Мудрый Юрист

Судебному департаменту при верховном суде Российской Федерации 15 лет

Гусев А.В., Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор.

Статья посвящена становлению и развитию Судебного департамента при Верховном Суде РФ, организационно-правовому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции и мировых судей.

Ключевые слова: судебная власть, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, мировые судьи, организационно-правовое обеспечение судов общей юрисдикции и мировых судей.

The article is devoted to formation and development of the Judicial department of the Supreme Court of Russian Federation, organizational-legal support of the activity of courts of general jurisdiction and justice of the peace.

Пятнадцать лет назад на последнем этаже здания Верховного Суда Российской Федерации на улице Поварской появилась небольшая группа людей. За сценой актового зала на всех имелись три крошечные комнаты, один компьютер и телефон. И более чем серьезная задача: создать систему Судебного департамента - вновь образованного федерального государственного органа, который взял бы на себя решение всех проблем организационного обеспечения судов общей юрисдикции. Первое оперативное совещание состоялось в актовом зале, у сцены. Первые рабочие документы печатались на компьютере в порядке живой очереди их исполнителей...

Так начиналась история образования Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Таким мне запомнился первый рабочий день в коллективе весной 1998 года.

На протяжении довольно длительного времени вопросы организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции находились в ведении Минюста России и в силу широкого круга решаемых им задач, по существу, оставались на периферии интересов ведомства. При этом суды, являясь самостоятельной ветвью государственной власти, фактически находились в зависимом положении от своего "куратора", в первую очередь в вопросах финансово-экономических. Даже те небольшие суммы, которые были определены в Федеральном законе от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год", приходилось в буквальном смысле выбивать у исполнительной власти. В ст. 124 Конституции Российской Федерации закреплялись гарантии достаточной финансовой обеспеченности судебной системы, а финансирование судов из федерального бюджета должно было обеспечить возможность полного и независимого осуществления правосудия. Однако на начальном этапе судебной реформы даже государственные гарантии независимости судебной власти носили декларативный характер, оставались под попечительством исполнительной власти. И такое положение сохранялось вплоть до 1998 года.

Энергичное продвижение в правовом поле основополагающих для деятельности судебной системы законодательных актов в этот период перестало подкрепляться необходимой материальной поддержкой со стороны государства, что негативно сказывалось на реализации судебно-правовой реформы, концепция которой была принята в 1991 году. Стала более ясно видна неадекватность сохранившегося механизма организационного обеспечения органов судебной власти ее новому высокому статусу и месту в системе властных институтов России. Необходима была принципиально новая структура организационного обеспечения судов, которая бы получила в свое распоряжение материальные источники и эффективно ими управляла, энергично работала в интересах судов.

В марте 1994 года на III Внеочередном съезде судейское сообщество Российской Федерации выступило за кардинальное изменение подхода к организационному обеспечению деятельности судов и впервые поставило в практическую плоскость вопрос об образовании Судебного департамента. В дальнейшем эта идея получила свое развитие в декабре 1996 года на IV Чрезвычайном Всероссийском съезде судей и обрела законодательное воплощение в статье 31 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Таким образом, само понятие "Судебный департамент" стало легитимным. Главное предназначение вновь создаваемого федерального государственного органа заключалось в том, чтобы он взял на себя решение всех проблем организационного обеспечения деятельности судов, избавил судейский корпус от несвойственных ему функций и забот и вывел суд из архаического состояния на подобающее место в государстве и обществе.

В этих целях, а также в соответствии с конституционным принципом разделения властей по законодательной инициативе Верховного Суда Российской Федерации был принят Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", согласно которому функции организационного обеспечения федеральных судов общей юрисдикции были переданы из системы органов исполнительной власти федеральному государственному органу, действующему при Верховном Суде Российской Федерации. Тем самым впервые в истории современной России на качественно новый уровень поднята организация управления в сфере судопроизводства. Образование Судебного департамента в условиях, когда судебная система переживала кризисное состояние, стало одним из реальных шагов в развитии судебной реформы, в создании условий для независимого и полного отправления правосудия.

Передача от Минюста России новому федеральному органу функций по финансовому, материально-техническому, кадровому, информационному и иному обеспечению судов общей юрисдикции означала не просто смену вывески, а отделение судебной власти от исполнительной, ее автономизацию. По существу, это была практическая реализация конституционного принципа разделения властей. Впервые судейское сообщество получало полномочия по контролю над своим бюджетом. В этом и состояла новаторская по своему замыслу идея о создании федерального государственного органа, работающего в интересах судейского сообщества и под его контролем.

Говоря о становлении системы Судебного департамента, нельзя не сказать о той огромной поддержке, которая была оказана руководителями судебных органов и органов судейского сообщества, в первую очередь Председателем Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедевым и председателем Совета судей Российской Федерации Ю.И. Сидоренко. В стратегическом плане она имела решающий характер.

Теперь идею о создании нового федерального государственного органа предстояло, несмотря на громадные трудности, претворить в жизнь нам, работникам Судебного департамента, в тесном контакте с судейским сообществом. Признаюсь: не все тогда верили, что в той сложнейшей финансово-экономической ситуации, когда не было средств на бумагу и конверты, а в судах отключали за неуплату телефоны и отопление, когда накопилась масса проблем в организационном их обеспечении, удастся найти ключ к решению этих проблем. Работать приходилось в труднейших условиях, если не сказать чрезвычайных.

В целом потребности судебной власти удовлетворялись лишь на треть, государственного финансирования хватало только на выплату мизерной заработной платы судьям. Задолженность федерального бюджета судебной системе достигла астрономической суммы - около миллиарда рублей. На мертвой точке оставался вопрос об увеличении штатной численности судей. Каждое третье здание суда не отвечало элементарным требованиям для отправления правосудия, 162 здания судов находились в аварийном состоянии, а на капитальное строительство впервые в 1999 году было выделено бюджетных ассигнований в объеме лишь 2 млн. рублей, менее 1% от реальной потребности. Ни о каких стандартах правосудия в то время и речи не могло быть. В большинстве зданий судов судьи размещались в одном кабинете по трое - четверо, не хватало залов судебных заседаний, и судьи вынуждены были записываться в очередь, чтобы получить возможность слушать дело в освободившемся зале. В итоге формально открытые судебные процессы превращались в закрытые. Ситуация дошла до того, что тверские судьи выступили в газете с коллективным обращением, в котором заявили, что вынуждены будут сложить с себя полномочия, если исполнительная власть не решит проблем с обеспечением судов всем необходимым для осуществления правосудия.

Вот в такой чрезвычайно сложной обстановке новый федеральный орган начинал работу. По трудовому накалу, по нервным усилиям и напряжению это были особые рабочие дни. На начальном этапе деятельности Судебного департамента, пожалуй, не было ни одного дня, прожитого в размеренном академическом ритме. У нас было ясное понимание: наша повседневная деятельность - это не глубокий тыл судебной системы, а передовая.

На первоначальном этапе работы у нас был сплошной дефицит: финансов, времени, столь необходимого опыта. Но было огромное желание, неуемная энергия вдохнуть живую струю в деятельность нашего ведомства, помочь судам быстрее выйти из кризисной ситуации. Активно формировались структурные подразделения и органы Судебного департамента, шло комплектование штатов специалистами, обладающими необходимой квалификацией в области финансов, экономики, права, управления. Были утверждены положения о структурных подразделениях, об управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. В результате принятых мер уже к концу 1998 года была в основном выстроена система Судебного департамента, сформирована его структура.

В самый кризисный 1998 год Правительство Российской Федерации сократило финансирование судов на 26,2%. Поскольку это откровенно противоречило действующему законодательству, вопрос был вынесен на заседание Конституционного Суда Российской Федерации, который обязал Правительство Российской Федерации восстановить финансирование судов общей юрисдикции. Однако это решение не выполнялось. И тогда, как известно, Президиум Совета судей Российской Федерации пошел на беспрецедентный шаг, обратившись в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с ходатайством о привлечении Министра финансов Российской Федерации к ответственности. И в итоге это привело к принятию Федерального закона от 10 февраля 1999 года "О финансировании судов Российской Федерации". Это была первая и, пожалуй, самая важная победа в интересах российского правосудия, ставшая поворотным моментом в его цивилизованном развитии, укреплении независимости и авторитета судебной власти. Впервые в истории современной России сама судебная власть взяла под контроль обеспечение деятельности судов, что стало одним из наиболее принципиальных завоеваний судебной реформы.

Начался переход к полномасштабной реализации полномочий, возложенных на Судебный департамент Федеральным законом, системному решению наиболее актуальных проблем ресурсного обеспечения деятельности судов.

В 1999 году произошло существенное расширение функций Судебного департамента, диапазона его деятельности, что обусловлено рядом решений Совета судей Российской Федерации.

Актуальными задачами становятся оказание организационно-правовой помощи в становлении института мировой юстиции, информационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества, формирование института администраторов судов.

Приоритетным направлением стала реализация Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации". Несмотря на целый ряд сложностей организационно-правового характера, уже в январе 2000 г. в Брянской области были назначены первые шесть мировых судей. А к концу 2006 года к работе приступили свыше 5 тысяч мировых судей.

Медленно, пока еще в небольших объемах, но финансирование судов стало улучшаться. Поступление финансовых средств позволило решить ряд неотложных проблем: увеличить численность судей и работников аппаратов судов, повысить их социальную защищенность, укрепить материально-техническую базу. Принципиальную роль в этом сыграло принятие по законодательной инициативе Верховного Суда Российской Федерации Федерального закона "О финансировании судов в Российской Федерации", в котором были закреплены важнейшие положения, защищающие финансирование судов из федерального бюджета, вплоть до списания в безакцептном порядке соответствующих средств в случае их неперечисления в установленный срок. Но по-прежнему еще сохранялась тенденция неполного, недостаточного выделения бюджетных средств, обеспечивающих деятельность судов общей юрисдикции. Поэтому на стадии разработки проекта бюджета на 2000 год были внесены предложения в Правительство России о выделении дополнительных ассигнований, которые затем были приняты участниками бюджетного процесса. Это позволило весьма существенно сократить отставание объемов финансирования от реальных потребностей. Одновременно закрепилась тенденция выделения бюджетных ассигнований в полном объеме.

Ценой огромных усилий удалось сдвинуть с мертвой точки решение самой острой проблемы - проблемы развития и обновления инфраструктуры федеральных судов общей юрисдикции. Несмотря на дефицит бюджетных средств, в 1999 году было построено (реконструировано) 34 здания судов, 87 зданий судов капитально отремонтированы. Это был настоящий прорыв после довольно длительного застоя, начало энергичного и масштабного развития материальной базы судов всех уровней.

Важной вехой в дальнейшем развитии судебной реформы, совершенствовании организационного обеспечения деятельности судов стал V Всероссийский съезд судей, состоявшийся в ноябре 2000 г., где впервые Всероссийскому съезду был представлен отчет о деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. На основе анализа деятельности федерального государственного органа за почти трехлетний период был сделан вывод: система Судебного департамента создана и активно функционирует. Судебный департамент становится реальным механизмом, претворяющим в жизнь принципиальные решения органов судейского сообщества по вопросам деятельности судебной системы и осуществления судебной реформы.

Созданный федеральный государственный орган взял на себя решение практически всех проблем организационно-правового, финансового, материально-технического, кадрового и информационного обеспечения деятельности судов, социальной защиты судей. Тем самым была реализована одна из главных задач судебной реформы: поднять на качественно новый уровень организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества.

Мощным импульсом для улучшения материально-технического и ресурсного обеспечения судов стала принятая в ноябре 2001 г. Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 гг., на реализацию которой было выделено более 44,8 млрд. рублей. Именно в это время начался масштабный и целостный процесс совершенствования и обновления российского правосудия, которое в течение довольно длительного времени не имело необходимой государственной финансовой поддержки и материально-технического обеспечения. Поэтому практическая реализация Федеральной целевой программы с самого начала стала для Судебного департамента поручением чрезвычайной важности, нашим постоянным приоритетом.

В рамках Федеральной целевой программы значительно обновлена и обустроена инфраструктура судов. В итоге было приобретено 179 зданий судов, введено в эксплуатацию строительством и комплексным капитальным ремонтом 1056 зданий судов, почти в 2200 зданиях и помещениях проведен текущий ремонт, на три тысячи увеличилось число кабинетов для судей, добавилось 1172 зала судебных заседаний.

В этот период активно началась компьютеризация судов, внедрение новейших информационных технологий. В сфере информатизации нам удалось сделать в сравнительно короткий срок прорыв, я бы даже сказал, своего рода "компьютерную революцию".

Помню, как накануне V Всероссийского съезда судей приехала председатель Ржевского городского суда, чтобы поделиться своей радостью: в суде появился первый, такой долгожданный компьютер. Понять чувства председателя суда было можно. Ведь в то время судебное делопроизводство осуществлялось в судах только вручную и в бумажном виде, а компьютерами старого поколения было оснащено менее четверти рабочих мест судей. Подумалось: вот самая неотложная, самая важная проблема - всеобщая компьютеризация судов. В 2002 году была подготовлена Концепция компьютеризации судов общей юрисдикции, основой, ядром которой стало создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие". В сжатые сроки была осуществлена огромная по масштабам и сложности работа, в ходе которой было задействовано 40 организаций-исполнителей, функционировало 15 межрегиональных центров, в поле зрения постоянно находилось свыше 500 объектов. Начался новый этап в развитии российского правосудия - создание повсеместно системы электронного обеспечения деятельности судов.

Важнейший этап деятельности Судебного департамента по своим масштабам и значимости - практическая реализация Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы. Являясь логическим продолжением первой Федеральной программы, она имеет и существенную особенность. Это прежде всего программа повышения качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

В 2012 году эта Федеральная целевая программа успешно выполнена, в ее рамках реализован крупнейший проект общероссийского масштаба - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие" (ГАС "Правосудие"), уникальная система, не имеющая аналогов в российской практике по количеству информации и по охвату территории.

По сути дела, ГАС "Правосудие" стала воплощением идеи электронного управления и электронного документооборота в системе судов общей юрисдикции. Ее имущественный комплекс насчитывает свыше 100 тыс. компьютеров. Разработаны и действуют 27 подсистем, обеспечивающих автоматизацию всех сторон деятельности судов и системы Судебного департамента.

С введением в эксплуатацию ГАС "Правосудие" решена в основном ключевая задача: создана современная информационная и телекоммуникационная инфраструктура федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, органов судейского сообщества, Дисциплинарного судебного присутствия и системы Судебного департамента.

В единое информационное пространство объединено более 85 тысяч автоматизированных рабочих мест на более чем трех тысячах объектов на всей территории России.

С применением специального программного обеспечения ГАС "Правосудие" автоматизированы процессы:

1756 залов судебных заседаний оснащены комплексами аудио-, видеофиксации и протоколирования хода судебного заседания. Верховные суды республик, краевые, областные и равные им суды обеспечены средствами видеоконференц-связи для проведения процессов в удаленном режиме со следственными изоляторами. Федеральные суды общей юрисдикции оснащены комплектами мобильных комплексов скрытия свидетеля.

Реализовано в полном объеме поручение Президента Российской Федерации о закреплении компетенции Судебного департамента в сфере информатизации судебных участков мировых судей. В июле 2011 г. принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В настоящее время развернут и функционирует интернет-портал мировой юстиции, который включен в состав подсистемы "Интернет-портал "ГАС "Правосудие".

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 681-р в июле текущего года создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие". Это позволит в комплексе, оперативно и эффективно в центре и на местах обеспечивать сопровождение и эксплуатацию ГАС "Правосудие", поддержание ее работоспособности.

Особое внимание было уделено реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", в соответствии с которым Судебным департаментом с применением специального программного обеспечения ГАС "Правосудие" созданы необходимые организационно-технические условия для реализации права граждан и других пользователей на доступ к информации о деятельности судов общей юрисдикции. На сайтах судов в соответствии с нормами Федерального закона реализована возможность обращения граждан в суд в электронном виде. За последние два года поступило свыше 145 тысяч таких обращений.

С сентября 2009 г. работает Российское агентство правовой и судебной информации, учрежденное Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и федеральным государственным унитарным предприятием "РИА Новости".

Судебный департамент за 15 лет своей деятельности превратился в крупное ведомство общероссийского масштаба с разветвленной структурой территориальных органов во всех субъектах Российской Федерации.

Объем финансирования судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента с 3,5 млрд. рублей в 1998 году вырос до 118,4 млрд. рублей в 2013 году. Это позволило поэтапно совершенствовать инфраструктуру федеральных судов общей юрисдикции, на качественно новый уровень поднять материально-техническое обеспечение судов, осуществить всеобщую их компьютеризацию, создать стройную систему социальной защиты судей, кадрового обеспечения судебной системы.

Главный итог работы Судебного департамента в финансовой сфере состоит в том, что даже в условиях кризисных явлений нам удалось не допустить снижения объема финансирования судов, добиться позитивной динамики и тем самым сохранить устойчивое развитие системы судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества.

В рамках Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 гг. построены, реконструированы и введены в эксплуатацию 143 здания и 38 зданий для судов приобретено.

В итоге целевой индикатор и показатель размера общей площади служебных помещений на одного федерального судью (один судебный пристав) сегодня достиг 145 квадратных метров, что существенно выше норматива, установленного федеральной целевой программой - 133,1 кв. м.

Появился у нас в столице и свой прекрасно обустроенный и оборудованный на основе новейших информационных технологий Дом органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия, где созданы все необходимые условия для работы Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, Дисциплинарного судебного присутствия.

Большой объем работ осуществлен в рамках ведомственных аналитических программ "Комплексный капитальный ремонт зданий судов общей юрисдикции" на 2008 - 2010 и на 2011 - 2013 гг. В строй вошло 444 обновленных и оснащенных всем необходимым здания судов. В рамках ведомственной программы до конца 2013 года планируется провести комплексный капитальный ремонт еще 116 зданий.

За минувшие годы существенно обновлено законодательство, направленное на продвижение судебной реформы, введение в правовое поле наиболее эффективных и оптимальных норм деятельности для судов общей юрисдикции. Принципиальное значение для развития российского правосудия имеет принятый в феврале 2011 г. Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", в котором закреплены система судов, порядок их создания и упразднения, компетенция и принципы деятельности, а также урегулированы вопросы финансового и материально-технического обеспечения их деятельности. Основная новелла Федерального закона - введение апелляционной инстанции в судах всех уровней.

Продолжается процесс совершенствования системы судов общей юрисдикции, оптимизации ее структуры. Реформирована система военных судов. Осуществлен комплекс мероприятий по оптимизации системы районных судов путем укрупнения судебных районов, объединения нескольких малосоставных судов в один. В результате за последние пять лет количество малосоставных судов уменьшилось на 270 судов.

Сегодня в России функционируют 83 верховных, краевых, областных и равных им суда, 12 окружных (флотских) военных судов, 2198 районных судов, 105 гарнизонных военных судов, в том числе 5 судов, находящихся в местах дислокации войск за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с федеральным законодательством установлены общие правила реализации права на апелляционное обжалование судебных актов, принятых мировыми судьями и федеральными судами общей юрисдикции.

Сегодня функционируют апелляционные инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных дел в верховных судах республик, областных и равных им судах, а также окружных (флотских) военных судах.

Создана и действует система обеспечения безопасности судей и охраны судов самыми современными техническими средствами защиты.

Совершенно очевидно, что эффективность правосудия во многом зависит от профессионального уровня судейского корпуса. А отсюда вдвойне возрастает роль государственной системы подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов с учетом новых современных требований. И в этом направлении сделаны важные начинания. Судьи, впервые назначенные на должность, в соответствии с федеральным законодательством проходят профессиональную подготовку в течение полугода в Российской академии правосудия. В течение последних двух лет прошли профессиональную переподготовку 1023 судьи, впервые назначенные на должность.

Пожалуй, одно из самых значительных достижений прошедшего пятнадцатилетия - повышение авторитета судебной власти, статуса федерального судьи и государственных служащих, работающих в судебной системе. Создана и действует стройная система социальной защиты, которая в полной мере соответствует тем задачам и той большой ответственности, которая возложена на судейский корпус.

Основные усилия были сосредоточены на оперативном и профессионально грамотном решении вопросов материального обеспечения судей, медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения, обязательного государственного страхования жизни, здоровья, а также имущества - всего спектра социальных прав, которые гарантирует Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

В числе первоочередных проблем социальной защиты судей - создание системы достойного материального их обеспечения, существенное повышение заработной платы.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей о разработке законопроекта по совершенствованию системы оплаты труда судей, включая порядок присвоения квалификационных классов, Минфин России подготовил законопроект, который был доработан с учетом предложений, внесенных Верховным Судом Российской Федерации, Советом судей России и Судебным департаментом. Федеральный закон от 25.12.2012 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" вступил в силу с 1 января 2013 г.

Однако неоправданно низким остается уровень оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции, особенно занимающих младшие государственные должности.

В связи с низким уровнем оплаты труда и большой нагрузкой многие работники аппаратов судов, в том числе имеющие высшее образование и опыт работы, увольняются, выпускники юридических вузов предпочитают работу в иных сферах.

В поле зрения постоянно находятся проблемы медицинского, пенсионного и иного материального обеспечения судей и членов их семей.

Оценивая итоги деятельности Судебного департамента за полтора десятилетия, думается, что у нас есть основания заявить: новаторская по своему замыслу и абсолютно верная идея судейского сообщества о создании федерального государственного органа, который бы взял на себя решение практически всех проблем организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, избавил судейский корпус от несвойственных ему административно-хозяйственных функций, успешно реализована и подтвердила свою жизненность практикой. Теперь все мы воочию видим, насколько своевременно и дальновидно было такое решение, во многом ускорившее ход судебной реформы, поднявшее на качественно новый уровень организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.

Впереди у нас большая и напряженная работа - практическая реализация решений VIII Всероссийского съезда судей, Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", совершенствование модели организационного обеспечения деятельности судов.