Мудрый Юрист

Социально-экономические права рабочих в фабричном законодательстве Российской империи *

<*> В статье использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта "Институционализация прав человека в условиях модернизации государства и правовой системы России в начале XX века", выполненного в рамках Программы "Научный фонд НИУ-ВШЭ" в 2013 г., грант N 13-05-0010.

Мустафин Рустам Ринатович, аспирант кафедры теории права и сравнительного правоведения Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

В статье предлагаются различные подходы к понятию фабричного законодательства. Предпринимается попытка определить, какие отношения между рабочими и фабрикантами подлежали правовому регулированию. Исследуется вопрос закрепления фабричным законодательством социально-экономических прав рабочих: на социальное обеспечение, на профессиональные союзы и др.

Ключевые слова: фабричное законодательство, социально-экономические права рабочих, промышленное законодательство.

The social and economic rights of workers in the factory legislation Russian Empire

R.R. Mustafin

The article offers a variety of approaches to the concept of factory legislation. We attempt to determine the relationship between workers and employers which is the subject to legal regulation. We investigate the problem of defining the factory laws of workers' socio-economic rights: social security, the labor unions, etc.

Key words: factory legislation, social and economic rights of workers, industrial legislation.

Одним из важнейших условий формирования гражданского общества в Российской империи являлось развитие института прав человека. Фабричные рабочие в ходе широкого стачечного движения, которое охватило основные промышленные центры страны, на протяжении десятилетий пытались улучшить условия своего труда. Эта профессиональная группа стремилась получить право на объединение в союзы, на организацию обществ взаимопомощи, на сокращение продолжительности рабочего дня, на ограничение поводов для наложения штрафов со стороны администрации предприятия.

Общественность на страницах периодических изданий стремилась привлечь внимание властей к необходимости регулирования наемного труда. Еще в 1878 г. журнал "Вестник Европы" настойчиво рекомендовал правительству безотлагательно принять законодательные меры по регламентации взаимоотношений между трудом и капиталом <1>. Именно в фабричном законодательстве должны были найти свое закрепление некоторые социальные и экономические права рабочих.

<1> Вестник Европы. 1878. Кн. 12. Внутреннее обозрение. С. 834.

В статье предпринимается попытка представить основные подходы к определению фабричного законодательства, ответить на вопрос, каково содержание отношений, которые подлежали его регулированию.

Врач и статистик, видный общественный деятель Е.М. Дементьев считал не совсем верным понимать под фабричным законодательством весь отдел законодательства, которое на Западе носит более соответствующее название "законодательство в защиту рабочих" (Arbeiterschutzgesetzgebung) или трудового законодательства (legislation du travail). Первоначально фабричное законодательство возникло в Англии, где раньше чем где-либо и притом в наиболее острой форме обнаружились последствия новых условий промышленности. Первыми фабричными законами были акты парламента в текстильной промышленности 1802 г. (запрещение труда детей моложе 9 лет и ночной работы детей и подростков до 16 лет; ограничение рабочего времени малолетних до 12 часов и т.д.) <2>.

<2> Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. СПб., 1902. Т. XXXV (69). С. 176, 177.

Исследователь рабочего вопроса Л.Н. Нисселович по поводу названия "фабрично-заводское законодательство" писал следующее: "Объяснить это явление довольно трудно, но надо полагать, что в данном случае наше законодательство платит дань понятиям народа, привыкшего называть некоторые промышленные заведения "заводами", а некоторые "фабриками". Принимая во внимание эти обстоятельства, наше законодательство по этому предмету правильнее называть "заводско-фабричным", хотя можно говорить короче и проще о "фабричном законодательстве" <3>.

<3> Нисселович Л.Н. История заводско-фабричного законодательства Российской империи. СПб., 1883. Ч. I. С. XVIII.

Следует обратить внимание также на тот факт, что фабричное законодательство главным образом регулировало условия труда фабричных рабочих, т.к. стачки последних требовали от государства законодательного вмешательства. В связи с этим первые фабричные акты первоначально распространялись на самые развитые промышленные губернии в Российской империи (Петербургскую, Владимирскую, Московскую).

Сам термин "фабричное законодательство" ближе всего подходит к английскому "Factory Legislation", "Factory Acts" и охватывает следующие группы отношений: 1) регулирование продолжительности рабочего времени в течение суток, в особенности работы несовершеннолетних и женщин; 2) обеспечение праздничного отдыха; 3) обеспечение школьного образования малолетних; 4) предупреждение и устранение условий работы, вредных для здоровья и нравственности рабочих; 5) ограждение рабочих от несчастных случаев, являющихся следствием условий промышленности; 6) обеспечение рабочих, потерявших трудоспособность, а также семейств рабочих, погибших на работе; 7) регулирование отношений работодателей и рабочих по поводу выплаты заработной платы; 8) предоставление рабочим права отстаивать свои интересы, не нарушая общественного спокойствия и государственного благоустройства (рабочие союзы); 9) обеспечение рабочих во время безработицы (страхование от безработицы) <4>.

<4> Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. С. 177.

При регулировании данной группы отношений законодательство постепенно закрепляло права рабочих: на отдых, социальное обеспечение, на профессиональные союзы, возмещение вреда здоровью от увечья, на оплату труда в соответствии с договором, охрану труда, право отстаивать свои интересы в государственных органах.

Согласимся с мнением дореволюционного ученого А.Н. Быкова, что под именем фабричного законодательства подразумевались лишь те законы, которые касались отношений промышленного заведения к рабочему и рабочего к промышленному заведению <5>. Он же определял под фабричным законодательством страны совокупность тех законов, при посредстве которых государство считает необходимым охранять здоровье, материальные и иные интересы рабочего <6>.

<5> Быков А.Н. Фабричное законодательство и развитие его в России. СПб., 1908. С. 5 - 6.
<6> Там же. С. 15 - 16.

Профессор Н.Н. Белявский также отмечает, что фабричное законодательство, называемое им рабоче-охранительным, должно быть направлено на защиту интересов рабочих и стремиться к следующему: 1) ограждению интересов рабочих и устранению поводов для недовольства в их среде; 2) согласованию интересов фабрикантов различных промышленных районов, поставив их деятельность в одинаковые условия конкуренции <7>. Примечательно то, что авторы по полицейскому (административному) праву посвящали фабричному законодательству в своих трудах отдельные главы, отмечая при этом, что именно государство берет на себя заботу о попечении интересов рабочих. Полицейское (административное) право в начале XX в. понималось как внутреннее управление, в сфере действия которого оказывались союзы и собрания (профсоюзы, забастовки), общественное призрение, фабричное законодательство (публичное трудовое право) <8>.

<7> Белявский Н.Н. Полицейское право: Конспект лекций. Юрьев, 1904. С. 300.
<8> Лушников А.М. Становление и развитие науки трудового права и науки права социального обеспечения в России (вторая половина XIX - начало XX в.). Ярославль, 2001. С. 42.

Профессор А.М. Лушников пишет о том, что трудовое право исторически именовалось промышленным, фабричным, фабрично-заводским, рабочим. Например, иногда трудовое право признавалось частью промышленного, но чаще всего они отождествлялись. Частное трудовое право могло именоваться социальным, а публичное - собственно трудовым правом. По его мнению, термины "трудовое", "фабричное" и "рабочее право" могут употребляться как синонимы <9>.

<9> Лушникова М.В., Лушников А.М., Тарусина Н.Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. Ярославль, 2001. С. 9.

Под промышленным же правом подразумевается совокупность специальных норм, определяющих внутренний строй промышленного предприятия и взаимоотношения между входящими в его состав лицами. Этот порядок слагается из двух разнородных элементов: он отчасти устанавливается хозяином предприятия, как его главою и собственником, отчасти же порядок предприятия нормируется государством, и в этой части он составляет предмет юридической дисциплины, именуемой то рабочим, то фабричным законодательством, то промышленным или промысловым, то социальным правом. Под этими названиями излагаются публично-правовые положения закона, касающиеся условий труда фабричных или вообще промышленных рабочих, их охраны и обеспечения. Промышленное право составляет нераздельную смесь норм публичного и частного права <10>.

<10> Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права. М., 1918. С. 1 - 2.

Представители классового подхода к государству и праву рассматривали фабричное законодательство с других методологических позиций.

Фабричное законодательство - это первое сознательное и планомерное воздействие общества на стихийно сложившийся строй его процесса производства, представляет собой столь же необходимый продукт крупной промышленности, как хлопчатобумажная пряжа, сельфакторы и электрический телеграф <11>. К. Маркс называл фабричное законодательство средством физической и духовной защиты рабочего класса <12>.

<11> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1960. Т. 23. С. 492.
<12> Там же. С. 511 - 512.

Возникновение и развитие фабричного законодательства обусловливались экономической и политической борьбой рабочего класса против капиталистической эксплуатации. Фабричное законодательство всех капиталистических стран распространялось, как правило, только на часть трудящихся и содержало многочисленные оговорки, обеспечивающие предпринимателям возможность обхода законов <13>. На взгляд М. Лунца, все фабричное законодательство в Российской империи явилось результатом протеста рабочих масс против невыносимых условий труда, результатом давления рабочего на самого законодателя. Все воздействие рабочего класса на выработку закона происходило косвенным путем - правительство вынуждалось к роли защитника интересов рабочих, опасаясь неблагоприятных последствий стачечного движения <14>. Причем сторонники такого подхода отмечали, что фабричное законодательство практически не изменило в лучшую сторону положение фабричных рабочих, указывая на слабую реализацию их прав в этой сфере, обход фабрикантами законодательных норм в своих интересах, недостатки правил, регулирующих отношения сторон.

<13> Большая советская энциклопедия (БСЭ). Третье изд. М., 1977. Т. 27. С. 176.
<14> Лунц М. Из истории фабричного законодательства, фабричной инспекции и рабочего движения в России: Сборник статей. М., 1909. С. 9, 13.

В работе современного исследователя фабричное законодательство определяется как система нормативных правовых актов, которые издавались специально уполномоченными органами <15>. В другой диссертации под рабочим законодательством понимается система нормативных актов, регулирующих правоотношения, возникающие на основе рабочего (трудового) договора. А под фабричным законодательством - система законодательных актов конца XIX - начала XX в., регулировавших трудовые отношения в промышленности <16>.

<15> Богдан В.И. Становление и развитие фабричного законодательства Российской империи в конце XIX - начале XX в.: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 7.
<16> Васильев Д. Фабричное законодательство России конца XIX - начала XX в.: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 13.

Представляется, что не совсем верно говорить о фабричном законодательстве как о системе нормативных актов, поскольку фабричные акты принимались по различным вопросам. К таким законодательным мерам правительство прибегало, чтобы успокоить стачечное движение рабочих. У государства отсутствовал ясно сформулированный план относительно принимаемых законодательных положений. Некоторые законопроекты десятилетиями не могли получить дорогу в жизнь, как, например, законопроект о возмещении вреда здоровью рабочих. К тому же лишь в 1913 г. был принят Устав промышленного труда - специализированный инкорпорационный акт, в котором целый ряд фабричных законов подвергся минимальной обработке и редактированию <17>. Кроме того, отдельные социально-экономические права так и не были закреплены фабричным законодательством вплоть до октября 1917 г., в частности об отпусках рабочих, о запрещении ночной работы женщин и несовершеннолетних.

<17> Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. М., 2006. С. 22.

Для современников, специалистов в сфере фабричного законодательства, недостатки правового регулирования труда по найму были очевидны. Прежде всего отмечался крайне разобщенный характер норм, регулирующих наемный труд. Идея о необходимости реформы законодательства о труде и о распространении действия промышленного законодательства на сферу применения наемного труда высказывалась в начале XX в. многими, как правительственными чиновниками, так и промышленниками <18>. В связи с этим А.Н. Быков отмечал, что законодательство многих стран постепенно переходит от узкой области фабричных законов к более широкой сфере рабочего законодательства и что в скором времени можно будет говорить о полноценном законодательстве по охране наемного труда <19>.

<18> Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. СПб., 2000. С. 177 - 178.
<19> Быков А.Н. Фабричное законодательство и развитие его в России. СПб., 1908. С. 13.

Определение сферы действия фабричного законодательства в Российской империи вызывало некоторые затруднения на практике. Суть проблемы заключалась в том, что Устав о промышленности был рассчитан на применение в условиях промышленного предприятия и не распространял свое действие, например, на ремесленные заведения. Соответственно, возникала необходимость в разграничении категорий "промышленное" и "ремесленное" заведения.

В законодательстве вопрос решался формально: промышленным считалось такое предприятие, в котором для производства продукции использовались машины. Однако и в ремесленных заведениях все более широкое применение в начале XX в. стал приобретать машинный труд, к тому же характер взаимоотношений мастеров и учеников мало отличался от трудовых отношений, существующих на промышленных предприятиях. Более того, условия труда на мелких ремесленных предприятиях традиционно были гораздо хуже, чем на промышленных предприятиях, а уровень правовой защиты работников по законодательству - гораздо ниже, поэтому вопрос распространения фабричного законодательства на все заведения, применявшие труд по найму, приобретал все большую актуальность <20>.

<20> Хохлов Е.Б. Указ. соч. С. 90.

В начале XX в. предпринимались попытки выделить круг регулируемых фабричными законами отношений. Согласно позиции В. Зомбарта, к фабричным законам можно отнести все законы, направленные на ограничение произвола обеих договаривающихся сторон в области промышленного труда. Это законодательство имеет дело только с трудоспособным рабочим и охраняет его лишь до тех пор, пока он фактически находится в рядах действующей рабочей армии. Интересы рабочего-инвалида защищаются уже другими законами. Заменяя термин "фабричное" (законодательство) термином "рабочее", В. Зомбарт справедливо считает, что с постепенным расширением области охраняемого труда первое название сохранило только историческое значение.

О. Цвиденек-Зюденгорст также строго противопоставлял законодательную охрану рабочего (Arbeiterschutz) законодательному обеспечению (Arbeiterversicherung) рабочих. Законы, охраняющие труд, по его мнению, по существу, являются законами предупредительными. Их главная цель состоит в предупреждении причин, ведущих к ущербу или какому-либо повреждению рабочего. Напротив, законы, регулирующие оказание помощи рабочим, должны быть отнесены к кругу законов по обеспечению и страхованию рабочих <21>. Таким образом, уже в этот период ученые стремились сформулировать предмет отрасли трудового права и права социального обеспечения.

<21> Быков А.Н. Указ. соч. С. 15, 16.

Однако до настоящего времени ряд проблем остаются дискуссионными. Так, в современных работах о становлении фабричного законодательства в России можно встретить утверждение о том, что в результате последовательного развития правового регулирования общественных отношений на базе норм, как частично выделившихся из гражданского законодательства, так и вновь принятых, возникли условия для формирования самостоятельной отрасли дореволюционного российского права - фабричного законодательства <22>. Представляется, что название для отрасли права подобрано не самое удачное. Фабричное законодательство Российской империи являлось скорее отраслью законодательства, которое оформлялось в конце XIX - начале XX в., постепенно расширяя сферу своего регулирования за счет распространения на отношения, вытекающие из условий наемного труда. Фабричное законодательство трудно назвать самостоятельной отраслью права Российской империи, т.к. немало работников по найму (прислуга, государственные служащие, сельскохозяйственные работники, приказчики, работники ремесленных мастерских и др.) были вне сферы его регулирования.

<22> Богдан В.И. Указ. соч. С. 18.

Итак, подведем некоторые итоги. Фабричное законодательство Российской империи можно определить как совокупность нормативных правовых актов, принятых в целях регулирования наиболее важных отношений между рабочими и работодателями: нормирования продолжительности рабочего времени, условий привлечения к труду малолетних, женщин и несовершеннолетних, правил заключения договоров между фабрикантами и др. в период с 1882 г. по октябрь 1917 г.

По мере расширения предмета регулируемых отношений название "фабричное законодательство" перестало отражать специфику принимаемого законодательства, а более точными терминами являлись "рабочее" или "промышленное" законодательство. Значение фабричного законодательства состояло в закреплении некоторых важных социально-экономических прав рабочих: на отдых, на заработную плату в соответствии с договором, вознаграждение за ущерб здоровью от увечья, на социальное страхование и др.