К вопросу об оценке стоимости (цены) деятельности государственных органов по противодействию преступности *
<*> Afanas'eva O.R. On the issue of valuation of the cost (price) of activity of state agencies on counteraction of crime as a variant (foreign and russian experience).Афанасьева Ольга Романовна, докторант ФГКУ "ВНИИ МВД России", кандидат юридических наук, доцент.
В статье представлен анализ зарубежного опыта применения экономического подхода к праву. Выделены проблемы определения содержания и исчисления стоимости деятельности государственных органов по противодействию преступности.
Ключевые слова: экономика права, стоимость деятельности, цена преступности.
This paper presents an analysis of foreign experience in the application of the economic approach to law. Identified challenges and the determination of the calculation of the cost of government agencies to combat crime.
Key words: economics of law, the cost of the activities, the cost of crime.
Несмотря на то что вопросы противодействия преступности заботят государство, человечество на протяжении всего периода существования преступности, экономический подход к обоснованию деятельности по противодействию преступности стал применяться относительно недавно. Впервые использование инструментов экономической теории было связано с необходимостью определения и оценки влияния законов и альтернативных правовых механизмов на работу экономической системы.
С развитием экономической науки, разработкой новых эмпирических методик за рубежом было осуществлено множество теоретических исследований, связанных с разработкой оптимальных правил для соблюдения законодательства, определения количественных оценок деятельности правоохранительных органов и роли судебных, пенитенциарных учреждений в обеспечении соблюдения законодательства, эффективности затрат на правоохранительную деятельность и др.
В зарубежной научной литературе отмечается, что уже со времен А. Смита экономисты предпринимали попытки применения экономического подхода в сфере права. Однако одним из первых фундаментальное исследование по вопросам экономики преступности и наказания осуществил Г. Беккер, опубликовавший в 1968 г. статью "Преступление и наказание: экономический подход". В ней ученый, используя положения экономической теории по распределению ресурсов, представил разработки по оптимизации государственной политики и решений частных лиц в сфере борьбы с противоправной деятельностью. При этом под "оптимальными" решениями им понимаются такие решения, которые минимизируют потери общества от преступлений <1>. Традиционный результат Беккера: при бесплатном изменении величины санкций данный уровень преступности достигается при максимальных санкциях и соответствующей минимальной вероятности наказания <2>.
<1> Gary S. Becker Crime and Punishment: An Economic Approach // Essays in the Economics of crime and punishment. National bureau of economic research. New York, 1974. P. 43.<2> Андриенко Ю.В. Экономика преступления: теоретическое и эмпирическое исследование определяющих факторов преступности: Дис. ... канд. эконом. наук. М., 2003. С. 34.
В дальнейшем данное направление получило развитие среди западных экономистов. В 1970 г. была опубликована работа Дж. Стиглера "Оптимальное осуществление законов", в которой рассматриваются проблемы влияния на преступность в зависимости от объема затрат государства, оптимальной структуры штрафов, вероятности судимости, а также детерминант преступности.
В 1971 и 1973 гг. В. Ландс в статьях "Система залога: экономический подход" и "Экономический анализ судов" развивает модель оптимальной системы освобождения под залог, указывая на полезность и преимущества его применения как для обвиняемых, так и для общества. Также он посредством анализа обвинительных приговоров суда и решений по гражданским делам обосновывает полезность модели выбора между судебным и досудебным урегулированием споров по уголовным и гражданским делам.
В 1972 г. Р. Познер в "Поведении административных органов" обосновывает предположение о том, что агентство максимизирует ожидаемую полезность при условии бюджетных ограничений. Также он считает, что если одно и то же агентство (учреждение) уполномочено инициировать и разрешать дела, то судебные решения чаще будут приниматься в пользу этого агентства, чем в случаях, когда данные функции осуществляются разными агентствами (органами). В книге "Экономический анализ права" автор обосновывает экономическую природу правового процесса, в том числе проблему оптимальных уголовных санкций, предотвращения преступлений, освобождения от ответственности по принципу необходимости (вынужденности) и др. <3>.
<3> Познер Р. Экономический анализ права / Пер. с англ.; под ред. В.Л. Тамбовцева: В 2 т. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т. 1.В 1973 г. было представлено исследование И. Эрлиха "Участие в незаконных действиях: теоретическое и эмпирическое исследование", в дальнейшем пересмотренное, расширенное и переизданное под наименованием "Участие в незаконных действиях: экономический анализ", посвященное более подробному анализу преступной деятельности. Отличительной особенностью исследования И. Эрлиха является эмпирический анализ сдерживания, подтвердивший гипотезу экономической модели преступного поведения: уровень преступности снижается в зависимости от строгости наказания, вероятности осуждения и правовых возможностей <4>.
<4> Isaac Ehrlich. Participation in Illegitimate Activities: An Economic Analysis // Essays in the Economics of crime and punis-ment. National bureau of economic research. New York, 1974. P. XIV - XV.В последующем положения экономического подхода к преступлению и наказанию были подвергнуты дальнейшему исследованию, результаты которых отражены в многочисленных работах зарубежных ученых (М. Фридмена, Дж.М. Бьюкенена, П. Рубина, М. Олсона, Л. Туроу и др.).
В России данное направление в экономике и криминологии незаслуженно не получило достаточного широкого развития. Имеются только отдельные работы, посвященные общим положениям экономики преступления <5>, коррупционной <6>, организованной <7>, налоговой преступности <8>, наркопреступности <9>, стоимости уголовного процесса <10>.
<5> См.: Андриенко Ю.В. Экономика преступления: теоретическое и эмпирическое исследование определяющих факторов преступности: Дис. ... канд. эконом. наук. М., 2003; Латов Ю.В. Экономическая теория преступлений и наказаний ("экономические империалисты в гостях у криминологов") // Вопросы экономики. 1999. N 10. С. 60 - 75; Квашис В. "Цена" преступности как криминологическая проблема // Уголовное право. 2008. N 6; Романова Л.И. Наркопреступность: цена, характеристика, политика борьбы: Монография. М.: Юрлитинформ, 2010; Шмаков А.В. Экономический анализ права: Учеб. пос. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. Ч. 1.<6> Жилина И.Ю., Иванова Н.Н. Экономика коррупции // Социально-экономические аспекты коррупции. М.: ИНИОН, 1998. С. 30 - 62; Левин М.И., Цирик М.Л. Коррупция как объект математического моделирования // Экономика и математические методы. 1998. Т. 34. Вып. 3. С. 40 - 62.
<7> Латов Ю.В. Экономический анализ организованной преступности. М., 1997.
<8> Староверова О.В. "Цена" налоговой преступности. М.: ЮНИТИ, 2006.
<9> Романова Л.И. Указ. соч.; Тимофеев Л.М. Наркобизнес: Начальная теория экономической отрасли: Позитивный подход. 3-е изд. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2003; Тимофеев Л. Наркобизнес как экономическая отрасль (теоретический анализ) // Вопросы экономики. 1999. N 1. С. 88 - 104.
<10> Бажанов С.В. Стоимость уголовного процесса: Дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2002; Демидов В.Н. Уголовный процесс и материальные затраты. М., 1995; Бажанов С.В. Стоимость оперативно-розыскных мер // Интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности в эффективном уголовном процессе: Сб. науч. статей / Под ред. проф. В.Т. Томина. Пятигорск, 2001; Экономическая теория правоохранительной деятельности / Под ред. Л.М. Тимофеева, Ю.В. Латова. М., 1999.
В целях познания механизма преступности, поведения личности преступника, формирования и реализации политики государства в сфере организации противодействия преступности целесообразно использовать экономический подход.
Как верно отметил Ю.В. Латов, поскольку основные принципы поведения людей в обычной экономической жизнедеятельности и в преступном мире оказываются одинаковыми, то экономическая теория преступлений и наказаний имеет, в сущности, ту же структуру, что и общая экономическая теория <11>. Соответственно, наряду с экономической теорией различных видов производства возможно выделение экономической теории деятельности государственных органов в сфере противодействия преступности, в рамках которой представляет особый научный интерес содержание категории "цена деятельности государственных органов в сфере противодействия преступности", являющейся составным элементом "цены преступности".
<11> Латов Ю.В. Экономика преступлений и наказаний: тридцатилетний юбилей // Истоки. Вып. 4. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. С. 228 - 270.В связи с тем что деятельность, связанная с противодействием преступности и контролем над ней, по справедливому замечанию Н. Кристи, стала "индустрией", существует необходимость в определении ее стоимости и выработке методик научной организации и управлении ею. "Индустрия должна быть сбалансирована, поскольку современное общество не безразлично к защите жизни, здоровья или собственности. Жизнь в высокоразвитом обществе во многих случаях предполагает такое окружение, в котором правоохранительные институты считаются существенной гарантией безопасности" <12>. Следовательно, государство в целях обеспечения безопасности, осуществляя контроль над преступностью, вынуждено расходовать денежные средства, привлекая трудовые и материальные ресурсы, создавая необходимые условия. Однако в условиях ограниченных ресурсов перед государством встает задача по разработке модели оптимального правопорядка и эффективного распределения имеющихся ресурсов.
<12> Кристи Н. Борьба с преступностью - доходная индустрия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. N 5. С. 8 - 19.Полагаем, что решение проблемы определения цены деятельности государственных органов в сфере противодействия преступности предполагает разработку методики ее расчета. Анализ применяемых в мире методик подходов свидетельствует об отсутствии единой методологической базы ее исчисления. Более того, в разное время в одних и тех же государствах использовались различные способы и приемы ее расчета, что в итоге предопределяло констатацию различных объемов расходов и издержек, связанных с преступностью. Основное различие применяемых методик состоит в определении совокупности расходов, включаемых в состав цены деятельности государственных органов в сфере противодействия преступности
Полагаем, что цена деятельности государственных органов в сфере противодействия преступности формируется путем учета совокупности единовременных и долгосрочных устанавливаемых, исчисляемых, определяемых расходов, затрат, издержек и потерь от преступлений, включающих в себя:
- расходы государства и общества на профилактику преступности, т.е. реализацию специальных мер защиты от ожидаемых криминальных рисков;
- потери государства и общества в связи с совершением преступлений;
- затраты на устранение последствий от совершенных преступлений, непосредственно связанные с восстановлением положения, существовавшего до совершения преступления, выплатой компенсаций, страховых возмещений, оказанием медицинской помощи и реабилитацией потерпевших и их родственников, снижением уровня занятости, производительности труда, приостановлением деятельности организации и т.д.;
- затраты на содержание правоохранительной и судебной системы, органов исполнения наказания, а также всей необходимой инфраструктуры;
- стоимость уголовного судопроизводства;
- расходы на исполнение наказания и предотвращение рецидива преступлений.
Значительную часть расходов, предопределяющих цену деятельности государственных органов в сфере противодействия преступности, составляет финансирование мероприятий, направленных на борьбу с преступностью. К сожалению, в России данная величина точно неизвестна, статистикой не освещается.
В качестве стоимостной составляющей борьбы с преступностью можно выделить дорогостоящий процесс правотворчества, цена которого также не всегда точно может быть исчислена и определена, но называется одним из главных тормозов в деле принятия соответствующих нормативно-правовых актов, необходимых для создания эффективной системы предупреждения преступности. Посредством правотворчества, в том числе изменения законодательства, реализуется уголовная политика. Значительную часть расходов составляет финансирование деятельности по реализации законодательных изменений.
В качестве значимой составляющей расходов, направленных на борьбу с преступностью, включенных соответственно и в цену исследуемого вида деятельности, должны быть признаны расходы на содержание правоохранительных органов и судебной системы, размеры которых в абсолютных показателях в нашей стране растут.
Однако увеличение расходов на правоохранительную и судебную системы не определяет автоматическое повышение эффективности их работы. Как верно было отмечено в научной литературе, эффективность функционирования правоохранительной и судебной систем определяется не только размерами затрачиваемых на них средств, но и направлением развития данных систем. Экстенсивный путь развития, ориентированный лишь на количественное увеличение сотрудников правоохранительной системы, в современном обществе применим, но малоэффективен. Интенсивный же путь развития, связанный с качественным изменением сотрудников системы, повышением их уровня профессионализма, нравственности, степени их заинтересованности в работе, обеспечением самой современной техникой, внедрением передовых, надежно зарекомендовавших себя приемов и методов борьбы с преступностью, зарубежного опыта, сопряжен с достаточно большими денежными затратами.
Также необходимо учитывать, что объем затрачиваемых средств на правоохранительную и судебную системы должен предопределяться существующей криминогенной ситуацией, определяемой реальными качественными и количественными масштабами преступности, ее негативными последствиями.
В самом общем виде можно сказать, что цена деятельности государственных органов в сфере противодействия преступности определяется следующими факторами:
- преступностью:
- количественными (состояние, динамика, уровень) и качественными (структура, география преступности, социальные последствия) ее показателями;
- характеристикой преступников (вооруженность, техническая оснащенность, криминальный профессионализм, использование приемов, затрудняющих работу по розыску преступников, раскрытию преступлений, сбору доказательств и т.д.);
- криминальной безопасностью, потенциалом криминальных угроз, т.е. совокупностью обстоятельств, способных детерминировать ту ли иную интенсивность преступных проявлений. Иными словами, чем больше вероятность наступления криминального события и чем выше размер вероятного ущерба, тем большие затраты требуются и от потенциальной жертвы, общества и государства;
- степенью (уровнем) безопасности (защищенности) от криминальных угроз:
- уровнем готовности и совершенства систем безопасности, необходимых для эффективного противостояния разрушительным воздействиям криминальной агрессии и обеспечения устойчивости общества;
- степенью обеспеченности правоохранительной системы техническими средствами защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, имущество граждан, на безопасность объектов государственной и негосударственной собственности;
- готовностью государства к противодействию криминальным проявлениям, обусловливаемым:
- экономическим потенциалом страны, т.е. совокупностью ресурсных возможностей государства, от которых непосредственно зависит объем выделяемых средств на противодействие преступности, минимизацию ее последствий, помощь жертвам преступлений и т.д.;
- социальной политикой государства, а также сложившимися в обществе идеологическими, нравственными, социокультурными стандартами, определяющими представление власти и общества о том, какое место на шкале приоритетов реально должно принадлежать охраняемым уголовным законодательством объектам, фактическая, а не декларируемая позиция властных структур в сфере уголовной политики;
- уровнем развития государственных и негосударственных институтов страхования, социального обеспечения и специализированных структур гражданского общества, нацеленных на поддержку потерпевших от преступлений;
- функционированием правоохранительной системы:
- уровнем демократизма предусмотренных законом процедур, связанных с возбуждением уголовных дел, розыском, сбором доказательств и изобличением преступников (раскрытием преступлений), судебным разбирательством уголовных дел, пенитенциарной практикой. "Процессуальные" расходы умножаются, когда расширяются права обвиняемых, потерпевших, свидетелей и других участников процесса, больше дел слушается с участием присяжных заседателей и т.д.;
- степенью распространенности неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов и судебной системы, препятствующих нормальному ходу процессов противодействия криминалу и обеспечению общественной безопасности;
- профессионализмом сотрудников правоохранительной и судебной систем, от уровня которого зависит эффективность использования имеющихся сил, средств, финансовых и иных ресурсов;
- уровнем правосознания и психологической подготовки сотрудников, достаточным и для того, чтобы они уважали закон и действовали в соответствии с его предписаниями; их представлением о своем долге перед обществом и гражданами, ищущими у них защиты, господствующей в их среде системы нравственных, культурных и иных социальных ценностей и приоритетов;
- эффективностью профилактики преступности;
- способом повышения эффективности правоохранительной деятельности: интенсивным или экстенсивным.
Экстенсивный способ определяется количественным изменением людских сил и технических средств при противодействии преступности. Он связан с большими экономическими и социальными затратами, ограничен в развитии материальными или физическими пределами.
Интенсивный путь развития правоохранительной деятельности представляет собой качественное реформирование, в результате которого не масштабы задействованных сил и средств преобразуются, а повышается их качественный уровень, заключающийся в повышении эффективности, т.е. достижении максимальных результатов при минимальных материальных и физических затратах. Подобное развитие предопределяется повышением профессионализма сотрудников, их готовностью добросовестно выполнять возложенные на них обязанности, использованием новейших достижений науки в техническом оснащении и организации труда.
Несомненно, что данные направления не могут существовать в чистом виде, они должны сочетаться, дополняя друг друга.
Полагаем, к заявленной совокупности факторов необходимо добавить развитие системы работы с осужденными, лицами, потенциально готовыми совершить преступления, наличие специализированных институтов гражданского общества, нацеленных на работу с данной категорией лиц.
Для формирования методики расчета цены деятельности государственных органов в сфере противодействия преступности выделения перечисленных факторов недостаточно, поскольку они, скорее, предопределяют направление концепции уголовной политики, готовность и способность государства тратиться на противодействие преступности, но не определяют элементы, непосредственно подлежащие исчислению.
Следовательно, в целях создания методики определения цены деятельности государственных органов в сфере противодействия преступности необходимо разработать систему ее исчисляемых элементов. И только после первоначальных подсчетов ее фактической стоимости возможно будет создать систему манипулирования ею, разработки системы факторов, ее определяющих, и механизмов воздействия на нее.