Мудрый Юрист

Реализация принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации в гражданском судопроизводстве *

<*> Barsukova V.N. Realization of principles of organization and activities of the procurator's office of the Russian Federation in civil judicial proceeding.

Барсукова Вероника Николаевна, доцент кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия", кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются вопросы реализации принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации в гражданском судопроизводстве.

Ключевые слова: гражданский процесс, прокуратура Российской Федерации, принципы, деятельность прокуратуры.

The article concerns the issues of implementation of organization and activities of the procurator's office of the Russian Federation in civil judicial proceeding.

Key words: civil procedure, procurator's office of the Russian Federation, principles, activities of the procurator's office.

Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти и обеспечивает выполнение комплекса задач, от эффективного решения которых зависит не только фактическое состояние законности и правопорядка, но и обеспечение построения такого общества, где личность с ее правами и свободами выходит на первый план и является высшей ценностью. Как верно отмечает Т.Ю. Сафронова, прокуратура - это уникальная структура, от эффективности функционирования которой во многом зависит утверждение правовых начал в жизни Российского государства <1>.

<1> См.: Сафонова Т.Ю. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым правовым статусом: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 21.

В отечественной юридической литературе споры о роли и месте прокуратуры России в системе российской государственности не прекращаются и не теряют своей актуальности. При этом большинство авторов признают самостоятельный статус прокуратуры по отношению к исполнительной, законодательной и судебной ветвям власти <2>. В частности, характеризуя взаимодействие прокуратуры и судебной власти, невозможно не сказать о том, что в Конституции Российской Федерации единственная статья о прокуратуре находится в главе "Судебная власть". Две эти системы, разумеется, находятся в тесном взаимодействии практически во всех сферах деятельности, что, безусловно, связано с общностью их целей и задач, таких, как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, общества и государства. Однако прокуратура не входит в судебную систему. В плане подчиненности она полностью независима от суда, и суд, в свою очередь, тоже обладает независимостью от прокуратуры.

<2> См.: Смольников С.Б. Конституционно-правовой статус прокурорской (надзорной) власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. С. 16; Шевченко В.Ю. Прокуратура в системе разделения властей и государственном механизме защиты конституционных прав граждан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 19 - 29.

Таким образом, прокуратура является конституционным федеральным органом, представляющим собой самостоятельную ветвь власти и не зависящим при осуществлении своих полномочий от иных ветвей власти, выполняющим от имени государства функции надзора за исполнением законов государственными органами и органами местного самоуправления, является подсистемой или укрупненным элементом механизма государства.

Прокуратура существует, исходя из определенной совокупности принципов. В силу особого места данного органа в структуре механизма государства указанные принципы носят неоднородный, специфический характер. В то же время она находится в неразрывной связи с иными элементами структуры, а значит, ее организация и деятельность не могут осуществляться в отрыве от принципов присущих организации и функционированию механизма государства в целом.

Анализ теоретических источников <3> позволил сформулировать следующее определение принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. Это такие начала, отправные идеи государственно-правовой жизни, которые закреплены в законе, выражают важнейшие закономерности построения и функционирования прокуратуры Российской Федерации, раскрывают сущность, социальное содержание, назначение, цели и задачи указанного органа.

<3> См.: Матузов Н.И. Принципы права как объект научного исследования // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2010. С. 11 - 12; Цыбулевская О.М. Принципы права: нравственное измерение // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2010. С. 11 - 12; Семенов В.М. Принципы советского социалистического права // Правоведение. 1964. N 1. С. 20; Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. N 6. С. 36 - 38.

В силу неразрывной взаимосвязи прокуратуры с иными органами власти, в первую очередь с судом, все принципы организации и деятельности данного органа в той либо иной плоскости реализуются в ходе участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

Принцип законности носит общеправовой характер. Его проявление в гражданском процессе носит довольно разветвленный характер.

Во-первых, надзор за соблюдением законности является одной из важнейших целей прокуратуры во всей ее деятельности в целом и в гражданском судопроизводстве в частности.

Во-вторых, принцип законности в гражданской процессуальной деятельности прокуратуры проявляется и в том, что различные аспекты организации указанной деятельности должны быть урегулированы в законодательном порядке наиболее полным и точным образом. К сожалению, на сегодняшний день не приходится говорить о детальности урегулирования процессуальной деятельности прокурора Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации <4> (далее - ГПК РФ) и иными федеральными законами. К сожалению, нормы ГПК РФ в этой части носят недостаточно четкий и конкретизированный характер.

<4> См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532.

В-третьих, принцип законности означает и обеспечение ее требований в процессуальной деятельности самих органов прокуратуры. Этой задаче способствует совокупность норм, определяющих требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров, которые касаются их профессиональных и моральных качеств, уровня образования. Об опасности нарушения закона органом власти весьма образно сказал Р. Иеринг: "Никакая несправедливость, выпадающая на долю человека, как бы она велика ни была, далеко не может... сравняться с той, которую совершает установленная... власть, когда она сама нарушает право, ибо в этом случае страж и блюститель закона превращается в его убийцу. Это то же, что врач, отравляющий больного, опекун, придушающий опекаемого" <5>. Указанное высказывание самым непосредственным образом относится и к деятельности прокуратуры Российской Федерации.

<5> См.: Иеринг Р. Борьба за право. М.: Феникс, 1991. С. 64.

Важнейшим принципом организации и деятельности прокуратуры является гуманизм. Прокурор, решая тот или иной вопрос, в том числе участвуя при рассмотрении судом гражданского дела, всегда должен руководствоваться этим понятием. Указанный принцип является неотъемлемым принципом деятельности прокуратуры Российской Федерации, так как указанный орган - не карательный механизм, а инструмент защиты личности, ее прав и свобод.

Профессионализм как принцип деятельности прокуратуры означает умелое, грамотное, разумное и квалифицированное принятие решений при осуществлении своих должностных функций. Обязанностью прокурора является соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, в том числе не нарушать запреты, которые установлены федеральным законодательством <6>. Данный принцип самым непосредственным образом проявляется в гражданской процессуальной деятельности прокуратуры, так как важнейшая роль в выявлении, пресечении и предупреждении нарушений законодательства, а также в восстановлении при этом как нарушенных прав и свобод человека и гражданина, так и охраняемых законом интересов государства не может быть реализована прокурором, не обладающим достаточной компетенцией.

<6> См.: Порошина Т.Ю. Нравственные требования правовых норм к деятельности прокурора: проблемы содержания и реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 12.

Принцип уважения и охраны прав и свобод граждан является одним из основных начал работы прокуратуры. Обязанность прокурора уважать честь и достоинство личности, а также требовать от иных лиц аналогичного отношения заложена в сущности самих форм участия прокурора в гражданском процессе (обращение в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и т.д.; вступление в процесс для дачи заключения в случаях, прямо предусмотренных законом). Обусловлено это в основном тем, что работа прокуратуры Российской Федерации в судах по гражданским делам независимо от формы участия преимущественно прямо или косвенно связана с защитой граждан, относящихся к категории социально незащищенных слоев населения (в случаях нарушения трудовых, социальных, семейных, жилищных прав и т.д.).

В качестве примера проявления уважительного отношения к чести и достоинству личности можно указать то, что прокурору надлежит объективно относиться к ходатайствам, заявляемым ответчиком и его представителем. Поспешное, не основанное на материалах дела мнение прокурора об отказе в удовлетворении заявляемых ходатайств лишь подрывает авторитет прокурора, воспринимается как проявление им предвзятости и не способствует объективности в исследовании доказательств. Что касается вопросов, задаваемых прокурором иным участникам процесса, то уважительное отношение к данным участникам обеспечивается применением следующих приемов: проявление интереса к личности опрашиваемого, индивидуальный подход к нему; вежливость, корректность; уважение к позиции опрашиваемого; постановка вопросов в доступной форме; демонстрация беспристрастности; умение выслушать опрашиваемого, не перебивая и не одергивая его. Этика судебной полемики, которую ведет прокурор, требует тактичного отношения как к суду, так и к другим участникам судебного процесса. Совершенно неприемлемыми являются раздражительность прокурора, неуместные реплики, нежелательны также комментарии к ответам опрашиваемого лица. Напрямую об обязанности сотрудников прокуратуры Российской Федерации проявлять уважительное отношение к чести и достоинству личности, в том числе и в гражданском судопроизводстве, говорится лишь во внутриведомственном Приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации" <7>.

<7> См.: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 марта 2010 г. N 114 "Об утверждении и введении в действие кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации". URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow.asp?DocumID=168269&DocumType=0 (дата обращения: 01.11.2012).

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации в целом как единой федеральной системы. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Действие данного принципа в гражданском судопроизводстве проявляется в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, в том числе по участию в судебном заседании по рассмотрению гражданского дела.

Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия, в том числе и в гражданском судопроизводстве, каждый прокурор осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов дела. Воздействие в какой-либо форме со стороны иных участников судопроизводства или других заинтересованных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную), а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. В частности, на сайтах органов прокуратуры размещается информация о тех процессах, в которых участвовал прокурор, и озвучивается его позиция по делу. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, как одно из следствий, позволяет им обращаться в органы прокуратуры для последующего обращения прокурора в суд в защиту их прав.

В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный, а также смешанный зонально-предметный принципы, в соответствии которыми осуществляется распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных уровней. Эти принципы также имеют определенную специфику проявления деятельности прокурора, связанной с участием в гражданском судопроизводстве.

Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения, распределяется между конкретными работниками по территориальным зонам. Значимость данного принципа с точки зрения гражданского судопроизводства заключается в том, что деятельность прокурора в суде, как правило, зависит от территориальной подсудности дела. То есть в делах, рассматриваемых Волжским районным судом г. Саратова, в основном участвуют сотрудники Волжской районной прокуратуры. Такое разграничение компетенции важно в силу того, что, надзирая за законностью в Волжском районе, указанная прокуратура досконально знает проблемы данного района, и тем самым упрощается их решение посредством судебной защиты.

Наряду с зональным в органах прокуратуры применяется и предметный принцип. Термин "предметный принцип", по сути, происходит от понятия предмета прокурорского надзора и означает такую организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования. Практическая применимость данного принципа заключается в том, что в конкретной прокуратуре создается отдел, в обязанности которого входит представительство в суде, либо данные обязанности закрепляются за конкретными сотрудниками. Таким образом, структурное подразделение, специализируясь на ведении судебной работы, накапливает, обобщает и реализует информацию в рассматриваемой области, что способствует повышению качества правозащитной деятельности прокуратуры.

Таким образом, принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации многообразны и разносторонни, они позволяют более глубоко проникнуть в основу системы прокуратуры, уяснить их деятельность, раскрыть функциональную ценность данного государственного органа. И каждый из этих принципов имеет своеобразное преломление применительно к судебной деятельности прокуратуры.