Характеристика назначения колоний-поселений: правовой анализ
Федоров Сергей Геннадьевич, аспирант Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации (г. Чебоксары).
Автор статьи рассматривает нормы Уголовно-исполнительного кодекса, а также предлагает новую редакцию ряда норм, касающихся колоний-поселений.
Ключевые слова: колонии-поселения, уголовно-исполнительная политика, лишение свободы.
Characteristics of assignment of colony-settlements: legal analysis
S.G. Fedorov
The author considers the norms of the Criminal-executory Code and proposes the new edition of a number of norms related to colony-settlements.
Key words: colony-settlements, criminal-executory policy, deprivation of freedom.
Интеграция России в мировое сообщество дала существенный толчок развитию уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства. Правоприменители существенным образом изменили свое мировоззрение по вопросам обращения с осужденными при исполнении уголовных наказаний и замены альтернативными наказаниями лишения свободы, способствуя процессу снижения удельного веса этого вида наказания в массиве применяемых наказаний.
Проводимые экономические, политические реформы обусловили создание в России новой правовой системы, в которой затронуты многие институты уголовно-правового комплекса, в частности уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации с его новым правовым содержанием и научным подходом к их изучению.
Во главу всей системы исполнения уголовных наказаний повсеместно ставится паритетное начало: неотъемлемое соблюдение общепринятых принципов справедливости и законности, соблюдение прав и законных интересов осужденных; все шире получает распространение объективный выбор прогрессивной системы при отбытии ими уголовных наказаний.
Реформы российского законодательства конца XX в. не внесли существенных коррективов в структуру института колоний-поселений. На данном этапе уголовно-исполнительное законодательство практически идентично воспроизводит указанный институт, предусмотренный в конечный период существования исправительно-трудового законодательства <1>.
<1> Титаренко А.П. Институт колоний-поселений в отечественном и зарубежном законодательстве: Монография. Барнаул: БЮИ МВД России, 2006. С. 23.Исследованию содержания УИК РФ в интересующем нас отношении посвящено значительное число научных работ <2>. Анализируя содержание этих публикаций, можно сделать вывод, что основной материал, имеющий непосредственное отношение к характеристике колоний-поселений, сконцентрирован в ст. 128 и 129 УИК РФ.
<2> См., например: Писарев В.П., Пономарев П.Г. Изменения в исправительно-трудовом законодательстве. М., 1986. С. 12 - 42; Болысов В. Колонии-поселения для осужденных, твердо вставших на путь исправления // Советская юстиция. 1974. N 3. С. 14; Квашис В.Е., Фетисов В.З. Особенности исправления и перевоспитания осужденных в ИТК-поселениях. М., ВНИИ МВД СССР, 1973. С. 18 - 19; Горобцов В. Вопросы решены не все // Воспитание и правопорядок. 1983. N 4. С. 61; Наташев А.Е. Правовая регламентация уголовного наказания и его исполнения в свете Конституции СССР / Проблемы совершенствования исправительно-трудового законодательства и деятельности органов, исполняющих наказания. М.: Академия МВД СССР, 1981. С. 27 - 28.Нормативная база исполнения наказания в колониях-поселениях, содержащаяся в УИК РФ, носит более разветвленный характер. Поэтому, чтобы иметь объективное представление о правовых основах исполнения наказания в указанных колониях, следует дать обзор соответствующих правовых норм.
Первое упоминание о колониях-поселениях в Кодексе содержит ст. 75.1 - направление осужденных в колонию-поселение, где в части первой устанавливается правило, в соответствии с которым территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее 10 дней после получения копии приговора (определения, постановления) суда вручает осужденному к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении предписание о направлении к месту отбывания наказания и обеспечивает его направление в колонию-поселение. С учетом необходимого для проезда времени устанавливается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания. Порядок направления осужденных в колонию-поселение определяется федеральным органом исполнительной власти.
Следование в колонию-поселение, оплата проезда, обеспечение продуктами питания, деньгами на время проезда, исчисление срока отбывания наказания, время следования осужденного к месту отбывания наказания закреплены в частях второй и третьей ст. 75.1 УИК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 75.1 УИК РФ по решению суда осужденный может быть заключен под стражу и направлен в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренном ст. 75 и 76 УИК РФ, в случаях уклонения его от следствия или суда, нарушения им меры пресечения или отсутствия у него постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
Осужденные, которые до вынесения приговора содержались под стражей, а также осужденные, которым в соответствии с пунктами "в" и "г" ч. 2 ст. 78 УИК РФ изменен вид исправительного учреждения, в соответствии с ч. 5 ст. 75.1 УИК РФ направляются в колонию-поселение под конвоем, т.е. законодатель направление осужденных-поселенцев в колонию-поселение под конвоем предусмотрел в двух случаях - по ч. 4 и ч. 5 настоящей статьи.
Части шестая и седьмая предусматривают соответственно: в случае уклонения осужденного от получения предписания, предусмотренного ч. 1 ст. 75.1 УИК РФ, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию, после задержания суд в соответствии с ч. 4.1 ст. 396, п. 18.1 ст. 397 УПК РФ принимает решение о заключении осужденного под стражу и направлении его в колонию-поселение под конвоем либо об изменении осужденному вида исправительного учреждения в соответствии с ч. 4.1 ст. 78 УИК РФ, и при этом срок отбывания наказания исчисляется со дня задержания (ч. 7 ст. 75.1 УИК РФ).
На наш взгляд, законодатель вполне справедливо указывает в ч. 8 ст. 75.1 УИК РФ, что в случае признания судом причины неявки осужденного для получения предписания, предусмотренного частью первой этой статьи, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок уважительной он направляется в колонию-поселение в порядке, предусмотренном частями 1 и 2 ст. 75.1 УИК РФ.
Статья 76 УИК РФ - "Перемещение осужденных к лишению свободы". "Осужденные-поселенцы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое... колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями 1 и 2 ст. 75.1 УИК РФ".
На основании ст. 78 УИК РФ в зависимости от поведения и отношения к труду осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения, в частности пунктом "в": из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания; а на основании пункта "г": из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания... (далее по тексту).
Мы считаем, что пункт "г" ст. 78 УИК РФ после слов "по отбытии осужденными" следует дополнить словами: "находящимися в облегченных условиях содержания"... далее по тексту.
Часть третья ст. 78 содержит перечень лиц, не подлежащих переводу в колонию-поселение:
а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.
В ч. 3 ст. 78 УИК РФ предлагаем дополнить п. "д.1" следующими словами:
"д.1) осужденные инвалиды I, II, III группы".
В ч. 4 ст. 78 УИК РФ говорится о том, что осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:
а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;
б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима.
Часть 4.1 ст. 78 УИК РФ предусматривает для осужденных-поселенцев изменение вида исправительного учреждения в случаях уклонения от получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок.
Далее ч. 1 ст. 97 УИК РФ, устанавливающая порядок краткосрочных выездов осужденных к лишению свободы за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения (п. "а"), а также на время ежегодного оплачиваемого отпуска (п. "б"), определяет, что осужденным, содержащимся в колониях-поселениях всех видов, такого рода выезды могут быть разрешены.
По всей видимости, следует сделать вывод о том, что законодатель расценивает колонии-поселения в качестве одного из видов "мест лишения свободы".
Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным-поселенцам, закреплены в ст. 113 и ст. 115 УИК РФ. Что касается ст. 113 УИК РФ, то особое значение для предпринимаемого нами анализа имеет ее часть вторая, где говорится, что к осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.
На наш взгляд, ч. 2 ст. 113 УИК РФ следует изложить в следующей редакции: "К осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения, но в пределах муниципального образования выходных и праздничных дней".
А что касается ч. 2 ст. 115 УИК РФ, то к осужденным, отбывающим лишение свободы (выделено автором. - С.Ф.) в колониях-поселениях, могут применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней (выделено автором. - С.Ф.).
В ч. 2 ст. 113 УИК РФ законодатель пишет: "...к осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях...", в ч. 2 ст. 115 УИК РФ: "...к осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях...". Мы видим здесь непоследовательность законодателя в изложении ч. 2 ст. 113: "...отбывающим наказание в колониях-поселениях...", а в ч. 2 ст. 115 УИК РФ: "...отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях...". На наш взгляд, ч. 2 ст. 115 УИК РФ следует изложить в следующей редакции: "К осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, могут применяться взыскания в виде отмены права проживания вне общежития". Слова "запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 суток" - исключить.
Во-первых, данный вид запрета как мера взыскания для осужденных-поселенцев не соответствует цели и неприемлема, т.к. целью создания колоний-поселений является восстановление утраченных в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы социальных ролей и функций; во-вторых, осужденные-поселенцы в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения.
Что касается ст. 128 УИК РФ, то особое значение для предпринимаемого нами анализа имеет ее часть первая, которую законодатель изложил в следующей редакции: "В колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы:
а) лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывшие лишение свободы..." (далее по тексту).
Часть 2 ст. 128 УИК РФ изложена в следующей редакции: "Лица, указанные в пунктах "а" и "б" части первой настоящей статьи, отдельно от лиц..." (далее по тексту). В колониях-поселениях осужденные отбывают лишение свободы в одних и тех же условиях.
В ч. 3 ст. 128 УИК РФ изложено: "...осужденные, совершившие преступления в соучастии, отбывают лишение свободы..." (далее по тексту).
Мы особо выделили в статье слова "отбывают наказание в виде лишения свободы", "отбывают лишение свободы". На наш взгляд, законодатель не увидел отличия колонии-поселения от колонии закрытого типа для осужденных к лишению свободы, не захотел видеть особенности условий отбывания осужденными наказания в колониях-поселениях, что в одной колонии-поселении могут содержаться осужденные мужчины и женщины независимо от того, в колониях какого вида режима они ранее содержались.
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем изложить ст. 128 УИК в новой редакции:
Часть 1. "В колониях-поселениях отбывают наказание:..."
Часть 2. "...В колониях-поселениях осужденные отбывают наказания в одних и тех же условиях..."
Часть 3. "...Осужденные, совершившие преступления в соучастии, отбывают наказание..."
Эти отличия заключаются в следующем: во-первых, осужденные содержатся на основании ч. 1 ст. 129 УИК РФ в колониях-поселениях всех видов "без охраны, но под надзором". Данная норма, как это справедливо отмечается в литературных источниках <3>, устанавливает особенность, радикально отличающую условия отбывания наказания в колониях-поселениях от аналогичных условий, создаваемых для осужденных в колониях закрытого типа. Присоединяясь к этой точке зрения, мы все же считаем, что в данном случае посредством рассматриваемой нормы определяются и отличия в назначении колоний-поселений. Во-первых, из приведенного выше положения со всей очевидностью следует, что в колонии-поселении не представлен организационно-деятельностный блок, посредством которого в ИК других видов режима обеспечивается охрана осужденных. Во-вторых, если иметь в виду следующую по порядку норму, содержащуюся в рассматриваемой статье и определяющую, что "в часы от подъема до отбоя (осужденные в колониях-поселениях всех видов) пользуются правом свободного передвижения в пределах всей территории колонии", с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением.
<3> См., например: Стручков Н.А., Ткачевский Ю.М. Советское исправительно-трудовое право. М.: Юридическая литература, 1983. С. 205; Зубков А.И., Туманов Г.А. Управление органами, исполняющими наказания. М., 1983. С. 232 - 237.Следующая норма - п. "а" ч. 1 ст. 129 УИК РФ предусматривает, что осужденные могут (выделено автором. - С.Ф.) носить гражданскую одежду, могут (выделено автором. - С.Ф.) иметь при себе деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничения. Далее предусматривается, что осужденные могут получать бандероли, посылки, передачи и могут (выделено автором. - С.Ф.) иметь свидания без ограничения их количества.
Нас интересует тот момент, что законодатель использует в этой части везде слово "могут", когда нужно и когда и не нужно. Так, в частности: осужденные могут иметь при себе деньги и т.д. При чем здесь "могут", когда осужденный имеет на это право. Или же осужденные "могут иметь свидания без ограничения" - но это же их право!
Наконец, два последних обстоятельства, зафиксированные нормами рассматриваемой статьи, определяющие специфику условий отбывания наказания в колониях-поселениях. По постановлению начальника колонии-поселения осужденным может быть разрешено проживание со своими семьями, во-первых, на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения, и, во-вторых, за пределами колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения, жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения.
В п. "б" ч. 1 ст. 129 УИК РФ говорится: "Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время (выделено автором. - С.Ф.) представителем администрации колонии-поселения".
Да, представители администрации колонии-поселения могу посещать жилые помещения, в которых проживают осужденные-поселенцы со своими семьями, но не могут в любое время, это, на наш взгляд, нарушение частной жизни гражданина.
В этой связи предлагаем изложить этот пункт в следующей редакции: "Жилые помещения, в которых проживают осужденные со своими семьями, могут посещаться представителем администрации колонии-поселения".
Часть 3 ст. 129 УИК РФ: труд осужденных регламентируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в т.ч. в другую местность, может осуществляться администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения.
Мы считаем, что законодатель вопросы условий и оплаты труда осужденных-поселенцев, зачисления им трудового стажа, а также ежегодного оплачиваемого отпуска, удержания из заработной платы и иных доходов предусмотрел как для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях закрытого типа.
Статьей, регламентирующей вопросы оплаты труда лиц, лишенных свободы, определяется, что лицам, отбывающим наказание в колониях-поселениях всех видов, независимо от всех удержаний, должно выплачиваться не менее 50% суммы заработка <4>.
<4> Примечательно в данном случае то, что ст. 107 УИК РФ, устанавливающая виды и последовательность производства удержаний из заработка лиц, лишенных свободы, об осужденных-поселенцах не упоминает вообще.Таковы в целом нормы УИК РФ, характеризующие назначение колоний-поселений. Вместе с тем нельзя не отметить, что правовой анализ колоний-поселений согласно рассматриваемому законодательному акту носит, если так можно сказать, некий остаточный характер, что обнаруживает неравновесность правовой регламентации исполнения уголовного наказания в исправительных колониях и колониях-поселениях. Подавляющее большинство норм Уголовно-исполнительного кодекса в явной или неявной форме посвящено определению порядка и условий исполнения лишения свободы в исправительных колониях закрытого типа.