Мудрый Юрист

Проблемы представительной демократии и гражданского общества в воззрениях к.п. Победоносцева *

<*> В статье использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта "Институционализация прав человека в условиях модернизации государства и правовой системы России в начале XX века", выполненного в рамках Программы "Научный фонд НИУ-ВШЭ" в 2013 г., грант N 13-05-0010.

Безрученков Максим Владимирович, студент 3-го курса факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

В статье рассматриваются взгляды выдающегося государственного деятеля, юриста и мыслителя второй половины XIX - начала XX в. Константина Петровича Победоносцева на основные проблемы представительной демократии и гражданского общества в России.

Ключевые слова: представительная демократия, парламент, гражданское общество, государство.

The problems of representative democracy and civil society in K.P. Pobedonostsev's views

M.V. Bezruchenkov

The article examines views and opinions of Konstantin Petrovitch Pobedonostsev, a prominent statesman, lawyer and thinker of the late 19th - early 20th centurie, on the main problems of representative democracy and civil society in Russia.

Key words: representative democracy, parliament, civil society, state.

Представительная демократия на протяжении длительного времени является одним из значимых факторов и олицетворением ценностей гражданского общества. Институты представительной демократии обеспечивают законные права и выражают интересы различных социальных слоев и профессиональных групп, составляющих гражданское общество. Вышесказанное свидетельствует об актуальности изучения проблемы становления представительной демократии в России как фактора развития гражданского общества.

В рамках данной статьи мы ставим перед собой задачу рассмотреть взгляды видного государственного деятеля, ученого-юриста второй половины XIX - начала XX в. К.П. Победоносцева на проблему становления и развития института представительной демократии, в формировании которого участвовало гражданское общество.

В российской истории было немало политических деятелей - приверженцев идеологии, направленной на поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни. Однако немногие из них имели возможность оказывать столь серьезное влияние на ход политической жизни России, как Константин Петрович Победоносцев (1827 - 1907) - крупнейший государственный деятель, философ, профессор гражданского права, в конце XIX в. ставший основным выразителем охранительной политико-правовой идеологии.

Необходимо заметить, что имя К.П. Победоносцева долгое время ассоциировалось с крайней реакцией, сопротивлением либеральным реформам. Сам он утверждал: "мое имя служит предметом пререкания и соблазна у всех так называемых общественных деятелей" <1>. Однако сегодня в поисках исторического пути для России всерьез заговорили о здоровых началах консервативной идеологии, ее стабилизирующей роли в общественной и политической жизни страны. Наряду с подлинным ренессансом консерватизма иной окрас приобрело также имя К.П. Победоносцева. В настоящее время издаются многотомные собрания его сочинений, известные исследователи консервативной идеологии уделяют все большее внимание его творческому наследию. Так, например, В.Я. Гросул, Г.И. Мусихин, А.Ю. Полунов, А.В. Репников отводят в своих исследованиях весьма значительное место анализу идей и воззрений Победоносцева <2>.

<1> Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996. С. 4.
<2> См., напр.: Гросул В.Я. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000; Мусихин Г.И. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма). СПб., 2002; Полунов А.Ю. К.П. Победоносцев - человек и политик // Отечественная история. 1998. N 1; Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

Как убежденный последователь охранительной идеологии, К.П. Победоносцев считал, что политическое устройство страны, которое сложилось в результате петровских преобразований, не требует серьезных изменений. России, по его глубокому убеждению, необходимы лишь постепенные, эволюционные изменения, которые, в свою очередь, должны учитывать исторический опыт взаимоотношений государственной власти с народом. Он утверждал: "вековой опыт истории всех новых народов показывает, что прочны и действенны только те учреждения, корни которых глубоко утвердились в прошедшем и возникли из свойств народных" <3>.

<3> Победоносцев К.П. Сочинения. С. 182.

Важно заметить, что уже в последней четверти XIX века К.П. Победоносцев решительно выступил против весьма популярных на тот момент идей конституционализма и парламентаризма. Ограничение самодержавия, как и принятие конституции, были охарактеризованы Победоносцевым как "безумные стремления". Широко известно также его крылатое выражение "великая ложь нашего времени", появившееся в 1896 г. в связи с выходом одноименной статьи, в которой автор выступает с жесткой критикой введения парламентаризма в России <4>.

<4> Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

По мнению К.П. Победоносцева, парламент не способен выражать волю и интересы народа, а вопросы, решаемые парламентариями, чрезвычайно сложны, и простой народ не может быть компетентен в их решении. Кроме того, на выборах зачастую побеждает "смелость, самоуверенность в соединении с ораторством и даже некоторой пошлостью, нередко действующей на массу" <5>, а вовсе не честность, опыт и образование. При всех вышеуказанных качествах огромную роль при получении депутатского кресла играют поддерживающие кандидата организации и деньги, которые были вложены в избирательную кампанию. Так, попав в парламент, "народные представители", по мнению Победоносцева, "не стесняются нисколько взглядами и мнениями избирателей, но руководствуются собственным произвольным усмотрением или расчетом, соображаемым с тактикой противной партии" <6>.

<5> Победоносцев К.П. Московский сборник. СПб., 1996. С. 104.
<6> Там же. С. 109.

Разумеется, на парламентариев распространяется, помимо всего прочего, строгая дисциплина их собственной партии, таким образом, при обсуждении наиболее принципиальных вопросов народный представитель несвободен в своем решении и вынужден приводить его в соответствие с позицией всей партии. В результате, пишет Победоносцев, народ получает парламент как "учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей" и министров, которые "столь же безответственны, как и народные представители" и которые вступают во власть не в силу народной воли, а в силу личного или партийного могущества <7>.

<7> Там же. С. 101.

Победоносцев указывает, что парламенты произвольно используют средства государства, "раздают льготы и милости, содержат множество праздных людей за счет народа, - и притом не боятся никакого порицания" <8>. Развивая мысль, он продолжает: "повсюду, кто оказывается сильнее, тот и становится господином правления: в одном случае - счастливый и решительный генерал, в другом - монарх или администратор с умением, ловкостью, с ясным планом действия, с непреклонной волей. При демократическом образе правления правителями становятся ловкие подбиратели голосов, со своими сторонниками, механики, искусно орудующие закулисными пружинами, которые приводят в движение кукол на арене демократических выборов" <9>. В связи с этим Победоносцев делает заключение о том, что процедура выборов выносит во власть не самых достойных граждан: "кто по натуре своей способен к бескорыстному служению общественной пользе в сознании долга, тот не пойдет заискивать голоса" <10>.

<8> Там же. С. 104.
<9> Победоносцев К.П. Сочинения. С. 179.
<10> Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. С. 37.

К.П. Победоносцев уверял, что парламентаризм может привести Россию к большим потрясениям и вследствие ее сложного многонационального состава. В вышеупомянутой статье "Великая ложь нашего времени" Победоносцев указывал, что "национализм можно назвать пробным камнем, на котором обнаруживается лживость и непрактичность парламентского правления" <11>. Каждым отдельным народом, принадлежащим к многонациональному государству, овладевает, по его мнению, чувство нетерпимости к государственному учреждению, соединяющему его в общий строй, и желание иметь самостоятельное управление. "Это происходит не с теми только племенами, которые имели свою историю и, в прошедшем своем, отдельную политическую жизнь и культуру, - отмечает Победоносцев, - но и с теми, которые никогда не жили особою политическою жизнью" <12>. И если неограниченная монархия еще могла примирять подобные требования, как силой, так и уравнением прав под одной властью, - то демократия не может с ними справиться, "инстинкты национализма" служат для нее своеобразным "разъедающим элементом". К.П. Победоносцев иллюстрирует это следующим образом: "каждое племя из своей местности высылает представителей - не государственной и народной идеи, но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти - и к господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все части государства учреждению" <13>. Последствия этого автор "Великой лжи..." считает губительными для России, ведь "государства гибнут из-за распрей партий и власти" <14>.

<11> Там же. С. 48.
<12> Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. С. 50.
<13> Там же.
<14> Соловьев Ю.Б. Начало царствования Николая II и роль Победоносцева в определении политического курса самодержавия. М., 1974. С. 316.

На политические взгляды К.П. Победоносцева серьезно повлияло убийство императора Александра II. Уже в знаменитой речи в Государственном Совете в марте 1881 г. Победоносцев резко осудил проект Министра внутренних дел М.Т. Лорис-Меликова, предусматривавший создание при Государственном Совете своеобразного представительного органа. "Час страшный, и время не терпит, или теперь спасать Россию, или никогда" <15>, - возвещал он Александру III в одном из своих многочисленных писем.

<15> Письма К.П. Победоносцева к Александру III. М., 1925. Т. 1. С. 318.

Более того, Победоносцев решительно выступил против проекта созыва Земского собора, предложенного славянофилами. Для обер-прокурора "самобытный" Земский собор был столь же неприемлем, как "западнический" парламент, поскольку противоречил основам его мировоззрения. В одном из писем Александру III Победоносцев, доказывая необходимость государственной воли со стороны правительства, писал, что "никакое собрание ее не выработает и не даст правительству твердой воли, без которой невозможна деятельность" <16>.

<16> Там же. С. 381.

Подобные убеждения Победоносцева, очевидно, были связаны как с общей политической нестабильностью в пореформенной России, так и с господствующими либеральными настроениями в русском образованном обществе, которое, по его мнению, недостаточно учитывало самобытность русской политической истории. В этих условиях любое подобие парламента могло выступить против императорской власти. У Победоносцева не возникало сомнений в том, что представительный орган открывал двери для либерально настроенных групп граждан, по определению не разделявших консервативно-монархических идей графа С.С. Уварова. Тем самым вместо надежного союзника в лице представительного органа самодержавие могло получить серьезного политического оппонента и даже врага.

Победоносцев являлся сторонником правления "просветленного высокой идеей" меньшинства и всерьез опасался, что с расширением выборности наступит оскудение государственной мысли и вульгаризация мнения в массе избирателей. Еще в конце 70-х годов XIX века он писал Е.Ф. Тютчевой: "теперь невольно навертывается на мысль у всех во всей России - какая страшная вещь самовластие: расшатывается вера в источную власть царскую - против этого ничего не сделаешь, - и тут-то душа спрашивает с ужасом: а затем что станет делать с собой Россия" <17>.

<17> Письма К.П. Победоносцева к сестрам Тютчевым // Новый мир. 1994. N 3. С. 204.

Таким образом, на протяжении многих лет Победоносцев выступал последовательным противником введения парламентской формы правления в России. Развенчивая "Великую ложь...", К.П. Победоносцев указывал на то, что парламент - это самообольщение ума человеческого. "Испытывая в течение веков гнет самовластия и не замечая, что пороки единовластия суть пороки самого общества, которое живет под ним, - люди разума и науки возложили вину бедствия на своих представителей и на форму правления и представили себе, что с переменою этой формы на форму народовластия или представительного правления - общество избавится от своих бедствий и от терпимого насилия" <18>. Однако получилось так, что все осталось на своих местах и на новую форму были перенесены старые привычки и склонности. Исключение составляет лишь то, что при парламентской системе на особом положении находится уже не родовая аристократия, а парламентское большинство. Хотя на фронтоне этого здания и красуется надпись "Все для общественного блага", это не что иное, как самая лживая формула - парламентаризм есть торжество эгоизма, высшее его выражение, где все рассчитано на служение своему "я".

<18> Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С. 55.

Заметим, однако, что К.П. Победоносцев не был убежденным противником представительной формы правления как таковой, полагая, что парламент возможен в некоторых обществах, к которым русское (как и многие другие европейские общества) не относится. "Не всякому быту, не всякой истории, не всякому народу, - утверждал Победоносцев, - свойственны эти учреждения. Они могут в порядке действовать только там, где есть для того условия в быте народном и в учреждениях прежнего времени" <19>.

<19> Победоносцев К.П. Записки по законоведению // Правоведение. 1997. N 1. С. 78.

Абсолютно уникальным историческим феноменом для него выступала политическая система Англии и США, успех парламентаризма в которых был предопределен исторически сложившейся психологией этноса и обстоятельствами развития государства. К.П. Победоносцев пишет: "англосаксонское племя, с тех пор как заявило себя в истории, и доныне отличается крепким развитием самостоятельной личности: и в сфере политической, и в сфере экономической этому свойству англосаксонское племя обязано и устойчивостью древних своих учреждений, и крепкой организацией семейного быта и местного самоуправления, и несравненными успехами. Существенное отличие этого быта состоит в отношении каждого гражданина к государству... Местное управление держится личным, сознательным по долгу, участием местных обывателей в общественном деле. Учреждения административные обходятся без полчища чиновников, состоящих на содержании у государства и чающих от него обеспечения и возвышения. Вот на каком корне сами собою исторически выросли представительные учреждения свободной Англии, и вот почему ее парламент состоит из действительных представителей местных интересов, тесно связанных с землей; вот почему и голос их может считаться в достаточной мере голосом земли и органом национальных интересов" <20>. Индивидуализм "англосаксов" Победоносцев и противопоставлял "прочим народам Европы", которые "образовались и выросли совсем на ином основании, на основании общинного быта" <21>.

<20> Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996. С. 294.
<21> Там же. С. 294.

Как выдающийся политик XIX - начала XX в., К.П. Победоносцев не мог не почувствовать тот определенный момент, когда проблемы и противоречия, пронизывающие Российскую империю, уже нельзя было решить простым изменением государственно-правовых форм. "Консерватизм не противен прогрессу, он лишь требует иного метода его осуществления" <22>, - писал публицист А.Н. Гурьев. Таким образом, серьезные реформы назревали, однако, с точки зрения Победоносцева-консерватора, их необходимо было проводить постепенно, уделяя большое внимание политическому и правовому воспитанию всех слоев российского общества, формированию определенного общественного сознания.

<22> Цит. по: Шафеев А.Ф. Политические взгляды К.П. Победоносцева на проблемы взаимоотношения между государством и обществом // Теория и практика общественного развития. 2011. N 2. С. 86.

Рассуждая о российском гражданском обществе, К.П. Победоносцев в своих сочинениях указывал, что "есть в душах человеческих сила нравственного тяготения, привлекающая одну душу к другой; есть глубокая потребность воздействия одной души на другую. Без этой силы люди представлялись бы кучею песчинок, ничем не связанных и носимых ветром во все стороны. Сила эта естественно, без предварительного соглашения, соединяет людей в общество гражданское" <23>. И издавна эти люди, привыкшие и в личном быту, и в обществе жить и управляться самостоятельно, способны к самоуправлению. "Почерпая силы из земли своей, одушевленные ее духом, сохраняя в себе ощущения души народной, они успевают и в течение веков, и при развитии государственных учреждений осуществить начала самоуправления. Но когда независимо от развития народного духа предпринимается во имя демократических начал насаждение в народе самоуправления новым учреждением по воле государственной власти, нельзя ожидать, чтобы принялось растение, не имея в земле корней, его питающих" <24>.

<23> Победоносцев К.П. Избранное. М., 2010. С. 398.
<24> Там же. С. 460.

Подводя некоторые итоги нашего исследования, заметим, что К.П. Победоносцев уделял особое внимание историческому опыту взаимоотношений власти и народа, а поскольку парламентаризм для России, с его точки зрения, явление чужеродное, то поспешное создание института представительной демократии может обернуться большими неприятностями для всего государства. Кроме того, в своих статьях Победоносцев неоднократно указывает на многочисленные расхождения теории парламентаризма с ее реализацией на практике. Так, при парламентской форме место разумных и способных представителей сословий, работающих на пользу государства, "занимает анонимная власть самых богатых и ловких людей, заискивающих голоса и сующихся вперед". Учреждение, созданное для удовлетворения общественных интересов, на практике становится местом реализации личных интересов разного рода честолюбцев.

С точки зрения К.П. Победоносцева, парламентская форма для России усложняется ее многонациональным составом. Здесь инстинкты национализма "каждого отдельного племени" всегда будут превалировать над общегосударственной идеей, что, в свою очередь, может привести к гибели столь многонационального государства. В то же время заметим, что Победоносцев в своих статьях отмечает и успешные формы парламентской демократии США и Англии. Таким образом, приговор парламентскому строю России, вынесенный К.П. Победоносцевым в конце XIX в., направлен лишь против слепого и поспешного копирования форм управления, которые не согласуются с историческим опытом государства.

Многие наблюдения К.П. Победоносцева кажутся обоснованными и сегодня, в свете более чем векового опыта функционирования представительного органа власти в России, когда при наличии равного избирательного права основная масса населения вытесняется тем не менее из активной политической жизни, происходит разрыв между политикой и моралью, формируется конформистское сознание и гражданская индифферентность. Решением данной проблемы может стать только "рост гражданского общества, отличающегося богатым спектром социальных отношений, противоречий и интересов", а также "развитие общей культуры населения, его социальной активности, что может стать залогом грядущего торжества либеральной демократии" <25>.

<25> Медушевский А.Н. М.Я. Острогорский: демократия и политические партии. М., 1997. С. 38.