. Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, могут устраивать дебоши, скандалы, а также посягать на честь и достоинство сотрудников исправительного учреждения, оказывать им сопротивление, а в отдельных случаях совершать нападения <3>.

<3> См.: Перминов А.В. Факторы, способствующие поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов, их негативное влияние на состояние правопорядка // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. М.: Юрист, 2008. N 3. С. 42 - 45.

Проникновение наркотических средств в исправительные учреждения приводит в движение нелегальный оборот крупных денежных сумм. Наркомания в исправительных учреждениях влечет негативные социально-психологические явления в среде осужденных. Между наркоманами и другими осужденными, не являющимися таковыми, происходят конфликты. Потребление осужденными наркотических средств ведет к осложнению оперативной обстановки в исправительных учреждениях, дестабилизирует их нормальную деятельность. Осужденные, потребляющие наркотики, нередко нарушают правопорядок, отказываются от работы, играют в азартные игры, совершают преступления.

Большую общественную опасность представляет поступление в исправительные учреждения средств связи (мобильных телефонов). С использованием этих технических средств совершаются новые преступления, такие, как мошенничество. Имея возможность, осужденные общаются по телефонам с лидерами преступных групп, получают от них установки по дезорганизации нормальной деятельности исправительных учреждений.

Анализ ведомственных нормативных правовых актов, а также практики их применения в исправительных учреждениях позволяет запрещенные вещи и предметы относительно их принадлежности к нарушениям (преступлениям) режима отбывания наказания классифицировать на следующие группы:

Борьба с проникновением в места лишения свободы запрещенных предметов - одна из острых проблем деятельности исправительных учреждений. Ее актуальность определяется распространенностью и устойчивой тенденцией к росту правонарушений, связанных с незаконной доставкой на территорию исправительных учреждений, передачей осужденным и получением от них запрещенных предметов <4>.

<4> См.: Перминов А.В. Характеристика лиц, вступающих в незаконные связи с осужденными // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Сборник научных трудов (по материалам 5-й Международной научно-практической конференции, сост. 17 ноября 2008 г.): В 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. И.М. Машаров. Киров: Фил. НОУ ВПО "СПбИВЭСЭП".

Количество граждан, задержанных за передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов, в пределах режимной территории исправительных учреждений ежегодно увеличивается на 10 - 15%.

В 2012 г. за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях УИС, задержано 7537 граждан. При попытке доставки осужденным изъято более 7 млн. рублей, 10 тыс. литров спиртных напитков промышленного производства, 99 кг наркотических веществ, более 34,5 тыс. единиц средств связи <5>.

<5> См.: Доклад директора ФСИН России Г.А. Корниенко на расширенном заседании коллегии ФСИН России "Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2012 году, задачах на 2013 год и путях реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года".

В настоящее время основным видом юридической ответственности, установленным законодателем за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях УИС или в местах содержания под стражей, является административная ответственность - ст. 19.12 КоАП РФ.

Однако такое положение существовало не всегда. 20 октября 1987 г. УК РСФСР был дополнен ст. 188.4, предусматривающей уголовную ответственность за скрытую от досмотра передачу или попытку передачи любым способом лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреждениях, следственных изоляторах, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях, алкогольных напитков, лекарственных и иных веществ, обладающих одурманивающим действием, а равно других запрещенных для передачи предметов, совершенную после наложения административного взыскания за такие же действия, или систематически, или в крупных размерах <6>.

<6> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. N 43. Ст. 1501.

В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда государство, проводя курс на гуманизацию законодательства Российской Федерации, в том числе уголовного и уголовно-исполнительного, стремясь расширить права и свободы граждан, сформировать правовое общество, тем самым создает ощущение вседозволенности и беззаконности. Это явление создает благоприятную почву для совершения определенной категорией граждан противозаконных поступков (в нашем случае - организации доставки осужденным запрещенных предметов) <7>.

<7> См.: Федоров А.А., Дергачев А.В. Предупреждение поступления в ИУ запрещенных вещей // Ведомости УИС. 2008. N 11. С. 10.

Необходимо отметить, что с момента декриминализации уголовно наказуемой передачи запрещенных предметов (1 января 1997 г.) проблемы уголовно-правовой охраны общественных отношений, обеспечивающих нормальную деятельность исправительных учреждений, требуют дальнейшего решения.

Субъекты, осуществляющие противоправные деяния, связанные с доставкой в исправительные учреждения запрещенных предметов, включают в себя следующие группы: а) осужденные, отбывающие наказание в данном исправительном учреждении; б) лица, находящиеся вне мест лишения свободы, находящиеся на связи с такими осужденными; в) родственники, знакомые осужденных; г) сотрудники исправительных учреждений; д) иные лица, которых осужденные, а также лица, находящиеся на свободе, могут склонить к доставке в исправительное учреждение запрещенных предметов.

Сотрудники, проходящие службу в УИС, зачастую становятся на путь предательства интересов службы, пытаясь получить материальные блага от спецконтингента, оказывая им различные "услуги" по доставке запрещенных вещей и предметов.

Рост количества преступлений, совершенных сотрудниками УИС в 2012 г., по сравнению с 2011 г. составил 23%. В отношении 475 сотрудников возбуждено 414 уголовных дел. Основную массу правонарушений составляет вступление в запрещенные связи со спецконтингентом - 195 (33,5%) <8>.

<8> См.: Доклад директора ФСИН России Г.А. Корниенко на расширенном заседании коллегии ФСИН России "Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2012 году, задачах на 2013 год и путях реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года".

Основным мотивом незаконной доставки запрещенных предметов является желание:

В целях совершенствования уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, в действующее уголовное законодательство предлагается ввести единую норму, устанавливающую уголовно-правовой запрет всех видов обращения и передачи запрещенных для осужденных веществ, вещей и предметов. Так, в главу 32 УК РФ следует включить новую статью 321.1 "Проникновение запрещенных предметов в места лишения свободы или содержания под стражей" и изложить ее в следующей редакции:

"Передача или попытка передачи любым способом лицам, находящимся под надзором учреждений уголовно-исполнительной системы, в следственных изоляторах или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, если это деяние совершено:

а) из корыстных побуждений;

б) лицом с использованием своего служебного положения или общественного статуса;

в) в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же действия,

В целях дифференциации уголовной ответственности за действия, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также наркотических средств либо психотропных веществ или их аналогов, в ч. 2 ст. 222, ч. 2 ст. 223, ч. 2 ст. 228 и ч. 2 ст. 228.1 УК РФ закрепить: квалифицирующий признак проникновения или попытки проникновения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в места лишения свободы или содержания под стражей; признак специального субъекта - осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, подозреваемого или обвиняемого, находящихся под стражей.

В статьи 222 и 223 УК РФ - внести новые части пятые и изложить их диспозиции в следующей редакции:

"5. Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи:

а) совершенные осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, а также подозреваемым или обвиняемым, содержащимся под стражей;

б) сопряженные с проникновением или попыткой проникновения газового или холодного оружия в места лишения свободы или места содержания под стражей".

Минюст России вносил в Государственную Думу Российской Федерации законопроект, предлагающий фактически приравнять мобильные телефоны к наркотикам и оружию. Законопроект предлагает ввести наказание до пяти лет лишения свободы за передачу мобильных телефонов, сим-карт, а также денег, спиртных напитков и документов, удостоверяющих личность. А тому, кто несет на зону оружие или наркотики, законопроект предусматривает ужесточить наказание - до восьми лет неволи вместо нынешних пяти <9>.

<9> См.: Зону отключат от связи // Российская газета. N 32(4589). 2008. С. 10.

Таким образом, можно сделать вывод, что установление уголовной ответственности за незаконную передачу запрещенных предметов лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы или содержащимся под стражей, обусловлено значительной общественной опасностью данного деяния и призвано обеспечить: