Мудрый Юрист

К вопросу о территориальной подсудности требований о пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и их семей, проживающих на территории государств балтии, а также надлежащем ответчике по спору

Зайцев Ф.А., судья Псковского гарнизонного военного суда, судья 5-го квалификационного класса.

Рассмотрены процессуальные вопросы при оспаривании бывшими военнослужащими, проживающими на территории государств Балтии, требований о пенсионном обеспечении.

Ключевые слова: территориальная подсудность, пенсионное обеспечение, надлежащий ответчик.

On the question of territorial jurisdiction requirements on pensions of former military personnel and their families, living in the territory of the Baltic States, as well as the proper defendant in a dispute

F.A. Zaitsev

Discussed procedural issues to challenge former soldiers living in the Baltic States, the requirements on pensions.

Key words: territorial jurisdiction, pensions, proper defendant.

Согласно п. "б" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные названным Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, и их семей.

К числу государств, которые указаны в п. "б" ст. 1 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, т.е. которые не являются участниками СНГ и законодательством которых не предусмотрено осуществление пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей, относятся Латвийская Республика, Литовская Республика и Эстонская Республика.

Статьей 56 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что порядок выплаты пенсии пенсионерам из числа указанных лиц, в том числе в валюте соответствующего государства, определяется Правительством Российской Федерации, исходя из соглашений, заключаемых с названными государствами.

В соответствии с соглашениями между Правительством Российской Федерации и правительствами Латвийской, Литовской и Эстонской Республик <1> Россия взяла на себя обязательства по выплате пенсий, пособий и компенсаций по нормам российского законодательства лицам, указанным в Законе от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. При этом вопросы назначения, перерасчета и определения условий выплаты пенсий и пособий военным пенсионерам решаются отделами социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в указанных республиках.

<1> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Федерации, от 30 апреля 1994 г. (ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 25 ноября 1994 г. N 46-ФЗ); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о порядке предоставления социальных гарантий военным пенсионерам Российской Федерации, постоянно проживающим в Литовской Республике, от 18 ноября 1993 г.; Соглашение между Российской Федерацией и Эстонской Республикой по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Эстонской Республики от 26 июля 1994 г. (ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 137-ФЗ).

Работа по пенсионному обеспечению военных пенсионеров, проживающих в указанных государствах, регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 335 "О порядке выплаты пенсий, компенсаций и пособий пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, проживающим в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, материального обеспечения личного состава отделов социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в этих государствах".

Следовательно, в случае если бывший военнослужащий, проживающий на территории одной из указанных республик, считает нарушенными какие-либо его права на пенсионное обеспечение, то возникает закономерный вопрос: в какой же суд ему обратиться с иском либо с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица отдела социального обеспечения при Посольстве Российской Федерации в этой республике (суды указанных республик или российский суд, а если и в российский - в какой именно).

ГПК РФ по общему правилу предусматривает, что иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации (ст. 28). В соответствии с ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения данного должностного лица.

Местонахождение юридического лица в силу ст. 54 ГК РФ определяется местом его государственной регистрации, которое указывается в его учредительных документах.

В соответствии с п. п. 1, 2 и 15 Положения о Посольстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1497, Посольство учреждается по решению Правительства Российской Федерации в связи с установлением на основании указа Президента Российской Федерации дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств. Посольство является юридическим лицом, которое входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации. Посольство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, названным Положением, нормативными актами и указаниями МИДа России, а также Венской конвенцией о дипломатических сношениях и другими применимыми нормами международного права.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1964 г. N 2208-VI ратифицирована Венская конвенция "О дипломатических сношениях", заключенная 18 апреля 1961 г. в г. Вене (далее - Венская конвенция).

Согласно ст. 31 Венской конвенции дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

a) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

b) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

c) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций...

В ст. 32 Венской конвенции указано, что от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов... может отказаться аккредитующее государство. Отказ должен быть всегда определенно выраженным...

В состав посольства могут включаться в установленном порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений. Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями. Посольство, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания (п. п. 5 и 12 Положения о Посольстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1497).

При таких обстоятельствах суды государств Балтии не имеют юрисдикции для разрешения спора между российским гражданином и отделом социального обеспечения при Посольстве Российской Федерации согласно принципу международного права о государственном иммунитете и, в частности, принципу par in parem non habet jurisdictionem (равный над равными не имеет юрисдикции). К такому же выводу пришел Европейский суд в Постановлении от 21 июня 2011 г. по делу "Зыльков против Российской Федерации" (Zylkov v. Russia), жалоба N 5613/04 (п. п. 26 - 29) <2>.

<2> Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2012. N 3; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 г., утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2012 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Отделы социального обеспечения при посольствах Российской Федерации на территориях республик Балтии осуществляют свою деятельность на основании Положения об отделах социального обеспечения при посольстве (консульском отделе посольства) Российской Федерации в государствах Балтии, утвержденного первым заместителем Министра обороны Российской Федерации М.П. Колесниковым 6 января 1995 г. и согласованного с заместителем Министра иностранных дел С.Б. Крыловым 29 декабря 1994 г., которым определен их статус. Согласно указанному Положению работа по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию военных пенсионеров и членов их семей организуется и осуществляется отделами социального обеспечения в соответствии с требованиями приказов и директив Министерства обороны Российской Федерации на основе двусторонних соглашений и с учетом законодательства страны пребывания. Взаимоотношения отделов с властями страны пребывания согласно Положению направляются и координируются Посольством Российской Федерации. Финансирование расходов на выплату пенсий, социальное обслуживание военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, расходов, связанных с организационным и хозяйственным обеспечением работы отделов, осуществляется за счет средств, выделяемых отделам Министерства обороны Российской Федерации <3>.

<3> Определение Московского городского суда от 18.07.2011 по делу N 33-22326 // СПС "КонсультантПлюс"; URL: http://www.liepaja.mid.ru/doc/OSO.htm; http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/11-buleten_doc_filesfl-1510.pdf.

В соответствии с вышеназванным Положением 14 декабря 1999 г. начальником Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации Г. Олейником утверждена Инструкция по организации работы отделов социального обеспечения при Посольстве (консульском отделе посольства) Российской Федерации в государствах Балтии, в которой определяется порядок и организация работы отделов, предоставления отчетности, взаимоотношений с властями страны пребывания, приема и увольнения сотрудников отделов, приема посетителей по вопросам пенсионного обеспечения и т.д.

Основным актом, регулирующим вопросы исчисления, назначения, перерасчета и выплаты пенсий военным пенсионерам, в Министерстве обороны Российской Федерации являются Методические рекомендации по организации работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию пенсионеров из числа лиц, уволенных с военной службы, и их семей <4>, разработанные Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации для сотрудников министерства, непосредственно осуществляющих деятельность по пенсионному обеспечению. Данный документ официально не опубликован и не носит нормативного характера <5>.

<4> URL: http://www.chernobyl86.ru/spisok/voen/rek_GUVBiF_2000.htm.
<5> URL: http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/5-10-buleten_doc_files-fl-462.pdf; Проблемы пенсионного обеспечения граждан, проходивших службу в силовых ведомствах // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. N 17.

В соответствии с указанными Методическими рекомендациями на отделы социального обеспечения при посольствах (консульском отделе посольства) Российской Федерации в государствах Балтии возлагаются все обязанности районных и областных военных комиссариатов, с учетом особенностей, вытекающих из подписанных с Латвией, Литвой и Эстонией соглашений по вопросам социальной защиты российских военных пенсионеров, проживающих на территориях указанных государств.

Ответственным за работу по социальному обеспечению военнослужащих и членов их семей в государствах Балтии является начальник отдела социального обеспечения при посольстве (консульском отделе посольства) Российской Федерации в соответствующем государстве Балтии.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, в числе полномочий Министерства обороны Российской Федерации закреплены такие, как: реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также организация их пенсионного обеспечения (подп. 43 и 44 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Согласно абз. 3 п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Как уже указывалось, на отделы социального обеспечения возложены функции по социальному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающих в государствах Балтии.

Согласно подп. 20 п. 7 Положения о Департаменте социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 февраля 2008 г. N 77, Департамент осуществляет руководство отделами социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в государствах Балтии.

При таких обстоятельствах отделы социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в государствах Балтии входят в состав посольств в качестве представителей иных федеральных органов исполнительной власти (Министерства обороны Российской Федерации), непосредственное руководство которыми осуществляется Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.

В связи с изложенным судебная практика ориентирует на то, что надлежащим ответчиком (заинтересованным лицом) по предъявленным требованиям будет Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет руководство подчиненными отделами социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в государствах Балтии, а не сами отделы <6>.

<6> Определение Московского городского суда от 18.07.2011 по делу N 33-22326 // СПС "КонсультантПлюс"; Определение Московского городского суда от 22.12.2011 по делу N 33-42647 // СПС "КонсультантПлюс".

Вместе с тем к участию в деле необходимо привлекать Министерство обороны Российской Федерации, поскольку Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации является центральным органом военного управления и не является юридическим лицом. Это полностью соответствует правовой позиции, изложенной в п. п. 18 и 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

Местонахождение Министерства обороны Российской Федерации и его центрального органа военного управления - Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации находятся в территориальной юрисдикции Пресненского районного суда г. Москвы (123242, г. Москва, ул. Зоологическая, д. 20). Следовательно, иски (заявления) о пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и их семей, проживающих на территориях государств Балтии, подсудны данному суду.